Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

В отличие от Famicom, для Game Boy никто не выпустил надувного мужика. Это, конечно, печально, но и без него аксессуаров выходило довольно много. Материал придется разбить на две части; границами будут выпуски новых ревизий Game Boy. Итак, первый исторический период, 1989-1996 годы...

Официальные аксессуары

После выхода успешного гаджета рынок наводняют самые базовые к нему аксессуары: чехлы, павербанки... Так было и с Game Boy. Причем тон задала сама Nintendo. Оригинальная консоль носила маркировку DMG-01 (от Dot Matrix Game). Возникает вопрос, а что же скрывается под другими номерами?..

DMG-02 - обычные стереонаушники под названием, кхм, Stereo headphones. Зато хоть коробочка стильная!

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

DMG-03 - павербанк Rechargable Battery Pack (улавливаете тренд названий, да?). Внутри никель-кадмиевые аккумуляторы. Одного заряда хватает всего на 4-5 часов работы. Аккумуляторы выдерживают около 1000 циклов перезарядки. Получается, альтернативой одному набору батареек станут 3-7 циклов перезарядки. Такой сценарий подходил тем, кто мог спокойно перезаряжать аккумулятор каждый вечер.

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

DMG-04 - кабель для соединения двух Game Boy. На сей раз с названием чуть-чуть покреативили и родили Game Link. Для мультиплеера нужны два Game Boy и две копии игры. Мультиплеер на двоих поддерживало довольно много игр. Вторую жизнь Game Link получил после выхода игр серии Pokemon - ни одна версия игры не содержала всех покемонов, поэтому обмен через Game Link был необходим для полной коллекции. Поддержка Game Link реализована в довольно большом числе эмуляторов.

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

DMG-05 - Battery Case, еще одно решение проблем с батарейками ("Нам бы ваши проблемы!" - говорит Game Gear). На сей раз это только корпус с выходом питания. Четыре батарейки размера C (толстые такие бочонки) для него надо было докупать отдельно. По емкости такой набор в 2.5 раза превышает 4 AA-батарейки, пусть и ценой неслабого веса. Это скорее вариант для долгой дороги, чтобы обеспечить до 100 часов геймплея без розетки и покупки новых батареек.

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

DMG-06 - мягкий мешочек для переноски консоли. Традиция не умничать с названием продолжилась - он называется просто Soft Case. Кстати, это один из самых редких официальных аксессуаров для Game Boy.

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

DMG-07 - мультиплеерный адаптер на 4 игроков под названием, как несложно догадаться, Four Player Adapter. Чтобы устроить заруб, вам потребуется 4 Game Boy, 3 кабеля Game Link (четвертый намертво впаян в сам адаптер) и 4 копии игры (а еще три портсигара отечественных). Особой популярностью он не пользовался (интересно, почему?..), и больше половины игр с его поддержкой выходили только в Японии. Эмулировать Four Player Adapter в настоящее время умеет только GBE+.

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

И, наконец, DMG-08 - Cleaning Kit. Набор для чистки контактов Game Boy и картриджа. Приблуда для чистки консоли похожа внешне на картридж, а для картриджей - пластиковая щеточка. На задней части коробки нарисовано, как чистить разъемы.

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

Ярче, больше, громче!

Всякие щеточки-мешочки производили все, кому не лень. Но некоторые шли дальше и пытались максимально улучшить слабые стороны Game Boy - размер экрана и отсутствие подсветки. Подход выбирали лобовой - линзу и фонарик.

Например, Light Boy представлял собой комбинацию пресловутых линзы и фонарика. Ему нужны были еще 2 батарейки АА.

Light Boy. Говорят, его можно было встретить и в России.
Light Boy. Говорят, его можно было встретить и в России.

Были и обвесы, превращавшие Game Boy в настоящего монстра! Например, Handy Boy, изготовленный компанией, кхм, STD. К счастью, продавался он под брендом Joyplus. Продвигаться на англоязычных рынках под брендом STD - это то же самое, как у нас зарегистрировать ООО "ЗППП".

Handy Boy
Handy Boy

Handy Boy - это подсветка, линза, дополнительные динамики и нашлепка, превращающая крестовину в стик и увеличивающая кнопки. Странно играть в Game Boy на стике, но, видимо, были фанаты. Получившийся чебурашка питается либо от собственных батареек, либо от батарейного отсека Game Boy. В последнем случае приходится сидеть особенно смирно, ибо два контакта норовят отойти при каждом дуновении.

Они все-таки поставили логотип STD в рекламе!
Они все-таки поставили логотип STD в рекламе!

Примерно те же возможности предоставлял BoosterBoy от компании Saitek. Динамики, фонарик, линза и стик. В BoosterBoy можно было установить 4 батареи размера C, от которых питались и он сам, и консоль. Интересен тут его форм-фактор - консоль вкладывается внутрь, будто залезает в экзоскелет. Взгляните, какая няшка! Серые ушки по бокам - это динамики.

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

Но это все полумеры. Hyperboy от Konami превращал портативную консоль в настоящий настольный аркадный автомат!

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

Набор функций все тот же, но здесь они выполнены максимально стильно. И аркадный стик полноразмерный с нехилым набалдашником, а не пипочка под большой палец! Да и в целом Hyperboy сделан для взрослых людей с нормальными руками (передаю большой привет компании SNK - их NeoGeo Mini на фото справа).

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

Barcode Boy

В 1992 году компания Namcot выпустила первый сканер штрих-кодов для Game Boy. Слово boy в названии периферии уже стало стандартом, поэтому Namcot тоже умничать не стали и окрестили продукт Barcode Boy. Он, кстати, работает только с оригинальными DMG-01 - предположительно из-за того, что у последующих ревизий напряжение на последовательном порту чуть ниже.

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

Поддерживают Barcode Boy всего пять игр. Две без него совсем неиграбельны и продавались в комплекте с устройством: Battle Space и Monster Maker - Barcode Saga. Еще для трех штрих-коды служат лишь дополнением: Kattobi Road, Family Jockey 2 и Famista 3. Английской локализации ни одна из этих игр не имеет, так что языковой барьер вполне может встать перед вами в полный рост.

Ко всем упомянутым играм выпускались карточки с картинками и штрих-кодами. Все известные карточки отсканированы и выложены на Internet Archive.

Штрих-коды надо сканировать в нужный момент игры. Они используются для генерации характеристик персонажей (а также лошадей или машин, в зависимости от игры). Технически это начальное значение для алгоритма генерации псевдослучайных чисел, поэтому необязательно использовать только родные карточки. Можно вводить самые разные корректные штрих-коды и получать непредсказуемые результаты - от совершеннейшего задохлика до читерского убербойца. Поскольку Barcode Boy вышел только в Японии, то и штрих-коды должны быть не абы какие, а в формате JAN-13. Это обычный формат штрих-кода EAN-13, но первые две цифры всегда должны быть кодом Японии 49.

Поразительно, но для Barcode Boy существует эмулятор! Американский программист Дэниел Стюарт Бакстер, более известный под ником Shonumi, пожалуй, самый большой эксперт в области всратой периферии для Game Boy. Он даже написал о ней книгу Peripheral Vision. Дэниел добавляет поддержку всей периферии, на которую удается наложить руку, в свой эмулятор GBE+. В поставку, кстати, входят все штрих-коды официально выходивших карточек для игр. Пользоваться эмулятором просто: выбираем файл с нужной карточкой (это можно сделать заранее), а потом жмем F3.

Честно скажу, из-за незнания японского я обломался об 3 игры из 5. Однако, в Battle Space я сгенерировал персонажа и провел несколько показательных боев :-)

Ну и в скачках Family Jockey 2 сгенерировал лошадь. Жалко, первой она не пришла...

WorkBoy - легенда, оказавшаяся правдой

В 1992 году на выставке CES electronics был представлен прототип устройства, которое бы превратило Game Boy в настоящую рабочую лошадку. Устройство состояло из клавиатуры, подключаемой в последовательный порт, и специального картриджа. Называлось это чудо WorkBoy.

Реклама WorkBoy
Реклама WorkBoy

Разрабатывала WorkBoy компания Source Research and Development, а производить должна была Fabtek Inc. в тесном сотрудничестве с Nintendo. Печатная реклама обещала 12 приложений: калькулятор, телефонную книгу, карту мира, календарь, записную книжку... Заинтересованные потенциальные покупатели искали товар на прилавках, но его все не было. Workboy так и не дожил до релиза. Считалось, что прототипы его утеряны.

Лиам Робертсон, автор канала DidYouKnowGaming, смог связаться с архитектором Workboy Эдди Джиллом. Тот подтвердил, что существуют как минимум два прототипа устройства. Один передан в Нинтендо, а второй, скорее всего, находится у основателя Fabtec Фрэнка Баллу. Так и оказалось! А дамп картриджа нашелся в данных, слитых из Nintendo в ходе крупной утечки GigaLeak. И - о чудо! - прототип удалось завести!

Прототип WorkBoy в действии
Прототип WorkBoy в действии

Game Boy Pocket

Периферия для Game Boy и его ревизии. ч.1 1989-1996

1996 год можно смело назвать годом возрождения интереса к семилетней портативке. В феврале вышли первые игры серии Pokemon, а в июле - Game Boy Pocket, первое обновление консоли с момента ее выхода.

Гумпэй Ёкои уже давно вынашивал планы покинуть Nintendo. Его финальным аккордом должен был стать Virtual Boy. Но консоль вышла провальной, и, ощущая свою ответственность, Ёкои срежиссировал еще один продукт - улучшенную версию Game Boy. Новинка была ощутимо компактнее предшественника и получила более качественный экран. Диагональ 2.56" (у DMG 2.32"), черно-белый (никакого зеленого!), с уменьшенным временем отклика пикселей. Питался новый Game Boy всего лишь от двух батареек размера ААА. Время работы сократилось с 30 до 10 часов, но это была адекватная плата за компактность.

Ёкои уволился из Nintendo 16 августа 1996 года, проработав в компании 31 год. Game Boy Pocket стал его последним прижизненным продуктом.

После этого в периферии наступило небольшое затишье аж до 1998 года. Тогда на рынок хлынула целая гора нестандартной периферии для Game Boy. Но об этом - в следующий раз...

Больше длинных статей и коротких заметок о старых консолях и играх в телеграм-канале «Ретрогейминг на балконе». Заходите на балкон!

9191
14 комментариев

Кстати, у АВГНа было неплохое видео про геймбоевские аксессуары
https://youtu.be/EEzJH90h3aA

13
Ответить

Да, если бы не он, я бы не реагировал так на бренд STD, а теперь не могу развидеть в них ООО "ЗППП"

7
Ответить

Про Workboy не знал, интересно.

3
Ответить

Я про аркадный автомат от канами не знал)
Сравнение с неогео вообще убило

3
Ответить

И откуда у геймбоя такая популярность. Только из за портативности? Игры выглядят убого даже по тем временам. Играть на малюсеньком экране неудобно.

2
Ответить

Геймбой весьма себе тянул на "портативную черно-белую NES". Убожества выходило много, конечно, но и годноты немало. Имхо, тут выстрелили несколько факторов: цена, знакомый дизайн, отсутствие синдрома завышенных ожиданий у рынка, очень хорошие стартовые игры (я про Тетрис и Super Mario Land, остальное скорее довесок).

В плане игр, на Геймбой быстро подтянулись все давние партнеры Nintendo, и понеслось: Контра, Черепашки-Ниндзя, Ниндзя Гайден... Все это весьма добротные игры, в которые даже сейчас интересно зарубиться. Я сам недавно в первый раз геймбойскую Контру прошел с огромным удовольствием :-)

Про маленький экран - сам в 2005 году читал книжки с экрана 2.2", и это казалось норм :-) Для 1989 экран был окей.

5
Ответить

Не очень то и убого по тем временам, если сделать скидку на портативность. (Также роль играло время работы и библиотека игр)

1
Ответить