Генри Дэвид Торо - "Уолден"
Творчество Генри Дэвида Торо предвосхитило и определило многие общественно-политические веяния Западного мира: идеи деколонизации, аболиционизма и сохранения природы от индустриального влияния в то время не выходили за пределы маргинального дискурса, который оформился в виде американского трансцендентализма, сочленявшего как условно левые прогрессивные идеи, так и классический американский патриотизм.
В 1847 Торо переселился в лес, недалеко от Уолденского пруда в штате Массачусетс. Итогом его двухлетнего проживания (4.07.1847-6.09.1849) стала книга "Уолден", являющаяся собранием из восемнадцати эссе, подробно описывающих духовный, физический и научный опыт Торо, жившего в отдалении от людей, наедине с Природой.
Современные представления об "уходе в лес" и опрощении Торо заложил эмпирически, и поздние известные деятели вроде Т. Качинского и К.П. Линколы могут рассматриваться как его прямые (и крайне радикальные) последователи, - в хижине Качинского, например, был найден экземпляр "Уолдена". Идея "ухода в лес" Э. Юнгера не подразумевает буквальное переселение вдаль от цивилизации, а скорее утверждает независимость духа и его отречение от крупных общественных, политических и прочих процессов, но похожие мысли читаем и у Торо:
Большинство людей, даже в нашей относительно свободной стране, по ошибке или просто по невежеству так поглощены выдуманными заботами и лишними тяжкими трудами жизни, что не могут собирать лучших её плодов.
"Уолден" манифестирует о необходимости освобождения личности от рабских оков труда, потребительских забот и общественного мнения. Эту мысль автор выражает многопланово: от поэтических призывов до сугубо практических советов (как должно одеваться, обустраивать жилище, питаться и проч.). Торо верит, что общество способно существовать, удовлетворяя действительно необходимые потребности, и пожинать плоды прогресса, а не страдать от них, ибо современный человек стал рабом своих орудий.
В книге рассмотрены различные аспекты жизни в лесу: устройство хозяйства (автор сам воздвиг хижину), добыча пищи, заработок, одиночество и созерцание. Одиночество и созерцание природы Торо считает необходимыми для человека, ибо общество утомляет и отвлекает от раздумий, а созерцание природы наедине с собой восстанавливает духовную связь с самой Жизнью, сложной, многообразной и поэтически прекрасной. Она есть наш истинный учитель:
Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил.
Невозможно не упомянуть и научную сторону книги. Будучи натуралистом, Торо дотошно описал окружавшую флору и фауну: часто от простого любования он переходит к обстоятельному рассказу о своих диких "соседях". Его гидрологические опыты по описанию и измерению глубины водоёмов очень просты и удивительно точны, - более современные замеры глубины Уолденского пруда почти полностью совпали с результатами Торо, который пришел к этим цифрам при помощи ручной работы и логики.
О своих гостях, случайных и не очень, автор вспоминает часто иронически, но без перехода в ядовитый сарказм. Гостями его были как простые рабочие, рубившие лес и коловшие лёд, так и последователи-трансценденталисты, поэты, беглый раб, словом, целые общественные пласты сходились в месте, где одинокий и бесконечно идущий человек жил настолько "просто и правдиво", насколько это нужно каждому, возьмись он отринуть давление цивилизации, накинувшей аркан и взращающей безволие, и встав на путь абсолютной свободы, научить которой может лишь Жизнь и Природа.
Два года, два месяца и два дня продлился эксперимент Торо над собой. Вернувшись в мир, он стал одним из главных последователей и манифестантов американского трансцендентализма, а его программное эссе "О гражданском неповиновении" (1849) стало вехой в американской философской, социальной и политической мысли. Эхо этих идей слышим и сегодня.
Бонус
Мои потуги на поприще литературных разборов:
Забыл написать о русских изданиях. Из достойного могу разве что выделить советское издание из серии "Литературные памятники" издательства "Наука", но в хорошем состоянии его придется поискать. Фото из интернета.