Концовка у сериала вышла неоднозначной, зрители разделились на 2 группы. Первые называли ее вполне логичной. Основной аргумент состоит в том, что в сериале происходит не порочный круг, а спиралью, поэтому такая концовка вполне возможна.
Вторые(я к ним относился) говорили, что концовка невозможна по 2 причинам. 1) Это все цикл, время нельзя изменить и Клаудия никак не могла сломать цикл. 2) Если Йонас и Марта спасают сына Таннхауса в самом конце сериала, то у Таннхауса не появится мотивации создавать машину времени. А это означает, что Йонас и Марта не появятся и не спасут сына создателя машины времени. То есть создаётся временной парадокс.
Я попытаюсь объяснить причину почему концовка сериала в принципе достаточно логичная, но не потому, что это спираль.
Есть еще третья группа, которая признает что у сериала в части логики, правил таймтревелла и законов мира есть проблемы, но на эмоциональном уровне концовка и сериал в целом перебивает все негативные стороны.
Откуда проблемы с концовкой я не понимаю у людей я не совсем понимаю В сериале вполне конкретно говорится, что циклы, в которых герои живут, существуют и продолжат существовать потому что всегда будет причина и следствие, которые порождают друг друга и подпитываются друг другом.
Однако во время апокалипсиса мир, пространство и время, замирает на одну секунду, время останавливается и можно воспользоваться этим багом, чтобы выскочить из цикла, потому что в остановленном времени причинно следственные связи не образуются. В этот момент вселенная разделяется на два таймлайна, в одном случае персонаж продолжает жить в цикле, потому что он должен оставаться в цикле, у него уже там прописано прошлое и будущее, однако в момент использования бага персонажа как бы распиливает пополам и второй выпадает из предыдущего цикла. Поэтому нам в предпоследней серии внезапно начали рассказывать про кота Шредингера и квантовую механику. В последней же серии Клаудия рассказывает, что она и Ева знали про этот баг и пользовались им. Именно поэтому Ева смогла создать два цикловых таймлайна, в одном Йонаса спасает Марта из второго мира, а в другом Марту останавливает Бартош из второго мира, а Йонас убегает в подвал и становится Адамом. Собственно Клаудия пользовалась этим багом, чтобы в обход причинно-следственным связям в циклах потихоньку изучать как все работает и на каждом цикле скармливать более молодой Клаудии все больше и больше информации, потихоньку пошатывая таймлайн (как говорилось в сериале, по-моему во втором сезоне, большие вещи изменить нельзя, но маленькие вещи можно). В итоге накопилась критическая масса таких "пошатываний таймлайна", которая позволила последней версии Клаудии с помощью указанного бага отправиться в будущее, где Адам уже убил еще не родившегося Безымянного, и рассказать ему про баг и как цикл разрушить. Адам пользуясь багом отправляется еще раз в момент перед апокалипсисом, и вытаскивает Йонаса в зеркальный мир, таким образом к двум существующим циклам-таймлайнам добавляется третий таймлайн, который еще не в цикле, где Йонас не прячется в подвале и не убегает с Мартой, а его забирает Адам. После чего, последние версии Адама и Йонаса оказываются в новом таймлайне, который еще не успел превратиться в цикл, подпитывающий сам себя, поэтому они могли спокойно менять события. Например, взять и вытащить Марту в лето 1986 года. Потому что этой версии таймлайна у нее еще нет будущего, которое бы помешало изменить ее судьбу. В 1986 они лезут в пещеру и дожидаются инцидента - когда Таннхаус из оригинального мира запускает свою машину. Они проникают в межпространство и выходят в туннель оригинального мира, запуская свою машину времени в 1971 год, чтобы помешать сыну Таннхауса разбиться на мосту. Они преуспевают и вся причинно-следственная связь, приведшая к созданию машины и расщеплению оригинального мира исчезает, а поэтому исчезают и все причинно-следственные связи, приведшие Йонаса и Марту в третий мир. Поэтому они косплеят концовку из Шрека 2.
Конечно объяснение очень шаткое и со многими вещами из прошлых сезонов оно не бьется. Но тут надо держать в уме, что создатели после первого сезона вообще большую часть своих планов и наработок выбросили, и начали пилить совсем другую историю во 2&3 сезонах. А после окончания 2-го сезона они сами не могли до конца договориться, мир в котором существуют герои строго детерминирован или не совсем. Отсюда например такие логические качели, когда персонажи постоянно то говорят о том, что цикл нарушить нельзя и все это бесполезно, то наоборот рассуждают о том, что цикл в опасности и надо сделать все, чтобы он сохранился.
На вопрос о том, как цикл вообще предполагает возможность догадаться героям о существовании бага в таймлайне, о существовании третьего мира и т.д., то сериал более чем красочно дает понять, что причинно-следственные связи циклах не контролируют то, что думают герои, равно как и циклу без разницы на мелкие изменения, которые ты можешь в нем совершить, единственное что цикл регулирует - это большие поворотные пункты в истории, в том числе и то, может человек убить себя или нет.
А догадаться о том, что вне цикла должен быть какой-то оригинальный мир с оригинальным таймлайном, из которого кто-то и вмешался в ход времени, создав петлю - не нужно быть гением. А Клаудия в целом персонаж очень и очень смышленый. В отличии от двух малолетних дебилов Адама и Евы, которые решили устроить войнушку за время, при этом даже школу не закончили (оно и видно по их действиям). В общем то по сути, все зарешали олды, пока зумеры срались друг с другом в комментах.
Можно момент в сериале где сказали, что события можно «немножко» изменять?
Вы понимаете, что ваши объяснения на уровне 2+2=4, но если писать 2+2 несколько раз будет, то будет 4.1, потом 4.2, а через несколько сложений вообще 5.
Насчёт пистолета тут не косяк, а есть полноценное объяснение в сцене где Йонас пытается повесится - ты не можешь убить или самовыпилится если есть твоя более взрослая версия. Обязательно что-то остановит тебя или банально пистолет не выстрелит
Да, это классическое объяснение невозможности повлиять на прошлое: все произошло так, как произошло потому, что как бы ты не старался вмешаться в прошлое и что-то изменить, любое твое вмешательство уже отражено в твоем же прошлом. Ульрих хотел убить Хельге, чтобы Хельге не стал тем, кем стал. Результат — Хельге выжил и из-за Ульриха стал тем, кем стал.
Я это понял, тут проблема в том, что какая-то «высшая сила» останавливает пистолет. Претензия только в этом.
А никого не смутила одна деталь? Разве то, что Марта и Йонас видят в потоке времени свои детские воплощения, а те, в свою очередь, видят их - разве это не говорит о том, что они уже совершали раньше эту попытку уйти в исходный мир и все исправить, но поскольку в данный момент снова делают это, то получается эти попытки ни к чему не приводят и цикл нельзя разорвать, как нам всю дорогу и внушали???? Мне кажется самой логичной и цельной концовкой был бы вариант при котором Йонас и Марта телепортируются в исходный мир и становятся причиной аварии в которой погибает семья сына Таунхауса - как итог петля замкнулась, начало и конец соединились (В сериале, кстати почти так и произошло, но почему-то не докрутили...)