Sega Game Gear. Она шла убивать

В прошлой статье мы с вами рассмотрели историю первой цветной портативной консоли 4 поколения - Atari Lynx. Третьими после Nintendo и Atari выпустила свою портативку компания Sega. Game Gear начисто лишена самобытного вайба Lynx и создавалась целенаправленно как убийца Game Boy. Получилось? Давайте узнаем.

Sega Game Gear. Она шла убивать

Есть ли жизнь на Меркурии?

К 1989 году уже было ясно, что войну за третье поколение Sega проиграла. Master System была намного менее популярна, чем Famicom/NES. Но кому было нужно это третье поколение, когда пора было выпускать консоли четвертого? Sega Mega Drive вышла в Японии еще в октябре 1988 года. Nintendo же носилась со своим Game Boy и выпускать на рынок Super Famicom не спешила. А раз так - надо быстро выпустить свою портативку, которая будет мощнее и ярче, и прижучить конкурента по всем фронтам!

Консоль под кодовым названием "Project Mercury" разрабатывали в сжатые сроки. Зачем изобретать что-то с нуля, если у нас уже есть восьмибитная консоль? Заодно и библиотеку игр сразу обеспечим. И название, название поинтереснее. У них там Game Boy - у нас будет Game Gear!

Использование железа Master System позволяло в теории нанести удар по всем слабым местам Game Boy - и звук будет лучше, и картинка цветная. В отличие от Lynx, разрешение экрана Game Gear такое же, как у Game Boy - 160*144 пикселя. Поменьше, чем у Master System, зато палитра цветов богаче - любые 32 из 4096. Master System позволял одновременно использовать любые 16 цветов из 64. Экран диагональю 3.2" получил также заднюю подсветку (опять, привет Game Boy и многочисленным фонарикам, которые для него вышли).

Не всем пользователям Game Boy пришелся по вкусу его вертикальный форм-фактор. Sega решили сыграть и на этом - Game Gear ощутимо крупнее, но удобно лежит в руках, и ее кнопки расположены по бокам от экрана.

Sega Game Gear (в центре) по сравнению с Game Boy и компактной Lynx II
Sega Game Gear (в центре) по сравнению с Game Boy и компактной Lynx II

Про мультиплеер тоже не забыли - поддерживалось соединение двух консолей проводом, прямо как у Game Boy. Это, конечно, не 17 консолей Atari Lynx, но будем честными - столь массовый мультиплеер поддерживало ничтожно мало игр. Ведь каждому игроку нужна и консоль, и свой картридж с игрой, поэтому даже геймбоевский адаптер на 4 человек не пользовался большой популярностью. Два - самое то.

Примерно за год консоль доделали. На японский рынок ее выпустили 6 октября 1990 года, в Америке и Европе чуть позже - в апреле 1991. Точную дату назвать невозможно, это была целая серия локальных запусков, растянувшаяся на месяц.

А теперь мы постараемся со всей этой фигней взлететь

Game Gear на запуске в США стоила $149.99. Стартовая линейка была довольно стандартной по объему - 6 игр:

  • Платформер Castle of Illusion Starring Mickey Mouse
  • Паззл Columns - попытка завлечь фанатов Tetris. Этот картридж шел в комплекте с первыми партиями Game Gear, потом стали появляться комплекты с Соником.
  • Авиасимулятор G-LOC: Air Battle
  • 2D-экшен Psychic World
  • Платформер Revenge of Drancon - такое название получил порт Wonderboy.
  • Автогонки Super Monaco GP

На запуске в Японии, к слову, были только Columns, Super Monaco GP и так и не вышедшая в США аркадная головоломка Pengo про пингвина, который кирпичами убивает других пингвинов с вантузами. Звучит психоделически, играется как гибрид Pac-man и Binary Land.

Columns так и не смогла обогнать Tetris по популярности.
Columns так и не смогла обогнать Tetris по популярности.
G-LOC - обычный добротный восьмибитный авиасимулятор
G-LOC - обычный добротный восьмибитный авиасимулятор
Pengo - мой личный любимец из всей стартовой линейки игр
Pengo - мой личный любимец из всей стартовой линейки игр

Список мощный. Все игры стартовой линейки хороши. Игры про маскота Sega - ежа Соника - подтянулись чуть позднее. Порт первой части Sonic the Hedgehog вышел 28 декабря 1991 года, а последние игры - гонка Sonic Drift 2 и изометрическая аркада Sonic Labyrinth поступили в продажу аж в конце 1995.

Продвижение было крайне агрессивным. Реклама американской SEGA тех лет - это отдельный жанр трэш-искусства. Сейчас за такие оскорбления пользователей Game Boy их бы закидали судебными исками, но в начале 90-х Nintendo не смогли ничего сделать даже в любящих судиться США. Давайте посмотрим три самых знаменитых ролика.

Дохлая белка. Серьезно.
"Если вы не различаете цвета и ваш IQ меньше 12 - конечно, вам все равно, какую приставку выбрать. В таком случае вам и из туалета пить нормально."
Пользователей Game Boy сравнивают с имбецилами, которые радуются работе электромухобойки и любят маринованные свиные губы.

Впрочем, был и ролик с полезными советами:

Что можно сделать с вашим Game Boy

Японская реклама при этом была весьма стандартной. Неудивительно - американская и японская SEGA были по сути двумя отдельными государствами, что в конце концов и сгубило их консольный бизнес. Но это уже совсем другая история...

Мощность приставки и большой 3.2" экран с задней подсветкой требовали жертв. Game Gear работала от шести пальчиковых батареек, как и Atari Lynx. Хватало их, по официальным данным, на 3.5 часов, а по отзывам владельцев - как правило, на 2-3. Благо, блок питания позволял обходиться без батареек, и для многих Game Gear была прикроватной консолью. Но про такие мелочи реклама предпочитала умалчивать.

На Game Gear всего вышло 365 игр, причем последняя - аж в 2001 году. Жанры самые разнообразные - платформеры, гонки, стратегии, РПГ. Последних, кстати, в Японии для Game Gear вышло на удивление много. Немало было портов с Master System (схожее железо обязывает). Качество их могло разниться. В самом ленивом случае мы получали картинку, обрезанную со всех сторон под разрешение Game Gear. Иногда элементы интерфейса выносили в меню паузы. Хочешь узнать, сколько у тебя осталось здоровья - иди на отдельный экран! Хватало и портов 16-битных игр. Здесь тоже можно ожидать чего угодно - в лучшем случае мы получим уникальную версию, в которой графика, звук и дизайн уровней будут оптимизированы под портативку, а в худшем - все те же проблемы с обрезанной картинкой, но приправленные еще и адскими тормозами. Я бы сказал, что хороших или просто любопытных игр на Game Gear вышло больше, чем вся библиотека Lynx.

Отдельно хочу отметить Ganbare Gorby. В этой игре вы играете за, внезапно, Михаила Горбачева. Ваша задача - обеспечивать людей дефицитными продуктами. В европейской версии, к сожалению, сюжет и графику изменили.

Горбачев побеждает дефицит
Горбачев побеждает дефицит

Данных о продажах Game Gear на удивление мало. Sega не публиковала такие подробные отчеты, как Nintendo. Часто упоминается общая оценка мировых продаж в 10.62 млн экземпляров, но, как и в случае с Lynx, к ее происхождению есть вопросы. Для оценки положения Game Gear эта цифра нас устроит - честное второе место в четвертом поколении, с большим отрывом и от первого, и от третьего.

Фару мне на лоб, чтобы ночью косить мог!

Аксессуаров для Game Gear вышло великое множество. Пропустим всевозможные чехлы, battery pack (предки современных павербанков, в которые вставлялись пальчиковые батарейки) и блоки питания от прикуривателя. В первую очередь отметим кабель Gear To Gear Cable - он позволял соединить две консоли для мультиплеера. Все как у Game Boy. Игр с его поддержкой было немало.

Как сделать экран больше? Правильно, использовать лупу. Таких агрегатов, крепившихся на корпус консоли, было выпущено великое множество: официальные Wide Gear и Super Wide Gear, а также больше 20 моделей от сторонних производителей.

Game Gear с прицепленной Super Wide Gear
Game Gear с прицепленной Super Wide Gear

Продвинутый вариант под названием Handy Gear от компании STD (да! Представьте, что у нас игрушки выпускало бы ООО "ЗППП") служил также защитным корпусом, позволял крепить консоль на ремне и имел место для дополнительного картриджа.

Коробка Handy Gear
Коробка Handy Gear

ТВ-тюнер, который так и назывался The TV Tuner, позволял превратить Game Gear в настоящий портативный телевизор! Сейчас это скорее коллекционная игрушка, т.к. принимает он только аналоговый сигнал. Интересно, что помимо выдвижной антенны The TV Tuner также имел гнездо для подключения ТВ-кабеля. Выпускался также неофициальный FM-тюнер.

Реклама тв-тюнера для Game Gear
Реклама тв-тюнера для Game Gear

Переходим к самому интересному. Как я уже говорил, Sega Game Gear по сути использовала железо Master System. Проблема была только в разных форматах картриджей, но ее можно было решить конвертером. Их выходило довольно много, первыми были гонконгские Master Gear Converter. Все работали примерно одинаково, отличаясь по сути только размерами и раположением слота для картриджа. Поскольку разрешение Master System выше, картинка сжималась до разрешения Game Gear. Артефакты сжатия и местами нечитаемые тексты, очевидно, прилагаются.

Бразильский Master Gear Adaptor от компании Tec Toy
Бразильский Master Gear Adaptor от компании Tec Toy

Переиздания и наследие

Большие размеры, низкое время автономной работы и не столь яркая библиотека игр, как у Nintendo, не позволили Game Gear потеснить конкурента. К тому же, Nintendo впоследствии выпустили Game Boy Pocket, требовавший всего две мизинчиковых батарейки! Продажи шли не очень хорошо даже в Европе, где позиции Nintendo традиционно были слабее. В 1996 году было принято решение сворачивать лавочку - сначала в Японии, а в 1997 году уже по всему миру.

В 2000 году компания Majesco по лицензии Sega наладила выпуск Game Gear. Обновленная приставка чуть дольше работала от батареек и продавалась уже по $30, а игры - по $15. Именно Majesco выпустили в 2001 году последнюю официальную игру для Game Gear - Super Battletank, танковый симулятор от первого лица, который до того выходил на SNES, Genesis и Game Boy.

Также, некоторые эксклюзивы Game Gear получили переиздания для Master System. Эту стационарную восьмибитную консоль, кстати, до сих пор производит в Бразилии компания Tectoy. Она же разработала и порты игр.

Больше 20 игр с Game Gear вышли в сервисе Virtual Console для Nintendo 3DS.

Была ли Game Gear провальной? Сложно сказать. Почти 11 млн проданных экземпляров - не так уж и мало. Владельцы Game Gear, как правило, вспоминают ее с любовью. Свою долю рынка она заняла. Но вот цель обогнать Nintendo Game Boy она не выполнила. Даже Горбачев не помог!

Вообще, у Game Gear и Lynx общая проблема. Они построены на предположении, что портативная консоль - это как стационарная, только компактнее и без телевизора. Мощность ставилась во главу угла, а библиотека игр и пользовательский опыт занимали в списке приоритетов второе и третье место. У Game Boy было все наоборот - его автор Гумпэй Ёкои до того уже выпустил портативные Game & Watch (те самые, с которых у нас скопировали игрушки "Электроника" про волка и яйца) и прекрасно расставлял приоритеты. Game Boy оказался лучше приспособлен для использования в дорожных условиях и более коротких игровых сессий. Хотя, надо отметить, полноценных сейвов и спящего режима не поддерживала ни одна из конкурирующих консолей. Сейвы мог обеспечить картридж с батарейкой, но это здорово увеличивало его себестоимость, поэтому список таких игр довольно короткий на любой платформе.

Эмуляция и знакомство с библиотекой

В целом, Game Gear поддерживает любой эмулятор Master System. Поскольку это все-таки портативка, я бы посоветовал ради шейдеров использовать Retroarch с ядром Genesis Plus GX (примеры картинки - на моих скриншотах в этой статье). Для полноты ощущений можно использовать вашу любимую китайскую эмуляторную портативку.

Если у вас есть прошитая консоль из семейства 3DS, эмулятору Virtual Console можно скармливать произвольные ROM-файлы при помощи инжектора.

С эмуляцией мультиплеера все намного хуже, чем у Game Boy. Мне не удалось найти эмулятор, который бы поддерживал связь двух копий через виртуальный gear-to-gear кабель.

При ознакомлении с библиотекой появляется некое ощущение хаоса из-за обилия портов с Mega Drive и Master System. Оно не пройдет. Есть, конечно, примерный список игр, не имеющих одноименной версии для Master System, но из-за него вы можете пропустить игры, которые выходили изначально на Game Gear и были портированы на MS впоследствии только для Бразилии. Так что к вопросу стоит подходить вдумчиво, изучая историю каждой игры. Но версии Mortal Kombat для Game Gear пропускать все же не советую, где ж вы еще такой ужас увидите (спойлер: на Game Boy еще ужаснее).

Mortal Kombat 3 на Game Gear.
Mortal Kombat 3 на Game Gear.
Vampire: Master of Darkness - клон Castlevania. Версия для Master System выходила только в PAL версии. Портативная версия играется хуже из-за урезанной картинки и поплывших хитбоксов, но именно она издавалась в США и портирована на 3DS
Vampire: Master of Darkness - клон Castlevania. Версия для Master System выходила только в PAL версии. Портативная версия играется хуже из-за урезанной картинки и поплывших хитбоксов, но именно она издавалась в США и портирована на 3DS

В отличие от Lynx, Sega Game Gear изредка встречалась в России. Довелось ли вам пощупать ее вживую? Или может, вы знаете что-то об истории этой консоли? Расскажите в комментариях!

Больше длинных статей и коротких заметок о старых консолях и играх в телеграм-канале «Ретрогейминг на балконе». Заходите на балкон!

3.5K3.5K показов
559559 открытий
11 репост
3 комментария

Во что стоит поиграть:

Ax Battler - A Legend of Golden Axe
Crystal Warriors
Defenders of Oasis
Dragon Crystal
Eternal Legend
GG Aleste 1-2
Griffin
Head Buster
Madou Monogatari A - Doki Doki Vacation
Megaten Gaiden - Last Bible Special
Moldorian - The Sisters of Light and Darkness
Phantasy Star Gaiden
Royal Stone
Sylvan Tale (rus)

Ответить

Честная реакция на Гейм Гир и игры для него (когда этот кусок пластика ещё работал нормально и не сдох от старости):

Ответить

Увы, но она была слишком впереди своего времени. То что ГБА смог сделать только в 2001, Game Gear смогла в 1990. Но всё же, как и сейчас, решают игры и удобство, судя по продажам Свитча и продажам Wii U.

Ответить