Для Ингмара Бергмана молчание Бога выражалось в молчании людском. Будучи мятежным атеистом, он использовал универсальный язык искусства, чтобы спустить экзистенциальные проблемы с небес, вотчины Создателя, на землю. В любви, которой в жизни режиссера было слишком много и одновременно мало, он видел ответ на пустоту, что религия и вера оставляют в душе. Согласно Бергману, обещанное духовное спасение находится у людей в руках, но, чтобы обрести его, недостаточно сплести ладони ради молитвы и ждать.
Спасибо за интересную и приятную статью по одному из моих самых любимых режиссеров.
Хорошая, толковая статья. Хотя я думаю, что образ бога, как паука или как ничто это просто доразвитие лютеранской парадигмы.
Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой, –
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
Ф. И. Тютчев.
Седьмая Печать чуть ли не единственный фильм который я вот вообще не понял.
Но Персона - один из любимейших фильмов вообще. Земляничная Поляна тоже где-то рядом.
УПД. Хотя вот внимательно прочел статью и похоже я все таки понял Седьмую Печать. Хотя, от таких фильмов всегда впечатление что там есть что-то еще, непонятно что. Ровно как "Зеркало" Тарковского кажется жутко непонятным, по факту является, в некотором смысле, простым и понятным фильмом.
Очень хороший пост, бтв.
Странно, что именно Седьмая Печать вызвала затрудения - она, как раз, самая понятная и приземленная, с более явными метафорами. Вот "Земляничная поляна" - это да, это боль, там ещё и цитирование Дали - и.т.п.
Комментарий недоступен
Блин
Спасибо автору за текст, но: «Блаженная пара даже не оглядывается на приближающуюся Смерть, а следует своей дорогой под защитой любви, что гораздо сильнее безразличия создателя.»
Христианское мировоззрение и собственно в самой Библии выражается всего лишь одной формулой: Бог есть любовь. Вроде как далее можно понять что Бог не безучастен(иначе пары бы не было в таком состоянии с точки зрения догматики христиан), а формула наличия зла в мире тоже явно указана в Библии - не стоит задумываться над тем откуда зло и что это вообще такое, потому что объяснив его мы оправдаем его. Это трава, которую никто не сеял, но тем не менее она выросла.
Собственно ад и смерть созданы тоже человеком - странно что большинство рассуждающих не принимают этот факт во внимание.