Генри Дэвид Торо - "Уолден"

Творчество Генри Дэвида Торо предвосхитило и определило многие общественно-политические веяния Западного мира: идеи деколонизации, аболиционизма и сохранения природы от индустриального влияния в то время не выходили за пределы маргинального дискурса, который оформился в виде американского трансцендентализма, сочленявшего как условно левые прогрессивные идеи, так и классический американский патриотизм.

Генри Дэвид Торо (1856)
Генри Дэвид Торо (1856)

В 1847 Торо переселился в лес, недалеко от Уолденского пруда в штате Массачусетс. Итогом его двухлетнего проживания (4.07.1847-6.09.1849) стала книга "Уолден", являющаяся собранием из восемнадцати эссе, подробно описывающих духовный, физический и научный опыт Торо, жившего в отдалении от людей, наедине с Природой.

Современные представления об "уходе в лес" и опрощении Торо заложил эмпирически, и поздние известные деятели вроде Т. Качинского и К.П. Линколы могут рассматриваться как его прямые (и крайне радикальные) последователи, - в хижине Качинского, например, был найден экземпляр "Уолдена". Идея "ухода в лес" Э. Юнгера не подразумевает буквальное переселение вдаль от цивилизации, а скорее утверждает независимость духа и его отречение от крупных общественных, политических и прочих процессов, но похожие мысли читаем и у Торо:

Большинство людей, даже в нашей относительно свободной стране, по ошибке или просто по невежеству так поглощены выдуманными заботами и лишними тяжкими трудами жизни, что не могут собирать лучших её плодов.

Каарло Пентти Линкола.
Каарло Пентти Линкола.
Хижина Теодора Качинского.
Хижина Теодора Качинского.

"Уолден" манифестирует о необходимости освобождения личности от рабских оков труда, потребительских забот и общественного мнения. Эту мысль автор выражает многопланово: от поэтических призывов до сугубо практических советов (как должно одеваться, обустраивать жилище, питаться и проч.). Торо верит, что общество способно существовать, удовлетворяя действительно необходимые потребности, и пожинать плоды прогресса, а не страдать от них, ибо современный человек стал рабом своих орудий.

В книге рассмотрены различные аспекты жизни в лесу: устройство хозяйства (автор сам воздвиг хижину), добыча пищи, заработок, одиночество и созерцание. Одиночество и созерцание природы Торо считает необходимыми для человека, ибо общество утомляет и отвлекает от раздумий, а созерцание природы наедине с собой восстанавливает духовную связь с самой Жизнью, сложной, многообразной и поэтически прекрасной. Она есть наш истинный учитель:

Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил.

Сегодня Уолденский пруд превращен в заповедник и находится под охраной.
Сегодня Уолденский пруд превращен в заповедник и находится под охраной.

Невозможно не упомянуть и научную сторону книги. Будучи натуралистом, Торо дотошно описал окружавшую флору и фауну: часто от простого любования он переходит к обстоятельному рассказу о своих диких "соседях". Его гидрологические опыты по описанию и измерению глубины водоёмов очень просты и удивительно точны, - более современные замеры глубины Уолденского пруда почти полностью совпали с результатами Торо, который пришел к этим цифрам при помощи ручной работы и логики.

Реконструкция хижины и памятник Торо на территории заповедника.
Реконструкция хижины и памятник Торо на территории заповедника.

О своих гостях, случайных и не очень, автор вспоминает часто иронически, но без перехода в ядовитый сарказм. Гостями его были как простые рабочие, рубившие лес и коловшие лёд, так и последователи-трансценденталисты, поэты, беглый раб, словом, целые общественные пласты сходились в месте, где одинокий и бесконечно идущий человек жил настолько "просто и правдиво", насколько это нужно каждому, возьмись он отринуть давление цивилизации, накинувшей аркан и взращающей безволие, и встав на путь абсолютной свободы, научить которой может лишь Жизнь и Природа.

Два года, два месяца и два дня продлился эксперимент Торо над собой. Вернувшись в мир, он стал одним из главных последователей и манифестантов американского трансцендентализма, а его программное эссе "О гражданском неповиновении" (1849) стало вехой в американской философской, социальной и политической мысли. Эхо этих идей слышим и сегодня.

Бонус

Отшельник Тимоха за Рдейским озером (Новгородская область). Фото сделано писателем Марком Костровым.
Отшельник Тимоха за Рдейским озером (Новгородская область). Фото сделано писателем Марком Костровым.

Мои потуги на поприще литературных разборов:

1414
1 комментарий

Забыл написать о русских изданиях. Из достойного могу разве что выделить советское издание из серии "Литературные памятники" издательства "Наука", но в хорошем состоянии его придется поискать. Фото из интернета.

1
Ответить