Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Перед вами вторая часть большого эссе о сюжете The Last of Us Part II. В этот раз мы рассмотрим основную часть повествования — события, произошедшие с двумя главными героинями игры, Элли и Эбби, в Сиэтле.

Мы учли фидбек в комментариях под первой частью и постараемся уменьшить количество пересказа. Поэтому мы затронем лишь ключевые события, произошедшие с главными героями в Сиэтле. Назовем это концепцией сверхзадачи. После того, как мы пройдемся по событиям, мы прокомментируем то, что увидели и поговорим о проблемах. Флэшбеки же, которые показывают между эпизодами основной сюжетной линии, мы рассмотрим уже в третьем видео.

Автор текста — Никита Коваль

Монтаж — Денис Сушко

Текст читали: Никита Коваль, Михаил Глушковский и Алексей Гнеушев

Постер — Артём Чупико

В Сиэтле мы будем играть за двух героинь — Элли и Эбби. Сначала мы проживем три дня за Элли, после чего мы проживем события тех же дней, но уже за Эбби. У каждого из героев есть задачи, которые они решают в течение дня, а у Элли есть еще и сверхзадача — выследить Эбби. Она подчиняет себе все остальные задачи...

Итак, Дина и Элли прибывают в Сиэтл, здесь произойдут следующие события. Мы будем кратко отмечать события дня и комментировать их.

Линия Элли

День 1

Задача первая — пробраться на базу местной группировки WLF, отыскать Лию, которая присутствовала в компании Эбби. Та должна выдать ее местонахождение. События: Элли попадает в плен, Дина помогает ей сбежать, попутно девушки убивают Джордана из той же компании Эбби. Позже Элли и Дина находят Лию, но выясняется, что она убита враждующей группировкой “Шрамов” или “Серафитов”, как те себя называют. В конце дня Дина узнаёт секрет Элли, ее противогаз разбивается, и она на практике показывает Дине свой иммунитет. Элли также узнаёт секрет Дины, оказывается, та беременна. При этом она осведомлена об этом уже достаточно продолжительное время.

Задача вторая — наладить радиосвязь, благодаря которым девушки смогут прослушивать переговоры WLF. С этим Элли успешно справляется.

Прокомментируем события. Меня тут смущают две сцены.

Во-первых, люди из компании Эбби проявляют какой-то странный гуманизм по отношению к Элли. Джордан ссорится с товарищем, который говорит, что от лидера WLF поступила новая директива — убивать чужаков. Джордан не только пытается оспаривать прямой приказ командования, его действия приводят к его собственной гибели и гибели его товарища, во время ссоры они теряют бдительность и становятся легкой мишенью для Дины.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Диалог:

Джордан: Эта девчонка была там.

Мужчина: Что?

Джордан: Они идут за нами. Поэтому Ника так жестоко изуродовали. Отведём её к Айзеку и расскажем, что происходит.

Мужчина: Я поговорил с ним по радиосвязи. У нас новый приказ. Убить всех чужаков.

Джордан: Погоди, погоди, это какая-то бессмыслица.

Мужчина: Чувак, это прямой приказ.

Джордан: Нет, давай поговорим с ней, выясним, что она знает.

Мужчина: Да п$%?й, что знает девчонка. Сам видел, что она сделала.

Джордан: Ты не знаешь, сколько с ней людей. Вдруг это засада, Майк.

Мужчина: Да плевать мне, сколько их. Мы отыщем их и убьём.

Джордан: Можешь подумать своей головой?

Мужчина: Джордан, свали-ка ты нахер!

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Аргументы Джордана, на первый взгляд, кажутся здравыми. Да, его слова не лишены логики, но всё же странно, WLF — серьёзная структура, у неё есть лидер. К тому же один раз вы уже оставили Элли в живых, и вот она приходит сюда, собираясь мстить. Казалось бы, этого достаточно, чтобы наконец ее убить. Но у игры своя логика.

Во-вторых, поговорим о сцене с Диной. Некоторые указывают на то, что она является индикатором психического состояния Элли. Та якобы считает Дину обузой и ставит месть выше чем свою подругу. Но я бы возразил. Элли было очень тяжело хранить свой секрет. Она вынуждена скрывать свой иммунитет от Дины. И та узнаёт о нем по случайности. Разумеется, Элли должно быть стыдно, она чувствует, что виновата перед Диной. Но тут вскрывается, что и сама Дина обманывает Элли, и более того обманывает давно. Настолько давно, что, скажи она раньше, Дина могла бы вернуться в Джэксонвилль. Теперь же она серьезно рискует. Вспоминая комплекс вины Элли, о котором я говорил в начале первого видео, мы можем понять ее гнев. Она боится, что Дина в таком состоянии погибнет, и смерть подруги будет на ее совести. Именно поэтому она злится на Дину и на себя, именно поэтому она называет Дину обузой, причем прошу обратить внимание, что первая обузой себя называет именно Дина.

Элли: И что нам теперь делать?

Дина: Ничего.

Дина: Я просто немного передохну.

Элли: Да ты, б$%&ь, издеваешься…

Элли: И давно ты знала?

Дина: Задержка была несколько недель назад.

Элли: Несколько недель? Мы могли…

Элли: Тогда ещё можно было вернуться.

Дина: Я не знала… Я не была уверена, ясно?

Я не хотела быть обузой.

Элли: Ну, сейчас ты обуза, не так ли?

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Поэтому я не согласен, что Элли уже в первом дне предстает перед нами ослепленная местью. Здесь вполне обычная обида на поступок Дины. Ей далеко не плевать на нее, учитывая живую эмоциональную реакцию. И вообще персонажи в этой сцене ведут себя как живые люди, и это на самом деле радует.

День 2

Задача первая.

Выйти на точку, где WLF обнаружили чужака и встретиться с ним. Возможно, это Томми. Однако выясняется, что это Джесси. Он пошёл вслед за Элли и Диной, чтобы помочь им отомстить за Джоэла, поскольку тот был ему практически как отец. Вместе с ним Элли выбирается с вражеской территории и отводит его в театр, где обосновалась Дина. То есть, тут два события. Пусть к месторасположению чужака и побег. Далее идет кат-сцена и после нее игрок получает вторую задачу.

Задача вторая.

Добраться до Норы, которая находится на территории местной больницы. О ее местонахождении Дина узнает из переговоров по радиостанции. Событие первое. Элли проникает в больницу и добирается до Норы. Событие второе - погоня за Норой. Событие третье — погоня за Норой и параллельно побег от солдат. Как раз тогда Элли падает вместе с Норой в подвал, где находятся споры кордицепса. Соответственно Нора обречена, а количество преследующих Элли солдат ограничено. Нора уже понимает, кто пришел по ее душу и говорит, что Джоэл заслужил наказания за то, что он сделал. Она подчеркивает, что Элли и сама это знает. В итоге Элли жестко избивает ее и выясняет местонахождение Эбби.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Здесь также стоит отметить ровно две вещи.

Первая — это кат-сцена с Джесси и Диной в театре. Тут у нас возникает любовный треугольник “Элли-Дина-Джесси”. Стоит отметить, что аниматоры Naughty Dog проделали великолепную работу, потому что чувства Элли во время этой кат-сцены мы прекрасно считываем по выражению её лица. Джесси заботится о Дине, вообще по диалогу видно, что эти двое людей как минимум небезразличны друг другу и, очевидно, что Элли ревнует.

Любовный треугольник — это отличный задел для внутреннего конфликта героев. К сожалению, по мере развития сюжета он фактически уйдёт в никуда. В третий день Джесси погибнет от рук Эбби. Крайне жалко, потому что в итоге мы не увидим никакого выбора, который необходимо совершить героям. Дине не придётся выбирать между Джесси и Элли, а самой Элли никак не нужно бороться за её сердце. Почему та остаётся с Элли? Потому что так сложилось. Быть может, с Элли у неё просто интрижка, а с Джесси настоящая любовь? Возможно. А возможно, и нет. Герои не получают возможности высказаться или как-то выразить отношение к происходящему. Какую роль Джесси занимал в жизни Дины? Какую роль в ней занимала Элли? А какую роль Дина занимала в жизни Элли? За что они проникаются друг к другу симпатией? Какие мелочи притягивают Элли к Дине в сексуальном и в чувственном плане? А Дину к Элли? Готовьтесь к тому, что мы не получим ответа почти ни на один из этих вопросов. Ну окей, разве что Дина в прологе говорила про умение заканчивать предложения, но на этом всё.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Я ни в коем случае не против ориентации главной героини, хотя и признаю её новоделом, то есть, каноном, придуманным уже после Брюса Стрейли. Тем не менее, это право создателей выбирать, кого Элли будет любить, но хотелось бы увидеть проработанную любовную линию. К сожалению, Дина останется персонажем-функцией, а не глубоким и проработанным образом. Как, собственно, и Джесси.

Кстати, в дневнике Элли есть упоминание о том, что Дина не первая её любовь. До этого у неё уже была девочка. И, чёрт возьми, в дневнике любовные отношения между Элли и Кэт раскрыты куда лучше, чем во всей The Last of Us Part II раскрыты отношения Элли с Диной.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Второе. Сцена с Норой. Хочу обратить внимание на следующую вещь. На момент кат-сцены мы понимаем, что Элли уже знает о поступке Джоэла. Об этом нам сообщает следующая сцена.

Нора: Подумай о том, что он сделал. Сколько людей погибли из-за него?

Элли: Это твой последний шанс.

Элли практически никак не реагирует на слова Норы. А между прочим, та говорит о поступке Джоэла, который тот скрывал от Элли. Перед нами по сути важнейший сюжетный твист, который вы, впрочем, можете понять только на рациональном уровне, догадавшись, что о поступке Джоэла наша протагонистка узнала раньше. Но как она его восприняла? Почему она осталась в Джексоне? Почему вообще пошла за него мстить, если он так поступил? Для эмоциональной реакции, для хоть вообще какого-то понимания ситуации игроку чрезвычайно сильно не хватает контекста. Разумеется, нам вскоре раскроют детали, показав флэшбек, практически сразу после этой сцены, но отсутствие контекста, подробностей отрицательно влияет на погружение игрока в игру. Зачастую сюжетные повороты работают потому, что мы узнаём о них вместе с героем, и это шокирует нас, поскольку мы в его шкуре, ассоциируем себя с ним. Либо мы знаем больше героя. Например, тот идёт в ловушку, и мы, как зритель или игрок, знаем об этом. А следовательно, эмоционально переживаем за протагониста. Тут же ассоциации с ним рушится, потому что Элли знает обо всём куда больше нас, а следовательно, сюжетный поворот оказывает гораздо меньше воздействия.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

День 3

Задача — устранить Эбби. На это дело Элли идёт с Джесси. В процессе они разделяются. Джесси узнаёт, где находится Томми и идёт за ним, а Элли отправляется за Эбби. Этому разделению предшествует небольшая ссора между Джесси и Элли касательно приоритетов. Похитив лодку, Элли попадает в океанариум, но не находит там Эбби. Вместо этого она находит неких Оуэна и Мэл, а также их собаку. В итоге она их убивает. Тут как раз подходят Томми и Джесси, и все вместе они отправляются в убежище. Нам также показывают, что Элли роняет карту, и это важная деталь, которая продвинет сюжет.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

На этом месте я догадался, что покрытая кровью карта станет художественной деталью. И да, её позже найдёт Эбби, именно так она отыщет театр, где укрываются главные герои и придёт на разборки. Как вы уже поняли, начинается кульминация. Эбби приходит в театр, начинает стрельбу, убивает Джесси и тут должно произойти финальное столкновение.

Элли: Джесси?

Эбби: Поднимайся! Руки вверх, а то и его застрелю.

Томми: Не смей, Элли! Уходи!

Эбби: Поднимайся! Живо!

Томми: А ну не смей!

Эбби: Е%$ завалил!

Элли: Б%$ !

Эбби: Ну что ж…

Элли: Стой, стой!

Эбби: Бросай оружие. Бросай оружие!

Томми: Нет, нет...

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Элли поднимает руки и… И нас кидает в сюжетную линию Эбби. Чтобы узнать развязку, придётся ещё часов восемь. Но прежде чем переходить к линии Эбби, давайте обсудим третий день, а также в целом сюжетную линию Элли.

Сначала третий день. Тут я хочу отметить события в океанариуме. Стоит обратить внимание на то, что Элли убивает Оуэна и Мэл, беременную девушку, исключительно в порядке самообороны. Она хочет узнать, где находится Эбби, и только после того, как те на неё нападают, Элли совершает двойное убийство. Это крайне важно. Не просто важно, это ключ ко всему, ключ к характеру Элли, который многие критики трактуют ошибочно, называя девушку сумасшедшей, помешанной на мести. У Элли есть чёткая и здравая цель, сверхзадача, отыскать Эбби. Все остальные жертвы — сопутствующий ущерб, которого можно избежать. Как геймплейно, проходя игру максимально по стелсу, так и в целом. Проблема в том, что порешать хотят саму Элли и она вынуждена обороняться.

В противовес прологу тут достаточно мало событий. Основную часть времени занимает геймплей, чуть подкрученный и улучшенный геймплей первой части, к которому у меня нет претензий. Сама же сюжетная линия Элли по сути строится вокруг вычёркивания боссов с целью обнаружения главного босса. Простите за сравнение, но это чем-то напоминает Mafia III, только без открытого мира.

В общем-то, при игре за Элли, перед нами довольно куцая история, а весь упор сделан на геймплейную часть.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Вы скажете, а может быть, Джордан и все остальные знают про иммунитет Элли? И именно поэтому проявляют милосердие и не убивают её. Но спешу вас огорчить, тема иммунитета тут не раскрывается практически никак. Есть пара сцен по сюжету, где Элли использует свой иммунитет. Первый раз, когда у неё разбивается противогаз при Дине, а второй раз, когда она прыгает с Норой в подвальные помещения больницы, где обитают споры. И на этом всё. Ни размышлений о том, как иммунитет Элли мог бы помочь человечеству, ни какого-то намёка на наличие или отсутствие других подобных людей, ни развития темы с вакциной — ничего этого тут попросту нет. Кстати, нам представили новый вид монстров — Shambler, а также крайне интересное создание, именуемое в игровых изданиях Крысиным Королём. Расскажут ли нам, как они появились. Разве что упомянут в записке влияние дождей Сиэтла. Становится ли пандемия сильнее, а заражённые опаснее, как это может в дальнейшем повлиять на человечество, как повлияет на человечество решение Джоэла в глобальной перспективе? В игре не даётся практически никаких ответов на этот вопрос. Точнее, ответы есть, но где-то на втором плане, они никак не проговариваются героями, не осмысляются ими и никак не влияют на сюжет. И лично мне очень жаль, что авторы никак не акцентируют эту тему.

Что ж, мы поговорили об Элли и теперь пора переходить к ещё одной сюжетной линии, которая появляется совсем внезапно.

Линия Эбби

Она начинается после того, как история Элли резко обрывается клиффхэнгером. Игрок с замиранием сердца ждёт, что же случится в финале, ведь кажется, сейчас последует развязка. Однако Дракман и его команда вместо настоящей кульминации создают ложную, и нас ждёт не развязка, а полноценная сюжетная линия за Эбби. Давайте же разбираться в ней. Применим те же термины, которые применяли к сюжетной линии Элли.

Итак, у Элли была сверхзадача найти Эбби и отомстить за смерть Джоэла. Здесь же сверхзадачи как таковой у Эбби нет. Дело в том, что она выполнила свою сверхзадачу — убить Джоэла и отомстить за своего отца, флэшбек с которым показывают в самом начале. Таким образом, получается следующее. Если сюжетная линия Элли посвящена выполнению сверхзадачи, то сюжетная линия Эбби посвящена её обретению. На протяжении 8 часов игры Эбби вместе с игроком должна обрести новый смысл жизни. В сюжетной линии Элли игра показывала желание осуществить месть, в сюжетной линии Эбби игра показывает то, что наступает после её завершения.

Но это всё лирика. Давайте декомпозировать.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

День 1

Несмотря на то, что у Эбби отсутствует сверхзадача, это не значит, что перед ней не будут стоять другие задачи, так сказать, более обыденные, рутинные. И эти задачи будут сопровождаться событиями. Однако в данном случае всё чуть сложнее чем у Элли.

Событие первое

Патруль. Нам показывают, как Эбби просыпается, показывают уклад WLF, как группировка живёт, чем питается, нас знакомят с друзьями Эбби, которых мы в линии Элли уже убили, но на момент действия второй сюжетной линии они всё ещё живы. Эбби отправляется в патруль вместе со своим другом Мэнни, который также участвовал в убийстве Джоэла. Чуть позже к ним присоединяется Мэл. Она находится на 8 месяце беременности, тем не менее, спокойно отправляется в патруль, поскольку хочет в него пойти.

Событие второе

После стычки с отрядом Серафитов героев спасают и привозят на другую базу WLF, где засел лидер организации — Айзек. Тут выясняется, что количество погибших бойцов WLF возросло, и это связывают с возросшей активностью серафитов. Кроме того, выясняется, что на базу не вернулся Оуэн, тот самый друг Эбби, которого вы уже лицезрели в прологе. Но вернулся его сослуживец, бывший с ним на задании, вернулся не просто так, а с пулевым ранением. Разумеется, Эбби хочет найти Оуэна, и для этого ей надо получить разрешение у Айзека.

Событие третье

Диалог с Айзеком. Лидер WLF говорит, что не отпустит Эбби, так как через три дня, с наступлением грозы, планируется атака на остров Серафитов, и Эбби, как один из лидеров, генералов, должна быть во главе своего отряда. Более того, насколько ему сообщил вернувшийся сослуживец Оуэна, Дэнни, пулю в него всадил именно Оуэн. И не верить умирающему Дэнни у него причин нет, в конце концов он же не потратит последние мгновения жизни на враньё. В итоге Эбби уходит в самовол, а Мэнни её прикрывает. Она даёт ему обещание вернуться до утра.

Событие четвертое

Попадание в плен к Серафитам и спасение детей. По пути Эбби попадает в плен, из которого ей помогают выбраться дети, с которыми крайне сурово поступают серафиты. Например, девочке они расхерачивают руку практически в фарш. Эбби отвечает им услугой за услугу, помогает им сбежать и приводит их в безопасное место. После чего добирается до океанариума.

Событие пятое

Диалог с Оуэном и сцена секса. Эбби находит Оуэна пьяным. Тот сообщает о конфликте, который возник у него с Дэнни. Оуэн убил многих серафитов, но одного конкретного старика он прикончить не смог, так как тот не стал убивать его, из-за чего Дэнни наставил на Оуэна пушку. Завязалась драка, в результате которой Дэнни погиб. Кто выстрелил и кто все начал, Оуэн уже и не помнит. Эбби обещает Оуэну решить проблему с Айзеком, но тот говорит, что не хочет сражаться за чужую территорию и за чужих людей. Он грезит идеей отправиться в Санта-Барбару, где, по слухам, еще остались Светлячки. Не помню, упоминал ли я, но Эбби и Оуэн принадлежали группировке Светлячки, часть которых вырезал Джоэл. Эбби считает идею Оуэна чепухой, они спорят, а потом ссора переходит в сцену секса.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

На этом первый день за Эбби заканчивается, и пора дать некоторые комментарии по поводу происходящего.

Во-первых, хочется докопаться до того, до чего уже неоднократно докапывались все остальные, а именно до Мэл. Девушка на 8 месяце беременности идёт в патруль. И учитывая, что WLF — серьёзная военизированная структура, а Мэл — ценный специалист и талантливый врач, происходящее начинает напоминать бред. Чем дальше мы будем погружаться в сюжетную линию Эбби, тем больше подобных глупостей будет перед нами открываться. По-хорошему, её просто не отпустили, либо она бы находилась в лазарете, поближе к квалифицированной медицинской помощи, раз уж у WLF есть возможность получать качественную медицину.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Во-вторых, нас весьма серьёзно и детально знакомят с бытом WLF. И это вроде бы хорошо, мы получаем представление об их жизни, понимаем, что в мире есть не только война, зомби и прочие ужасы, но и маленькие радости. Но проблема в том, что при столь детальной проработке легко накосячить и будет чувствоваться фальшь. И она тут, к сожалению, чувствуется. Хочется отметить один эпизод, особенно бьющий по атмосфере. Когда Эбби приходит к Айзеку, сначала она видит часового, охраняющего проход к лидеру. И всё бы ничего, но он, будучи на посту, выполняя важную миссию по защите лидера, читает книгу и слушает музыку. Не знаю, как вам, но лично мне это кажется странным. Я точно не собираюсь оправдывать и защищать подобные вещи. Вокруг мир, охваченный опаснейшей эпидемией, группировка WLF находится в состоянии войны с соседями. В этих условиях вполне возможна диверсия, нельзя исключать возможность проникновения на территорию лазутчиков, которые вполне могут задаться целью убить лидера. Да и вообще ситуаций может произойти множество. Поэтому наличие часового, слушающего музыку, серьёзно бьёт по атмосфере, учитывая, каким опасным нам показывали мир в первой части.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

В-третьих, прокомментируем, откуда Айзек знает прогноз погоды. Вспомните самую первую сцену, в которой Мэнни рассказывает Эбби о своих сексуальных похождениях с одной дамой. Она существует в сюжете не просто так. Любовница Мэнни — метеоролог, и она работает на метеорологической станции, которая и представляет сводки для Айзека. Опустим, что в постапокалипсисе вдруг крайне точно предсказывают погоду. Лучше сделаем в отношении сюжета следующий вывод:

Сценаристы действительно неплохо подбивают сценарий, и порой у них это круто получается. То есть, многим вещам в игре пытаются дать объяснение, другой вопрос — качество этого объяснения и градус того бреда, который напридумывали авторы. Но то, что пытаются дать объяснение похвально. Что я имею в виду? Накачанная Эбби? Ну, это потому что на базе WLF есть крутая качалка и все условия для занятий спортом. Откуда Айзек знает про погоду? Так дело в том, что есть метеорологическая станция. Ну и так далее.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

День 2

Задача… Нет, нет, погодите. Линия Эбби отличается от ветки Элли. Хотя бы тем, что отсутствие сверхзадачи вынуждает сценаристов сначала обозначить задачу на день с помощью сюжетных событий. Для Эбби первым таким событием является сон. В нём она видит, как Ярра и Лев, дети, с которыми она намедни встретилась по пути к океанариуму, болтаются на верёвке, серафиты добрались до них, и теперь они мертвы. После этого сна она решает спасти детей. И прежде, чем мы начнём перечислять события второго дня, давайте сразу прокомментируем сцену.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

В приёме под названием “Сон” нет ничего плохого. Это классическая вещь, которая давно используется в повествовании с разными целями — раскрыть внутренний мир героя, показать, что его волнует на подсознательном уровне, показать его желания и страхи, намекнуть на будущие события и так далее. И через сон нам показывают, что Эбби боится за судьбу этих детей, демонстрируют, так сказать, ее внутренний мир. Но проблема тут в следующем. Эбби лояльна WLF, она обещала Мэнни, своему боевому товарищу, который её вообще-то прикрывает, вернуться на базу. Лично мне не хватило рефлексии. Она хотела найти Оуэна, но найдя его, не пришла к какому-то решению. То есть, её мотивы в целом не очень понятны, особенно если учесть отсутствие сверхзадачи. Это мечущийся персонаж, который будет совершать немотивированные поступки, вроде бы рассчитанные на оправдание героя, но при этом оправдания героя как бы и нет, потому что сам поступок Эбби в Джексонвилле никак не оправдывается. Лично мне не хватило этого. Но ладно, едем дальше.

После того, как Эбби спасёт детей, день можно разложить на классические события и задачу дня. Задача дня — спасти Ярру. Девочке необходимо ампутировать руку, но для этого требуются лекарства. Кстати, в океанариуме неожиданно появляется Мэл, которую Эбби обнаруживает, придя туда после спасения Льва и Ярры. Именно она будет проводить операцию и именно она даёт Эбби список необходимых лекарств. Они находятся в больнице.

Событие первое

Поход до больницы, куда Эбби отправляется вместе с Львом. Причём не просто поход, а попытка срезать через особые строения Серафитов — мосты, которые те возводят для быстрого и незаметного перехода между небоскрёбами.

Событие второе

Происходит уже в больнице, куда Эбби попадает, пройдя немаленький и опасный путь, а также оставив Льва неподалёку. Эбби сказала, что лекарства нужны Айзеку, но с ним связались и узнали, что девушка ушла в самовол. Её берут под стражу. Но позже её освобождает Нора, та самая, которую Элли убивала в конце второго дня. Далее происходит третье событие.

Событие третье

Эбби попадает на самые нижние уровни больницы,которая некогда была эпицентром пандемии кордицепса, добывает нужные лекарства, победив местного босса, и отправляется обратно в океанариум, дабы наконец помочь Ярре.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Ну что ж, давайте прокомментируем второй день за Эбби.

Во-первых, я хочу придраться к появлению в океанариуме Мэл. Игрок только что самолично добирался за Эбби до этого места от базы WLF, где находилась Мэл. Путь был неблизкий и чертовски опасный. Помните, что я говорил о магии и телепортациях в первом видео, посвященном прологу The Last of Us Part II? И вот это яркий пример такого явления. Здесь сценаристы вообще не станут утруждаться с подводкой и не будут ничего объяснять. Если вы не согласны, тогда дайте четкий ответ на вопрос: каким образом Мэл добралась до океанариума и почему это не ломает логику и атмосферу мира The Last of Us?

Во-вторых, после событий этого дня начинаешь жалеть, что группировку Серафитов не раскрыли подробнее. А ведь было бы интересно узнать побольше о группировке, умеющий строить мосты между небоскребами. Кто такая их лидер? Почему община живет настолько религиозно? И так далее. Но это не придирка, а скорее персональная хотелка. Вероятно, это вырезали при работе над финальной версией.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

В-третьих, когда Эбби винтят на базе свои же, хочется сказать, отличный план, надёжный как швейцарские часы. Дело в том, что Эбби пытается достать лекарства из списка, апеллируя к Айзеку. Она врет, что лекарства нужно доставить по его просьбе. Однако ей почему-то не приходит в голову, что ее слова могут проверить. Или же Айзек может пообщаться с кем-то из больницы. Если вы помните, ранее, еще в сюжетной линии Элли, сообщалось о развитой системе коммуникации у WLF. Именно с ее помощью мы узнавали о местонахождении Джесси и Норы. Вероятно, с помощью этой же системы связи пост в больнице общается с базой. И да, вы скажете, что Эбби, конечно же, явно сглупила, расчет был на свой авторитет, на дерзость и на то, что якобы. пронесет, но в конце концов такое возможно. Хорошо, возможно, почему нет? Но что вы скажете на следующую сцену? Давайте уже перейдем к моему четвертому комментарию данной сцены.

В-четвёртых, Эбби приходит в себя в лифте и ее спустя некоторое время освобождает Нора. Опять же Эбби подключает ложь и дает ей список, мотивируя это тем, что лекарства нужны для Оуэна. Нора ведется на эту ложь и освобождает Эбби, чтобы та могла поискать на нижних этажах, которые еще не успели зачистить от зараженных. Ко всей этой сцене у меня есть огромная претензия Почему рядом с Эбби не оставили ни одного часового? Больница достаточно хорошо охраняется, это игрок мог заметить, еще играя за Элли, местный пост WLF уж точно не жалуется на нехватку людей. Более того, есть личный приказ Айзека доставить Эбби обратно, в расположение базы, поскольку ей надлежит занять свое место и возглавить отряд для наступления на остров Серафитов. Приказ такого уровня важности, доставку генерала в расположение части, как минимум должен был контролировать хотя бы один часовой. Ну и в дополнение хочется сказать следующее: Эбби освобождает Нора, ее подруга и врач...Я спросил у знакомого врача, логично ли сценаристами прописан сегмент с компартмент-синдромом и ампутацией.

Каких-то других вопросов у меня нет, поэтому перейдем к событиям третьего дня.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

День 3

Основная задача

Спасти Льва, который уплыл на остров Серафитов, чтобы поговорить с матерью и убедить ее пойти с ним. Зачем он туда отправляется? Потому что дальнейшие планы компании Эбби и детей отправиться в Санта-Барбару, то есть, по сути на этом этапе с WLF уже покончено. При этом внутри компании есть два мнения:

1. Что эта идея поможет отыскать группировку Светлячков.

2. Что Оуэн предлагает гнаться за призраком. Но повторюсь, эта сцена важна как минимум для понимания, что с WLF покончено, и чуть позже мы это прокомментируем.

События

1. Встреча с Мэнни и столкновение со снайпером. Этим снайпером оказывается Томми, и он убивает Мэнни. Эбби же удается на время его ликвидировать с помощью девочки Ярры.

2. Поиск Льва, который оказывается в доме своей матери и случайно убивает ее.

3. Столкновение с Айзеком и бойцами WLF, в результате которого Айзек и Ярра гибнут.

4. Побег с острова.

5. Возвращение в океанариум.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Пора прокомментировать сюжетные события дня.

Во-первых, стоит отметить столкновение с Томми. Лично для меня это красивый и великолепно поставленный сегмент, пусть и заимствующий геймплейную ситуацию из первой части. И снова, смотря на Томми, на его крутость, на то, как он убивает Мэнни, как едва не расправляется с Эбби, которая побеждает лишь благодаря неожиданной помощи Ярры, начинаешь жалеть, что в сиквеле тебе дают поиграть и повзаимодействовать в основном не со старыми персонажами, а с какими-то малознакомыми и довольно картонными героями.

Во-вторых, поведение Льва. Давайте для тех, кто не играл, дадим контекст ситуации. У Серафитов есть свои законы, согласно которым происходит распределение людей по социальным ролям. Каждому жителю острова Серафитов предписан определенный социальный статус. Так вот, Лев — на самом деле девочка, которую должны были выдать замуж за одного из старейшин острова. В знак протеста она бреет голову и начинает носить мужскую одежду, поскольку хочет быть воином. Кстати, зачем сюжетно, именно сюжетно нужна смена гендера мне не совсем понятно, потому что Серафиты никакие не сексисты. В рядах их войнов, согласно последним трендам, немало женщин. Сама Ярра, например, также воин. Но суть не в этом. Суть в том, что Льву, то есть, Лилле опять же не удается вызвать чувство сопереживания. И причина этому, что мы не совсем понимаем мотивы его поступков. Да, он любит мать и сестру, но своей выходкой он подверг их жизни опасности, и в итоге становится причиной их смерти. Мать случайно погибает при ссоре с ним, это обесценивает его путешествие на остров, а сестра погибает, потому что отправилась за Львом, и опять же впустую. И именно поэтому лично у меня не получается сопереживать Льву. Он не смог и не захотел решить конфликт с минимизацией жертв, подверг опасности близких, да и к тому же нам практически не раскрывают его внутренний мир, не раскрывают персонажа как образ. Лев остается персонажем-функцией, который рассказывает о группировке Серафитов и совершает некое действие, являющееся поводом показать войну, масштабы бессмысленных жертв, происходящих из-за мести. А ведь если вы помните или находили соответствующую записку, то знаете, что последнее противостояние Серафитов и WLF произошло из-за мести. Дети серафитов забрели на территорию WLF, те убили их и Серафиты стали за них мстить.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Как по мне, сценаристы вновь становятся жертвами идеи. По-хорошему, перед ними стоит три задачи:

1. Воплотить идею. Например, конкретно в этом эпизоде читается задумка показать разрушительность мести, масштабы жертв, к которым она может привести.

2. Дать современную повестку, потому что такие взгляды, потому что такова конъюнктура и таковы требования современного мера. Но при этом

3. Создать убедительные и живые образы. И если первые два пункта сценаристами выполняются, то с живыми образами, вызывающими сопереживание, получается проблема. И в этом моя претензия практически ко многим персонажам. Сценаристы становятся заложниками идеи и выстраивают материал от смыслов, хотя зачастую работа идет от выстраивания убедительного и живого материала к смыслам.

Наверное, сейчас стоит поругать за то, что я не привожу в пример умные книжки по сценаристике, а иду от своего опыта и от тех выводов, которые сделал в студенчестве от посещения занятий и писательских слетов, но чуть позже в рамках данного видео я покажу на конкретном примере, почему образ Эбби не вызывает сочувствия.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

В-третьих, в столкновении Эбби и WLF есть поворотный момент. после которого ее бывшие братья по оружию становятся ее врагами. И, с одной стороны, это логичное развитие событий. Мы уже знаем, что группа Эбби не связывает свое будущее с WLF. Но, с другой, она провела в организации много времени, огромная часть этих людей — ее товарищи, которых она знает уже давно. С детьми же она знакома всего три дня. И поэтому странно, что Эбби никак не рефлексирует по поводу случившегося. Тем более, что перед этим солдат WLF ранее нам показали с человеческой стороны, а не как бездушных болванок.

Да, мы безусловно можем пытаться интерпретировать и искать смыслы, заложенные авторами. Например, поговорить о трайбализме и о том, что Эбби, в отличие от всех, якобы ведома не им. Она не готова поступиться близкими ради преданности организации, хотя это все тоже спорно. Поэтому в случае The Last of Us Part II интереснее говорить не о об авторской позиции, а о том, что в сценарии не работает. И лично для меня этот безусловно драматический момент не работает, потому что я не вижу рефлексии Эбби, то есть не вижу вообще какого-либо осмысления ею происходящих событий.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

В-четвёртых, побег. Здесь почти не о чем говорить, разве что о том, что сцена масштабная, красивая, но напоминающая подобный эпизод из первой The Last of Us. Вообще третий день — это день референсов или самокопирования. Выбирайте вариант, который вам больше нравится.

Пятое событие, как уже было сказано, возвращение в океанариум. Хронологически оно происходит позже, чем события, произошедшие в океанариуме с Элли. Эбби находит своих друзей мертвыми и видит лежащую на полу карту, по которой вычисляет местоположение Элли. Карта становится не только геймплейным инструментом, но и художественным приемом, деталью, на ней ранее даже акцентировалась камера. Итак, далее игра возвращается в ту самую оборванную кульминацию, на которой закончилась сюжетная линия Элли, и мы видим противостояние Элли и Эбби.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Как нам подана кульминация? Мы играем за Эбби против Элли и проходим ряд стелс-головоломок, после чего проходим QTE и смотрим кат-сцену. К финальной схватке Элли и Эбби у меня ровно две претензии.

1. То, что кульминация после начала прерывается на 8-часовую кампанию за Эбби. Это убивает все напряжение и всю динамику. Не знаю, как вам, но лично мне после такой затравки, когда Элли бросает оружие и выходит к Эбби с поднятыми руками, играть несколько часов, наблюдая при этом за унылыми персонажами и не менее унылыми диалогами, было очень скучно. И именно это во многом убило положительные впечатления от кульминации.

2. Основная моя претензия заключается в том, что в этом сегменте мы играем за Эбби, а не за Элли. Данный прием попросту не работает, по крайней мере со мной. Попробую объяснить почему.

Всё наше путешествие за Элли было подчинено цели убить Эбби. И авторы сделали всё для того, чтобы Элли возненавидела Эбби. Джоэл был убит с особой жестокостью, а сама убийца представлена труднодостижимой целью. Чтобы добраться до неё, необходимо добраться до её сообщников и постепенно, шаг за шагом, устранять их. От этой цели пробуждается у игрока пробуждается азарт, тем более, что он ассоциирует себя с Элли. Этому способствует как приём “точки зрения”, когда вы сочувствуете тому, от чьего лица вы смотрите на мир, так и то, что у Элли есть солидный бэкграунд в виде первой части игры, из-за этого мы сильно к ней привязаны. Я объяснил суть термина простыми словами, но для любителей академизма, обвиняющих меня в незнании специфики построения произведений различных видов искусства, а также полном непонимании мною специфики режиссуры и основ сценаристики, можно привести и подробное объяснение.

Тoчкa зpeния в литepaтypнoм пpoизвeдeнии — пoлoжeниe «нaблюдaтeля» (пoвecтвoвaтeля, paccкaзчикa, пepcoнaжa) в изoбpaжeннoм миpe (вo вpeмeни, в пpocтpaнcтвe, в coциaльнo-идeoлoгичecкoй и языкoвoй cpeдe), кoтopoe, c oднoй cтopoны, oпpeдeляeт eгo кpyгoзop — кaк в oтнoшeнии «oбъeмa» (пoлe зpeния, cтeпeнь ocвeдoмлeннocти, ypoвeнь пoнимaния), тaк и в плaнe oцeнки вocпpинимaeмoгo; c дpyгoй — выpaжaeт aвтopcкyю oцeнкy этoгo cyбъeктa и eгo кpyгoзopa.

Teopия литepaтypы / Пoд peд. H.Д. Taмapчeнкo — M., 2004 г.

Почему это важно? Во-первых, с помощью точки зрения авторы произведения, неважно книги, фильма или видеоигры, могут управлять эмоциями читателя, зрителя или игрока. Во-вторых, за счёт того, как выстроена точка зрения, можно считать так называемую авторскую позицию, то есть, симпатии и антипатии автора.

Последнее для нас особенно важно, потому что помогает ответить на пресловутый вопрос “зачем”. В самый напряжённый момент нас заставляют играть за Эбби. Зачем? Авторы хотят, чтобы мы посмотрели на события с другой стороны и начали сочувствовать в том числе и Эбби, поняли, что всё не так уж просто и однозначно. WLF — это такие же люди. А Элли, возможно, просто-напросто банальная убийца, что в контексте вселенной The Last of Us является радикальной мыслью. Ведь мы, как фанаты всё-таки любим Элли и не готовы отказываться от её убеждений, они для нас как наши собственные.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Именно для этого нам и показывают Эбби со своими проблемами, именно для этого нам показывают быт организации WLF. Именно для этого нам показывают войну WLF с Серафитами подсовывают записку, где упоминается слово retaliate, месть. Все убийства в этой игре, которые совершаются людьми, имеют своей первопричиной месть. И цитируя игрожур, можно сказать, что нам показывают круговорот мести в природе. Даже пойдём дальше и скажем, что нам показывают ещё и её последствия, опасность деления на “своих” и “чужих” по принципу принадлежности к племени, группировке или семье.

И это всё здорово, все эти темы есть в игре. Можно прекрасно понять тех, кому понравился сюжет The Last of Us Part II. В нём увидели авторское высказывание. Для кого-то это авторское высказывание даже стало сильным откровением в силу жизненного опыта или взглядов на мир. Правда! Я искренне понимаю тех, кому понравился сюжет и не спешу их осуждать. Однако у всего этого есть одно серьёзное “но”.

Легко можно понять и тех, кому сюжет не понравился. Понять их сильную эмоциональную реакцию. Ведь вторая часть The Last of Us Part II — радикальная деконструкция всего того, что мы любили в первой части. Да, так задумано, но мало ли что там задумал автор. Выпущенное произведение уже живёт своей жизнью и уже ему не подчиняется.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Поэтому как бы авторы ни пытались обелить Эбби и очернить Элли, сама игра и наличие первой части задаёт свою логику восприятия. Вся ветка Эбби задумана как путь её искупления за убийство Джоэла. Но внутри самого произведения она не работает.

Причины следующие:

1. Эбби никак не рефлексирует над убийством Джоэла, никак не переосмысливает свой поступок По сути она ничего не искупает, события трёх дней в Сиэттле это лишь попытка закрыть душевную пустоту после мести, обрести некий новый смысл. Таким образом, в глазах игрока Эбби никак не реабилитирована.

2. Как бы авторы ни пытались показать Эбби свободной от трайбализма и поступающей не по законам племени, а по справедливости, она такая же заложница понятий свой/чужой. Для неё важнее всего её группа в Солт-Лейк-Сити, а также Лев и Ярра. Для неё они семья, и именно на основании того, что один трайб в лице семьи для него важнее другого трайба в лице WLF она и принимает решение. Кстати, для Элли Джоэл тоже семья, а значит, раз Эбби в линии, которая должна оправдывать её, совершает свои поступки тоже во имя семьи, Элли не перестаёт восприниматься положительно. Непонятно, почему нужно драться против неё.

3. Нам показывают проявления гуманизма Эбби, так она дважды за всю игру не стала убивать Элли. Пытаются показать её любовную линию с Оуэном, дружбу с Мэнни и остальными, но Эбби всё равно остаётся пустой болванкой, которую сложно назвать полноценным протагонистом. Кто-то возразит, ну ведь об условном Гордоне Фримене, который молчит и о котором мы тоже почти ничего не знаем так сказать нельзя. Верно, но тут всё-таки игра с упором, даже не с упором, а с претензией на сложное повествование. Поэтому и ожидания от Эбби соответствующие. Ждёшь какого-никакого, но раскрытия персонажа. В итоге же ни любовная линия, ни какого-то раскрытия дружбы, ни каких-то глубинных причин внезапного гуманизма мы не получаем. Последний, кстати, вообще является примером лудонарративного диссонанса, убиваем кучу людей, не имея возможности оглушить даже бывших соплеменников, зато проявляем гуманизм к девочке, являющейся нашим противником.

Именно поэтому для меня и для многих людей, высказывающих схожее моему неприятие Эбби так не нравится финал линии в Сиэттле. Дело в том, что нет ни одной причины, по которой игрок должен играть за Эбби, а не за Элли. Вернее, она есть, это необходимость сценаристов продолжить сценарий именно так, как нужно этим. Но с точки зрения истории, крутым был бы вот такой финал.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Но шутки в сторону. Мы побеждаем Элли от лица Эбби, в голове вместо катарсиса недоумение, раздражение, злость. И да, Эбби вновь милует Элли и Дину благодаря Льву. Благородство, помилование беременной, при том, что Элли убивает беременную Мэл. Правда, опустим тот факт, что Элли убила её при самозащите, зачем же делать на этом акцент? В общем концовка губит линию в Сиэттле. Игроку вовсе не хочется сражаться с Элли. Эбби всё ещё ощущается антагонистом.

Дело в том, что мало дать игроку управлять персонажем. Надо замотивировать его это делать. Хорошим примером тут может выступить Nier: Automata. Там используется похожий приём, и чтобы избежать спойлеров для тех, кто не прошёл, постараюсь рассказать максимально размыто.

СПОЙЛЕРЫ к NieR: Automata

Чтобы добраться до финала, в Nier: Automata необходимо пройти сюжетную линию за трёх героев игры. И интересно тут то, что третью линию мы отыгрываем за убийцу одного из протагонистов первых двух веток. По сути как бы за антагониста. Но перед тем, как дать нам управление антагонистом, авторы сценария прописывают важный сюжетный поворот, который говорит нам о том, что третий персонаж никакой не антагонист. Дело в том, что убитый протагонист сам попросил прикончить его. И поэтому когда мы проходим третью сюжетную линию, то понимаем, что её герой находится с нами на одной стороне и является протагонистом, а не антагонистом. Антагонист — это его маска, интрига, нарративный крючок, призванный удивить игрока.

КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ к NieR: Automata

Эбби, как мы уже выяснили в первом видео из слов сценаристки The Last of Us Part II Хэйли Гросс, — это архетипичный антагонист, и, как бы она не притворялась протагонистом, она остаётся для нас врагом, убившим иконического для игроков персонажа. И при этом она не получает оправдания за свои действия, которое бы способствовало обращению её в протагониста.

Итак, как вы уже поняли, Эбби побеждает Элли, но не убивает её, а оставляет в живых со словами “больше не попадайся мне на глаза”. И на этом фрагмент с Сиэттлом заканчивается, но не заканчивается вся игра. Мы разберём эпилог в четвёртой главе, ну а пока сделаем выводы по всему отрывку с Сиэттлом, выдвинем одну необычную гипотезу и потом кратко всё резюмируем всё вышесказанное.

Итак, игровой сегмент в Сиэттле состоит из двух сюжетных линий. Первое это линия Элли, за которую мы проживаем события трёх дней, отомстив друзьям Эбби и в итоге придя к финальному противостоянию, кульминации. Затем перед этим финальным противостоянием, на подводке к кульминации её сюжетная линия закрывается и начинается сюжетная линия Эбби, которая заканчивается этой самой кульминацией.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Это достаточно необычная структура. Создатель сериала “Чернобыль” и автор сценария будущего сериала по The Last of Us даже назвал сценарий The Last of Us Part II выдающимся достижением в области повествования.

Это одна из лучших игр, в которые я когда-либо играл. Сейчас я на своём втором прохождении, и от него я получаю даже больше, чем от первого. Это выдающееся достижение в повествовании, а также проработке персонажей и тем.

Крейг Мэйзин, Автор сериала "Чернобыль", сценарист сериала по The Last of Us

Не будем спорить о том, насколько такое повествование революционное и о возможной ангажированности Мэйзина. Попробуем подумать, зачем оно так организованно и как такой принцип построения сюжета в конечном итоге воздействует на игрока.

Несложно понять, что сюжетная линия Эбби — это зеркало сюжетной линии Эбби. Эту догадку подтверждает и сам Нил Дракман в интервью изданию IndieWire. Журналист задал Дракману следующий вопрос:

Сюжет The Last of Us Part II выстраивается в практически идеальной симметрии. Он начинается и заканчивается сценами игры на гитаре. Жизнь в Джексоне и на стадионе в Сиэтле рифмуются, перекликаются между собой. То же можно сказать о флэшбеках в океанариуме и в музее. Любовь Элли к большим пространствам рифмуется с боязнью высоты Эбби. И так далее. Почему вы сделали так, чтобы две половины игры зеркалили друг друга?

Дэвид Элрич, Обозреватель IndieWire

На этот вопрос Нил Дракман ответил следующее:

У вас есть эмоциональная связь с Элли и Джоэлом ещё с первой части The Last of Us. Поэтому мы заставили их пережить трагическое событие, сначала подать историю мести через одну перспективу, а затем переключиться на Эбби и рассказать эдакую зеркальную историю искупления девушки, которая убив Джоэла и отомстив за смерть своего отца, уже достигла того состояния, которое ещё только предстоит достичь Элли. Она уже справилась с эмоциональным состоянием, которое Элли только-только переживает. Мы пытались найти те самые параллели, о которых вы говорите и выстроить их так, чтобы они были не слишком явными, но при этом показывали: при других обстоятельствах Элли и Эбби могли бы стать подругами.

Нил Дракман, Геймдиректор The Last of Us Part II

Итак, смысл подобной структуры сюжета в том, чтобы подчеркнуть сходство Элли и Эбби. О том, насколько слова Дракманна касательно Элли и Эбби соотносятся с реальностью и событиями произведения мы поговорим при разборе эпилога в четвёртой главе. Сейчас же обсудим, почему такая конструкция не очень удобна для зрительского восприятия.

Во-первых, события, происходящие в одном и том же временном промежутке сложно соотносить в голове. По-хорошему, игрок при прохождении за Эбби должен чётко представлять, где Элли и что она делает, причём в каждую конкретную секунду времени. И вроде бы в теории так и есть, учитывая, что событий в ветке Элли куда меньше, но на практике события будто происходят в двух параллельных реальностях. Конечно, я преувеличиваю, но всё же Элли будто существует отдельно, а Эбби отдельно. Кроме эпизода в океанариуме мы практически не ощущаем влияния Элли на линию Эбби. В той же мере верно и обратное.

Во-вторых, в игре порой мелькают общие для двух линий персонажи. Например, вот эта девушка азиатской внешности. За Элли мы убиваем её на подходе к больнице, а за Эбби мы с ней мирно беседуем. Учитывая прошедший промежуток, случайный игрок вряд ли вообще обратит на это внимание. А ведь при другом построении сюжета убийство той девушке могло бы вызвать хоть какие-то эмоции, на которые авторы наверняка рассчитывали. Тут же тупо плевать.

В-третьих, такой подход полностью убивает интригу. При игре за Эбби мы в целом знаем, что произойдёт до той злополучной сцены в театре.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

С моей точки зрения, стоило бы показывать события стоило бы показывать параллельно, по одному дню за каждую из сторон. Таким образом, играя за Элли, мы бы, например, чётко понимали, где находится Эбби. При этом сохранилась бы интрига, можно было бы показать, что Элли всё ближе и ближе подбирается к Эбби или к её друзьям. Можно было бы сильнее прописать влияние героинь на сюжетные ветки друг друга. Подобное построение, возможно, не отразило бы всю глубину замысла авторов, но была бы точно ближе к игроку. Такой подход, к примеру, используется в первой Call of Juarez, где вы поочерёдно играете то за Билли, которого считают виновным в преступлении, которого он не совершал, то за пастора Рэя, который пытается этого самого Билли поймать. За счёт такого приёма в игре чувствовалась интрига и динамика.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Возможно, разработчики и сами прекрасно это понимали. Тут я позволю выдвинуть себе необычную гипотезу. Мы говорим о The Last of Us Part II как об авторском произведении. Тем не менее, игровая индустрия очень закрыта и мы можем только гадать, какова была степень продюсерского вмешательства в игру. У меня есть подозрение, что изначально The Last of Us Part II могла пойти ещё дальше. Дело в том, что в линии Эбби игрок повторно проходит обучение, хотя геймплейно между Элли и Эбби практически нет никакой разницы. Уши обучения торчат и в соревновании между Эбби и Мэнни, понятно, что нас учат стрелять, хотя, казалось бы, зачем это нужно после 15 часов игры. Также обучением является и эпизод патрулирования вместе с Мэнни и Мэл.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Вполне возможно, что ветка Эбби могла стать в The Last of Us Part II основной, но вмешалась Sony и сказала, что отсутствие культовых персонажей негативно скажется на продажах. Да и при маркетинге упоминались в основном лишь Элли и Джоэл. Конечно, это всего лишь гипотеза, под которой не особо много оснований, но всё же даже авторская Death Stranding Кодзимы, как стало известно позже, претерпела продюсерское вмешательство и стала менее мрачной. Вообще у игр Sony, как мне кажется, есть чёткая формула и роль продюсеров издательства в ней крайне немаловажная. Игру однозначно переделывали и линию Элли, возможно, вообще пришивали в спешке. Это видно по торчащим из ветки Эбби ушам обучения, по тому, как мало событий при игре за Элли в сравнении с Эбби. Кроме того, о переделывании игры сообщали и анонимные источники в расследовании Джейсона Шрайера. Тестерам якобы не нравились персонажи, которых создала студия Naughty Dog и сюжет переделывали. Возможно, переделывали в спешке и сшили как попало. Учитывая, что дата выхода игры появилась вскоре после утечек и по слухам выход могли задержать аж до конца года, если бы не они, такое вполне возможно.

Впрочем, итерирование нормальный процесс при разработке игр, поэтому не будем углубляться в гипотезы и грязные темы с невыплатами денег работникам и переработками. Лучше подведём итоги второй главы нашего эссе о сюжете The Last of Us Part II.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II // Часть 2: Три дня в Сиэтле

Сиэтл — основной сегмент игры — включает в себя две сюжетные линии, действие которых происходит в течение трёх дней. Сюжетная линия Элли не так сильно насыщена событиями и в основном сводится к убийству друзей Эбби, которые помогают до неё добраться. Когда наконец наступает финальное противостояние, в момент кульминации, игра резко переключает игрока на вторую сюжетную линию, в результате чего он должен ждать развязки ещё несколько часов.

Сюжетная линия Эбби более насыщена событиями. Но несмотря на то, что мы играем за неё в течение 8 часов и знакомимся с жизнью её организации WLF — наших противников — сценарий не заставляет нас ей сопереживать. Именно поэтому кульминация вылетает в трубу, ведь нас помещают в шкуру Эбби, остающейся для нас антагонистом, и заставляют сражаться с Элли, культовым персонажем, к которому у нас есть тёплые чувства, по крайней мере у тех, кто играл в первую часть. Эбби за всю свою сюжетную линию при этом никак не искупает вину. При этом в линии Эбби очень много сценарного бреда

Оба сюжета подаются последовательно, а не параллельно, что отражает некий авторский замысел, но усложняет их восприятие игроком.

Надеюсь, мне доходчиво удалось объяснить свои претензии к сценарию основного сегмента The Last of Us Part II — Сиэттла. В следующем видео и сиаите мы подробнее поговорим о флэшбеках, временных скачках, и вообще организации времени игры. Кроме того, затронем и понятие сериальных диалогов и сериальной сценаристики, которая серьёзно повлияла на The Last of Us Part II. Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить следующие части и ставьте лайки, если вам понравилось видео.

Поддержать нас можно, пройдя по указанным ниже ссылкам:

Также подписывайтесь на наш паблик ВК:

5858
132 комментария

Почему в Ласт оф Ас 2 плохой сюжет: Всё строится на круге насилия (как в фильм про Три билборда). При этом Дракманн как бы говорит что круг насилия начал Джоэл.  И тут сразу вся логика идет по пизде, т.к. круг насилия на самом деле начал отец Эбби, т.к. он был садистом с раздутым чсв (считал что сможет в соло сделать вакцину от очень комплексного заболевания в условиях апокалипсиса с первой попытки, и ради этого был готов убить единственного известного имунного человека, в общем что то на уровне чудовищных экспериментов нацистских "докторов"). А продолжила круг насилия Эбби, которая попёрлась чёрт знает куда, взяв с собой кучу людей, которых подвергла потенциальной опасности, и всё чтобы убить старика, который всего то спас от её ебанутого отца дорогого для себя человека.

Таким образом, вся основная мысль Дракманна не выдерживает критики, т.к. действия Эбби и его отца не равноценны тому что сделал Джоэл, а Элли вообще закончила цикл насилия, который начала Эбби. Драма Дракманна не работает по итогу как например в тех же Трёх билбордах.

32
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

За сравнение с Биллбордами плюс. Тоже нашел для себя много схожего в этих двух произведениях. И посыл у них одинаковый. Но у Драккмана кроме кина еще и игра - а это все же более комплексная работа. В рамках видеоигр так вообще творение выдающееся. Ну и имхо, драма там вполне себе работает. 

5
Ответить

Комментарий недоступен

22
Ответить

Ну какой "шедевр" же не перестают утверждать

8
Ответить

Ну так в июне топили вообще всё, связанное с ТЛОУ.
Сейчас как раз все могут без горений ознакомиться с материалом.

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить