«Акира» в киберпанковые 80-е

«Акира» в киберпанковые 80-е

Хотелось бы начать с небольшого рассказа о творческом пути произведения. Важно знать некоторые факты из жизни самого создателя манги Кацухиро Отомо, а особенно важен его первоначальный профессиональный путь, который привёл к созданию франшизы «Акира». Поэтому я решил начать с перевода его интервью последних лет…

Кацухиро Отомо

«В начальной школе мне нравилось копировать такие вещи, как Tetsuwan Atom или Tetsujin 28-go, потому что мне нравилось рисовать. Тем не менее, это то, чем занимался каждый ученик начальной школы, так что в этом нет ничего особенного. Позже, я начал серьезно рисовать мангу, и произошло это благодаря книге Cётаро Иcиномори под названием How to Draw Manga. Я прочитал её и понял, как правильно рисовать комиксы.

«Акира» в киберпанковые 80-е
«Акира» в киберпанковые 80-е

Когда я поступил в старшую школу, я заинтересовался киноискусством, и у меня были амбиции стать профессиональным иллюстратором или, может быть, даже кинорежиссером. Поэтому я почувствовал, что в какой-то момент мне нужно переехать в Токио. В это время один из моих друзей познакомил меня с редактором Futabasha, известного японского издателя манги, и я принес туда свои собственные работы, связанные с мангой, чтобы показать ему. Затем редактор спросил меня, что я собираюсь делать после окончания средней школы, и сказал, что если вы думаете поехать в Токио, позвоните мне.

После окончания средней школы я переехал в Токио и позвонил этому редактору. С этого момента меня наняли, и именно так я начал профессионально заниматься мангой. Если вам интересно, первая манга, которую я нарисовал, была версией The Little Match Girl, название которой я взял из рассказа Ганса Христиана Андерсена. Когда я был ребенком, я любил научно-фантастические рассказы и поэтому подумал о том, чтобы попытаться воссоздать то волнение, которое у меня было. Я начал работать над мангой в конце 70-х, и почти вся моя манга была гекига (комикс с реалистичной рисовкой)[1], как, например, Golgo 13. Так что это была только гекига или спортивная манга, и она не имела ничего общего с научной фантастикой.

Первой научно-фантастической мангой, которую я написал, была «Fireball», и когда я работал над ней, был выпущен фильм The Exorcist. По какой-то причине этот фильм действительно вызвал у меня отклик, и в результате я захотел добавить немного ужаса в свою следующую мангу. Очевидно, что основой могла бы стать научная фантастика, но я хотел добавить в историю некоторого ужаса.»

[1] https://visitjapan.ru/japan/anime/

О создании «Акиры»

Кацухиро Отомо

«История «Акиры» началась, когда был издан Young Magazine. Так как это был новый журнал, издатель приходил ко мне и неоднократно просил написать что-нибудь для них. Однако, я был занят другими делами и писал для другого издания. Тем не менее, я закончил такие вещи, как Farewell to Weapons и Kanojo no Omoide, так что я все равно подумывал сделать что-то новое. После первой встречи с издателем, я предполагал, что Akira ограничиться десятью выпусками журнала или что-то в этом роде. Так что я действительно не ожидал, что это будет успех.»

Обложка и первые страницы того самого номера журнала, в котором была опубликована «Акира».

«Акира» в киберпанковые 80-е
«Акира» в киберпанковые 80-е

«На самом деле, когда я увидел первый вариант киноверсии «Акиры», я подумал, что это будет провал. Я очень быстро покинул кинотеатр и вернулся домой, чтобы сказать жене, что фильм провалился. Это потому, что мне казалось, что первая половина фильма была хорошей, но поскольку время и бюджет были ограничены, качество упало по мере развития истории. В общем, я подумал, что качество изображения ухудшились, когда фильм перешел во вторую половину таймлайна. Поэтому, когда я увидел снижение качества фильма во время просмотра, я почувствовал себя несчастным…»

Кадр из полнометражного аниме «Акира», 1988

«Акира» в киберпанковые 80-е

… у каждого аниматора было намного больше работы, чем они могли сделать, а это означало, что они работали сверхурочно и нам приходилось идти на компромиссы с точки зрения качества анимации. Вдобавок, студии пришлось передать анимацию на аутсорсинг за границу, чтобы сократить расходы, и результат был не из лучших.»

«Однако, когда Сёдзи Ямасиро сделал ремейк с 5-канальным звуком, он пригласил меня и снова показал фильм. Прошло очень много времени с тех пор, как я впервые увидел его. Может быть, время сделало меня мягче, но когда я увидел фильм снова, я подумал: «О, это интересно», и, может быть, все было не так уж и плохо».

О музыке

Кацухиро Отомо

«Когда я работал над фильмом «Акира», Geinoh Yamashirogumi была одной из моих любимых групп. Так что мне нравилось слушать их музыку в этническом стиле. Во разработки фильма продюсер из Mushi Productions порекомендовал мне Исао Томиту. Он был очень известным музыкантом и композитором, занимающийся синтезаторами. Во всяком случае, в то время я думал, что научная фантастика и синтезаторы слишком очевидны и не очень интересны. Так что я хотел сделать что-то уникальное, что-то новое. В этом смысле я думал, что музыка Geinoh Yamashirogumi лучше всего подойдет к моему фильму.»

Обложка официального саундтрека к анимационному фильму

«Акира» в киберпанковые 80-е

«Проблема заключалась в том, что Ямасиро (участник группы Geinoh Yamashirogumi) не был профессиональным музыкантом, поскольку на самом деле он работал школьным учителем. Это означало, что никто не знал, как с ним связаться. В конце концов, мне удалось лично встретиться с Ямасиро и попросить его написать музыку для «Акиры». Я попросил его написать только две музыкальные темы для фильма: одну — торжественную, а другую — трагическую.

Поэтому я говорил ему, что если бы мы просто написали две музыкальные партии для фильма, то этого было бы достаточно. Хотя я и сказал, что мне нужно всего две композиции, на самом деле, мне было нужно больше; но, когда мы перенсли анимацию и все раскадровки, Ямасиро влюбился в фильм, и в итоге он написал для него всю музыку».[1]

[1] https://www.forbes.com/sites/olliebarder/2017/05/26/katsuhiro-otomo-on-creating-akira-and-designing-the-coolest-bike-in-all-of-manga-and-anime/#2f7cea106d25

Кацухиро Отомо упоминает тех писателей, что повлияли на его дальнейшее творчество

«Я стараюсь отдавать дань уважения своим любимым книгам, которые читал в детстве. Я действительно уважаю трёх крупных авторов манги; Осаму Тэдзука, Сётаро Исиномори и Мицутеру Ёкояма.»[1]

[1] https://www.forbes.com/sites/olliebarder/2017/05/26/katsuhiro-otomo-on-creating-akira-and-designing-the-coolest-bike-in-all-of-manga-and-anime/#2f7cea106d25

Некоторые исторические факты в аниме и манга «Акира»

Босодзоку

Отрывок из интернет-журнала Tokyo Weekender

«Ближе к началу культового японского анимационного фильма «Акира» мотоциклетная банда летит с ревущими двигателями по улицам. Размахивая стальными трубами и бутылками с зажигательной смесью, они создают хаос — разбивают окна, жгут автомобили и устраивают драки с конкурирующими бандами.

Все это может показаться просто продолжением вымышленного мира, который выстраивается в «Акире», неотъемлемой частью антиутопического мегаполиса, адского пейзажа Нео-Токио. Но на самом деле байкерские банды действительно массово разъезжали по улицам Токио в начале 80-х, когда Кацухиро Отомо начал концептуализировать Акиру, и они были такими же пугающими, как манга и фильм.

В 1980-х годах Национальное полицейское управление Японии подсчитало, что в бандах босодзоку состояло более 40 000 человек по всей стране. Они были повсюду, не только в крупных городах, но и в сельской местности. Они также часто сталкивались с обычными гражданами и полицией, вызывая шумовые нарушения своими «сильно модифицированными мотоциклами», нанося ущерб имуществу, а иногда прибегая к полномасштабным беспорядкам.

«Акира» в киберпанковые 80-е
«Акира» в киберпанковые 80-е

Целый ряд старых кадров можно увидеть в коротком документальном фильме о босодзоку от американского интернет-издания Vice. Члены банд часто вступали в ожесточенные столкновения с полицией и конкурирующими группировками.

С такой атмосферой, достигшей точки кипения в начале 80-х, легко увидеть, как Кацухиро Отомо, создавая свое видение мрачного будущего Токио, экстраполировал некоторые элементы субкультуры босодзоку в своих работах. В «Акире» они доминируют в полицейской повестке дня и участвуют в антиправительственных беспорядках.»[1]

Сложно переоценить влияние данной субкультуры на культуру Японии в целом, в 70-80-х гг ХХ столетия. И по произведения Кацухиро Отомо данное явление наблюдается невооружённым взглядом.

После небольшого экскурса в историю, перейдём к востребованным жанрам комикса в Японии, чтобы понять при каких обстоятельствах и в какую эпоху массовой культуры создавалось художественное произведение «Акира».

[1]Tokyo Weekender; Ricky Schupp, December 11, 2018

Основные жанры в манга и аниме эпохи 80-х

В своей статье я решил задействовать две условные эпохи аниме и манга культуры 1980-х, по причине того, что оригинальная манга Кацухиро Отомо — «Акира» (1982) вышла ещё в период, условно говоря «Золотого Века» аниме (1980-1985), а сам полнометражный фильм по её мотивам появился на экранах уже в следующем периоде истории аниме (1986-1989), также имеющем свои характерные черты. Это поможет лучше разобраться при каких социокультурных обстоятельствах создавалась франшиза «Акирa».

Основными и главными жанрами аниме, а соответственно и большинства японских комиксов в 1980-х гг. ХХ века были:

1) Всё ещё крайне популярный «меха-сентай», не сдавший позиции и в первой половине 80-х, представленный аниме-сериалами — «Космический император-бог Сигма» (Uchuu taitei god Sigma, 1980-1981), «Космический воин Балдиос» (Uchuu senshi Baldios, 1980-1981), «Повелитель ста зверей Голион» (Hyakuju ou Golion, 1981-1982), «Механизированный батальон Дайраггер XV» (Kikou kantai Dairugger XV, 1982-1983).

2) «Махо-сёдзё», представленный такими работами, как «Юная волшебница Лалабель» студии «Тоэй дога» в 1980-ом году (Mahou shoujo Lalabel, 1980-1981); Студия «Аси продакшн» создала ТВ-сериал «Принцесса-волшебница Минки Момо» (Mahou no princess Minky Momo, 1982-1983).

3) «Сёдзё-аниме» в виде сериала «Миюки» (Miyuki, 1983-1984) по мотивам манги Мицуру Адати.

4) «Сёнен», представленный вышедшей в 1983 криминальной драмой «Кошачьи глаза» («Cat’s Eyes», 1983-1984) студии «TMS» и режиссера Ёсио Такэути, созданная по мотивам манги Цукасы Ходзё.

5) «Спокон», представленный вышедшим в 1983 году ТВ-сериалом – «Капитан Цубаса» (Captain Tsubasa, 1983-1984) режиссера Хироёси Мицунобу и студии «Тоэй дога» по мотивам манги Ёити Такахаси. В 1985 году появляется еще один спортивный ТВ-сериал, на сей рассказывающий о молодых бейсболистах, – «Касание» (Touch, 1985-1987) студии «Груп Так» по мотивам манги Мицуру Адати.

6) Набиравший популярность жанр «Киберпанк», ярко выраженный в виде OAV «Мегазона 23» («Megazone 23», 1985) режиссера Нобору Исигуро студии Animation International Corporation или AIC; В 1988 году выходит в свет полнометражное аниме «Акира» мангаки и режиссёра Кацухиро Отомо, созданная на основе собственной одноимённой манги 1982-го года.

7) «Научная-фантастика», представленная работами в виде ТВ-сериала «Человек-Линза: Галактический патруль» (Galactic Patrol Lensman, 1984-1985) студий МК productions, Madhouse и режиссера Кадзуюки Хирокавы; OAV сериал «Стремись к вершине! Ганбастер» (Top o nerae! Gunbuster, 1988-1990) – режиссерский дебют Хидэаки Анно.

8) «Постапокалипсис», представленный вышедшим в 1984 году ТВ-сериалом студии «Тоэй дога» «Кулак Северной Звезды» (Hokuto no ken, 1984-1987) по мотивам манги Буронсона (автор сценария, настоящее имя – Сё Фумимура) и художником Тэцуо Хары.

9) «Кодомо», в виде шедевра детского приключенческого кино «Небесный замок Лапута» (Tenkuu no shiro Laputa, 1986) режиссера Хаяо Миядзаки, созданный в «Студио Гибли»; «Ведьмина служба доставки» (Majo no takkyubin), 1989 г., режиссёром выступил Хаяо Миядзаки.

Концепция киберпанка

Хотелось бы освятить само понятие «киберпанк», ведь франшиза Akira позиционируется, как один из виднейших представителей этого направления в художественной и кино-культуре. Те, кто хорошо знакомы с оригинальной мангой, осознают, что это не совсем так, более того это скорее помесь стилей, объединённых в одно произведение, но давайте остановимся на определении этого понятия, так что же такое киберпанк?

«Согласно словам Иштвана Чиксери-Ронея (Csicsery-Ronay [1988] 1991): киберпанк — это «отчужденные субкультуры, которые перенимают высокотехнологичные инструменты истеблишмента (находящихся у власти)». В том же ключе Брюс Стерлинг, один из протагонистов киберпанк-движения в научно-фантастической литературе, описал киберпанк как «нечестивый союз технического мира и мира организованного несогласия» в своем предисловии к «Зеркальным Очкам» (Sterling, 1991).

В другом тексте Стерлинг сжал эту формулу до классической фразы «низкий уровень жизни и высокие технологии». Другими словами, определение киберпанка использовало здесь только одну необходимую характеристику: каждая киберпанк-художественная литература должна содержать высокие технологии, и эта технология должна использоваться анти-истеблишментскими, контркультурными персонажами с окраин общества. Однако следует отметить, что формальное или тематическое определение любого жанра действительно только в отношении определенного периода времени (в данном случае, конец 1980-х — начало 1990-х годов).

«Акира» в киберпанковые 80-е
«Акира» в киберпанковые 80-е

Теория жанра подчеркивает, что жанры не статичны, а развиваются или видоизменяются со временем, поскольку их характеристики согласовываются и пересматриваются авторами, критиками и аудиторией. На самом деле, в более поздних определениях киберпанка больше внимания уделяется «информационным сетям», «виртуальной реальности», «информационному взрыву», «компьютерным технологиям, искусственному интеллекту».

«Глобальный обмен информацией», «массивные взаимосвязанные сети передачи данных, виртуальные реальности», «потоки информации» и «виртуальные киберпространства». Этот переход от высоких технологий в целом к компьютерным технологиям и информационным сетям, в частности, мог быть вызван растущим влиянием Интернета на общество 1990-х годов.»[1]

Далее хотелось бы немного подробнее отметить тот факт, что во второй половине 1980-х годов XX столетия более популярными направлениями в аниме и манга являлись «киберпанк и мистика», но уже на рубеже десятилетий, предпочтение отдаётся «фэнтезийно-мистическому» содержанию в произведениях, иными словами «киберпанк» и «научная фантастика» в массовой культуре уступают место фэнтези, мистике и мифологии.

Относительно киберпанка можно сказать, что своей популярности в Японии данное явление обязано таким произведениям как, вышедшие в 1987 году два OAV – «Черная магия М66» (Black Magic M66) по мотивам первой манги Масамунэ Сиро и первая серия сериала «Кризис каждый день» (Bubblegum Crisis, 1987-1991) режиссера Кацухито Акиямы и студии «AIC». Так же вышедшие в 1987-ом году: «Повесть о Лабиринте Мани-Мани» (Mani Mani meikyu monagatari) с участием таких видных режиссеров, как Кацухиро Отомо, Ринтаро и Ёсиаки Кавадзири, и «Карнавал роботов» (Robot Carnival).[2]

В 1988-ом вышло две новые экранизации произведений Масамунэ Сиро – «Семя яблока» (Appleseed) режиссера Кадзуёси Катаямы и студии «AIC» и «Доминион:

[1] Martin de la Iglesia; Institute of European Art History, Heidelberg University, Germany; 2018

[2] Иванов Б. «Введение в японскую анимацию», 2001

Танковая полиция» (Dominion hansai gundan, 1988-1989) режиссера Коити Масимо и студии «Агент 21» (Agent 21). В том же году начал выходить OAV-сериал режиссера Мамору Осии и группы «Хэдгир» (Headgear) «Мобильная полиция Патлейбор» (Kidou keisatsu Patlabor, 1988-1989), совместно созданный студиями «ИГ Тацуноко» и «Студио Дин». 1989 год порадовал зрителей OAV-сериалом «Ангел-полицейский» (Angel Cop) – сочетанием киберпанка и парапсихологии и одним из самых длинных OAV-сериалов – 12-серийным сериалом «Кибер-Воин Гайвер» (Kyoshoku soku Guyver) по мотивам манги Ёсики Такая, традиционной для жанра «сэнтай» истории о борьбе юноши в киберброне с мега-корпорацией.

В том же году вышел ТВ-сериал «Мобильная полиция Патлейбор» (1989-1990) студии «Санрайз» (Sunrise), а также одноименный полнометражный фильм студий «ИГ Тацуноко» и «Студио Дин». И сериал, и фильм создал режиссер Мамору Осии.

Говоря о стилистическом направлении в манге и аниме под названием «мистика», можно отметить такие работы автора Ёсиаки Кавадзири на студии Madhouse – экранизации романов Хидэюки Кикути. Это «Город чудищ» (Yoju toshi, 1987) и «Синдзюку – Город-Ад» (Makai toshi Shinjuku, 1988); Пародийно-мистический OAV «Ужасный Биочеловек – Лучший Учитель» (Kyofun no byoningen saishu kyoushi, 1988) о борьбе учеников-хулиганов из непрестижной школы с неистребимым садистом-учителем – тараканом-мутантом.

В том же году вышла первая серия OAV-сериала «Легенда о волшебном мече времен Гражданской войны» (Sengoku kitan yotouden, 1988-1989) режиссера Сато Ямадзаки – популярного мистико-исторического аниме, действие которого происходило во времена окончания в Японии Гражданской войны в конце XVI века. OAV-сериал – «Вампирша Мию» (Kyuuketsuki Miyu, 1988-1989) режиссера Тосихиро Хирано и студии AIC по мотивам манги Наруми Какиноути.[1]

[1] Иванов Б. «Введение в японскую анимацию», 2001

«Акира»

Комикс Кацухиро Отомо «Акира» был впервые опубликован в Японском манга-журнале Young Magazine в период с 1982 по 1990 год, один экземпляр которого стоил по данным на 1980-й год —180 йен или 3 доллара и 81 цент в США.[1] Занимая почти 2200 страниц, Акира был собран в 6 томах в Японии между 1984 и 1993 годами. Манга имела немалую популярность в Японии ещё и в первой половине десятилетия и до выхода экранизации, как можно судить по публикациям в вышеупомянутом комикс-журнале в столь многолетний период, но пик популярности франшизе принёс выход полнометражного фильма и некоторых других событий происходивших в массовой культуре всего мира и определивших расцвет эпохи киберпанка.

В 1988 году происходит эпохальное событие в мире полнометражной анимации. Популярный мангака Кацухиро Отомо экранизировал собственную мангу «Акира» («Akira»). Этот масштабный двухчасовой фильм, созданный в эстетике киберпанк-антиутопии, произвел на зрителей всего мира колоссальное впечатление техническим совершенством и необычайно запутанным сюжетом. С технической же точки зрения «Акира» для конца 1980-х был настоящим совершенством. Это было первое аниме с частотой 24 кадра в секунду (японский промышленный стандарт – 8 или 12 кадров в секунду). Для его создания был организован специальный консорциум – «Комитет Акира» (Akira Committee). В процессе производства «Акиры» впервые в истории аниме широко использовались компьютеры, правда, не для создания графики, а для помощи аниматорам в ее создании. Например, эффект синхронизации движений губ персонажей с голосами актеров достигался с помощью компьютерной техники.[2]Анимационный фильм «Акира» иногда рассматривался как исключительное, новое произведение, выходящее за рамки «генеалогического древа анимации». Критики экранизации того времени, которая была презентована примерно в то же время, что и манга на Западе (1989 год в Германии и США), охотно проводили сравнения с другими киберпанковскими фильмами, такими как Blade Runner (1981).

Вслед за популярностью «Акиры», было переведено на европейские языки значительное количество манги аналогичной тематики, такие как Масамунэ Широу Appleseed, Dominion и Ghost in the Shell, Xenon Масаоми Кандзаки и Battle Angel Alita Юкито Киширо. По словам Роджера Сабина (2006), успех Akira создал «модный шаблон», которому западные издатели пытались следовать, выбирая названия манги из того же жанра для перевода, который «имел преимущество кооптации манги в традицию комиксов SF в США и Европе».

[1] https://exploringakira.wordpress.com/tag/young-magazine/

[2] Иванов Б. «Введение в японскую анимацию», 2001

«Акира» в киберпанковые 80-е
«Акира» в киберпанковые 80-е

Отнесение жанра к комиксу (или любому художественному произведению) является критически важным актом, поскольку жанры «определяют правильное использование конкретного культурного артефакта — они обеспечивают его надлежащую рецепцию «и исключают нежелательные реакции» (Jameson 1981, pp. 106–7). Genre guides interpretation; it structure[s] our reading, guiding the course it will take, our expectations of what it will encounter (Frow 2006, pp. 101–3).

Следовательно, отклик аудитории и, в конечном итоге, успех критиков и других читателей связан с определением жанра.[1] Что в свою очередь и произошло с мангой и полнометражным анимационным фильмом «Акира» — франшиза имела огромный успех на мировой культурно-массовой арене. Это подтверждает награда, полученная Кацухирой Отомо в 1992-ом году на Amsterdam Fantastic Film Festival, а также высокий зрительский рейтинг самого аниме.[2]

[1] Martin de la Iglesia; Institute of European Art History, Heidelberg University, 2018

[2] https://www.imdb.com/title/tt0094625/rating? ref_=ttexrv_ql_4

О чём была «Акира». Тема произведения

«Оружие массового уничтожения»

«Акира» в киберпанковые 80-е

По словам самого Кацухиро Отомо, главным сюжетом в «Акире» является — «создание и использование атомного и аналогичного с ним оружия.»[1]

В первые послевоенные десятилетия, а также после создания и испытания атомных и водородных бомб, а в особенности случай, произошедший 6 и 9 августа 1945-го года, когда атомные бомбы были сброшены на японские города Хиросима и Нагасаки, не мог не отразиться и в последующих упоминаниях в массовой культуре самой страны.

Можно представить насколько печальным, этот эпизод истории был не только для всего остального мира, но в частности для Японии. Затронув в самом начале своих произведений тему масштабной войны, сам автор намекает на то, что этот вопрос всё ещё остаётся актуальным и прежде всего, акцент в этом создаётся не только на самом факте предположительного начала «Третьей мировой войны», а о методах, которыми она будет вестись, ставя в их центр создание и использование атомных, водородных бомб или по-крайней мере аналогичных им по общей угрозе оружие и причинённым в последствии бедствиям.[2]

Название произведения имеет прямую связь с его основной темой, так как оно само, как в манге, так и в аниме является обозначением оружия массового уничтожения, вокруг которого разворачивается основной сюжет. Наряду с вышесказанным, побочными темами произведения являются: молодёжь, как социальная группа, внутренняя и внешняя политика, современное общество, культура и религия, наркозависимость.

Все они играют заметную роль в произведении, что даёт возможность его рассмотрения с каждой из названных позиций, но в первую очередь нужно остановиться на основной проблеме затронутой в произведении — «Оружие массового поражения», что в свою очередь открывает и другие более специальные для предмета рассмотрения проблемы, такие как: «Хранение Оружия массового поражения» (далее, как ОМП), «Использование ОМП и его последствия», «Подконтрольность действия ОМП и в случае ЧС его своевременная ликвидация» — все эти проблемы, так или иначе затронуты в «Акире» и могут стать отдельными темами для обсуждения.

Сама идея произведения воплощается в стремлении автора донести до читателя и зрителя всю первоначальную пагубность решения создания оружия массового уничтожения, наглядно показывая последствия использования такого оружия на примере «Третьей Мировой войны» в манге и аниме, которая предположительно была начата входе применения ОМП (и как выясняется впоследствии, так оно и было), а в дальнейшем колоссальный вред и фактически неконтролируемые последствия, вызванные опять же оружием массового уничтожения, что наглядно подтверждается в манге и аниме.

Человек с трудом может контролировать огромные пагубные возможности научно-технических результатов, и если он и не в состоянии остановить этот «прогресс», то он должен понимать последствия своих научных изысканий и как говорит один из персонажей фильма «Акира»: «Может не стоит вступать в контакт с высшей силой?» —, на что получает ответ от самого руководителя исследования и разработок: «Вы, возможно, правы». Именно это сомнение человека прекрасно осознающего нежелательные последствия, которое может вызвать ОМП, и даёт понять, что «есть и другой путь, нужно лишь найти его» (cлова подопытных «серии 20» в аниме Akira).

Кацухиро Отомо, предлагает этот путь, осознавая всю пагубность, что наносит оружие массового поражения и видит это путь в мирном глобальном развитии и сосуществовании, не трогая того, что пока «выше человеческого понимания», так как это может обернуться в перспективе концом для всего живого.

В манге это показывается на примере второго «пробуждения Акиры», когда неконтролируемая даже самим его обладателем сила, оборачивается фактически необратимым бедствием для всех кто оказался в эпицентре её действия. Вспоминаются две важные модели развития из истории Японии: путь демократизации, что привёл к расцвету государства и милитаризации, в итоге оказавшийся малоэффективным. ( В. Э. Молодяков «История Японии. ХХ век; Москва ИВ РАН; изд. «Крафт+», 2007»

Кацухиро Отомо показывает всю опасность ОМП на примере аллегории в аниме, где «в каждом человеке спит эта частица космической и древнейшей силы», по возможностям и мощи сравнимая лишь с божественной. Автор предупреждает об ответственности и опасности её пробуждения, так как она почти не поддаётся контролю, за некоторым исключением, но всё же эти исключения настолько редки, что лучше и вовсе «не касаться этой силы» (слова Полковника, аниме Akira, 1988).

Иными словами, научно-технический прогресс нужно направлять не на создание того, за что в непредвиденных обстоятельствах человек ответить не сможет, а на создание более качественно благоприятных обществу и государству объектов, при этом «в первую очередь, как военный, рассчитывая величину риска» (cлова Полковника, аниме Akira, 1988) при создании новых научных изобретений.

Франшиза «Акира», созданная Кацухиро Отомо, является прекрасным примером того, как могут сочетается технологичность, талант и сам период релиза, что в совокупности делает её актуальной по разным вопросам и такой же интересной несмотря на то, что с момента её создания прошло не мало лет.

[1] https://www.forbes.com/sites/olliebarder/2017/05/26/katsuhiro-otomo-on-creating-akira-and-designing-the-coolest-bike-in-all-of-manga-and-anime/#2f7cea106d25

[2] В. А. Поцелуев «История России ХХ столетия»; cтр. 318; 374; изд. ГИЦ «Владос», 1997;

Список ресурсов и литературы:

  • https://visitjapan.ru/japan/anime/
  • https://www.forbes.com/sites/olliebarder/2017/05/26/katsuhiro-otomo-on-creating-akira-and-designing-the-coolest-bike-in-all-of-manga-and-anime/#2f7cea106d25
  • Tokyo Weekender; Ricky Schupp, December 11, 2018
  • Martin de la Iglesia; Institute of European Art History, Heidelberg University, Germany; 2018
  • Иванов Б. «Введение в японскую анимацию», 2001
  • https://exploringakira.wordpress.com/tag/young-magazine/
  • https://www.imdb.com/title/tt0094625/rating? ref_=ttexrv_ql_4
  • В. А. Поцелуев «История России ХХ столетия»; cтр. 318; 374; изд. ГИЦ «Владос», 1997;
  • Полнометражный анимационный фильм «Акира», 1988; реж. Кацухиро Отомо
  • Манга «Акира», 1982-1990; Кацухиро Отомо
7777
25 комментариев

Комментарий недоступен

12

Так ремастер выходит скоро

2

Комментарий недоступен

2

Меня, сколько себя помню, с юности увлекала массовая культура, как Азии, в частности Японии, так и Китая и Индонезии. В особенности большой интерес для меня всегда составлял вопрос, касаемый разных предметов, но звучал он всегда одинаково: "А почему же всё-таки это шедевр, да вдобавок ещё и на все времена?" Всегда было желание разобраться в этом подробнее, а ещё большее желание вызывало поделиться с теми, кому это, может быть, также интересно как и мне.

1

Комментарий недоступен

2

Я думал об этом :) Приму к сведению)

1

вот вроде видос тот про босодзоку,годный,советую

2