Как начиналась классическая музыка

Краткая история классической музыки для таких же «чайников», как я.

Как начиналась классическая музыка

Текст взят из книги: «Классическая музыка для чайников», авторы Пог Дэвид, Спек Скотт.

Под классической музыкой в этой публикации понимается пласт музыки, созданной в западной цивилизации за последние несколько сотен лет (не рассматривая при этом недавно возникшие жанры популярной и народной музыки). Это музыка, которая обычно ориентирована на исполнение оркестром либо различными ансамблями.

До недавнего (по историческим меркам) времени люди не делали различий между популярной и классической музыкой. В XVIII–XIX веках была просто музыка, и её любили. Люди ходили на премьеры симфоний, концертов, вокальных представлений или опер точно так же, как мы посещаем сегодня рок-концерты, — чтобы получить удовольствие!

Они радовались, созерцая своих кумиров и вслушиваясь в любимые мелодии. Они приходили в обычной одежде; не пропускали случая выпить и перекусить в буфете и даже позволяли себе громкие приветственные возгласы во время представления, если им этого хотелось.

Классическая музыка была популярной музыкой.

Раньше классическая музыка воспринималась как развлечение. Сегодня же она гораздо менее нам знакома.

«К Элизе» — фортепианная пьеса Людвига ван Бетховена.

Как узнать, люблю ли я классическую музыку?

Не каждое произведение классической музыки перевернет вам душу. И не следует по этому поводу огорчаться.

Прежде всего, некоторые произведения, как мягко выражаются в музыкальных кругах, более «доступны». Они построены на приятных мелодиях, которые мы можем все время мурлыкать себе под нос. Другие же при первом прослушивании звучат как стая диких гусей, затянутая в турбину самолета.

«Experience» — Ludovico Einaudi.

Слушайте то, что вам нравится. Не существует однозначных рекомендаций, прослушивание классической музыки должно доставлять радость. Вопрос в том, как же определить, что доставляет вам радость, а что — нет.

Как начиналась классическая музыка

Музыка существовала еще на заре человечества. Первобытные люди выражали себя в пении, и звуки, которые они исторгали, иногда были музыкальными.

Проходили тысячелетия, и музыка становилась более сложной. Для воспроизведения звуков, которые он не мог спеть, человек изобрел музыкальные инструменты. Трубы и свистки подражали щебетанию птиц и вою ветра; барабаны усиливали звуки бьющихся сердец. Музыкальные гаммы становились более упорядоченными. Создавались гармонии. Музыка появилась на свет.

Существование музыки в палеолите засвидетельствовано открытием нескольких видов инструментов: флейт, свистков, барабанов. Национальный археологический музей, Сен-Жермен-ан-Ле.
Существование музыки в палеолите засвидетельствовано открытием нескольких видов инструментов: флейт, свистков, барабанов. Национальный археологический музей, Сен-Жермен-ан-Ле.

Первые песни были, вероятно, религиозными. Люди, благоговея и трепеща перед природой, пели молитвы и совершали жертвоприношения стихиям. Если завывал ветер, они завывали вместе с ним; если небеса обрушивались на них ливнем, они воспевали его. В песнях они восхваляли своих владык, благодарили за удачную охоту и очищали душу.

Музыка живой природы.

Ритм в музыке возник рано — как отражение ритма ходьбы, пульса или ударов по голове в бою. Танцы были изобретены для умиротворения богов, а во время танцев исполнялась музыка.

В те далекие годы музыка передавалась устно. В некоторых странах Востока она продолжает жить именно таким способом. Понадобились тысячелетия, пока люди придумали, как записывать музыку.

Средние века

Период истории, известный как Средние века, был эрой бедствий, эпидемий и самоистязаний, но, с другой стороны, это было довольно милое и весёлое время. В стенах европейских монастырей монахи создавали систему записи музыки — одно из величайших достижений музыкальной культуры.

Как начиналась классическая музыка

Григоририанские песнопения

Много тысяч лет сочинительской неразберихи минуло, прежде чем нашелся некто, способный записать музыку на бумаге.

Около 600 года нашей эры папа Римский Григорий I «Великий» создал систему, обобщающую все до тех пор употреблявшиеся в церковной среде способы записи музыки. Он получил благодарность потомков за то, что дал нотам буквенные обозначения A, B, C, D и так далее — совсем те же самые, что мы используем сегодня!

Благодаря папе Григорию мы получили в наследство григорианские хоралы: простые, незатейливые мелодии, исполняемые в унисон ватагой парней в балахонах на латинские тексты.

Как начиналась классическая музыка

Монах по имени Гвидо

Гвидо из Ареццо был гениальным монахом, который изобрел многочисленные новшества, такие, например, как пение до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Эта система пения слогов-нот, выдержавшая столетнюю практику употребления оперными певцами и музыкантами всего мира, называется сольфеджио.

Гвидо из Ареццо придумал также новую систему записи музыки, использующую примитивную версию нотного стана, которым мы сегодня пользуемся.

Трудно вообразить, что случилось бы с мировой музыкой без открытий Гвидо из Ареццо.

Как начиналась классическая музыка
Как начиналась классическая музыка
Как начиналась классическая музыка

Но изобретение монахами музыкальной записи было не единственным событием, оказавшим влияние на историю музыки. Нельзя не упомянуть их религиозные обряды, особенно католические мессы. Некоторые из величайших хоровых или оркестровых работ на самом деле были написаны как мессы.

Как начиналась классическая музыка

Католическая месса (или missa по-латыни) получила название от слов, которыми ранее завершались все католические богослужения: Ite, missa est (в приблизительном переводе Все свободны). В каждой мессе или построенной на ее основе музыкальной пьесе встречаются традиционные фразы. Даже если вы не католик, вы все равно, вероятно, слышали некоторые из них раньше. Kyrie eleison «Господи, помилуй!»; Gloria in excelsis Deo «Слава Владыке Небесному»; Credo «Верую»; Sanctus, Sanctus, Sanctus «Свят, свят, свят»; Agnus Dei «Агнец Божий». Если вы вслушаетесь в любую мессу, написанную в период от эпохи Возрождения и до настоящего времени, то обязательно узнаете некоторые из этих слов.

Эпоха Возрождения

Спустя четыре века после кончины Гвидо общество вступило в эпоху, которую мы сегодня называем Ренессансом (возрождение в переводе с французского). Это было время расцвета искусств, бескорыстно поощряемых богатыми покровителями, иногда даже из королевских семейств.

Одним из наиболее знаменитых итальянских композиторов эпохи Ренессанса был Джованни да Палестрина (1525–1594). Фаворит папы Римского, Палестрина стал известен благодаря своим песням, написанным для голоса соло, без инструментального сопровождения. В отличие от григорианских песнопений, музыка Палестрины не исполнялась в унисон (когда все поют одновременно одну и ту же ноту). Напротив, он нашел чудные гармонии, возникающие при наложении одна на другую нескольких независимых мелодий. Его труды стали первыми шагами на долгой дороге, протянувшейся до «Beatles».

Палестрина был непревзойденным сочинителем месс и другой религиозной музыки. Но в то же время композиторы начали искать темы для своих трудов и за церковными оградами. На музыку было положено множество стихотворений нерелигиозного содержания, написанных известными итальянскими поэтами — даже «Ад» Данте.

Рукопись с мессой Жоскена Депре«Missa de Beata Virgine», композитора эпохи Возрождения.
Рукопись с мессой Жоскена Депре«Missa de Beata Virgine», композитора эпохи Возрождения.

Мадригал

Одним из самым популярных светских музыкальных жанров был мадригал — пьеса для трех или более голосов, обычно без инструментального сопровождения. В то время семьи или компании друзей любили собираться вместе, чтобы попеть мадригалы; при этом каждый вел свою собственную партию, возмущенно толкая соседа локтем всякий раз, когда тот брал неверную ноту.

Мадригалы было интересно исполнять, поскольку зачастую в них использовалась специальная техника. Пытаясь придать дополнительный смысл стихам мадригала, композитор писал музыку, подчеркивающую значение слова. Слово вздох, например, он начинал с высокой ноты и плавно переходил к более низкой. Если речь шла о порхающих птичках или резвящихся козочках, композитор выписывал дробь быстрых нот.

Опера завоевывает главные позиции

Композитор Клаудио Монтеверди (1567–1643) жил в период расцвета итальянского Возрождения. Монтеверди привнес в уже популярную форму мадригала непривычные мелодии и инструментальное сопровождение.

Монтеверди был также одним из создателей жанра музыкальной драмы, известного как опера. Подобно многим другим средствам выражения, популярным в эпоху Ренессанса, опера предприняла попытку воссоздать славу древних греков, которые выступали в открытых амфитеатрах под аккомпанемент деревянных духовых и струнных инструментов. Монтеверди с современниками старались воскресить эту форму исполнения современными им средствами. К сожалению, Монтеверди не получил поддержки у сильных мира сего.

Эпоха Барокко

Монтеверди и его последователи вымостили дорогу в новый период истории музыки, известный сейчас как эпоха Барокко.

Как начиналась классическая музыка

Эпоха Барокко (середина XVII — середина XVIII вв.) — время увлечения насыщенностью и вычурностью в искусстве, которое нашло отражение в музыке. Творцы этого периода создавали свои напыщенные произведения, облачившись в кружева и парики с завитушками.

Карусель звуков

Слушая музыку Барокко, вы будете удивлены ее высокой эмоциональностью. Сегодня она воспринимается уже как нечто более или менее привычное, но в те времена человеку, слушающему эти витиеватые звуки, заполнившие собою все, казалось, будто музыка сошла с ума. Композиторы экспериментировали с любыми мыслимыми музыкальными приемами, опрокидывая принятые каноны.

Элементы звукоподражания, популярные в мадригалах эпохи Возрождения, нашли свое место и в музыке Барокко, расширив ее границы. Раньше исполнитель мог спеть несколько ниспадающих по тону звуков, чтобы подчеркнуть слово вздох. Но сейчас композитор использовал тот же прием в инструментальной пьесе, в которой вообще не было вокала. Теперь слушающая аудитория сама, без речевой подсказки, догадывалась о том, что ряд ниспадающих звуков служит для обозначения вздоха. Такая техника звукописи стала одним из основных эмоциональных элементов музыки Барокко.

Короли, церковники и другие

Будь вы молодым музыкантом, живущим в Европе 300 лет назад, сотрудник тогдашней «биржи труда» предложил бы вам на выбор три места работы: королевский двор, дом богатого вельможи либо христианскую церковь.

Все великие композиторы прошлого, чьи имена знаем мы сегодня, именно там и творили. Одним везло больше, другим меньше; многие известные музыканты, жившие на попечении богатых семей, терпели унижения, проводя почти все свое время в работах по дому. В конце концов, о чем хозяин беспокоится больше: о новой мессе или о чистом костюме?

Вот пример: Джузеппе Саммартини (1700–1775) — великий итальянский гобоист, один из создателей первых симфоний, оказавший громадное влияние на молодого Вольфганга Моцарта, который подавал тогда большие надежды. Знает ли кто-нибудь, чем Саммартини зарабатывал на жизнь? Он числился у принца Уэльсского старшим домашней прислуги.

Мне бы хотелось побольше узнать о знаменитых композиторах и их произведениях, да и в целом разобраться в классической музыке, а для этого логично было начать с краткой истории. Следующая публикация на эту тему будет про Антонио Вивальди, итальянскую знаменитость эпохи барокко.

Мой интерес к этой теме вызван простым любопытством, потому что сама я учусь играть на пианино. Моя цель — ознакомиться с самыми известными произведениями выдающихся композиторов, и иметь хотя бы небольшое представление о том, чем они выделяются среди остальных. И я подумала, что кому-нибудь из вас это тоже может быть интересно.

Как начиналась классическая музыка

Вышедшие публикации в данной рубрике:

348348
114 комментария
1000 ₽

Анечка спасибо за галерею

6
Ответить
999 ₽

я тоже музыкант
Ту туту ту ту ту тутутутутуту ту ту ту

18
Ответить
500 ₽

Интересно было читать (и слушать). Спасибо!

17
Ответить
300 ₽

Такое поддерживаем

10
Ответить