Память великих завоеваний — безмолвный ужас «Апофеоза войны» Василия Верещагина

Не просто картина, а сильнейшее антивоенное высказывание.

Память великих завоеваний — безмолвный ужас «Апофеоза войны» Василия Верещагина

Прямые лучи палящего солнца выжигают последнюю влагу из раскалённой земли. Откуда-то издали слетаются стаи ворон. В воздухе стоит давящий гул их хриплых голосов. Можно подумать, что это совершенно обыденное явление для этого места, если бы не тень, нежные объятия которой могли бы укрыть от жары уставших путников. Единственное, мало какой путник согласился бы на такое укрытие.

Тень отбрасывает гора из сотен человеческих черепов, сваленных словно памятник прошедшему сражению, вряд ли принёсшему несчастным бойцам победу ни с одной из сторон — общая могила для каждого из них стала невозвратной точкой примирения.

Как известно, война никогда не меняется. Это всегда разрушение смыслов, надежд и — что самое страшное — жизней. Любая война ценой бесчисленных потерянных судеб в завершении не приводит ни к чему, кроме как к заключению мира. Вернее, к заключению надежды на то, что этот мир хоть сколько-то сможет быть актуален.

Уходя на войну, чаще люди не возвращаются. С какими бы бравыми помыслами, патриотическими лозунгами и наивными ожиданиями они не покидали отчий дом, с каждым новым днём, проведённым на передовой, уменьшается шанс вновь увидеть родные стены. Солдаты навсегда остаются на полях сражений, становясь памятным грунтом под ногами будущих поколений.

Память великих завоеваний — безмолвный ужас «Апофеоза войны» Василия Верещагина

Идея и обстоятельства создания картины

Именно о бессмысленном обожествлении насилия, граничащим с необратимостью смерти повествует картина русского живописца Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны». Это одна из самых известных работ мастера, как и одно из важнейших полотен мирового искусства.

Картина была написана в 1871 году в Мюнхене. Там Верещагин находился по приказу Русской императорской армии, прибывая в командировке. В документах по направлению живописца заграницу указывалось, что данное путешествие организовано с целью «предоставить Верещагину возможность привести к окончанию труд, который наглядным образом поможет ознакомить цивилизованный мир с бытом малоизвестного народа и обогатить науку важными для изучения края материалами».

Вряд ли речь здесь велась о германском народе, так как главным организатором поездки был русский военный деятель Константин Петрович фон Кауфман. Да и направлен в поездку Верещагин был после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х.

Портрет генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана 
Портрет генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана 

На ежегодное содержание в три тысячи рублей Василий Васильевич снимал отличную студию и смог временно выстроить для себя специальное здание за городом для занятий на пленэре. Дополнительно художнику предоставлялись средства на издательские расходы. Одним словом, Верещагин полностью существовал на государственные деньги и мог совершенно не переживать о том, что его картины не продавались. В этом банально не было надобности.

Главное условие, которое Верещагин соблюдал во время работы в Мюнхене — на постоянной основе высылал фоторепродукции создаваемых картин организатору поездки.

Картина «Нападают врасплох», холст, масло, год создания 1871 — одна из работ, написанных в период пребывания в Мюнхене 
Картина «Нападают врасплох», холст, масло, год создания 1871 — одна из работ, написанных в период пребывания в Мюнхене 

Как раз одной из таких картин и стал «Апофеоз войны». Полотно с самого начала задумывалось, как часть полноценного военного цикла, но не отдельное произведение. Несмотря на то, что сейчас работу чаще принято воспринимать в отрыве от общего сюжета, она не перестаёт оставаться лишь частью художественной поэмы «Варвары», пусть и самой яркой. Каждая картина поэмы в видении живописца представала главой книги, по порядку рассказывающей о неумолимом течении войны.

В цикл «Варвары» вошли следующие картины: «Высматривают», «Нападают врасплох!», «Окружили, преследуют», «Представляют трофеи», «Торжествуют», и как завершение — «Апофеоз войны».

Цикл «Варвары» наглядно 
Цикл «Варвары» наглядно 

Сюжет поэмы в картинах безнадёжно трагичен. После выслеживания, варвары нападают на отряд русских бойцов, отряд погибает, отрезанные головы солдат доставляют правителю Бухарского эмирата, а затем их выставляются на потеху толпы в Самарканде. В конце цикла Верещагин изображает, что из голов убитых русских воинов варвары сложили пирамиду, подобную тем, что складывались по приказу самаркандского правителя Тамерлана.

Именно поэтому первым названием полотна было «Торжество Тамерлана». По одной из версий при работе над картиной Верещагин вдохновлялся средневековым правителем и полководцем Тамерланом, чьи войска имели традицию оставлять после себя подобные горы человеческих черепов. Например, после набега и разграбления Дели по приказу полководца было обезглавлено около ста тысяч мирных жителей и сложено несколько пирамид. Тюрко-монгольский завоеватель искренне считал, что такие жуткие «сооружения» прославляют его полководческий талант.

Бюст Тамерлана
Бюст Тамерлана

По другой версии Верещагин создал картину «Апофеоз войны» под впечатлением от рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других убитых людей. Первый вариант звучит чуть более правдоподобно. Впрочем, имеет место и сочетание обоих прочтений.

Личность великого мастера

Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце, тогда городе Новгородской губернии, в семье богатого помещика. Его отец был строгим человеком, очень ценил выдержку и дисциплину, а во многом поэтому настоял на том, чтобы все его четыре сына стали военными.

Но если двое из них так и остались служить после окончания учебных заведений, старший Николай и средний Василий ушли со временем в отставку, чтобы заниматься тем, что близко душе. Первый стал основоположником отрасли русского народного хозяйства «масло- и сыроделия» — благодаря чему словосочетание «вологодское масло» до сих пор является гарантом качества — а второй выбрал путь искусства и живописи. Правда этот выбор стоил Василию отношений с отцом, который в одном из частых споров заявил, что если сын осуществит задуманное, может домой не возвращаться. После этого они не видели друг друга никогда.

Василий Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса в возрасте восемнадцати лет 
Василий Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса в возрасте восемнадцати лет 

Поступив в Императорскую Академию художеств, Верещагин проучился там три года с 1860-го по 1863-й, так её не закончив отправился на Кавказ, где провёл ещё один год, часто рисуя с натуры. Своё официальное обучение мастер завершил лишь к 1866 году, вернувшись в Россию, успев до этого отучиться в Парижской академии и ещё раз вернуться на Кавказ для работы с натурой.

Став полноправным художником не только по призванию, но и по образованию, Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора Константина Петровича Кауфмана состоять при нём живописцем во время поездки в Самарканд. Конечно, поездки далеко не туристической.

«Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром», холст, масло, 1869-1870 годы 
«Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром», холст, масло, 1869-1870 годы 

Почти сразу по прибытию в Самарканд Верещагин прошёл боевое крещение, выдержав тяжелейшую осаду цитадели города со стороны шахрисабзских беков, китай-кипчакских племён и местных жителей, недовольных действиями Российской Империи на их территории. Военное прошлое помогло мастеру успешно пережить нападение, и что ещё важнее, проявить отвагу в обороне крепости за что он был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. Награду Верещагин носил с гордостью, несмотря на то что любые другие медали отвергал.

Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели.

Из документа о присвоении ордена
Василий Верещагин с дорогим сердцу орденом
Василий Верещагин с дорогим сердцу орденом

В последующие несколько лет Василий Васильевич параллельно путешествовал и создавал эскизы будущих шедевров. Из-за дотошного отношения к деталям многие считали Верещагина излишне жестоким и даже специально очерняющим заслуги русской армии. Правда, сам художник всегда говорил, что при малейшем воспоминании о тех ужасах, с которыми он столкнулся на войне, у него на глаза набегали слёзы.

Передо мною, как перед художником, война, и её я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действенны ли мои удары – это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады

Из письма В.В. Верещагина П. М. Третьякову

Будучи профессиональным военным он прекрасно отдавал себе отчёт в том, что такое реальные боевые действия. Больше всего Верещагина возмущал тот факт, что из-за посредственных или совершенно глупых решений командиров на фронте гибнут обычные солдаты, тогда как эти же самые командиры в большинстве своём пьют шампанское и гуляют на балах. При том что слава побед исчислялась количеством погибших, а не ценностью сохранённых жизней.

«Побеждённые. Панихида по павшим воинам», холст, масло, 1877 год
«Побеждённые. Панихида по павшим воинам», холст, масло, 1877 год

Именно под впечатлением от личного участия во многих военных операциях в ходе кампании по завоеванию Туркестана в дни военной службы, а также от путешествия в Самарканд в 1869 году, из-под кисти мастера вышла грандиозная «Туркестанская серия». Написанная в Мюнхене последовательность картин по итогу стала одним из величайших достояний мирового искусства. А сам Верещагин записал своё имя в истории живописи, как талантливейший баталист.

Правда, после завершения балканского кризиса Верещагин принял решение не заниматься баталистикой и несколько следующих лет посвятил путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку, Америке. В это время его интересовала личность Наполеона и как следствие мировая живопись получила серию чудесных картин, а литература несколько достойных книг.

Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим

Так о картине высказывался сам Василий Верещагин, своей работой будто напоминая, какой ценой даются военные достижения. Более того, мастер всегда с особым трепетом относился к оформлению рам, стараясь подбирать их индивидуально к каждому из полотен. Также он не упускал возможность наносить на них поясняющие надписи, чтобы лучше передавать собственные переживания смотрящему.

Рама картины дублирует изречение художника 
Рама картины дублирует изречение художника 

Однако главные эмоции и смыслы всегда оставались на холсте. Первое, что бросается в глаза, глядя на картину — гора человеческих черепов, выжигаемая палящим солнцем посреди пустынной местности. Вокруг тёмными неаккуратными пятнами разбросаны вороны, пытающиеся найти остатки плоти для пропитания. А вдали виднеется тонкая цепочка гор, подчёркивающая бесконечность запечатлённого кистью ужаса.

Каждый из элементов картины безмолвен в демонстрации печального итога войны. Это одновременно пугает, поражает и отрезвляет, давая прочувствовать необратимость и немое забвение смерти. Создаётся впечатление, будто Верещагин смог остановить время с помощью холста.

Память великих завоеваний — безмолвный ужас «Апофеоза войны» Василия Верещагина

На большинстве останков видны следы ударов, порезов и вмятин, по которым с медицинской точностью можно предположить характер нанесённых тому или иному солдату травм. Отдельные черепа выражают целый спектр посмертных эмоций.

На них считываются боль, страдание, отчаяние и холодных ужас — всё, что несёт с собой война.

Память великих завоеваний — безмолвный ужас «Апофеоза войны» Василия Верещагина

Кружащие в ярко-голубом небе вороны символизируют смерть, разрушение, ощущение безысходности и скорби. А само небо выступает в роли контраста, лишь подчёркивая остальные детали.

Подобная игра на противоречиях показывает непоколебимость течения времени перед лицом даже самых страшных человеческих конфликтов.

Память великих завоеваний — безмолвный ужас «Апофеоза войны» Василия Верещагина

Завершают образ безжизненные деревья, заметные на общем фоне. Наравне с безмолвным городом и чёрными горами, расположенными на заднем плане, высохшие от жары растения символизируют окончательный уход жизни из этих мест. Война забрала с собой всё — пышную листву деревьев, густую зелёную траву, некогда кипящую городскую жизнь и тысячи человеческих судеб.

В собственном анализе «Апофеоза войны» публицист Владимир Васильевич Стасов отмечал особый символизм Верещагина.

Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества.

В.В. Стасов
Картина в Третьяковской галерее, город Москва 
Картина в Третьяковской галерее, город Москва 

«Апофеоз войны» Василия Васильевича Верещагина по праву считается работой с одним из самых сильных антивоенных посылов в истории мирового искусства. Несмотря на свою жестокость и безжизненность, полотно с огнём в сердце кричит о бессмысленности военных конфликтов и жуткой цене за их завершения. Это очень тяжелая картина для восприятия с моральной точки зрения. Как военный, Верещагин чётко отдавал себе отчёт в том, о чём и для кого он пишет.

Война в любом проявлении никогда не несёт ничего хорошего. За громкими лозунгами, цветами победителям, миротворческими идеями, парадами и ликующей толпой всегда скрываются смерть, горе, разрушенные судьбы и что самое главное — упущенная возможность мирного неба над головой.

Правда, самое страшное даже не это. Истинный ужас апофеоза любой войны достигается тогда, когда в итоге мирное небо остаётся в одиночестве.

Память великих завоеваний — безмолвный ужас «Апофеоза войны» Василия Верещагина

Подписывайтесь на мой DTF-блог, чтобы всегда читать о чём-то интересном! И не забудьте поставить «🔔».

699699
309 комментариев

Пожалуйста, @ИнжОнер Мундак (другого нет по поиску, надеюсь это ты всё же, а нет, дак тоже пожалуйста тебе чел ахах)

44
Ответить
222
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить
6
Ответить

Самое удивительное для меня было значение слова "Апофеоз". Не знаю, как так сложилось, но всегда думал, что это условный "Максимум". Проще путал со словом "Апогей" и больше всего удивило, что не только я

70
Ответить

Апофеоз — обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления.

Я в шоке. Тоже раньше думал, что это синоним высшей точки.

107
Ответить