Данил Свечков
31 516

Жизнь и (скорая) смерть PS Vita

Даже перспективные гаджеты иногда терпят неудачи.

Поделиться

В избранное

В избранном

Компания Sony на днях объявила, что с марта 2019 года в сервисе PlayStation Plus больше не будут появляться бесплатные игры для PS Vita. Это очередной сигнал о том, что скоро одна из самых мощных портативных консолей современности уйдет в небытие: последние годы именно сервис поддерживал хоть какой-то интерес пользователей к гаджету. Но пока Vita ещё с нами, вспомним, как консоль появилась и почему ей не удалось завоевать рынок.

Глава Sony Corporation Казуо Хираи и PS Vita (тогде ещё называвшаяся NGP)

Смена поколений

Слухи о том, что Sony собирается сделать новую портативную консоль взамен старенькой PlayStation Portable появились ещё летом 2009 года. Они начали распространяться с подачи журналистов Eurogamer, которые сообщили, что по мощности новое карманное устройство от Sony будет сопоставимо с первым Xbox.

Никто ничего не комментировал — лишь в 2011 году на PlayStation Meeting Казуо Хираи, на тот момент работавший главой Sony Computer Entertainment, заявил, что компания действительно всё это время трудилась над карманной консолью нового поколения.

Официального имени у неё тогда ещё не было, только кодовое название NGP, то есть Next Generation Portable (что переводится примерно как «Портативка Следующего Поколения»). Хираи обещал, что новое устройство будет использовать революционную систему управления, технологию дополненной реальности и элементы социального взаимодействия между игроками.

Технические характеристики впечатляли. Помимо четырёхъядерного процессора и мощного графического чипа, новая консоль могла похвастаться пятидюймовым OLED-экраном. Классическая система управления с PSP, основанная на крестовине и кнопках, дополнялась двумя стиками, прямо как на геймпадах «больших» консолей.

Подобно смартфонам, NGP наделили фронтальной и тыловой камерами для игр с дополненной реальностью. Кроме того, у неё было предусмотрено две сенсорных поверхности. Одна на экране, что привычно, а другая — на обратной стороне устройства. Позже это решение оправдает себя в играх вроде Little Deviants, где двигая пальцем по обратной стороне консоли, надо «выдавливать» на игровом поле бугорки.

Также Sony обещали разрешение экрана в четыре раза больше, чем у PSP, а ещё 3G, Wi-Fi, GPS и широкий угол обзора. Тем же летом на E3 2011 Казуо Хираи озвучил официальное название консоли — PS Vita.

Vita — значит «жизнь». Мы уверены, что эта консоль станет первым устройством, которое по-настоящему размоет границу между электронными развлечениями и реальной жизнью, позволяя вам играть и связываться друг с другом так, как этого ещё не было.

Казуо Хираи
глава Sony Corporation

17 декабря 2011 года консоль поступила в продажу в Японии. На запуске было доступно две модели: Wi-Fi Only за 24,9 тысяч йен и 3G/WiFi за 29,9 тысяч иен (примерно 9,9 и 11,9 тысяч рублей по старому курсу).

За первые два дня удалось продать 321 тысячу консолей. Цифра неплохая, если сравнивать с тем, как в свое время стартовала PSP (166 тысяч проданных единиц в первый день), но и не самая выдающаяся, особенно если брать в расчёт главного конкурента «Виты» — 3DS. За первые два дня приставка от Nintendo разошлась тиражом в 371 тысячу экземпляров.

Дальше — хуже. За следующую после запуска неделю общее число продаж «Виты» упало до 74 тысяч единиц. За вторую неделю — уже 42 тысячи. PS Vita оказалась на четвёртом месте по продажам в Японии, уступая не только конкуренту в лице 3DS, но и родственным ей PS3 и PSP.

В феврале с разницей в неделю PS Vita появилась сначала в Северной Америке, а затем и в Европе. К этому моменту продажи в Японии оставляли желать лучшего — 12 тысяч консолей в неделю.

Но и релиз на Западе ситуацию исправить не смог. К примеру, в США за первый месяц было продано всего 200 тысяч приставок. Потом эта цифра упала до 50 тысяч. В ноябре 2012-го, то есть спустя 11 месяцев после релиза, за одну неделю жители Японии купили порядка 187 тысяч 3DS и немногим более 4 тысяч PS Vita.

Со временем Sony перестала сообщать число проданных консолей. Цифры были настолько плохими, что компания принялась «разбавлять» их данными по продажам уже старенькой PSP.

Когда что-то идёт не так

К 2013 году Sony, похоже, окончательно потеряла веру в свою самую передовую карманную консоль и изменила стратегию: ААА-игр поменьше, «инди» побольше. Тем, кто хотел сыграть на PS Vita во что-то дорогое с современной графикой и с сюжетом голливудского блокбастера, предлагалось использовать функцию Remote Play, которая позволяет дистанционно управлять своей PS4.

В 2015 году стало окончательно понятно, что PS Vita «сдалась». В апреле этого года Sony уведомила пользователей о том, что приложение YouTube вскоре станет недоступно для загрузки. В марте другая «радостная» новость: все функции приложения «Карты» и некоторые функции приложения «near» (соцсеть для игроков) будут отключены после следующего же обновления системы. Но главным стало заявление компании о том, что она полностью перестаёт разрабатывать игры для портативной консоли, переводя все свои first-party студии на работу над проектами для PS4.

В июле прошлого года Sony полностью прекратила поддержку приложений «near» и «Прямой эфир с PlayStation». На этом фоне новость о том, что со следующего года карманная консоль останется ещё и без PS Plus, напоминает последний гвоздь в крышку гроба. Но как получилось, что современная портативная приставка, которая могла предложить игрокам много различных возможностей, не добилась успеха? Sony называла только одну причину: широкое распространение смартфонов.

У людей есть мобильные телефоны, играть на которых очень просто. Многие игры там бесплатны, или хотя бы бесплатны поначалу. [...] Я сам большой фанат PlayStation Vita и мы действительно серьёзно поработали, разрабатывая каждый аспект [консоли]. Игры, управляемые сенсорно, весёлые — на этой технологии было основано много проектов с действительно хорошим дизайном. Но кнопки и стики полностью всё меняют. И я надеюсь, как и многие из вас, что культура портативных игр не умрет, хотя атмосфера для них сейчас неблагоприятная из-за доминирования мобильных игр.

Сюхэй Ёсида
президент Sony Computer Entertainment Worldwide Studios

Это заявление покажется спорным, если обратить внимание на то, как продавался главный конкурент «Виты» — 3DS. Очевидно, что причины в чём-то ещё.

Поклонники «Виты», среди которых были и журналисты, приняли слова Ёсиды в штыки. Некоторые из них заявляли, что Sony сама не сделала ничего, чтобы поправить бедственное положение своей консоли: вместо разработки эксклюзивных AAA-проектов компания превратила PS Vita в устройство для удалённой игры на PS4; слабо поддерживала инди-направление и почти игнорировала желание потребителей запускать на «Вите» классические игры c PS1, PS2 и PSP. Однако ситуация всё же немного сложнее. И провал PS Vita вызван даже не каким-то одним фактором, а их совокупностью.

Uncharted: Golden Abyss

Провал PS Vita на старте в Японии эксперты связывают с решением Capcom забрать Monster Hunter из рук Sony и передать Nintendo. В начале двухтысячных игры этой серии продались на PSP десятимиллионным тиражом, став для неё настоящим систем-селлером. Но, к сожалению для Sony, с 2011 года серия начала приносить прибыль другой компании и продавать другие консоли. Одна только Monster Hunter 3 разошлась на 3DS тиражом в 2,6 миллиона экземпляров — PS Vita такой буст на старте точно не помешал бы.

Если забыть про Monster Hunter, бросается в глаза и то, что у PS Vita вообще не было игр, которые могли бы её продавать — только набор не всегда удачных ответвлений от основных серий, выходивших на «больших» приставках: Call of Duty Black Ops: Declassified, Uncharted: Golden Abyss, Resistance: Burning Skies.

Little Deviants

Из-за этого у консоли сформировалась дурная репутация площадки для низкобюджетных спин-оффов, избавиться от который «Вита» так и не смогла. Даже хорошо принятые критиками игры вроде Assassin's Creed III: Liberation или LittleBigPlanet PS Vita дело не поправили.

Другая серьёзная проблема — высокая цена. В России на старте консоль стоила почти 12 тысяч рублей за модель Wi-Fi Only и почти 14 — за 3G/Wi-Fi. В США — 249 и 299 долларов. В Европе 249 и 299 евро соответственно.

Масла в огонь подлило упрямство Sony — компания отказывалась снизить цену даже спустя год после релиза консоли. С этой же проблемой в своё время столкнулась и Nintendo, когда выпустила 3DS, однако она в итоге пошла навстречу фанатам и спустя примерно полгода после релиза скинула цену с 320 долларов до 192, что повысило продажи.

Assassin’s Creed III: Liberation

Но проблема не только в том, что цена была высокой, но и в том, что из-за политики Sony игрокам приходилось выкладывать за обладание «Витой» больше, чем было написано на ценнике. Например, у PS Vita не было встроенной памяти, так что для установки и сохранения игр нужно было докупать специальную карту памяти.

Карта привязывалась к аккаунту игрока и благодаря этому якобы ограничивала пиратство. Но многим пользователям казалось, что истинная её задача — заставить владельцев платить за одну приставку два раза. Ведь стоили карты памяти недёшево — примерно 100 долларов за версию на 32 гигабайта. Это треть стоимости консоли.

В Slim-версии, которая вышла в 2013 году, встроенная память уже была, но всего один гигабайт — явно недостаточно. Persona 4 Golden, например, требовала порядка трёх гигабайт свободного места, так что игрокам всё равно приходилось докупать карты памяти.

Ещё одна возможная причина: PS Vita досталось от Sony меньше внимания, чем она заслуживала. Сама приставка была хорошей, но вот отсутствие ААА-игр и взвешенных решений по продвижению сказались на её судьбе не лучшим образом. А всё потому, что она вышла в неудачное время — в момент между PS3 и PS4, когда все силы Sony были брошены на создание и продвижение своей новой большой консоли.

На сегодняшний момент в мире продано 15,9 миллионов PS Vita и 71,5 миллионов 3DS — победа в войне карманных консолей осталась не за Sony. Однако почти 16 миллионов людей, владеющих «Витой» — это тоже неплохая аудитория, которой надо во что-то играть. Поэтому какие-то игры для консоли по-прежнему выходят: JRPG и визуальные новеллы для азиатского рынка, различное инди для Запада. 15-го марта, например, в Японии станет доступна Attack on Titan 2, а 10 января жители США и Европы получили арканоид Energy Invasion.

Неплохо продавался на PS Vita Minecraft. А подписка на PS Plus позволяла игрокам бесплатно получать такие проекты, как Hotline Miami, Machinarum, Don’t Starve, Limbo, Terraria, Fez, Killzone: Mercenary и Little Deviants. Так будет продолжаться ещё примерно год. Что потом — неизвестно. Планов по развитию консоли у Sony, похоже, нет. Как нет и намерений создавать очередную портативную платформу. А раз для консоли не предвидится никаких «больших» игр, да ещё и старые раздавать перестанут, то и причин её покупать у новых пользователей тоже нет. Это уже можно назвать смертью платформы, пусть и несколько заранее.

Слово Vita в названии консоли означает «жизнь». Иронично, что жизнь у самого устройства, к сожалению, не сложилась.

#истории #sony

Статьи по теме
Как экономить на консольных играх: прикладные и психологические советы
{ "author_name": "Данил Свечков", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","sony"], "comments": 289, "likes": 231, "favorites": 45, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "17190", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } } ]