Почему все современные киногерои до сих пор решают проблемы с помощью насилия

Лонгрид о том, как я пересмотрел «Как приручить дракона» и теперь возмущаюсь неизбежности насилия в кино.

В этом лонгриде:

Надеюсь, вам будет интересно.

Убийство – это плохо, но убийство «плохих» – это хорошо

Если вдруг кто не помнит, в первой части мультфильма «Как приручить дракона» нам показывают противостояние викингов и драконов, которые воюют друг с другом потому что «так заведено». Это главная скрепа викингова мироустройства: драконы – злые по умолчанию, и каждый викинг должен их убивать.

Но вот появляется мальчик Иккинг, который подружился с редким драконом Ночная Фурия. И подружившись, герой понял, что на самом деле и остальные драконы вовсе не злые, они просто хотят кушать, потому и воруют овец. В итоге Иккинг переубедил соплеменников, викинги и драконы стали жить дружно.

Прекрасная сказка, отличный месседж. Если бы не одно но: ближе к концу истории появляется Огромный Злой Дракон (далее по тексту ОЗД), с которым Иккинг и его верный Беззубик героически сражаются и побеждают.

Все счастливы, хэппи-энд.

Но вот вопрос: чем этот самый ОЗД отличается от остальных драконов, с которыми викинги тоже раньше сражались, но теперь подружились? У этого дракона вполне понятная для животного мотивация – он хочет жрать, потому и заставляет остальных драконов приносить ему еду. Это же не какое-то абстрактное, изначальное Злое Зло.

Так почему с этим ОЗД обязательно надо сражаться и убивать его? Чем он хуже?

Авторы мультфильма на протяжении полутора часов показывают, как Иккинг ломает устоявшуюся парадигму внутри общества викингов. Он показывает остальным, что с драконами вовсе необязательно драться, их можно понять и приручить: один боится копченого угря, другой сходит с ума от запаха определенной травы, третий вырубается, если почесать в правильном месте.

Чем при таком научном подходе ОЗД принципиально отличается от остальных чудовищ, кроме как размером? Ну и того, что сценаристам нужен был финальный босс для эпичного сражения, разумеется?

Это же ломает всю заложенную в мультике мораль.

Получается, что насилие и убийство драконов – это плохо, но убийство «плохих» драконов – это хорошо.

Почему все современные киногерои до сих пор решают проблемы с помощью насилия

И если вы сейчас думаете, что я дое*ался до отдельно взятого мультфильма, то это не так (я дое*ался до всех мультфильмов, хе-хе).

В продолжении («Как приручить дракона 2») происходит ровным счетом то же самое.

Есть злодей, который с помощью очередного ОЗД подчиняет своей воле остальных драконов и таким образом управляет ими. Беззубик (ты на размер не гляди, он духом силен) бросает злому альфа-дракону вызов, взламывает его гипнотический вай-фай и переманивает на свою сторону всю армию драконов. Растерянный ОЗД остается в одиночестве, злодей-человек лишился своей драконьей армии, все счастливы.

И что происходит дальше?

Правильно, взбунтовавшиеся против прежнего вожака драконы ху*рят его фаерболами, отламывают бивень и с позором прогоняют в закат.

И снова вопрос: почему нельзя было точно также перевербовать (перевоспитать) и этого ОЗД, чтобы он просто перестал подчиняться злодею-человеку и признал в качестве альфы Ночную Фурию, как все остальные? Почему других Беззубик смог переманить на свою сторону чисто на харизме, но вот конкретно этому дракону надо непременно дать пи*ды?

Насилие в кино и в жизни

Ну и, собственно, мысль, которая во мне созрела после просмотра.

Сегодняшнее общество приучает нас, что физическое воздействие при решении конфликтов – это в корне неправильно и недопустимо, но при этом буквально каждый голливудский блокбастер кричит об обратном.

Каждая мама и каждый воспитатель в саду учат ребенка, что драться с другими детьми – это плохо.

Любая современная книжка про воспитание детей рассказывает молодым родителям, что любое применение физического (равно как и психологического) насилия к детям недопустимо.

Видео по самообороне для чайников на Ютубе непременно начнется с дисклеймера, что если у вас есть возможность избежать драки – избегайте её.

Но при этом любой значимый киногерой рано или поздно прибегает к физическому воздействию на противников. Разумеется, во благо.

Важный уточняющий дисклеймер:

Этот текст не про то, что в кино издавна существует культ насилия. И не про то, почему нам всем такое нравится смотреть. Тут все понятно: старина Фрейд с его Танатосом и Эросом; Пенн и Кроненберг со своей эстетизацией насилия; Тарантино, который снимает так чисто «по приколу». Это всё понятно.

Если интересно, вот гигантский лонг про историю насилия в кино. Он не мой, так что не думайте, это не реклама.

Ну или вот просто ссылка на статью о кинематографическом насилии на Вики, там тоже много любопытного.

Речь не о том.

Для меня возник определенный диссонанс между тем, что нам проповедуют с экранов и тем, что на них действительно показывают.

С одной стороны, вся современная культура и образование, СМИ, психологи, религия осуждают насилие (надо уметь решать конфликты словами, важно учиться слушать и понимать друг друга). С другой – нет ни одного по-настоящему популярного киногероя, который бы решал свои проблемы этими самыми словами (умом, хитростью, убеждением), без применения насилия.

И во всех фильмах, которые, вроде как, несут нам мораль, демонстрируют победу добра над злом и вот это всё про давайте жить дружно, обязательно обнаружится пара-тройка «мокрух» или тяжких телесных.

Вот и в мультфильме, сюжет которого построен на том, что лучше дружить, чем воевать, всё свелось к эпичному сражению в конце между «добрым» и «злым» персонажем, в котором добрый побеждает злого с помощью насилия.

Пёсиков жалко, а мобов-человеков можно не считать

Наверняка я недостаточно тщательно думал, и вы мне сейчас напихаете в комментариях целую панамку вариантов, но я смог вспомнить лишь одну значимую кинофраншизу, где сама концепция главного героя не подразумевает использование насилия как такового: это Дэнни Оушен с его одиннадцатью друзьями.

Почему все современные киногерои до сих пор решают проблемы с помощью насилия

Остальные примеры (даже необязательно из кино) – это либо путь осознания, что насилие не выход, отказ от него непосредственно в процессе насильственных действий (Нео из третьей «Матрицы», The Last of Us part 2, «Игра Эндера», относительно свежий «Всё, везде и сразу»), либо наоборот – это сюжет, в котором отказавшегося от кровавого прошлого героя вынуждают вновь взяться за оружие («Рэмбо», «Великий уравнитель», «Джон Уик»).

Но даже первый вариант, в котором происходит «переосмысление», имеет для меня существенный изъян: прошлые грехи главного героя как-то не особо осуждаются и не имеют последствий, а то и вовсе отменяются последующими сиквелами.

Нео в конце «Революции» отказывается от войны с машинами и жертвует собой, чтобы заключить мир. Но уже в конце «Воскрешения» (да, понимаю, у «Матрицы» три части, никакой четвертой не существует) прилетает вместе с Тринити бить Аналитику е*бальник. И особых угрызений совести по этому поводу не испытывает.

Был в седьмом «Форсаже» Деккард Шоу главным злодеем, ну и был, чё бухтеть-то? Исправился же. Теперь он за хороших парней, ну подумаешь, немного позлодействовал в прошлой части, с кем не бывает. Как говорится, дело в отношении было закрыто.

Киношный Джон Рэмбо так и вовсе до неузнаваемости извратил заложенную в книгу идею. В конце оригинального фильма герой улетает на вертолете в закат финальных титров и уже со старта второй части пачками крошит врагов американской демократии, не особо вспоминая о ПТСР.

Или уже упомянутое игровое кино The Last of Us. Не играл во вторую часть, не знаю, можно ли её пройти без убийств в принципе, но легкий гуглинг на эту тему информирует, что игру можно пройти без убийства... собак.

Оно и понятно: пёсиков-то жалко, а мобов-человеков можно и не считать. Лудонарративный диссонанс он такой.

Осуждение причиненного зла? Не, не слышали

Я не веду речь о 100% кинематографа. Разумеется, есть множество фильмов, в которых главный герой ни разу не поднял ни на кого руку (сложно себе представить обязательное насилие в судебной драме или спортивной комедии), но если мы говорим о популярных остросюжетных историях, в которых герои сражаются со Злом, то применение ими насилия в том или ином виде неизбежно.

Фродо на протяжении 12 режиссерских часов по стелсу пробирается в Мордор, но в конце все равно сбрасывает Голлума в лаву, а не излечивает его от проклятия кольца. Хотя это фэнтези и можно было придумать какое угодно заклинание/волшебство/рояль в кустах, чтобы вновь социализировать Смеагола.

У Бэтмена отличная концепция – не убивать. Ну а то, что после его бросков и болевых каждый второй мелкий бандит гарантировано остается инвалидом до конца жизни – это так, мелочи.

Люк Скайуокер переубеждает отца вернуться на Светлую сторону силы и это отличный пример перевоспитания злодея, но кто считал оставленные Люком по коридорам Звезды Смерти трупы имперских штурмовиков? Которые, вроде как, не такие уж и поголовно плохие парни, если вспоминать историю Финна из новой трилогии.

Так же, как никто не считал ущерб, причиненный Парижу героем Лиама Нисона в первой «Заложнице». Да, ко второй части он пришел к мысли, что насилие порождает насилие, месть порождает месть и не стал убивать очередного глав.злодея, зарыв топор войны. Но что-то я не видел, как Брайан Миллс приносит извинения жителям Парижа (или отбывает срок) за устроенный погром, а его дочь – за то, что разбрасывала гранаты по центру Стамбула в качестве чек-ина для любимого папочки.

В подобных фильмах фактически нет осуждения совершенного зла, переосмысление ценностей происходит на уровне «раньше мы вас не понимали, но теперь понимаем. Так что давайте объединимся и дадим пи*ды по-настоящему плохим парням».

Выходит, вроде как, вывод не в том, что насилие – само по себе плохо, а о том, что оно плохо, когда не выгодно хорошим ребятам.

Не знаю, есть ли для того ощущения, что я пытаюсь сейчас описать, свое умное определение со словом диссонанс в названии (если есть, вы наверняка подскажете в комментариях), но я стал перебирать большие франшизы, которые вроде как про борьбу бобра с ослом, и каждый раз ощущал этот самый диссонанс.

Даже советский мем-кот Леопольд, само воплощение доброты и терпимости, в первой же серии, устав от абьюза со стороны мышей, принимает «Озверин» и включает rage mode.

Вот и получается, что только «Одиннадцать друзей Оушена» годятся в качестве примера истории, в которой персонажи решают проблемы исключительно словами и хитростью, без применения оружия и насилия в принципе (конечно, если отбросить совсем уж детские истории про Чебурашку или медвежонка Паддингтона).

Можно вспомнить что-то типа «Иллюзии обмана», «Бумажный дом» (по крайней мере, в первоначальной задумке Профессора) и прочие «Ограбление по-...» – но слишком уж это нишевые примеры, да и по сути – частные случаи «Одиннадцати друзей», просто менее культовые.

Есть еще «Гарри Поттер» – франшиза, максимально близко подобравшаяся к идее отрицания насилия.

Почему все современные киногерои до сих пор решают проблемы с помощью насилия

Нарцисса Малфой прислуживала Волан-де-Морту, но не сдала Гарри Поттера в «Дарах смерти». Отличный пример того, как Гарри с помощью добра смог пробудить ответное добро, заставил Нарциссу вспомнить, что она в первую очередь любящая мать.

Поттер просто защищался, когда погиб Квиррелл.

Даже во время финальной битвы с Волан-де-Мортом Гарри вроде как не при делах, тот зах*ярил себя сам своей Авада Кедаврой. Вот только Поттер же не тупой, чтобы не понимать: его план – это смерть для противника.

Да, Гарри никого (вроде как) не убивал напрямую и намеренно, Роулинг оставила его руки и совесть чистыми, но в фильмах по ее книгам полно примеров, когда «хорошие» персонажи убивали плохих. Да и не очень плохих тоже – вспомните хотя бы смерть Дамблдора.

¯\_(ツ)_/¯

А, ну и есть еще один парень, который противился любому злу и насилию, но он пару тысяч лет назад вроде как умер. Да и придумали его не в Голливуде.

Почему все современные киногерои до сих пор решают проблемы с помощью насилия

Как-то негусто для всего современного общества с его гуманизмом, неприятием насилия и пропагандой добра, не находите?

Вот таким мне представляется диссонанс, что существует сегодня в большом кино.

С одной стороны общество, пропагандирующее (по крайней мере, на словах) уважение к личному пространству и нетерпимость к насилию, а с другой – пропитанный культом этого самого насилия массовый кинематограф.

И отвечая на вопрос, вынесенный в заг этого поста, не приходит на ум ничего, кроме мема с Козловским, истерично бьющим по рулю авто.

Но крайне любопытно будет понаблюдать, собирается ли общество каким-то образом менять кинематограф в этом отношении.

Возможно, когда Голливуд окончательно решит вопрос дайвёрсити и инклюзивности, нас ждет принятие какого-то нового варианта Кодекса Хейса. И мир станет окончательно похож на фильм «Разрушитель».

Почему все современные киногерои до сих пор решают проблемы с помощью насилия

Или все ограничится появлением нового супергероя, Человека-душнилы, который будет побеждать своих врагов исключительно цитатами из Википедии и судебными исками. Не сильно погружен в мир комиксов, может, такой супергерой давно существует – не зря же придуманы все эти правила №34, №63, №88 и т.д.

А возможно, ничего такого и не будет. И старина Фрейд продолжит посмеиваться, глядя с облаков, как мы дружно продолжаем смотреть Шоу Щекотки и Царапки.

Но если вы спросите моего мнения, а что не так с современными блокбастерами, то я отвечу:

Я бы с превеликим удовольствием сократил экранное время очередной двадцатиминутной CGI-шной драки в пользу красивой обнаженной женской груди. Или пары смешных диалогов. А лучше – и того, и другого.

Но кто я такой, чтобы голливудские продюсеры спрашивали моего мнения, в конце концов¯\_(ツ)_/¯

Спасибо, что прочитали.

163163
390 комментариев

Боевики без насилия
Комедии без шуток
Хорроры без страха
Пицца без бананов

86
Ответить

Сначала ты смотришь кинцо без насилия
Потом смотришь порнуху без баб

52
Ответить

Пицца без ананасов - ЭТО БАЗА!!!!!!!!!!!!!!!!

6
Ответить

Фиксы без фиксиков
Земля без землян

2
Ответить

Комедии без шуток уже давно, очень жаль

1
Ответить

Почему все современные киногерои до сих пор решают проблемы с помощью насилияПотому что это круто, брутально, пафосно и весело

46
Ответить

Ооо
Последний киногерой
Ахуенный фильм

6
Ответить