Как я на геймдев в Германию поступал. Часть 1

По просьбе некоторых пользователей сайта пишу статью о том, как я смог поступить в немецкий вуз на геймдев и (пока что) не пожалеть об этом.

Предыстория

Мне 30 лет. Я узбекистанец. Успел получить высшее образование, в том числе два магистерских диплома по международной энергетической экономике и деловому администрированию (российский и немецкий). Три года проработал по специальности в крупной нефтесервисной компании, потом ещё год в другой газодобывающей. Всё это в родном Узбекистане.

За четыре года работы я успел сильно разочароваться в выбранном направлении, выгореть и просто морально упасть. Уволился по собственному желанию и начал самостоятельно изучать 3D моделирование. Уже и не помню, почему. Возможно, из-за большого количества рекламы курсов типа XYZ и т. д. как-то смог проникнуться. Да и творческая стезя всегда привлекала меня больше. И вот несколько месяцев после увольнения спустя я просто решил попробовать поступить в европейский вуз на интересующее меня направление. За время работы я успел накопить какие-то гроши, поэтому мог себе это позволить.

Начало

Начало 2022 года. Ковидная пандемия подходит к концу, границы открываются, мировые вузы переходят на оффлайн обучение.

Я решаю выбирать только немецкие вузы, так как обучение в их государственных образовательных учреждениях практически бесплатное, не считая небольших семестровых взносов в 250-350 евро, которые по факту являются платой за студенческие бонусы типа бесплатного общественного транспорта.

Основной платформой для поиска учебных программ для меня стала DAAD. Именно на ней я нашёл две интересующие меня программы:

  1. Cologne Game Lab при Кёльнском университете;
  2. Animation & Game при Дармштадтском университете.

Я подал документы на обе программы. Обе программы на английском языке. Меня больше привлекал Кёльн. Его программа мне показалась более серьёзной и продвинутой. К тому же знаменитая выставка GamesCom проходит именно в Кёльне, и меня привлекала перспектива посетить её. Спойлёр: в Кёльн я так и не смог поступить. Но, тем не менее, никто не мешает мне поехать на выставку из Дармштадта.

Я являюсь иностранцем, поэтому подача документов происходила через uni-assist. Это такая платформа, на которую иностранный абитуриент загружает свои документы, а специалисты uni-assist за отдельную плату оценивают их на пригодность для поступления в вуз Германии и рассылают сами документы и собственное заключение в выбранные абитуриентом вузы.Так как у меня уже есть высшее образование, с этим у меня не было проблем. Насколько знаю, выпускники школ стран бывшего СССР должны пройти годовое обучение в Штудиенколлег для подтягивания собственных знаний до стандартов немецкого среднего образования.

Среди необходимых документов были:

  1. Сертификаты об образовании и допуск к получению высшего образования в Германии. Если у абитуриента есть бакалаврский или магистерский диплом, он уже рассчитывается как допуск на любую бакалаврскую программу. Но в случае с магистерской программой ситуация сложнее. Нужно высшее образование в выбранном направлении и необходимо определённое количество пройденных учебных часов по определённым дисциплинам.
  2. Сертификат о знании языка. Так как обучение на обеих программах проводится на английском языке, нужен сертификат о владении английским языком. Точные требования никто не указывает, но обычно сообщается об эквиваленте немецкому уровню B2. То есть, около 6-7 баллов IELTS минимум. Я сдал экзамен на 7.5, занимаясь самостоятельной подготовкой по материалам, которые мне предоставили друзья.
  3. Мотивационное письмо. В нём нужно было указать, насколько я знаком с геймдев индустрией, что меня привлекает, мой личный опыт и так далее. Также очень важно указать, почему я выбрал именно Германию и именно этот вуз.

Важное замечание: все документы должны быть либо на английском (так как обе программы преподаются на английском), либо на немецком языке. Перевод документов на эти языки должен быть обязательно нотариальным. В моём случае я обратился к нотариальному переводчику в Ташкенте, где все документы были переведены и легально заверены. Но некоторые немецкие вузы требуют перевод присяжным переводчиком. То есть таким, кто получил специальную судебную лицензию на свою деятельность и для перевода должен получить оригиналы документов непосредственно в Германии.

Итак, спустя какое-то время и уничтожив несколько сотен грамм нервных клеток, документы были подготовлены и отправлены. Вскоре был получен ответ от uni-assist: документы в норме и отправлены в выбранные вузы.

Второй этап. Портфолио

Я отправил документы в два универа. У них были немного различные требования к портфолио.

Расскажу вкратце о Cologne Game Lab, куда я не смог поступить. У них задание с портфолио было посложнее. Оно должно было включать, если правильно помню, 5 примеров работ с подробным описанием. Плюс именно в 2022 году нужно было выполнить следующие задания:

  1. На основании предоставленных статей и рассказов описать один день жизни в Метавселенной с критической точки зрения.
  2. Предоставить прототип/концепт игры в Метавселенной.

Над вторым заданием я бился почти месяц, создавая фейковый трейлер игры, которым я очень гордился. К сожалению, абсолютно все наработки были удалены после того, как я не прошёл конкурс.

Теперь расскажу о Дармштадстком университете. У них требования к портфолио попроще. Нужно было предоставить три сэмпла с описанием. Сэмплы могли быть какими угодно: 2D и 3D арт, концепты игр, прототипы, готовые игры, игровые моды, комиксы, настольные игры. Принимается всё. Для прохождения конкурса портфолио необходимо набрать 60 или более баллов. И именно на этом этапе сливается большинство абитуриентов.

Конкурс на этой программе составляет около 10 человек на место (на Кёльнской программе немного больше, кажется). Если поначалу 500-600 человек подают свои документы, то после экзамена портфолио остаётся около 100 счастливчиков.

Я сам чудом набрал 61 балл. О своих работах в портфолио расскажу попозже. Как стало ясно, экзаменационная комиссия ставит более высокие баллы разнообразным портфолио. Например, когда один абитуриент отправляет им 3D анимацию, хорошо готовый прототип игры и хорошо прорисованный комикс на десяток страниц. Или документ, в котором расписывается лор вымышленной вселенной с иллюстрациями.

Я недооценивал важность этого экзамена, так как был уверен в собственных художественных способностях. Но в итоге портфолио оказалось однообразным: одна 2D работа и две 3D модели персонажей.

Ссылка на само портфолио ВОТ ЗДЕСЬ.

Окей. Мне повезло и я смог набрать необходимое количество баллов. Переходим к следующему этапу.

Третий этап. Творческий экзамен

Вскоре после объявления оценок за экзамен портфолио были объявлены даты проведения следующего экзамена. Почти все абитуриенты сдавали экзамен физически присутствуя в кампусе, даже иностранцы. Но так как я из Узбекистана, мне было бы очень сложно получить визу. В таких случаях разрешается сдавать экзамены онлайн.

Этот экзамен состоял из двух этапов: короткое тестирование на пространственное мышление и непосредственные творческие задания.

Что входило в тест:

  1. Дана сложная трёхмерная геометрическая фигура. Необходимо выбрать правильную развёртку этой фигуры из предложенных вариантов.
  2. Даны две позы человеческой фигуры. На сколько градусов и в каком направлении необходимо повернуть суставы, чтобы из первой позы получить вторую.

И прочие похожие задания

Для творческой части разрешалось использовать ручки, простые и цветные карандаши. В неё входили следующие задания:

  1. Придумать и расписать концепт игры на данную тему. Каждый получал индивидуальную тему. Мне попался "Ветер". Кроме этого нужно было нарисовать три чёрно-белые иллюстрации и одну цветную, изображающую, как будет выглядеть игра.
  2. Придумать двух персонажей, которые каждый вечер встречаются в баре и описать их отношения. Для каждого персонажа дать характеристики пятью словами. Каждого персонажа нарисовать в черно-белом виде, так же создать цветную иллюстрацию их взаимодействия.
  3. Создать раскадровку анимации. Мне попалось задание с человеком, тянущим что-то из земли, но падающим на попу. 15-20 кадров.
  4. Дано 5 или 6 наборов случайных слов. Из каждого набора выбрать по одному слову и составить небольшую историю с использованием этих слов. История должна иметь классическую пятиактную структуру. Для каждого акта нарисовать иллюстрацию.

На весь экзамен было дано около 5 часов.

Я получил 75 баллов за него.

Четвёртый этап. Интервью.

Через пару дней мне было назначено онлайн-интервью через Зум. Оно заняло 15-20 минут. Общался с тремя экзаменаторами, с которыми позже мне посчастливилось познакомиться лично. Замечательные люди.

Вопросы были примерно следующие (всё на английском):

- Расскажи о себе. Расскажи, что тебя связывает с видеоиграми. Почему ты решил выбрать это направление? Почему именно наш вуз? Знаешь ли ты, что любить играть - это одно дело, а работать - это другое.

- Расскажи о каждой своей работе из портфолио. Что тебя вдохновило? Какие референсы использовал? В каком софте работал? Почему это вещь ты изобразил именно так? Есть ли какая-то бэкстори?

- Есть ли у тебя вопросы к нам?

В целом интервью прошло в очень приятной атмосфере.

Спустя пару недель я получил письмо с приглашением в университет. И тут началась другая сложная история: получение визы в Германию. Эта тема заслуживает отдельной статьи, так как она является очень серьёзной. Важно знать: иностранным студентам необходимо предоставить в посольстве доказательство финансирования. Сумма немаленькая, в 2022 году она составляла около 11 тысяч евро. Эти деньги никто не забирает, они остаются вашими, просто нужно доказать посольству, что у вас есть средства к существованию на год вперёд.

Дополнительная информация.

Уже после зачисления в университет я узнал о существовании дискорд-сервера абитуриентов этой программы, на котором студенты дают советы по подготовке портфолио и так далее. Это достаточно большой сервер, на который подписано около 400-500 человек. Мне кажется, что мне было бы гораздо лучше подготовить портфолио и сдать экзамен, если бы я знал о существовании этого сервера раньше. Ссылка на сервер постоянно меняется, чтобы избежать атак спам-ботов, но я с радостью могу поделиться свежей ссылкой с любым желающим. Просто пишите мне лично.

Об университете и жизни в Дармштадте

Скажу сразу: учиться в Дармштадстком университете - кайф. В этом году на нашу программу поступило 62 человека. Все - очень интересные и талантливые ребята. Я со своими 30 годами жизни являюсь самым старшим студентом, но в Германии на это особо никто не смотрит.

Кампус медиа, где проходит обучение, находится не в самом Дармштадте а в маленьком городке Дибург в получасе езды от Дармштадта и в часе - от Франкфурта. Это очень милый и спокойный городок. Творческая молодёжь, т.е. студенты h_da составляют большую часть населения Дибурга.

Очень серьёзной проблемой является поиск жилья. Так как Дармштадт и Дибург являются студенческими городами, в начале семестра крайне тяжело найти съёмную комнату или комнату в общаге. Поэтому об этом необходимо позаботиться заранее.

Я прожил 2 недели кочуя по разным гостиницам и комнаткам с Airbnb, но мне всё-таки повезло получить через новых знакомых комнату в общаге в двух минутах от медиа кампуса.

И вот немного фотографий самого университета. Часть - мои, часть - из интернета:

Мне бы очень хотелось рассказать побольше непосредственно об университете и учебном процессе, но материала выходит слишком много. Если вы заинтересованы - дайте мне знать.И я буду рад ответить на любые ваши вопросы.

8080
27 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Очень интересно получилось, спасибо за статью! Жду продолжение)

1
Ответить

Спасибо большое за статью!
Специально подписался для того чтобы почитать.

Очень круто будет продолжение увидеть.

1
Ответить

Ты крутой. Жду продолжения

1
Ответить

чел, ты монстр, жду продолжения

1
Ответить

Клёво,рад что получилось) Конечно интересно!

1
Ответить