Стоит ли инди разработчикам идти к ИРИ за финансированием

Мы подали заявку на конкурс ИРИ и выиграли его. Хотим рассказать обо всех нюансах государственного финансирования, чтобы вы могли решить для себя, подходит ли вам такой вариант.

Стоит ли инди разработчикам идти к ИРИ за финансированием

Главное условие

Средства, выделенные ИРИ — это не грант, и это главное. После релиза игры у вас перед ИРИ будут обязательства, которые вы должны будете выполнить, чтобы вам не пришлось возвращать финансирование, выделенное на разработку игры.

Если вам одобрят финансирование, после релиза вам нужно будет отчитаться о количестве установок, которые определяются для каждого проекта в зависимости от его бюджета (КПЭ). Скачивания, которыми вы отчитываетесь перед ИРИ, должны быть бесплатными для конечного пользователя. Достигнув установленного КПЭ, вы можете в дальнейшем развивать продукт самостоятельно.

Сроки

Вы заключаете с ИРИ договор на определенный срок. Этот срок не может быть изменен. В него входит и время на разработку игры, и время на сбор КПЭ. Если вы затянете с разработкой, то с ИРИ можно будет договориться о сдвиге сроков. Всех, кроме срока окончания действия договора. Это значит, что, затягивая сроки разработки, вы отнимаете у себя время, отведенное на сбор КПЭ. Если к моменту окончания договора вы не выполняете свои обязательства по количеству установок, вам придется заплатить штраф, который рассчитывается от общей стоимости проекта по соотношению к числу не набранного КПЭ (сколько % не добрали - столько % от суммы финансирования возвращаете).

Как устроена работа с ИРИ

У ИРИ есть несколько вариантов финансовой поддержки: авансирование, постоплата и поэтапное финансирование. Если вы выигрываете конкурс, ИРИ становится заказчиком, а вы – исполнителем. Чтобы это стало возможным, вы должны очень подробно, во всех деталях описать будущую игру, разделить разработку на этапы и описать сроки, в которые вы будете эти этапы сдавать. Это ТЗ станет основой договора на разработку, который необходимо будет подписать.

Для этого вам нужно четко представлять себе всю будущую игру и иметь реалистичные представления о времени, необходимом на ее разработку. Нужно будет вовремя отчитываться о проделанной работе. Если вы будете что-то не успевать, ИРИ, скорее всего, пойдет вам навстречу (до разумных пределов, конечно), но для этого придется подписывать дополнительные документы.

То, что нам кажется плюсами

  • ИРИ не будет вмешиваться в творческую часть работы, каким ваш проект одобрили, таким он и останется.
  • Если ваш проект выглядит убедительно, ИРИ могут выделить на его разработку значительную сумму. Если вы выполните обязательства по КПЭ – договор будет считаться выполненным, и вы больше ничего ИРИ должны не будете.
  • Права на интеллектуальную собственность остаются у вас. В рамках договора ИРИ получает неисключительную лицензию на созданный контент.
  • ИРИ не против распространения вашей игры на иностранных площадках. Если ваша игра для ПК, вы можете выложить игру в Steam, если хотите. Но на российских платформах дистрибуции игру нужно будет выложить обязательно.
  • В смету можно включить бюджет на маркетинг, что поможет вам с КПЭ, но не больше 20% от общей стоимости проекта.

То, что нам кажется минусами

  • Вы точно должны знать, какую игру вы делаете. Времени на переделки, отказа от механик и замены их чем-то другим у вас не будет.

  • Нужно очень ответственно вести документацию, иметь на руках все необходимые договоры, чеки и прочие бумаги. Все это нужно будет хранить еще три года, на случай проверок со стороны государства.

  • Если по какой-то причине, вы решите разорвать договор с ИРИ, не выполнив его условия, вам придется вернуть всю сумму, которую вы уже получили по договору, в течение 10 дней.

  • В большинстве промо материалов должно быть указано, что игра сделана при поддержке ИРИ. И все рекламные материалы необходимо согласовывать с ИРИ.

  • У ИРИ для всех одинаковые условия: вне зависимости от того, делаете вы коммерческий проект или что-то нишевое и авторское, вам нужно будет отчитаться об определенном количестве установок.

Вывод

Работать с ИРИ удобно, если вы команда больших или средних размеров, у вас уже есть какое-то финансирование или в планах – поиск со-инвестора.

Сроки и условия будут жестко прописаны. Если вы, в какой-то момент, нарушите условия договора или что-то не успеете – вас ждут штрафы. Маленькой команде работать в таких рамках может быть сложно и непривычно. В ИРИ тоже это понимают и планируют открыть акселератор, чтобы объяснять на практике, к чему нужно быть готовым.

Еще нужно понимать, что ИРИ — это промежуточное звено между госструктурами, дающими деньги и разработчиками, которые эти деньги тратят. В ИРИ понимают всю сложность разработки и во многом готовы помочь, пойти навстречу, но это не делает процесс отчетности проще.

Все условия работы с ИРИ есть в документации на их официальном сайте. Все в открытом доступе.

Пара слов о нас

Взвесив все за и против, мы приняли решение не заключать договор с ИРИ. Baba Yaga Games - команда маленькая, проект - авторский. Нам не хотелось лишаться возможности что-то добавлять и убирать по своему желанию и менять проект в ходе разработки, если мы почувствуем в этом необходимость. С ИРИ это тоже можно делать, но для этого нужно составлять допсоглашения, ждать их одобрения. Когда мы только подавали заявку на конкурс, это не казалось большой проблемой. Но когда дело дошло до подписания договора, мы поняли, что не готовы к работе на таких условиях.

Плюс, в свете последних событий, была вероятность того, что нам будет сложно найти издателя для игры с государственным финансированием. Поскольку наш проект довольно нишевый, мы засомневались, что без издателя сможем собрать установленный КПЭ за отведенные нам на это полгода.

Для продолжения разработки мы решили попробовать собрать деньги на Бумстартере. Сумма там совсем скромная, по сравнению с деньгами от ИРИ, но и обязательств по КПЭ нет :)

6262
33 комментария

Круто что сумма на бумстартере потихоньку добивается 👍

А все эти гос организации пусть лесом идут.

13

Мы порой сотрудничаем по подобной схеме, но только с Минкультом и в сфере финансирования мультфильмов.
Я не знаю как для игр, то для мультов главное что надо при необходимости пересогласовывать это то, что касается денег, сроков производства, хронометража. Там есть нюансы, которые часто пока поймешь сломаешь мозг. Ты питчишь общую концепцию мультика, возрастную группу, показываешь наброски визуала и прочее, но если в процессе ты решишь добавить пару персонажей или кого-то убрать, то это творческий процесс в который никто не вмешивается. Тебя не заставят давать готовый сюжет и потом за каждую правку отчитываться. С играми наверно тоже самое. Не нужно согласовывать каждую механику и персонажа. Но тут я просто провожу аналогию, наверняка не знаю. Ну и да, права никто у тебя на IP не забирает и не навязывает что нужно включить в произведение. Им в целом пофигу, главное че там с бабками, куда ты их тратишь и когда выйдет.
Но тут конечно надо оценивать свои возможности. Если у вас маленькая команда и ключевые процессы зациклены на паре людей, то это большие риски не сделать то, что задумали, провалить сроки. Кто-то заболел. уволился и все пошло по одному месту.
Ну и советую завести отдельного человека, а лучше несколько, так как много бумажной волокиты, по хорошему нужны финансист, юрист и менеджер под все это.

11

Комментарий недоступен

4

Комментарий недоступен

15

Бюджет на маркетинг не более 20%? Обычно делают чуть ли не больше бюджета на разработку)

5

какой смысл в статье, если отказались
ни опыта работы с ири, ничего кроме рекламы сборов

можно на завтра ещё статью сделать про стоит ли выкладывать свою игру в egs
и закончить её тем, что засунули проект в стол

2

Мы написали статью поскольку в сми много домыслов искажающих реальную ситуацию. Плюс эта информация может пригодиться людям раздумывающим над подачей заявки.

5