Mundaun - сельское безумие в Альпах

С черно-белой карандашной палитрой, отрубленными козьими головами и людьми из стогов сена.

Mundaun - сельское безумие в Альпах

Есть очень большая вероятность, что вы могли что-то слышать об этой игре. Пару лет назад в интернетах некоторое время активно расходились ее трейлеры, сопровождаемые подписями вида «автор игры вручную все здесь нарисовал и отсканировал в 3D». И да, визуальный стиль цеплял и интриговал. Но после выхода игра как-то затерялась в общей массе.

Напомнили мне про нее после выхода трейлера «Лиха одноглазого» от Morteshka. Очень похожие вайбы - тут вам и глубинка (Тайга и деревня в Альпах), и национальный колорит, и фольклор, и черно-белая палитра (пусть и по-разному исполненная). И пока идет время в ожидании «Лиха», почему бы не потрогать игру, близкую к ней по духу?

Сюжет

Говоря кратко - сюжет работает. Он не хватает звезд с неба, он не пытается играть в СПГС с игроком, он выполняет свою функцию. Молодой человек возвращается в деревню в Альпах, где недавно в пожаре погиб его дед, который его вырастил. Он хочет его похоронить, но по приезду начинаются разного рода странности - ночью просыпаются люди-стоги сена, священник что-то явно недоговаривает и до героя постоянно пытается докопаться какой-то скрюченный старик, явно знающий больше других.

Больше всего местная история напомнила мне те самые мрачные европейские сказки в духе Андерсена. Много странного и необъяснимого, говорящие козьи головы и люди, убитые пчелами. Из-за этого еще и возникали небольшие ассоциации с оригинальным «Плетеным человеком» - атмосфера уединенного маленького общества, где все что-то недоговаривают.

От сюжета каких-то откровений ожидать не стоит, но он вас и не разочарует. Вы наверняка уже что-то подобное где-то видели, но плохого ничего в этом нет. Хорошая знакомая история, рассказанная на новый манер.

Mundaun - сельское безумие в Альпах

Атмосфера и визуальный стиль

Это, безусловно, самое лучшее, что есть в Mundaun. Игра с первых минут погружает тебя в сеттинг и в атмосферу уединенной деревни в горах. К этому всему добавляется тот факт, что разработчики всю игру озвучили местным романшским языком. При всем при этом, сама деревня также не выдумана. Mundaun - реально существующее место в Альпах в Швейцарии.

Локализация есть и субтитры переведены на несколько языков, но за само решение оставить озвучку только местным языком я перед разработчиками снимаю шляпу. Это очень сильно добавляет к местному колориту, атмосфере и сразу же погружает в игру.

Локации тоже играют на погружение в традиции и фольклор. Например, перед сном главный герой кладет на себя доску гвоздями вверх, чтобы злые духи его не побеспокоили. А так как все действие происходит в горах, густонаселенных пространств здесь нет - чаще стоят одинокие хижины или сараи, в которые можно заглянуть и что-то полезное для себя найти. В локациях пониже растет трава, деревья, лежит сено, построена церковь. Забравшись повыше, деревья встречаются уже реже и чаще ты видишь камни и начинающиеся горные хребты. А на вершине лежит снег и работает канатная дорога.

Картинка тоже добавляет сюрреалистичности ко всему происходящему. На скриншотах или в трейлерах визуальный стиль может показаться странноватым или даже отталкивающим, но мне кажется, это был осознанный выбор, подчеркивающий нереальность всего происходящего. К тому же, если бы здесь были зеленые луга, чистый горный снег и всеобщая благодать, атмосфера бы испарилась.

Не могу сказать, что считаю этот визуальный стиль каким-то сильно выдающимся. Но он не отвлекает и сама картинка отлично стилизована. Буквально через 5-10 минут игрового времени ты привыкаешь и принимаешь его как данность (пусть и потом начинаешь замечать, что за этим стилем успешно скрыли общую бюджетность игры).

В общем, национальный колорит, как и визуальный стиль, тут получились на славу и отлично работают на погружение игрока в незнакомый для него мир.

Mundaun - сельское безумие в Альпах

Геймплей

Его нельзя назвать плохим. Он попросту недоделанный. В игре большое количество механик, которые находятся в зачаточном состоянии и не доведены до ума. Возможно, все это объясняется желанием авторов сделать своего рода survival-horror и прикрутить все те механики, которые этому жанру характерны. Но, говоря откровенно, они больше мешают.

Давайте по порядку:

  1. Здесь есть смена дня и ночи - днем вы исследуете окрестности, выполняете те или иные задачи, собираете предметы и т.д. и т.п. Ночью происходит все то же самое, только просыпаются враги (люди-стоги сена). Но это только в первой половине игры. Потом там буду враги, которые атакуют только днем. А в финальной трети вас атакуют всегда. Ночью, вроде как, игроку должно становиться страшнее, но этого не происходит, потому что геймплейно ничего не меняется, кроме надоедливых врагов, которых надо долго колотить вилами. А раз уж мы про вилы:
  2. Боевка - зачем она тут нужна я так и не понял. В арсенале есть только вилы, которые ломаются после нескольких ударов, и винтовка, которая открывается в последней трети игры. Вилы можно было спокойно вырезать и оставить только спички, которыми можно поджигать врагов. Самым большим сюрпризом для меня стало наличие критов (!), если враг тебя не видит. Спасибо, конечно, но я чаще просто убегал от них, нежели подкрадывался.
  3. Стелс - он вроде и есть, а вроде и нет. Убивать врагов необязательно (даже ачивка на пацифиста есть). ИИ у них тоже не выдающийся. Можно без проблем просто их обойти или спрятаться за ближайшим деревом.
  4. Система страха и прокачка. Вот это, наверное, самая интересная и более-менее работающая механика. Есть 3 статы - страх, телосложение (здоровье), уверенность с винтовкой. Кушаешь хлебушек - повышаешь здоровье, находишь мануалы по стрельбе - прокачиваешь владение оружием, пьешь кофеек - меньше боишься монстров. Поначалу герой буквально впадает в ступор, если видит людей из сена, за что чаще всего ты платишься жизнью. Поэтому кофе хочется искать и игра сама намекает тебе на то, что кофе - хорошо.

    К тому же, чтобы его сварить, надо еще постараться: найти черпак → найти колодец (в домах водоснабжения нет, деревня в Альпах же) → набрать воды → поставить воду → добавить туда кофе → поставить на печку → закинуть туда полено (которое тоже надо найти) → поджечь все это дело спичками, запас которых ограничен.
  5. Инвентарь и его менеджмент. Ну, они есть. Как и в любой другой игре, если шариться по всем закоулкам, проблем с расходниками не будет. Спички поджигают сено и дрова в печке, ключи открывают опциональные двери, с козьей головой в инвентаре можно даже поговорить. В принципе, эта механика работает на исследование, поэтому к ней вопросов тоже не возникает.
  6. Вождение. Собственно, как машина выглядит, такое и управление - деревенский старый фургон для сборки сена. Жалко на радио нельзя включить главную тему из «Дальнобойщиков».
Mundaun - сельское безумие в Альпах

Оглядываясь на свое прохождение, я был бы безумно рад, если бы из игры вырезали боевку, стелс и смену дня и ночи. Эти механики ничего толком не добавляют и больше раздражают.

Система страха, которую разработчики скорее всего подглядели в Amnesia, работает куда лучше и могла бы пугать еще сильнее, если главный герой не имел возможности дать отпор угрозе. Это можно было и сюжетно обосновать - городской парень приехал в деревню, ничего толком не умеет, а тут агрессивные стоги сена. Беги и прячься.

Mundaun, безусловно, интересная игра. Она очень правильно с первых минут захватывает тебя, погружая в свой мир и атмосферу. И только через пару часов геймплея ты начинаешь замечать все ее огрехи и шероховатости. А учитывая то, что игра проходится за 6-7 часов, с этими проблемами учишься справляться, потому что игра держит. Тебе хочется узнать, что будет дальше, хоть и направление истории можно угадать с трех нот.

Я бы без зазрения совести написал, что она обязательна к прохождению, если бы не раздражающий геймплей. Этот момент определенно надо учитывать, если вы захотите ознакомиться с ней.

Но я более чем уверен, что если вы все-таки решитесь попробовать, то равнодушными точно не останетесь.

4040
6 комментариев

Тоже давненько лежит в списке желаемого, аннапурна подбирает достаточно занятные игры как издатель)

2
Ответить

Вообще да. Зашел посмотреть на их страничку в Стиме, а там много годноты. Neon White, Pathless, Journey, Edith Finch, Gorogoa, Florence. Издают очень интересные и самобытные игры.

1
Ответить

Добавляю в список желаемого, спасибо.

2
Ответить

Вот это хидден жем кстати

1
Ответить

Благодаря этому комменту узнал про конкурс Якоря и залетел в него, спасибо!

Ответить