Atari Lynx. Прорывная. Мощная. Провальная?

Atari Lynx — единственная портативная консоль 4 поколения, разработанная в США. Ее часто приводят в пример как коммерческий провал. Но была ли она им, и с чьей точки зрения?. .

Lynx появилась в продаже вскоре после Game Boy — 1 сентября 1989 года. Но историю надо начинать не с этого…

Lynx первой редакции
Lynx первой редакции

Handy

1986 год. Компания Epyx (читается как «Эпикс» и пишется латиницей) , занимавшаяся до этого разработкой и изданием видеоигр, решает ворваться на рынок игровых консолей. Для этого они нанимают Дэвида Морза, руководившего разработкой компьютера Amiga 1000. По совету сына Морз решил, что новая консоль должна быть портативной. Руководители редко меняют работу в одиночку, и Морз схантил из Амиги еще двоих коллег — Роберта Дж. Микала и Дэвида Льюиса Нидла.

Микал и Нидл с прототипом Epyx Handy
Микал и Нидл с прототипом Epyx Handy

На этапе разработки консоль называли Handy. Задумка была крайне амбициозная: перенести в портатив полноценный аркадный опыт! И надо сказать, аппаратные возможности Handy это позволяли. 16-битный сопроцессор Suzey позволял выводить неограниченное количество спрайтов и манипулировать ими как душе угодно: масштабировать, вращать, сдвигать, искажать… Такого не умела даже SNES, вышедшая на год позже Lynx — ее легендарный режим Mode 7 позволял управлять лишь задним фоном!

Общее управление системой, вывод звука и изображения осуществлял 8-битный чип Mickey. Звук был 4-канальный, на каждый канал по 8 бит — это бы сделало честь даже стационарной консоли! Изображение выводилось в разрешении 160*102 пикселя, в 4096 цветах (одновременно на экране могли отображаться всего 16 из них). Экран был жидкокристаллический, с задней подсветкой, диагональю 3.5 дюйма.

Про мультиплеерные возможности тоже не забыли — при помощи кабелей можно было соединить до 17 консолей!

Уникальное видео — прототип Epyx Handy

При чем тут рысь?

К 1989 году консоль была практически готова, но дела у Epyx шли неважно. Смена фокуса с игр на аппаратное обеспечение не могла не быть затратной. Компания явно была не в состоянии потянуть производство, продвижение и сбыт своего детища. Разработчикам явно требовался мощный партнер, и они его нашли в лице компании Atari.

Бренд Atari сильно пострадал от кризиса индустрии видеоигр 1983 года. Компания Warner, которой принадлежала Atari, Inc., приняла решение разделить бизнес и избавиться от той его части, которая занималась производством игровых консолей и компьютеров. Покупателем выступил Джек Трэмиел, основатель Commodore, польский еврей, переживший Аушвиц, обладатель железной силы воли и не менее железной деловой хватки. После приобретения Трэмиел переименовал свою компанию в Atari Corporation. Так что технически это была уже другая Atari. В конце 80-х из-за проблем со здоровьем Джек передал управление компанией своему сыну Сэму. Трэмиелы искали способы максимально быстро и максимально дешево выпустить на рынки новые продукты под раскрученным брендом, и тонущая компания Epyx стала для них настоящим подарком судьбы.

Epyx к тому моменту уже находилась в предбанкротном состоянии и не могла даже самостоятельно закончить разработку консоли. Эту работу, а таже производство, продвижение и сбыт взяла на себя Atari Corporation, а Epyx сосредоточились только на написании игр под будущую консоль. Численность персонала сократилась со 185 человек в 1988 году до 20 к концу 1989. Компания просуществовала еще 4 года, и в 1993 году ликвидировалась окончательно. Ее штат к тому моменту составлял всего 8 человек.

В руках Atari консоль получила новое название Lynx, то бишь «Рысь». Lynx вышла на рынки США 1 сентября 1989 года. Кстати, в ее рекламе снялся совсем юный Тоби Магуайр.

Та самая реклама с Тоби Магуайром

Поехали!

Итак, 1 сентября 1989 года. Два месяца как в США продается Nintendo Game Boy. Он сравнительно дешевый (всего $89,99!), и из пяти его стартовых тайтлов два — Tetris и Super Mario Land — стали настоящими хитами. И вот на сцену выходит грозный соперник от другого именитого производителя — Atari Lynx. Кто же победит в этой схватке двух йокодзун?..

Первое, что бросается в глаза — Lynx большой. Он просто огромный! Сравнивать его по габаритам надо не с Геймбоем, а с нынешними «портативными» тяжеловесами Steam Deck и Nintendo Switch.

Atari Lynx (внизу) в сравнении со Steam Deck и Nintendo Switch.
Atari Lynx (внизу) в сравнении со Steam Deck и Nintendo Switch.

А уж в сравнении с Game Boy «Рысь» была настоящим колоссом:

Game Boy в сравнении с Lynx
Game Boy в сравнении с Lynx

Примечательно, что такой размер не был обусловлен габаритами внутренностей. Р. Дж. Микал вспоминал, что тестирование на фокус-группах показало — люди хотят большую ухватистую портативную консоль. Внутри корпуса был, по сути, воздух, и это позволило быстро среагировать на негативные отзывы реальных покупателей и выпустить более компактную Lynx II.

Горизонтальный хват консоли впоследствии использовала Sega для своего Game Gear, а в 2001 году и сама Nintendo в первой версии Game Boy Advance.

Бросается в глаза и обилие кнопок. Кажется, будто управляющих кнопок под правой рукой целых 7. На самом деле их 5. Lynx имела еще одну уникальную для своего времени функцию — изображение на экране можно было развернуть на 180 градусов, чтобы левшам было удобнее.

Цену за консоль заломили пропорционально размеру и мощности — $179.99, как два Game Boy.

На старте было доступно 5 игр, как и у Game Boy. Все они были разработаны Epyx:

  • Авиасимулятор Blue Lightning
  • Спортивная игра California Games
  • Головоломка Chip’s Challenge
  • Псевдотрехмерный шутер Electrocop
  • Шутемап Gates of Zendocon
Blue Lightning
Blue Lightning
Electrocop - предок шутеров от третьего лица
Electrocop - предок шутеров от третьего лица

Играбельным из них, на мой вкус, можно назвать только Chip’s Challenge. Остальные игры воспринимаются скорее как технодемки.

Продажи Lynx были скромными, но Atari они вполне устраивали — около 45 тысяч консолей проданы в США первый месяц. Новых игр в 1989 года не выходило. В 1990 году продажи консоли стартовали в Европе и в Японии. Вышли 13 новых игр, порты с аркад. Среди них — Klax, Gauntlet, Ms Pacman. Rygar, Rampage, Paperboy. Для Японии эти 13 игр стали последними.

Помимо огромного размера и малого количества игр, Lynx имела еще два недостатка. Во-первых, автономность. Game Boy позволял играть до 15 часов от четырех пальчиковых батареек. Lynx требовала 6, и работала от них всего 4-5 часов — сказывались мощное железо и подсветка экрана. Экран, собственно, стал вторым разочарованием — технологии 1989 года не позволяли сделать его ярким и контрастным.

В 1991 году вышла улучшенная модель Lynx II. Она была компактнее, удобнее лежала в руках, а главное — жрала батарейки не так жадно, комплекта хватало уже на 5-6 часов. Цену также снизили до $99.

Сравнение двух версий Lynx
Сравнение двух версий Lynx

Игры также продолжали выходить — целых 20 штук за год. Несколько портов с аркад перемежались эксклюзивами.

В дальнейшем консоль продолжили до 1995 года продавать сетевые магазины игрушек Game и Toys "R" Us. Всего вышла 71 игра. Консолей было продано около 2 миллионов штук.

К слову, за это же время было продано 16 миллионов Game Boy.

Batman Returns 1992 года - один из самых красивых битемапов на Lynx.
Batman Returns 1992 года - один из самых красивых битемапов на Lynx.

Наследие Рыси

Atari Lynx не стала хитом. Однако, в Америке вокруг нее сформировалось сообщество энтузиастов. Продолжают выходить homebrew игры. Ее до сих пор помнят как первую портативную консоль с цветным экраном.

Пример homebrew игры - 2048
Пример homebrew игры - 2048

Проблемы с автономностью, малое количество и низкое качество игр не способствовали репутации качественного продукта. Lynx часто называют провальной. Но для кого она была таковой? Пожалуй, только для компании Epyx. Они понесли основные затраты на разработку и в итоге обанкротились. Для Atari Corp и Сэма Трэмиела это был довольно успешный продукт — они действовали по своей стратегии монетизации бренда Atari, смогли с минимумом затрат выпустить консоль на рынок и собрать свою долю выручки на поле, где владычествовала Nintendo. Впоследствии такой же фокус они провернут еще раз, с консолью Jaguar.

На мой вкус, сейчас Atari Lynx имеет скорее историческую и коллекционную ценность. Вместо урезанных портов аркад можно запустить оригиналы через MAME, а подавляющее большинство эксклюзивов — неинтересные и слабоиграбельные.

Ознакомиться с библиотекой игр можно при помощи эмуляторов. Самый простой и красивый способ — использовать ядро beetle_lynx в Retroarch. Из-за низкого разрешения консоли я бы советовал запускать его либо на эмуляторной портативке, либо обвешав картинку шейдерами. Кстати, именно так я делал скриншоты к этой статье. Оригинал — Mednafen - тоже отличный вариант. Многообещающий эмулятор Felix в последние полтора года притормозил свое развитие.

В России про Lynx говорят мало. Сталкивались ли вы с ней вживую? Или может, имеете опыт в homebrew-сцене? Расскажите в комментариях!

Больше длинных статей и коротких заметок о старых консолях и играх в телеграм-канале «Ретрогейминг на балконе». Заходите на балкон!

6.4K6.4K показов
871871 открытие
11 репост
2 комментария

Первый раз слышу про эту консоль. Всё-таки тактика Нинтендо "дешево и сердито" работала, работает и будет работать

Ответить

Для Атари эта железка оказалась успешной, как и Ягуар.

Ответить