Анализ трейлера «Призрак в доспехах» — факты, выводы, прогнозы

13 ноября студия Paramount Pictures выпустила первый трейлер долгожданного фильма «Призрак в доспехах» со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Долгожданным его делает, в первую очередь, первоисточник. Разбираемся, что к чему.

Работа с первоисточником

За почти тридцать лет существования франшиза «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) стала живой классикой научной фантастики, оказала колоссальное влияние на индустрию аниме и оставила важный след в мировом кинематографе. «Призрак в доспехах» стал одним из самых значимых представителей пост-киберпанка в искусстве.

В общем виде франшизу можно разделить на четыре ветви: оригинальную мангу Масамунэ Сиро и три независимые аниме-адаптации. Дилогию полнометражных фильмов Ghost in the Shell Мамору Осии, сериал Ghost in the Shell: Stand Alone Complex Кэндзи Камиямы и Ghost in the Shell: Arise Кадзутики Кисэ.

Несмотря на расхождения, сеттинг «Призрака в доспехах» строится вокруг ряда общих элементов. Это мир недалёкого будущего, в котором научный прогресс определил облик всего человечества. Третья мировая война стерла национальные границы, а последующая Четвертая мировая окончательно изменила политическую карту мира. Вместе с тем, развитие технологий привело к кибернетизации человеческих органов и созданию «кибермозга» — устройства, позволяющего пользователю напрямую подключаться к глобальной сети. На базовом уровне аугментации кибермозг похож на оболочку (shell), в которую помещается мозг обычный. В трейлере можно её увидеть:

С развитием кибернетизации стало популярно считать, что человека от сложного ИИ отличает призрак (Ghost) — «живая» психика, сформированная органическим мозгом
С развитием кибернетизации стало популярно считать, что человека от сложного ИИ отличает призрак (Ghost) — «живая» психика, сформированная органическим мозгом

Идея о кибермозге стала центральной для всех ветвей Ghost in the Shell. Манга и ее адаптации исследуют феномен с самых разных позиций: философских, психологических, социальных и так далее. Одной из ключевых стала возможность хакерского «взлома» кибермозга и способность влиять на сознание человека. Угроза кибертерроризма вышла на новый уровень — и борьба с ним стала одной из основных задач элитного Девятого отдела Бюро Общественной Безопасности Японии. Знакомьтесь: главные герои франшизы.

В трейлере можно толком увидеть только шефа Арамаки (Такэси Китано), Бато (Пилу Асбек) и саму Майора, но в сам отдел будут входить минимум семь героев
В трейлере можно толком увидеть только шефа Арамаки (Такэси Китано), Бато (Пилу Асбек) и саму Майора, но в сам отдел будут входить минимум семь героев

Фильм сохранил не только общий состав Девятого отдела, но и его принадлежность к Японии: помимо обилия японских иероглифов на это может намекать название последнего тизера фильма: Токио. Если так, многонациональный набор актеров можно объяснить вышеописанными последствиями Третьей мировой.

Более того, создатели явно не хотят кардинально менять эстетику. Некоторые кадры из трейлера уже были выпущены маленькими тизерами, в которых заметны отсылки к первому фильму Мамору Осии и первому сезону Stand Alone Complex. Трейлер укрепляет это чувство: с первых кадров он пытается убедить, что это тот самый «Призрак в доспехах». Иногда доходит до откровенного цитирования, как в сцене, где Майор использует термооптический камуфляж для задержания преступника.

Так это выглядело в оригинале (осторожно, незначительные спойлеры):

То же – со сценой прыжка Майора
То же – со сценой прыжка Майора

А отдельного внимания достойна воссозданная сцена сотворения кибертела Майора из аниме 1995 года. Её показывали вживую в Японии, а музыку специально написал Кэндзи Каваи, автор саундтрека к фильмам Осии.

Трейлер показывает, что авторы знакомы со всей франшизой и охотно совмещают ее элементы. Сцена с роботами-гейшами отталкивается от первой серии Stand Alone Complex, но раздвигающиеся лица при этом взяты из фильма Ghost in the Shell 2: Innocence.

Сюжет

Долгое время считалось, что в основу фильма ляжет первый сезон Stand Alone Complex, ведь главного злодея называли «Смеющимся человеком» — и на его роль взяли Майкла Питта. Но историю с самого начала грозились серьезно переделать, оставив, по сути, одно название. С тех пор многое изменилось, сценарий долго переписывали — менялся даже состав сценаристов.

Но сюжет фильма все так же удален от первоисточника. В одном из интервью продюсер Ави Арад заявил, что теперь в центре внимания — Хидэо Кудзэ, центральная фигура второго сезона Stand Alone Complex. По словам Арада, создателей вдохновила одиннадцатая серия, в которой выяснилось, что в прошлом Кудзэ и Мотоко есть (обойдемся без спойлеров) нечто общее. В фильме Кудзэ тоже будет связан с Майором через прошлое — поэтому в трейлере он рассуждает о ее судьбе.

Майкл Питт теперь играет Кудзэ, а продюсеры больше не спешат называть его злодеем
Майкл Питт теперь играет Кудзэ, а продюсеры больше не спешат называть его злодеем

Впрочем, это не принципиальная перемена. В аниме действия Кудзэ напрямую связаны с политикой. В фильме он будет хакером, объявившим войну корпорации Hanka Robotic.

И тут, кажется, начинаются серьезные нововведения. Трейлер косвенно подтверждает, что именно Hanka создала кибертело Майора и переселила ее призрак в «доспехи», когда та была смертельно ранена. В общем каноне Ghost in the Shell Девятый отдел работает непосредственно на правительство и не обслуживает корпорации. Похоже, у фильма на этот счёт другое мнение.

Из трейлера можно сделать вывод, что Бато будет ранен в перестрелке — и Hanka сделает его киборгом по ходу сюжета
Из трейлера можно сделать вывод, что Бато будет ранен в перестрелке — и Hanka сделает его киборгом по ходу сюжета
Да, Гюнтер Герман из Deus Ex очень на Бато похож. Именно так, а не наоборот
Да, Гюнтер Герман из Deus Ex очень на Бато похож. Именно так, а не наоборот

Само название Hanka взято напрямую из манги: там компания Hanka Precision Instruments производила роботов с искусственным интеллектом, которые однажды начали выходить из строя с плохими последствиями. Этот сюжет был адаптирован в Ghost in the Shell 2: Innocence — только название корпорации сменилось на Locus Solus. Можно предположить, что роботы-гейши из трейлера — тоже творения местной Hanka, и фильм хотя бы частично затронет события Innocence.

Пока Hanka так и просится на роль злобной корпорации
Пока Hanka так и просится на роль злобной корпорации

Однако в центре внимания будет прошлое Майора, и пока трейлер выставляет историю до абсурда предсказуемой. Из диалогов навязывается вывод, что Hanka загрузила в её кибермозг ложные воспоминания, чтобы обманом заставить работать на Девятый отдел — а Кудзэ поможет вернуть утраченную память. Идея измененной памяти любопытно затрагивалась в Solid State Society, но пока затравка вызывает больше ассоциаций с Ghost in the Shell: Arise. Так или иначе, сейчас трейлер создаёт впечатление, что не искусственное тело, а именно ложная память заставляет Майора чувствовать себя «отсоединенной» от людей. В противном случае фильм рискует оказаться слишком перегруженным.

И это не единственный его риск.

Так или иначе, но Arise просочился в фильм: в этой сцене у Майора характерный костюм
Так или иначе, но Arise просочился в фильм: в этой сцене у Майора характерный костюм

Угрозы и возможности

В том, что фильм многое заимствует у аниме, есть свои плюсы и минусы. Так режиссер Руперт Сандерс сможет ознакомить новую аудиторию с действительно потрясающими находками Мамору Осии. Но пока неясно, чем фильм обогатит франшизу.

Разные экранизации «Призрака в доспехах» делались с разными целями. Фильмы Осии сосредоточились на философии. В присущей ему манере Осии наполнил фильмы яркими образами, метафорами и тонким символизмом. Его «Призраки» исследовали размытие последней границы в мире — между человеком и машиной. Его Мотоко была переходным звеном. Из-за полностью кибернетизированного тела она воспринимала его как простой инструмент, железную клетку. Её призрак был отделен и искал собственную идентичность. А исследовав эволюцию сознания, Осии обратился к этике отношений между человеком и иными формами разума — и пришел к смелым, интересным выводам.

Анализ трейлера «Призрак в доспехах» — факты, выводы, прогнозы

Если Осии копал узко, но глубоко, трилогия Stand Alone Complex пыталась брать шире. Она исследовала мир и социальные феномены, способные возникнуть в обществе «кибермозгов». Ведь Осии оставил за скобками множество нюансов, продуманных Масамунэ Сиро в манге. Сериал не только подхватил их, но и дополнил собственными концепциями.

А вот Ghost in the Shell: Arise разочаровала фанатов. Потому, что стала всего лишь неплохим технотриллером. Слишком броским, но недостаточно стильным. Напряженным, но недостаточно умным. Разве что ее вычурность пришлась по нраву более юной аудитории.

Фильм же пытается брать понемногу отовсюду, отчего рискует потерять целостность.

Рассмотрим пример. Сцена с пробуждением Майора почти идентична сцене из первого фильма Осии:

В аниме эта сцена обезличивает Мотоко. Виден лишь ее силуэт на фоне холодного города. Ее комната похожа на клетку с кроватью: тени скрывают любое подобие интерьера, характера. Сама она механически встает, одевается — и идет на работу. Весь фильм Осии показывал Мотоко «не вполне человеком». Она описывала эмоции, но почти не выражала их. Была похожа больше на куклу, чем на человека. Даже не моргала. Ее призрак не был един с ее телом — и это определяло ее характер, поведение и мышление. Определяло весь сюжет. Мотоко искала собственную идентичность, не сумев определить себя человеком.

В трейлере к фильму Сандерса Майор не напоминает куклу — скорее ещё одна героиня боевика. Её мимика, поведение и заботы — все это человеческое, слишком человеческое. Плохо ли это? Нет. В каждой ветви Ghost in The Shell у Мотоко «свой» характер. Но это обесценивает попытку показать ее роботом в сцене с пробуждением: ведь остальные сцены показывают, что её поведение не отличается от человеческого. Пока создается впечатление, что контент противоречит контексту.

Осии наделил беседу в лодке бешеной смысловой нагрузкой. Она изящно раскрывала беспокойство Мотоко, но не писала об этом у нее на лбу. В трейлере к фильму Сандерса эту сцену используют для разговоров о доверии
Осии наделил беседу в лодке бешеной смысловой нагрузкой. Она изящно раскрывала беспокойство Мотоко, но не писала об этом у нее на лбу. В трейлере к фильму Сандерса эту сцену используют для разговоров о доверии

Но по одному трейлеру судить рано. У Сандерса достаточно простора для маневра, и все сцены трейлера можно увязать в единое целое, построить уникальную историю с собственными акцентами. Кое-какие предпосылки уже можно найти. Например, объединение религии с наукой — еще один стёртый барьер, который в трейлере бросается в глаза. Возможно, фильм раскроет этот вопрос глубже. Опять же: ему есть где подсмотреть. Фильмы Мамору Осии были пропитаны религиозным благоговением.

В манге однополые приключения Мотоко были простой блажью и происходили в виртуальной реальности. Фильм попытается добавить им психологического смысла
В манге однополые приключения Мотоко были простой блажью и происходили в виртуальной реальности. Фильм попытается добавить им психологического смысла

С одной стороны, у Сандерса на руках на редкость удачный материал: это и проработанная вселенная, и россыпь сюжетов, и блестящие находки японских аниматоров. С другой, спрашивать с него будут больше обычного: чтобы не опозорить имя Ghost in the Shell, недостаточно сделать летний блокбастер. Хочется верить, что съёмочная команда действительно полюбила оригинальные работы и задалась целью оставить хоть какой-то след.

В их пользу говорит сам Мамору Осии:

99
16 комментариев

Лето прошло
Листья сакуры опали
Призрак не влезает в доспехи

5

Что это с ней? Беременная что ли?

Помню, как лет 15 назад впервые увидел кадры из аниме посмотрев этот клип:
https://www.youtube.com/watch?v=tv8QFcgK2xs

2

Интересно будет сравнить аниме и фильм

2

Мне еще интересно будет сравнить этот фильм с экранизацией Gunnm (Alita: Battle Angel), которую сейчас делает Родригеc. Оба фильма адаптируют выдающиеся японские киберпанк-произведения. От Родригеса я жду больше вольностей и творческого подхода. Да и в целом большего: уж с кем сравнивать. Пока самой выдающейся работой Сандерса был трейлер Halo 3: ODST. Про "Белоснежку и охотника" пытаюсь не вспоминать.

Мне по трейлеру показалось, что фильм будет достаточно проработанный и размеренный. Там явно хватает сцен, которые помогают почувствовать атмосферу, понять персонажа. Не то, что современные блокбастеры, которые сломя голову несутся вперед по сюжету.

Один из немногих фильмов, которые я когда либо ждал.

2

А, и экшн клевый. Кадры из трейлера, когда Майор бежит по стене и стреляет из пистолета выглядит очень круто. Как-то все очень плавно, чувствуется мощь оружия, ловкость героя. Очень редко вижу в кино драки/перестрелки, которые выглядели бы реалистично и сильно, и не походили на хореографический номер.

1