Десять лет в индустрии

Десять лет в индустрии

Желудь на превью в самый раз передает состояние...

Всем привет, кто читает. Меня зовут Иван, на сегодняшний день мне 39 годиков. Мой путь в онлайн/геймдев начался в далеком далеком 2010 - 2013 годах.

Ровно 6 лет назад, 13.06.2017 года я сделал тут первую запись...

С 2010 по 2013 больше как игрок… игры, кланы, свой клан, альянсы, свое сообщество. Мысли о своей игре. С 2013, параллельно продолжая заниматься сообществом/кланом по играм, я начал уже познавать и теоретическую часть индустрии. В 2016 решился, активно, именно в геймдев, уже как разработчик, и мой путь начался...

Подтолкнуло на этот шаг новость о том, что любимая игра, под названием WoT Generals уходит в небытие...

Итого: бюджет в 50 000р., и отсутствие какой-либо практики, все соратники полны позитива, уже начинаем считать прибыль, советуемся какую лучше купить машину, дом, яхту, куда съездить отдохнуть и куда вложить прибыль. Ну, а почему бы и нет, мы же разработчики.

А дальше: успехи, радости, подставы, интриги, разочарования и так далее. Всё бы ничего, если бы у нас был ранее опыт в создании игр и мы многого могли бы избежать на своем пути, но опыта у нас не было, опытных наставников или советчиков у нас тоже не было, все познавали на себе, а так же черпали информацию на различных форумах, на которых инди разработчики делились своим опытом и давали советы. Но как оказалось на практике, не все, далеко не все советы универсальны и подходит всем.

В общем вот он, Первый детеныш :-)

Коллекционная Карточная Игра в сеттинге Второй мировой войны.

Десять лет в индустрии

Первая версия игры в Steam

Ниже ссылка на первый год, первый шаги

Из самых ярких и значимых воспоминаний того пути:

Steam Greenlight

Честное прохождение Steam Greenlight. Да-да, именно честное. Без накруток и покупок, хотя предлагали неоднократно. Но было интересно, по честному, насколько проект востребован.

Некоторые из читающих наверняка и не знают, что такое Greenlight. Эх, было время :-)

Название группы/игры уже переименовано, скриншот сделан вчера.
Название группы/игры уже переименовано, скриншот сделан вчера.

Бумстартер

Первое знакомство с краудфандингом. Бумстартер. Естественно провал.

Десять лет в индустрии
Ролик для Бумстартера

Работа со знаменитостью

Первый опыт работы с известным актером. Алексеем Маклаковым.

Десять лет в индустрии

Первый инвестор

Первый опыт работы с площадками инвесторов. И, как ни странно, с результатом.

Первый серьезный конфликт, и... ниже пост про уход из команды

После моего ухода в команде стало что-то происходить. Сперва проект переименовали, потом еще раз, потом в Steam публикуется одна версия, с одним названием, хотя и первую версию никто не убирал. В то время как в ВК публикуется версия с другим названием. Потом и вовсе вроде еще одна появилась. Озвучку Маклакова вовсе убрали. В общем танцы с бубном и в итоге…

Первая версия в Steam

Она же, но с измененным названием, уже как Card Blitz: WWII

Сейчас, на сколько мне известно, игра не поддерживается...

Новая команда и новый проект: HerWar(первое название)

Вторая мировая война, Польша, партизаны...

В ролике игра уже с новом названием, которое актуально на сегодняшний день

Еще есть ролик с исторической составляющей и участием Андрея Викторовича Ярославцева. 3 минуты о том, как начиналась ВМВ, с картинками и закадровым голосом мэтра дубляжа. Но к сожалению видео с канала убрали, а в сети его не удалось найти. Жаль. Это был первый опыт работы с Андреем Викторовичем. Позже мы еще к нему вернемся.

Задумка игры

Чуть все не проср..... из-за кидалы

Сперва игру делали за свои кровные, потом на той же площадке, где и в первый раз, привлекли нового инвестора. Все шло более, чем хорошо, но потом… он оказался непорядочным.

Ниже ссылки на посты с подробностями в нескольких частях, как все было, с юристами и бубнами

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

В итоге победа, естественно, на нашей стороне. А другим урок!

Забавно, но время всей тягомотины с юристами, как нестранно, мои коллеги еще раз попробовали с ним работать, и как обычно, началось то все замечательно, а в конце остались с голой…

Чуть позже, уже в составе новой команды этот проект будет изменен, произойдет смена названия на WWII Partisanen, и опубликован в Google Play и App Store, а еще в Steam, но исключительно для галочки.

Третий проект: .....

Октябрь 2018 - август 2021 года.
О нем поговорим отдельно, в самом конце. Там много текста и отдельная история.

На дворе сентябрь 2021-го

Позади релиз третьего проекта. Впереди новая работа в зарубежной компании, с финансами, и всеми составляющими, и новые проекты.

Argy Bargy Legends

Коллекционная карточная игра, в которой вам предстоит сражаться забавными существами.

Мир забавных желудей, поплавков, свечек, и других...

По факту это является сменой графики второго проекта. Проект также опубликован в Google Play. И в Steam, но исключительно для галочки.

Подробнее тут

Следом еще один проект: Argy Bargy Craft

Вселенная Argy Bargy, но уже строго под мобилы и вертикаль.

Проект опубликован в Google Play

Подробнее тут

Хотя изначально проект задумывалась вот так

Едем дальше: Starlee’s Life

Тамагочи, но про ребенка.

Десять лет в индустрии

Делали игру конкретно под издателя из США. Но он в итоге слился.

Игра в Google Play

Подробнее тут

Так же в портфолио есть еще несколько приложений для деток, интерактив+музыка. Так как изначально компания на этом специализировалась.

Christmas Music Baby Lullabies

Baby Mozart Space Trip

Baby Mozart Space Trip в Google Play

И еще одна из вселенной Argy Bargy, с припиской Generals

Десять лет в индустрии

Возврат к первому, точнее к изначальной мечте, которая не давала покоя, но в новом сеттинге. Клон игры WoT Generals.

Подробнее тут

И еще один проект, но серьезный, на ПК/консоли: Grandmother's Tale

2D-Adventure-квест о судьбе двух подростков - брата и сестры. Действие игры разворачивается на фоне событий Второй мировой войны.

Grandmother's Tale Gameplay

Успели выпустить только демку в Steam а там начало 22го уже.

Подробнее тут

Проектов хватило, чтобы в какой-то момент понять, что команда работает по трем направлениям: ПК, мобилы, приложения. Притом список выше не в хронологическом порядке, проекты велись параллельно, одни раньше начались, другие чуть позже. Но к финишу, на различных этапах, пришли практически одновременно.

Со всеми проектами, начиная с первого, участвовал в разных конкурсах, в разное время, и на DevGamm, и на IndieCup, и другие. В основном онлайн.

Поездка на DevGamm и на WN в 2021 году

Подробнее тут

Были с двумя проектами, Grandmother's Tale и Argy Bargy Craft

В отличие от скучного WN, на DevGamm было более, чем. Мы смогли списаться с продавцами техники и мебели, которые нам предоставили бесплатно 6 геймерских кресел, а также гарнитуры. Все это потом осталось нам.

В конце 2021 года мы уже почти подписали договор с издателем на полную версию Grandmother's Tale, ее порт на консоли, и издательство, но... Нет, не развал команды из-за СВО… Всё случилось ровно на месяц раньше. Но это уже совсем другая история...

В целом, по финансам мы были независимы, могли позволить проекты. Но с маркетингом было конкретный пробел.

Пытались его решит и своими силами, и привлекали более грамотных людей, но не судьба. Много списывались и общались с издателями, были разные предложения. Тесты, попытки, снова тесты, предложения и тд. Но все это шло мимо. Сейчас еще рано давать оценку, работа над ошибками продолжается…

Десять лет в индустрии

Есть в моем портфолио еще один, весьма неоднозначный проект, третий по счету, тот самый, который пропустил в тексте выше. На нем хочу остановится подробнее, и он этого заслуживает. Как минимум с позиции анализа ошибок и тд.

Скажу сразу, что это очень значимый лично для меня проект, и по опыту, и по вложениям, как финансовых так и души. И по составу команды, и в целом на разные события.

Итак, возвращаемся в конец 2018 года, еще идет возня с непорядочным инвестором по второму проекту, и я решаюсь на новый замах. Относительно предыдущих проектов, серьезный.

Идею давно вынашивал, про забавного персонажа, который не смотря на неудачи, благодаря своей смекалки решает все проблемы.

В итоге на стадии идеи и набросков нахожу инвестора, формируем команду, и отправляемся в удивительное приключение, длинною в 1,5 года, фулл-таймом.

В итоге получился 2D Adventure в формате сюрреализма, на более 5-ти часов геймплея. С трагикомическим сюжетом разделенный на акты. Разнообразием квестов, живописными пейзажами в 23-х ночных и дневных локациях, отрисованных от А до Я одним художником. И оригинальным музыкальным сопровождением, в том числе с участием живых инструментов.

Подробнее тут

Одно из главных составляющих, это рассказчик.

В первую очередь, игра — это история с увлекательным и насыщенным сюжетом. В игре почти 3,5 часа непрерывных диалогов. Мы очень хотели, чтобы игроки смогли в полной мере насладиться процессом игры, чтобы они сполна прониклись ее идеей, а также смогли эмоционально сопереживать главному герою. По этой причине мы использовали в игре прием с рассказчиком, он на протяжении всей игры повествует за кадром обо всех событиях, озвучивает мысли героев, а также ведет диалоги от имени персонажей.

На роль рассказчика в русскоговорящем сегменте мы пригласили мэтра русского дубляжа Андрея Викторовича Ярославцева. Его голосом говорят: Оптимус Прайм (Трансформеры), Золтан Хивай (Ведьмак), Гимли (Властелин Колец), рассказчик в Valiant Hearts и т.д. По нашему мнению, участие Андрея Викторовича, несомненно, украсило игру и придало ей, как говорится, своеобразный шарм и «сказочность».

Вот фрагмент с его участием, предыстория игры

Сотрудничество с Андреем Викторовичем Ярославцевым

Возможно, что кто-то скажет, мол и что особенного то? Ну записали голос и записали, всего навсего еще один уровень разработки позади, вот тоже нашли повод...

Но для нас это на самом деле очень важное событие, наверное одно из самых значимых, так как нам выпала честь работать с мэтром(наше мнение может не совпадать с вашим) дубляжа в ру сегменте - Андреем Викторовичем Ярославцевым!

Вот отдельно пост про это

Обращение Андрея Викторовича и его мнение об игре

От работы с Андреем Викторовичем на всю жизнь впечатления, без преувеличения.

Не обошлось и без забавного момента. Впервые идея о его голосе возникла еще на втором проекте. Прямых контактов найти не удалось, или плохо искали. В общем мы работали через посредника. Который называл сумму, и все бы ничего, если бы не стал вникать в команду и доверие, рассказывая о том, как он ходатайствует перед Андреем Викторовичем, но тот ни в какую, есть смета и ни шагу в торону.

Когда стали работать над этим проектом, и уже далеко зашли, озвучивали 3й акт, то случился небольшой конфликт по записи. Через посредника получали информацию и передавали. Спустя некоторое время посредник скидывает нам очередные файлы и... не передать каким было наше удивление, когда посреди текста сценария, Андрей Викторович произносит: Ребята, свяжитесь со мной напрямую, пожалуйста, мой номер телефона ...

В общем выяснилось, что Андрей Викторович сам уже давно подозревал о проделках молодого человека за его спиной. Познакомились, пообщались, посмеялись, и стали работать уже напрямую. Разборок, конечно, никаких не было, там и нет повода для этого, подстав не было, а просто жадность. В итоге просто забыли о посреднике и все.

Жаль, что уже так и не поработаем над продолжением игры, как задумывали. В конце 21 года, за несколько дней до НГ, Андрей Викторович покинул нас :-(

Агрессивный маркетинг/хейт Миколы

Денег на маркетинг особо не было, мы думали и решали как могли. Чтобы вложения минимум, а результата максимум.

Проводили розыгрыши в Steam, и создавали бум в лентах пользователей, которые репостили новость дял участия.

Итоги

Очень много хейтеров на нас жаловались, и модераторы площадки обратили внимание, так как подобно, да еще и в таких масштабах - запрещено. Но накм удалось договориться и провести все на высшем уровне.

Курс на феминисток/меньшинства

Десять лет в индустрии

Точнее пытались. Был у нас в игре одно меньшинство, а также обделили единственную женщину, жену ГГ. У всех были имена, даже у кота и пса были клички, а жинка была просто жинка.

Общались/создавали темы в Твиттере и на Реддите с феминистками и представителями меньшиств. Писали и напрямую и через других людей. Искали диалога. Иногда находили. И поняли, что все не так однозначно. Большинство этих движений не более, чем показуха. Если видят выгоду масштаб резонанса - идут, да еще и как. А если нет, то сра...ть они на это все хотели. Хотя и не все, конечно же.

Но если феминистки вообще не пробивные, то представители меньшиств нас оценили и даже поблагодарили. Хотя сейчас уже нельзя об этом говорить.

Сейчас только нашел архивку, без актива по комментариям. А где был актив - ссылка не идет на приватку, странно.

Анонс темы на Steam

Ловили хейт также со стороны соседей

Отдельное внимание можно уделить нашим соседям с «незалежной», тут, как говорится, лучше один раз увидеть. Вот самый наглядный пример

Скриншот из Steam
Скриншот из Steam

Цитата которая в полной мере передает весь тот абсурд, который происходит вокруг нашего проекта:

"1. В игре полно анти-национальных настроений, ксенофобии и расизма. Она дискредитирует украинскую нацию, культуру и язык.

2. Разработчики игры сделали ее недоступной в Украине, чтобы украинские игроки не могли пожаловаться на этот оскорбительный продукт в магазине Steam.

3. Разработчики продвигают эту оскорбительную игру через ленту новостей Стима, проводя раздачу подарочных карт и призывая игроков делиться новостями об игре. Игроки очень оскорблены, когда видят это в своей ленте новостей."

Особенно забавно было наблюдать за этим шквалом критики, в свете истории, когда в 2019 году вышла Call of Duty: Modern Warfare, и многие стали высказывать обоснованные недовольства в адрес разработчиков и сценария. В это время другой лагерь писал, что, мол, «угомонитесь вы, ну, подумаешь, немного приврали, это же всего лишь игра». В то же время по отношению к нам с забавной игрушке, аля сериал Сваты и ГГ прототип Ивана Бутько, который несмотря на свою простоту, решает любые вызовы судьбы — все наоборот, абсолютно серьезно проводят параллели между игрой и реальностью, искали политический подтекст, и сами же создавали на этом основании несуществующую проблему, с личными обидами и «огорчениями» за всю нацию.

Блокировка на Украине

В общем игру на территории соседей мы заблокировали. Было сложно, тех. поддержка Steam долго сопротивлялась и пыталась нас переубедить, но мы настояли, и в итоге сделали по нашему.

А вот наше полное интервью в то время

Завоевывали расположение фанатов

Один чудак даже целое расследование провел, тут, на ДТФ, и на всех возможных других площадках. Разложил все по полочкам и в видео и в текстовой версиях. Даже бухгалтерию всю нашу просчитал. Вот его пост

А еще нам сайт взломали, и все уничтожили, да. В общем со всем этим хейтом, почти в телевизор даже попали, на наши федеральные каналы.

Кстати, участвовали с проектом в DevGamm, и на IndieCup. Так вот вторые проект не пустили, отказали, а первые без проблем. Как говорится, 50$ за билет на онлайн участие не пахнут :-)

А вот в таком виде проект изначально задумывался

Но в релиз ушли иными

Прикол

Думали и про продолжение, благо в контенте и фантазии проблем нет. И про смену жанра, но… В общем есть, что вспомнить...

Вот такая вот история, про мой, еще неоконченный, надеюсь, путь в геймдеве.

Выводы? Ошибок было совершено много, особенно в самомаркетинге, мы пиарились как могли. Но одно я знаю точно, какие бы хорошие, или плохие игры вы не делали: Не бывает плохой песни, бывает плохая ротация!

Не надо бояться совершать ошибок, главное законы не нарушать, и животных не обижать, все остальное...

Спасибо за внимание!

Делайте игры, берегите себя, своих близких, и особенно питомцев :-)

Продолжение следует... очень на этонадеюсь, ведь рассказать есть о чем, на дворе уже середина 23го :-)

P.S. Также как и у всех, 100300 проектов на стадии идеи/набросков. Одну из них, самую безумную, публиковал в том году

1212
10 комментариев

Ну опыт есть опыт, хороший или плохой - все пригодится, а так молодец лайк за то что стараешься, и не унываешь!

1
Ответить

Очень странная история жизни
Куча игр, ни одна даже не миллиметр не успешная, а как я понимаю все даже убыточные
Куча команд, крутая графика и прочее. На что жили не понятно? И кто кого разводил на деньги инвесторы вас или вы их, тоже вопрос...

1
Ответить

Успехов

1
Ответить

Удивляет что так легко и с первого раза находите инвесторов. Причем на стадии концепта без демки и условий.

1
Ответить

Игра недоступна в Украине. Они написали, что ее типа забанили тут В общем игру на территории соседей мы заблокировали.Чёт я не понял... Это чел напиздел или вы ему ?

Ответить

Да тут никто не напиздел, скорее недопонимание вперемешку с желанием выдать так, как хотелось бы.
Мы только говорили, что игра заблокирована на территории Украины, то есть, она недоступна там. Все, ни слова больше.
Никто и нигде не писал, что игру заблокировали именно там/оттуда/их местные.

Игра слов. Каждый понимал и трактовал так, как хотел.

1
Ответить

Что можно сказать? Херово быть тобой.

Ответить