Последние из нас — обзор фильма «Дитя человеческое»​ (Children of Men — 2006)

Приветствую самых привлекательных джентльменов-геймеров и самых обаятельных леди-геймеров. На связи Денис Большаков, он же Джин Grey, он же главный специалист по вымиранию человечества в условиях бесплодия по эту сторону DTF.

<i>Классическое апокалиптическое приветствие всем любителям смотреть на грустную жизнь недалёкого будущего<br /></i>
Классическое апокалиптическое приветствие всем любителям смотреть на грустную жизнь недалёкого будущего

Альфонсо Куарон — режиссёр давно и нежно любимый каждым уважающим качественное времяпрепровождение любителем кино. Мексиканский самородок, вольготно чувствующий себя как при работе над маленькими фильмами, так и над большими студийными блокбастерами, любимый критиками и зрителями. Куароновский «Гарри Поттер и узник Азкабана» считается пиковой точкой экранизаций книг Джоан Роулинг, а лучше «Гравитации» красоты космоса как будто показать никто так и не смог. И это я промолчу про более скромные, но не менее культовые фильмы, типа «Ромы» и «Твою маму тоже».

Был в жизни Куарона и громкий провал. Вышедшее в далёком 2006-ом году «Дитя человеческое» сейчас вполне себе может потянуть на одного из главных неудачников тех лет. При восторженных рецензиях критиков и зрителей, фильм с большим треском затонул в прокате, не выйдя даже на условную окупаемость. Хуже того, «Оскар» прокатил детище Куарона, выдав второстепенные номинации, да и то оставив картину без наград. Сам режиссёр очень тяжело воспринял провал картины, уйдя в подполье на целых пять лет, чтобы чуть позже триумфально вернуться с «Гравитацией».

Но время всё расставило на свои места. «Дитя человеческое» обрело культовый статус не меньшей силы, чем прочие работы режиссёра, и по сей день фильм находит отклик в зрительских сердцах, простирающийся как в виде благодарственных рецензий, так и много больше. Разработчики всем известной «Last of Us» вдохновлялись в том числе и фильмом «Дитя человеческое». Некоторые даже нескромно называет картину Альфонсо Куарона одним из лучших фильмов за всю историю кино. А это, согласитесь, само по себе звучит интересно. Тем более для фильма, который настолько посредственно показал себя в момент выхода.

И именно по этой причине появилась эта статья. Через 17 лет после премьеры, «Дитя человеческое» продолжает быть зрелищем крайне самобытным и заслуживающим самого пристального зрительского внимания. Изначально обзор фильма затевался как выполнение условия тира для моего бусти-подписчика и должен был представлять собой коротенький обзор в пару абзацев. Но оказалось, что тут есть о чём поговорить. Само собой, без критических спойлеров, если вдруг вы «Дитя человеческое» по несчастью пропустили. Потому встречайте:

Обзор культового научно-фантастического триллера Альфонсо Куарона, рассказывающего о мире, в котором больше не слышны детские голоса.

Последние из нас — обзор фильма «Дитя человеческое» (Children of Men — 2006)

2027 год. Массовое бесплодие поразило человечество — 18 лет прошло с тех пор, как был рождён последний ребёнок. Во всём мире царит хаос, и лишь Великобритании удаётся сохранять подобие порядка, превратив страну по сути в военное государство: отгородившись от остального человечества колючей проволокой, пропагандой из каждого утюга и людоедским антимиграционным законодательством.

Тео Фэрон — бывший политический активист, а ныне обычный подданный Ее величества, работающий в правительстве. Двадцать лет назад они с женой потеряли сына во время пандемии гриппа, после чего расстались, а Тео начал вести жизнь тихого алкоголика, который живёт одним днём и ни о чём не задумывается.

Но его жизнь меняется, когда Тео получает от своей вновь объявившейся бывшей жены Джулиан задание-просьбу — помочь молодой беженке Ки добраться до безопасного места. Их цель — мистический проект «Человечество»: тайное сообщество учёных, изучающие человеческое размножение, которых можно найти на судне, маскирующееся под приграничный корабль на другом конце страны. Простое задание превращается в настоящую гонку со временем, цена проигрыша в которой — будущее всего человечества.

Последние из нас — обзор фильма «Дитя человеческое»​ (Children of Men — 2006)

Краткая предыстория появления «Дитя человеческое»

На момент начала работы над «Дитя человеческое», Альфонсо Куарон уже считался большой звездой режиссуры. Его предыдущий фильм, «Гарри Поттер и узник Азкабана», стал международным хитом, открыв режиссёру возможность реализовать любой интересующий его проект. Этим проектом и стало «Дитя человеческое». Работу над сценарием Куарон начал ещё до начала съёмок «Гарри Поттера», и лишь благодаря его успеху смог протолкнуть идею голливудским инвесторам.

Основанный на одноимённом романе сценарий пережил многочисленные правки и изменения. Смешно сказать, если вы сейчас прочитаете книгу Филлис Дороти Джеймс, то с удивлением обнаружите, что фильм и книгу объединяют лишь идея, да имена героев. Взяв за основу идею медленно вымирающего от бесплодия человечества, Куарон выстроил полностью оригинальную историю, отказавшись от дословного переноса сюжета книги на экран. В первую очередь режиссёра захватывала именно идея чуть ли не документально отобразить возможный закат человеческой расы.

Причём слово «документально» здесь не для красного словца. Создатели очень серьёзно подошли к проработке мира недалёкого будущего, попытавшись вообразить себе максимально реалистичный вариант развития событий и возведя в абсолют фразу «показывай, а не рассказывай». Было решено практически полностью отказаться от диалоговой экспозиции, подавая информацию о вселенной фильма в первую очередь через визуал. Зритель должен был сам постепенно выстраивать в голове образ апокалиптичного 2027-го года, подмечая различные детали и мелочи, которыми полнился окружающий героев мир.

Есть такое кино, которое я терпеть не могу. Это кино, которое состоит из объяснений и экспозиции.

Альфонсо Куарон
Последние из нас — обзор фильма «Дитя человеческое»​ (Children of Men — 2006)

Естественно, для того, чтобы максимально реалистично реализовать задуманное, Куарону требовался большой бюджет, с чем уже помогла студия Universal Pictures, выделив на амбициозный проект немаленькие 76 миллионов долларов. После успеха «Узника Азкабана» в режиссёра верили все, потому к солидному бюджету прилагалась полная творческая свобода. Куарон творил, снимая тот самый «фильм мечты», ограничиваясь лишь собственным воображением и бюджетом. Сами съёмки прошли без особых сложностей. Команда была воодушевлена режиссёрским видением и все понимали, что делают не просто очередной летний блокбастер, а нечто особенное.

Человечество обладает изумительным талантом к саморазрушению. Но мы должны проявить солидарность и способность решать эти проблемы вместе. Поэтому я делал фильм не о «ближайшем будущем», а о нашем сегодня. Именно сегодняшние обстоятельства моделируют наше завтра.

Я снимал не фантастику. Многие авторы книг и фильмов о будущем уверены, что неизбежно придёт новая диктатура. Но прогнозируют тиранию типа «Большого брата», а это, по-моему, взгляд из ХХ-го века. Я думаю, сегодня нам грозит диктатура, принявшая новое обличье: тирания XXI-го века зовётся демократией.

Снимая картину, я не хотел дать простые ответы на сложные вопросы — скорее хотел предложить зрителям некоторые темы, требующие осмысления. И на самом деле, надежда на будущее в этом фильме будет именно такой, какой её ощутите вы сами.

Альфонсо Куарон

Забавно, что та самая студия, позволившая режиссёру делать всё что ему заблагорассудится, встретилась с неожиданным препятствием, когда фильм был полностью готов. Альфонсо Куарон снял далеко не самый стандартный блокбастер, что вылилось в очень интересный вопрос. А как рекламировать подобный фильм? Это блокбастер? Это авторское кино? Фильм был слишком необычным, чтобы рекламировать его как ещё одно попкорновое развлечение. Вылилось это в скромную и скомканную рекламную кампанию, что не могло напрямую не отразиться на кассовых сборах.

«Дитя человеческое» с треском провалилось в прокате, собрав всего 70 миллионов долларов. Ни о какой окупаемости не могло идти и речи. Несмотря на великолепный критический приём, фильм просто был непонят массовым зрителем и практически проигнорирован именитыми премиями. Я думаю, что проблема была в следующем: шедшие посмотреть развлекательный блокбастер окунались в депрессивную философскую хтонь, шедшие потренировать мозг за просмотром неспешного авторского кино разбивались всем своим 200 iq об размашистый экшен и бешеную динамику.

Последние из нас — обзор фильма «Дитя человеческое»​ (Children of Men — 2006)

На данный же момент «Дитя человеческое» может похвастаться наконец-таки обретённой зрительской популярностью и культовым статусом. Фильм частенько вспоминают, как одну из самых недооценённых картин своего времени и стабильно включают в списки «самых-самых». Заслуженно ли?

Спойлер: О, божечки, ДА.

Длинная история впечатлений от просмотра «Дитя человеческое»

Возвращаться к фильмам, которые ты в последний раз смотрел чуть ли не 10 лет назад, это дело достаточно опасное. Вкусы меняются, имеются высокие шансы поумнеть, имеются ещё более высокие шансы отупеть. Не единожды любимые фильмы далёкого прошлого оставляли горький привкус разочарования от пересмотра в более зрелом возрасте. «Дитя человеческое» для меня была одной из тех картин, что я посмотрел ровно один раз, до одури впечатлился, записал в мысленный список «самые впечатляющие фильмы на свете по версии Дениса Большакова» и больше никогда не пересматривал. Потому возвращаться к творению Альфонсо Куарона было страшновато. Но и интригующе, ведь в голове калёным железом отпечатались невероятные экшен-сцены и атмосфера всеобщего упадка, чему никакое время помешать оказалось не в состоянии. И, только не падайте, «Дитя человеческое» даже сейчас оставляет после себя какие-то совершенно невероятные впечатления. С той разницей, что в нынешнее непростое время фильм поразил блогера в самое сердечко ещё более мощно. Причём с первых же минут.

Оцените масштаб великолепия сами

Собственно, уже с открывающей фильм сцены можно сделать далеко идущие выводы о картине в целом. Как уже отмечалось выше, создатели очень хотели, чтобы зритель знакомился с миром фильма визуально, а не при помощи разговаривания разговоров и справились с данной задачей мастерски. Никаких предисловий, никаких долгих объяснений — фильм немедленно погружает в происходящее, давая понять, что отвлекаться от просмотра не стоит ни в коем случае.

Буквально за одну минуту вы можете сделать первые выводы как о происходящих в мире событиях, так и о главном герое. Вот выпуск новостей рассказывает о смерти самого молодого человека на планете, сильно шокируя смотрящих репортаж людей. Вот главный герой выходит на улицу, где мы лицезреем мир практически идентичный нашему, но явно более технологически продвинутый. Не настолько, чтобы происходящее выглядело фантастично, но достаточно, чтобы дать понять зрителю, что прогресс не стоял на месте. Вокруг много полиции, на стенах можно рассмотреть пропаганду, улицы полнятся мусором. Главный герой заливает в свой кофе добрую порцию алкоголя, очевидно являясь знатным любителем начать своё утро с горячительных напитков. И в довершении — взрыв, уничтоживший кафе, в котором всего мгновение назад стоял герой. И весь этот большой поток информации мы получаем максимально естественно, фиксируя в сознании скорее мимоходом, но при этом уже имея чётко обрисованную картину мира.

И так во всём фильме. Визуальная детализация вселенной (да и сам визул, чего уж там) просто поражает воображение. Вам выдают минимально необходимую информацию для понимания происходящего, но если вы хотите, чтобы закат человечества раскрылся перед вами во всей своей чудовищной красе, то придётся наблюдать и слушать очень внимательно. Подобный подход выглядит максимально необычно для столь высокобюджетного фильма. Когда все вокруг стараются делать свои блокбастеры максимально понятными для зрительского сознания, временами разжёвывая историю до уровня доступного даже обезьяне, Куарон стремится к тому, чтобы зрителю самому было интересно вникать в происходящее.

Для съёмок создатели специально сделали газеты, рассказывающие о происходящих в мире будущего ужасах. Так что если во время просмотра картины обратите на них внимание, то узнаете очень много нового о грустной жизни в уже не таком уж и далёком 2027
Для съёмок создатели специально сделали газеты, рассказывающие о происходящих в мире будущего ужасах. Так что если во время просмотра картины обратите на них внимание, то узнаете очень много нового о грустной жизни в уже не таком уж и далёком 2027

Стоит ли делать из этого вывод, что режиссёр снял красивый арт-хаус для эстетствующих душнил? Ни в коем случае. Фильм требует внимательности от зрителя, это верно. Но это не означает, что во время просмотра придётся скучать. При всём своём авторском начале «Дитя человеческое», это ещё и невероятно зрелищный роуд-муви про гонку со временем во имя всего хорошего, на полную катушку использующий свой большой бюджет и гений оператора Эммануэля Любецки (на секундочку, три «Оскара» у человека).

Собственно, как только фильм таки даёт отмашку путешествию Тэо и Ки по Британии до корабля проекта «Человечество», лишний раз выдохнуть у зрителя времени уже не будет. Режиссёр грамотно и постепенно повышает градус опасности для героев, чередуя невероятные по накалу депрессии сцены жизни летящей на всех скоростях в бездну Великобритании, лишь подчёркивающие безнадёгу мирные сцены, и ещё более невероятного экшена. Экшен-сцены, снятые одним дублем (на самом деле не совсем, но попробуй докажи), уже давно стали чуть ли не известнее самого фильма, и даже люди «Дитя человеческое» не смотревшие, скорее всего их в том или ином виде их смотрели.

Кстати, передавайте привет Чарли Ханнэму, он здесь на второстепенной, но важной роли. Щеголяет харизмой, злобой и мощной причёской

Официально заявляю — даже спустя 17 лет, даже несмотря на дикую прорву экшенов, которые я успел посмотреть, экшен в «Дитя человеческое» имеет все шансы, как говорят в русских деревнях, снести вам башню начисто. Мне вот снёс. Это просто какое-то волшебство и невероятное умение работы с кадром. Адреналиновый оргазм, восхищающий умениями постановщика каждый раз, как в первый раз.

Использую мем, чтобы попытаться передать всё моё восхищение. Понимаете всю серьёзность сказанного? Просто так мемы в статьи не вставляют

Благодаря эффекту ручной камеры ты будто сам бежишь вместе с героями по полю боя или сидишь в машине в момент нападения террористов. Эффект погружения совершенно потрясающий, доводящий напряжение до таких состояний, когда чуть ли не физически чувствуешь происходящее на экране. И это потрясающее ощущение. Мало какой экшен-фильм способен настолько погрузить в себя при просмотре. И даже здесь, чем дальше по хронометражу, тем круче делают создатели. Финальный сегмент и вовсе для меня возводит создателей чуть ли не в ранг святых людей, делающих мою серую жизнь чуточку более счастливой. В общем, расстарались на все деньги. То что вы имеете возможность увидеть в плане экшена в «Дитя человеческое», это всё ещё без пяти минут недостижимый для индустрии уровень. По крайней мере я конкурентов у предоставляемых зрелищ видел мало.

«Дитя человеческое» вообще прекрасно держит баланс между зрелищами и сюжетом. Одно не перетягивает одеяло у другого, всё работает в симбиозе и дополняет друг друга. Экшен воспринимается ярче, ведь вы знаете что стоит на кону и здесь нет ни единой пострелушки, которая была бы просто ради эффектного бессмысленного момента, а сюжетные перипетии и превозмогания героев ощущаются ещё острее, ведь в любой момент может начаться старое доброе ультранасилие.

<i>Количество взрывов здесь такое, что даже маэстро Майкл Бэй бы одобрительно кивнул создателям</i><br />
Количество взрывов здесь такое, что даже маэстро Майкл Бэй бы одобрительно кивнул создателям

Само собой, ничего бы из этого не работало без правильно подобранных актёров, с чем, естественно, у «Дитя человеческое» тоже всё на высшем уровне. Главной удачей, как по мне, стал Клайв Оуэн, исполнивший партию Тэо Ферона. На первый взгляд может показаться, что Оуэн очень скуп на эмоции и актёрские перформансы, но это лишь на первый взгляд. Он раскрывает персонажа зрителю постепенно, в редкие моменты эмоциональных вспышек, показывающих, что за мнимой безэмоциональностью скрывается глубоко травмированный человек, уже давно потерявший желание жить и с трудом переживающий то, как с ним обходится судьба. И лишь встреча с беженкой Ки помогла ему вновь вспомнить, что есть вещи, ради которых стоит жить.

На второстепенных ролях тут сплошь звёзды, да актёры, которые станут большими звёздами уже сильно позже выхода фильма. И все они тоже достойно отыгрывают свои роли. «Дитя человеческое» даёт возможность раскрыться даже самым незначительным персонажам, и свои пять минут актёрской славы получают наверное все. Глыбой смотрится только ещё не ушедший на пенсию Майкл Кейн, получивший самую грустную сюжетную линию (которая разобьёт вам сердце, если вы будете внимательно смотреть фильм) и самого харизматичного персонажа. Приятно, когда каждый актёр на своём месте и отыгрывает предложенную роль с явной самоотдачей.

<i>Вот где-то здесь я тоже чуть не разрыдался</i><br />
Вот где-то здесь я тоже чуть не разрыдался

Но над всеми этими прекрасными вещами, которые я вам старательно расписываю уже который абзац, монолитно стоит главное достоинство фильма, имя которому «атмосфера». «Дитя человеческое» — фильм очень грустный, что всячески этой самой атмосферой подчёркивается. Разрушенные детские сады, где больше не слышен детский смех. Понурые лица горожан, не знающих чего ждать от завтрашнего дня. Отчаяние эмигрантов, оказавшихся в железных тисках правительства. Бессмысленные теракты и не менее бессмысленые потуги правительства удержать контроль над готовой взорваться огнями революции Великобританией. Смурная погода. Мир фильма страшен беспросветной безнадёжностью существования отживающих последний век людей. Наблюдать за этим тяжело, но оторваться просто невозможно.

Это кино не про счастливый конец, не про надежду на светлое будущее. Это фильм про бесславный конец рода человеческого, строителем которого само человечество и стало. Куарон не пытается нравоучать или читать проповеди о том, что если мы всем миром не возьмёмся за головы, то апокалипсис не за горами. Он просто показывает возможный результат, являясь этаким наблюдателем, фиксирующим выдуманный, но донельзя реалистичный крах нашего с вами мира.

Жутко наблюдать, что даже забрезживший в конце тоннеля свет в виде беженки Ки, для людей стал лишь очередным инструментом получения власти и политического влияния, а не последней возможностью спасти окончательно запутавшееся человечество. Мир просто пожирает сам себя, уже не в силах остановить нескончаемый поток бессмысленного кровопролития. В каком-то смысле Куарон снял этакий фильм-предупреждение, невероятным образом становящийся актуальнее с последними годами. И вот это по настоящему страшно.

Последние из нас — обзор фильма «Дитя человеческое»​ (Children of Men — 2006)

Итоги

Как вы могли заметить, я ни словом не обмолвился о недостатках картины. Знаете почему?

ПОТОМУ ЧТО ИХ НЕТ. И ТОЧКА.

Ну, то есть они скорее всего есть, всё-таки идеального кино не бывает. На кинопоиске особо разбирающиеся в искусстве пользователи фильм фекалиями обливают посильнее, чем иное творение Сарика Андреасяна. Но могу я в кои-то веки от души расхвалить фильм, который мне до одури понравился? Могу! Ещё как! Я же не серьёзный и душный журналист, а всего лишь кладовщик, пишущий свои статейки для души и от души.

«Дитя человеческое» — образцово-показательный авторский блокбастер. Умный, зрелищный, невероятно продуманный фильм, в каждой секунде которого чувствуется рука настоящего творца и желание не просто развлечь зрителя, но показать ему важное. Ну и преступно недооценённый общественностью с деньгами фильм, чей провал будет незримо терзать наши любящие отличное кино души вечно. Я бы даже не постеснялся назвать «Дитя человеческое» великим фильмом. Одним из тех, что остаются в памяти навсегда.

Понравилось ли многоуважаемому блогеру? Если вы ещё не поняли по всему прочитанному выше, то понравилось невероятно. Я уже давно не оставался от просмотренного в таком восторге. Два часа чистого и незамутнённого удовольствия. Даже на перекуры не ходил, смотрел не отрываясь.

Стоит ли тратить время на «Дитя человеческое» вам? Конечно. Это тот самый синематографический оргазм, фильм штучной выделки, выходящий далеко за рамки просто развлекательного кино. Главное помните, что фильм тяжёлый и требует к себе внимания намного выше уровнем, чем типичный летний блокбастер для отдыха мозгами и телом. И посмотрите обязательно. Или пересмотрите. Пожалуйста. Фильм того стоит.

Оценка для любителей оценок: 10 из 10. От всей души, со всем уважением. Возможно, первые и последние 10 из 10 в истории этого блога.

Вот и всё. Смотрите хорошие фильмы, плохие фильмы тоже смотрите, но с умом.

Если ты прочитал до конца — спасибо тебе за это. Если же у тебя появилось желание поддержать автора, то ты всегда можешь поставить данному блогу сочный плюсец, репостнуть и подписаться.

За финансовую поддержку вашего скромного слуги спасибо:

Уважаемому Мужчине Честной Судьбы Дерьмаку. Настоящий меценат, легенда DTF и всемирно известный охотник за чудовищами и женскими сердцами. Огромное спасибо за поддержку, твои деньги идут на благое дело.

Особая благодарность за поддержку:

Жан Люк Пикар
Платиновый Бусти-богач

Человек, который продолжает поддерживать меня всеми возможными способами, как финансово, так и морально на просторах комментариев. Большое тебе за это спасибо, любимый подписчик. С таким капитаном Звёздного Флота галактика точно в безопасности.

HiddenTroll
Уважаемый таинственный господин (зажиточный)

Загадочный незнакомец, загадочно кинувший в меня уважаемую сумму денег. Я загадочно восхитился данным благим намерением и без всяких загадок выражаю благодарность за столь щедрую поддержку меня и моего блога.

MarieGold
Уважаемая зажиточный госпожа. Хранительница Якоря

Безумные вещи творятся на просторах DTF — мои свершения на ниве статейкописательства поддерживает не абы кто, а MarieGold, сама хранительница огня подсайта Якорь, делающая всё возможное, чтобы лонги на DTF всегда могли получить свои пять минут славы. Спасибо тебе огромное за поддержку. Это чудо какое-то, честное слово.

Jesus Saint
Уважаемый зажиточный Иисус

Не просто Иисус, а человек, благодаря которому данная статья вышла в свет (Ведь все бусти-зайки-тысячники могут заказывать статьи. И он заказал. Вот эту. Которую ты сейчас читаешь.). Спасибо тебе, огромное и человеческое. Твой вклад в развитие моего блога воистину неоценим. Надеюсь, что и ты доволен нашим взаимовыгодным союзом. Я же просто ещё раз порадуюсь такой щедрой поддержке.

Если и вы хотите быть увековеченным на просторах моих статей (как видите, отношусь я к этому делу очень серьёзно) — ссылка на Бусти прям вот тут.

Если же ты воодушевился прочитанным максимально сильно, но не настолько сильно, чтобы кидаться в меня деньгами, то ты можешь сделать ещё более крутой финт ушами:

  • Добавиться ко мне в друзья в стимаре. Я люблю смотреть красивые скриншоты и в принципе следить за чужой игровой жизнью. Ведь своей у меня особо нет
  • А ещё у меня есть бусти, как ты мог видеть выше, где ты можешь поддержать меня финансово. Есть прикольные тиры и всё, чтобы твоя деньга не просто улетела на дошик какому-то ноунейм-дармоеду, а подарила тебе приятные профиты

Собственно, сегодня на этом всё. Спасибо за уделённое время, до скорых встреч, работяги.

335335
163 комментария
500 ₽

Хороший фильм.

4
300 ₽

Комментарий недоступен

13