Окуневская культура - сибирский бронзовый век

<i>Картинка для привлечения внимания к истории Сибири, автор сильно сомневается, что именно так выглядели представительницы окуневской культуры</i>
Картинка для привлечения внимания к истории Сибири, автор сильно сомневается, что именно так выглядели представительницы окуневской культуры

Введение

История сохранила для нас несколько культур бронзового века, существовавших в Сибири. Одной из таких культур является окуневская, она была распространена в Минусинской котловине, на среднем и верхнем Енисее. Эта культура просуществовала почти тысячу лет, с XXVI до XVII века до н.э., оставив после себя богатый археологический материал. Она получила своё название от местности улуса Окунев Усть-Абаканского района на юге Хакасии, где в 1928 г. С.А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры [1].

Об этой культуре собрано уже достаточно много различного материала, и ей посвящено немало книг и научных публикаций. Такой большой массив информации невозможно разместить в одной небольшой статье, поэтому здесь будут вкратце изложены только основные моменты.

<i>7 - окуневская культура</i>
7 - окуневская культура

Антропологический облик и происхождение окуневцев

Население окуневской культуры было смешанного европеоидно-монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного. Причём встречаются как чисто монголоидные черепа, так и типично европеоидные, без каких-либо следов монголоидной примеси [2].

Существуют разные версии происхождения окуневцев. По одной из них, их облик сложился в результате смешения коренного неолитического населения с афанасьевцами - выходцами из Средней Азии и современного Казахстана [1]. По другой версии, их внешний вид сильно зависел от региона проживания. Например, жители Минусинской котловины считаются автохтонами, потомками местного верхнепалеолитического населения [3]. Также существует гипотеза, что их общность сложилась в результате миграции из Прикаспия в Минусинскую котловину европеоидных мужчин-скотоводов, которые вытеснили представителей афанасьевской культуры и смешались с местным монголоидным женским населением [4].

Новейшие антропологические и генетические исследования показывают наибольшее для всей Сибири родство окуневцев с американскими индейцами [5]. Очевидно, что и индейцы, и представители данной культуры имеют общих предков, которые вероятно происходят от населения позднего палеолита.

Поселения

<i>Крепость Чебаки</i>
Крепость Чебаки

Обычно поселения окуневцев не были долговременными. Их находят достаточно редко, и, как правило, с небольшим культурным слоем. Похоже, что они были сильнее привязаны к небольшим каменным укреплениям, расположенным на горах (хакасы называют их све). Всего известно около 45 таких укреплённых поселений, а одной из самых известных крепостей является Чебаки. Длина внешней стены этой крепости составляет 210 метров, а её высота на момент исследования - 1,8 метра [6]. Археологические исследования последнего времени позволили установить, что многие горные крепостные сооружения, были построены именно окуневцами. По большому скоплению остатков жизнедеятельности стало понятно, что они проживали там более длительное время, чем на стоянках в долинах. Све обычно сооружали на горе, имевшей, как правило, скальный выход. На самой вершине выбирался участок, который огораживался стеной со стороны пологого спуска. Стена выкладывалась без связующего раствора из плит песчаника. Во многих случаях наблюдается два пояса стен [7].

<i>Фрагмент стены</i>
Фрагмент стены

Образ жизни и хозяйство

Охота занимала очень важное место в жизни окуневцев. Пожалуй, что ни в одной другой культуре Минусинских степей её роль не была выражена так ярко и отчётливо. Промысловыми животными у них являлись медведь, волк, лось, косуля, марал, кабарга, соболь, лиса, сурок, выдра, рысь. Из зубов животных они изготавливали разнообразные и многочисленные ожерелья, амулеты и украшения нагрудников, а практически все костяные изделия были сделаны из оленя, лося, косули, птиц.

Они практиковали ритуальные захоронения частей диких животных, а на культовых предметах изображали медведя, лося, оленя или волка. Вообще, культ медведя занимал особое место в их жизни. Известны церемониальный жезл, а также обрядовые костюмы, на которых изображён медведь. Из его клыков и когтей делали амулеты, а репродуктивные органы собирали и захоранивали, надо полагать, с ритуальными целями.

Представители окуневской культуры были не только охотниками, но и скотоводами. Причём скотоводству они уделяли времени не меньше, чем охоте. Кости домашних животных редко встречаются в захоронениях, однако их находят непосредственно в поселениях. В ритуальных ямах были найдены шкуры быка, барана, лошади. Культовые стелы часто украшены изображениями антропоморфных существ с рогами коров или волов, а в основании этих стел находят черепа баранов. Среди бытовых рисунков также преобладают фигуры крупного рогатого скота. Всё это говорит о широком развитии скотоводства, в котором преобладал крупный рогатый скот.

Не охотой и скотоводством едиными был сыт окуневский человек. Найденные остроги, рыболовные крючки и иглы для вязания сетей указывают на то, что они занимались и рыбной ловлей [8].

А как у них обстояли дела с сельским хозяйством? Среди археологических находок встречаются каменные мотыги, плиты-зернотёрки, песты и жатвенный медный серп [5]. Наличие таких орудий может говорить о том, что представители данной культуры занимались и земледелием, однако некоторые учёные допускают, что эти предметы имели какое-то иное назначение. Например, ритуальное, или были подарками от обществ, которым земледелие было известно .

Ремёсла

Окуневцы считаются культурой бронзового века не просто так. Известно, что у них была развитая металлургия, и они использовали не только чистую медь, но и бронзу: оловянную и реже мышьяковистую. Причём, для изготовления бронзовых предметов применялась не только ковка, но и литьё, что говорит о довольно продвинутом навыке металлообработки. Из оловянной бронзы они изготавливали ножи, височные кольца, шилья, пронизки, топоры, наконечники копий и прочее [9].

Бронза была дорогим материалом, поэтому для простых изделий, таких как наконечники стрел, топоры и булавы, тёсла, украшения и ритуальные предметы, использовался камень. А из кости изготавливали гарпуны, иглы и т.д.

Представители этой культуры освоили и гончарное дело. Их керамические сосуды плоскодонные, баночной формы и практически всегда у них орнаментирована вся внешняя поверхность, иногда даже дно. Орнаменты выполнены зубчатым штампом или палочкой, которыми наносились шахматные узоры, зигзаги и ямки, по венчику с внутренней стороны выдавливались бугорки [7]. Специалисты отмечают, что на формирование их керамики повлияла не одна, а сразу несколько предшествовавших традиций [10].

<i>Типичная керамика окуневской культуры</i>
Типичная керамика окуневской культуры

Колёсный транспорт

Судя по всему, окуневцам были известны повозки. Они встречаются на наскальных изображениях в южной части бассейна Енисея. Представлены двухколёсные и четырёхколёсные повозки с закрытым и открытым кузовом, с цельными и составными дисковыми колёсами. Для них типично составное дышло из двух жердей. Все повозки предназначены для парной запряжки. Тягловыми животными были волы и коровы. Для контроля над животным использовались петля в носу, ошейник, ярмо особого типа. Конструкция повозок и профильная манера изображения указывают на связь не с Восточной Европой, а с западными районами Центральной Азии и, опосредованно, с Передней Азией [11].

<i>Слева - изображение повозки из кургана Разлив X, справа - её реконструкция</i>
Слева - изображение повозки из кургана Разлив X, справа - её реконструкция

Искусство и верования

<i>Петроглифы</i>
Петроглифы

К этой культуре бронзового века относятся десятки писаниц (петроглифов) с изображениями антропоморфных личин, фантастических хищников, крупного рогатого скота, «пляшущих» людей в ритуальных костюмах. Для этих костюмов характерны высокие головные уборы, украшенные лучами и рогами [12]. Одними из самых известных памятников окуневской культуры являются менгиры Тас Хыз, что переводится как «Каменная девица». Всего известно и описано около 300 таких изваяний [13].

Зачастую у древних культур искусство очень тесно переплетается с верованиями. Окуневцы делали из глины ритуальные курильницы, отличавшиеся наличием небольшого кармашка. Для культовых целей изготовляли различные небольшие предметы из разных материалов. Из них можно выделить стеатитовые стерженьки с человеческой головой на конце и костяные пластины с изображением женщин [7].

<i>Стеатитовый стержень-амулет. Начало II тыс. до н.э.</i>
Стеатитовый стержень-амулет. Начало II тыс. до н.э.

Захоронения

Эта культура представлена в основном погребальными курганными сооружениями. Окуневцы огораживают свои курганы квадратной оградой из поставленных на ребро плит. У них достаточно редки коллективные захоронения. Обычно хоронили одного человека в небольшой, похожей на ящик, погребальной камере, сооруженной из плит песчаника. Такие могилы располагались внутри каменной ограды в определённом порядке. Погребенных укладывали на спину с согнутыми ногами, а под голову подкладывали каменную плитку. Но бывало, что в одном ящике размещали и по два, и по три усопших: одного мужчину и двух женщин. Имеются случаи, когда в ящике с одним погребенным находили несколько черепов. Иногда погребальные ящики надстраивались друг над другом. Встречаются также захоронения в катакомбах [7].

Они ответственно относились к посмертию и достойно снаряжали умершего родственника в последний путь. В их могилах находят керамику, бисер, наконечники стрел, кости животных, а также предметы из бронзы: различные украшения, ножи, иголки, шилья, рыболовные крючки, и прочее. На могильные плиты порой наносились различные изображения животных, личин, растений. А в погребении маленькой девочки плита была украшена изображениями дерева и облака [14].

<i>Захоронение младенца</i>
Захоронение младенца

Нередко встречаются и детские захоронения окуневской культуры. Детей, как и взрослых, отправляли в мир иной не с пустыми руками. Так, при раскопках детского захоронения в могильнике Иткол II были обнаружены остатки двух игрушек. Кукольная голова из камня и что-то очень похожее на голову лошади, вырезанную из рога [15]. А в другой детской могиле были обнаружены останки младенца, который не прожил и года. Ребёнок был похоронен в чём-то вроде колыбели из бересты, рядом с ним лежали восемь миниатюрных человекоподобных фигурок из рога. Некоторые из фигурок имеют внутренние полости и при соприкосновении друг с другом могут издавать шумные звуки, похожие на современные погремушки. Младенец был похоронен в головном уборе, сделанном из 11 небольших медных пластин и двух металлических конусов, скрепленных кожаными шнурками [16].

Заключение

Окуневская культура развивалась в куда более сложных условиях по сравнению с всемирно известными цивилизациями своего времени. Однако и в наших относительно холодных краях люди смогли продвинуться намного дальше примитивной охоты и собирательства. И кто знает, какие ещё неведомые древние культуры скрывает от нас бескрайняя Сибирь?

Список источников:

Автор Алексей Пикалов. Сообщество CatCat.

133133
13 комментариев

Статью сохранил, позже прочитаю.
Байт бубсами моё почтение

42
Ответить

блин, я думал тут нейросетью будет нагенерено картинок, а тут читать надо...
ннеее

11
Ответить

Тема сисек не раскрыта но статью почитал интересно

10
Ответить

Признаюсь честно, я попался на нейробуряточку. Автор хорош

7
Ответить

картинка хорошая, своё дело сделала

4
Ответить

Археология - круто, спасибо за текст.

3
Ответить

Теперь понятно какие картинки нужно вставлять на обложки научных статей.

2
Ответить