Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Внимание: ролик субъективен, а вернее сказать, субъектен. То есть, вместо авторского "мы" и нейтральных тезисов используется прямое авторское "я" и выражается личное мнение автора, зачастую критическое по отношению к игре. Если вам понравилась The Last of Us Part II или вы ищете классическое искусствоведческое эссе, скорее всего, данные текст и видео не для вас.

Вокруг The Last of Us Part II развернулось целое побоище. Одни доказывают, что это великолепная игра, вершина творчества Naughty Dog и одна из важнейших игр поколения. Другие же находят в ней недостатки и всячески критикуют. При этом обе группы серьезно чихвостят друг друга, первых обвиняют в продажности, вторых — за то, что якобы те не прошли игру, посмотрели сюжет на Ютубе и вообще не разбираются в играх, потому что якобы Нил Дракман — гений и понять его дано не каждому.

Но начало этой войне положили утечки сюжета, предваряемые довольно мерзкими сообщениями о невыплатах сотрудникам бонусов, постоянных переработках и невероятно огромном и нездоровом перфекционизме студии Naughty Dog. Именно сюжет стал яблоком раздора. Игру успели обвинить в потакании SJW, а некоторые сюжетные ходы шокировали фанатов. И когда многие утечки подтвердились, а интернет наводнили обзоры с крайне высокими по меркам индустрии оценками, записывающими игру в шедевры, нарыв фанатского возмущения прорвало.

В данной серии видео мы рассмотрим сюжет The Last of Us Part II, по большей части его недостатки. Мы выпустим несколько роликов, каждый из которых расскажет про отдельную часть сюжета. прислушались к просьбам защитников проекта и прошли игру до конца, не торопясь с выводами, не смотря историю на YouTube, а прожив ее самостоятельно. В этом конкретном ролике речь пойдёт о прологе игры. Предупреждаем, в видео содержатся спойлеры.

Автор текста — Никита Коваль

Текст читали: Никита Коваль и Маргарита Корш

Монтаж — Денис Сушко

Постер — Артём Чупико

Текст книги, сценарий для фильма и сценарий для видеоигры — разные вещи. Видеоигры от других видов искусства отличает в первую интерактивность. Игрок берёт на себя управление героем и является не просто наблюдателем, но активным участником событий. В первой The Last of Us с нами особо не церемонились и фактически сразу бросали нас в гущу действа. Мы играли за Сару, дочь главного героя Джоэла, в период начала пандемии кордицепса, уничтожившей привычную человеческую цивилизацию и превратившей в зомби немалое количество людей. В общем, начало работало по-видеоигровому. В The Last of Us Part II разработчики избрали совершенно иной подход. В конце главы мы объясним, что это значит, но для начала рассмотрим весь пролог посценово.

Действие игры стартует с флэшбека, на вылазке Джоэл рассказывает своему брату Томми о произошедшем в больнице Святой Марии. Именно там обосновалась группировка Светлячков (прим. — "цикады" в официальной локализации), мечтавшая создать вакцину от эпидемии кордицепса, а Элли была девочкой с иммунитетом. Классическая дилемма: попытаешься создать вакцину — умрёт девочка, выживет девочка — вакцина не появится. Возможно, уже никогда. И в финале Джоэл принимает решение, делает выбор в пользу Элли. Томми поддерживает брата, отмечая, что вряд ли поступил бы иначе.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Немало людей придерживались мнения, что сиквел не нужен, тем не менее в финале разработчики повесили огромное ружьё. Джоэл солгал Элли о том, что произошло в больнице, и после этой лжи мы узнаём следующее: Элли мучает комплекс вины, люди вокруг неё умирают, превращаются в тварей, и сама она ничем не может им помочь. И поэтому она с радостью легла бы на операционный стол, таким образом пытаясь хоть как-то избавиться от вины. Джоэл же спасает Элли не из высоких моральных побуждений, а из-за того, что потерял дочь, его также мучает чувство вины. И спасая Элли, он от этой вины избавляется. В итоге, когда Элли просит Джоэла поклясться, что его рассказ о событиях в больнице Святой Марии правда, он клянётся, потому что боится её потерять. В итоге игра заканчивается на лжи Джоэла, и на хорошем заделе для сиквела. А что будет, если Светлячки вернутся в их жизнь, и Элли узнает правду…

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

После короткой поездки на лошади, где-то минуты на четыре, мы наконец видим и саму Элли. Следует неловкий разговор. Джоэл как будто с трудом подбирает темы для беседы, а Элли говорит, что уже поздно. Джоэл дарит девочке гитару и обещает научить её играть. Это важно. Гитара потом станет эдаким символом, и готовьтесь, подобного символизма в целом будет много. Песня Джоэла, например, здесь тоже символ-лейтмотив потери, который станет одним из основных тем новой части The Last of Us.Наконец нам показывают название игры и после этого дают пометку 4 года спустя. Отсюда мы понимаем, что с момента первой игры прошло 4-5 лет, и Элли в провела их в Джексоне.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Подобных временных скачков по ходу игры также будет много, но об этом чуть позже.

Далее нас ждёт ещё одна кат-сцена, в которой нас встречает парень по имени Джесси. И вот, нам наконец снова отдают управление Элли, и вы следуете за Джесси по Джексонвилю... Эта сцена чем-то напоминает сцену в карантинной зоне из первой части игры, только та была гораздо короче и шла после довольно напряжённого вступления, а потому не только знакомила нас с миром, но и служила элементом эмоциональной разрядки. В сиквеле мы видим, что у мира The Last of Us есть и другая сторона, мирная. Оказывается, есть поселения вроде Джексона, где люди спокойно живут и существует хоть какое-то подобие цивилизации.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Казалось бы, никаких претензий. И вот мы, проходя мимо мирно играющих в снежки детей, попадаем в закусочную к некоему Сэту. По ходу маршрута нам описывают ситуацию. Элли поцеловалась с Диной, которая по совместительству была девушкой этого самого Джесси, но с которым рассталась неделю назад. Из-за поцелуя у Элли случился конфликт с Сэтом, которого разозлило то ли то, что целуются две девочки, то ли сам факт проявления горячей любви в семейном заведении. В полной мере нам это не раскроют, и да, я играл в оригинале. В общем, Сэт будет извиняться перед Элли. И тут примечательна следующая вещь. Когда я только-только начинал играть в игру и дошёл лишь до этой сцены, меня стал занимать следующий вопрос. А почему нам не показали саму сцену поцелуя? И понимает ли в достаточной степени ситуацию, игрок который не видел трейлеров и не видел того страстного поцелуя с Диной. У меня возникло ощущение, что я знаю больше чем случайный игрок. Неужели разработчики сделали ставку на то, что для понимания ситуации надо непременно смотреть трейлер? Я этого искренне не понимал. Как вы уже, наверное, догадались, сцену поцелуя нам покажут во флэшбеке, и тут настоящая белиберда с тем, как в повествовании организовано время. Но это тема отдельного разговора, который состоится позже.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Наконец-то после сцены в закусочной нам дают экшн, и это… игра в снежки. Не, ну а что вы хотели, игра за 4500 должна давать вам крутой и неповторимый опыт, где ещё вы в конце-концов играли в снежки?

Далее The Last of Us Part II делает финт ушами. Я бы даже сказал, ход конём и финт ушами коня. Мы садимся на лошадь и уже предвкушаем, как будем выносить зомбарей, вероятно, сейчас нам подкинут какую-то геймплейную ситуацию, которая навсегда перевернёт жизни героев и поставит крест на спокойной жизни городка.

Но как же я ошибался....

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Нам вдруг показывают спящих людей. Что ж, наверное, это бандиты, которые сейчас услышат нас, их кратко представят, и мы вступим в схватку. Но пока что мы смотрим очередную кат-сцену, промежутки между которыми разбавляет неспешный симулятор ходьбы. Секунд двадцать мы смотрим, как мускулистая девушка, возможно, местный чемпион по бодибилдингу, медленно подходит к мужику, который пялится в окно. Действительно, куда нам спешить в конце концов? После разговоров в духе, что тебе снилось, мужик клятвенно обещает показать кое-что интересное и приглашает проследовать за ним. Что ж, неплохо, может быть нам дадут кого-нибудь прихлопнуть, на тридцатой-то минуте игре. Вроде бы в графе “жанр” указан экшн.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Далее мы снова играем в симулятор ходьбы и снова слушаем диалоги, только теперь о каких-то вообще левых людях, по идее они и должны ввести нас в суть дела. Как мы понимаем, чувак встречается с некоей Мэл. Это первое имя, которое всплывает в диалоге двух людей, именуемых Man и Woman. Да, так они и названы в оригинальных английских субтитрах, какое вообще наше собачье дело до того, как их зовут. В принципе, несколько минут, которые мы идём, парочка трет между собой реально ни о чём. Кроме того факта, что у мужика есть девушка Мэл, и они, возможно, находятся в ссоре, мы не узнаём о героях ровным счётом ничего. Такие диалоги я называю “сериальными”, и в следующих роликах вы поймёте, почему, и откуда они вообще зачем взялись.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Наконец, нам показывают город, в котором игрок узнаёт Джексон. После короткого обсуждения, мол, там полно людей, у которых есть пушки и электричество, мы узнаём, что герои ищут какого-то мужчину. Кстати, мы уже знаем их имена — Оуэн и Эбби. Эбби предлагает напасть на патруль, выведать информацию и выманить цель из города.

Но Оуэн считает, что собеседница сошла с ума, их группа слишком мала, а его девушка вообще-то беременна. Эбби таким раскладом недовольна. К слову, когда в первый раз играешь и смотришь на этот момент, то чувствуешь, как Эбби бесит сам факт того, что Оуэн обрюхатил Мэл. Это ощущение возникает из-за того, что мы еще не знаем, кто такие Эбби и Оуэн и что их между собой связывает, поэтому первая мысль, которая приходит на ум, — повестка. Иначе как объяснить ее негативные эмоции? Беременная женщина в постапокалипсисе, конечно, обуза, но, с другой стороны, она обеспечивает продолжение рода, что чрезвычайно ценно для общины. Но это не повестка, просто обо многом расскажут позже. А пока что мы можем лишь оставаться в недоумении, думать, что это все повестка и смотреть, как сильная и независимая женщина по имени Эбби плюёт на свою группу и идет решать проблему сама.

Игроку наконец дают порулить героем. Правда, пять минут, перед первым столкновением с местными зомби, он будет просто бегать, ища путь и недоумевая, какого чёрта вообще происходит. Особенно, если игрок не видел никаких сливов.

Далее начинается геймплей. На мой вкус, довольно медленный, стычки с людьми из начала первой The Last of Us были динамичнее, но это уже несколько субъективно и выходит за рамки нашей темы.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Затем идёт ещё один геймплейный сегмент, но уже за Дину с Элли. Здесь тоже довольно много small talks, то есть, незначительных диалогов, но за счёт того, что в них фигурируют знакомые персонажи, слушать их уже поинтереснее. Например, можно узнать, какие фильмы любит Джоэл, да и вообще эти детали быта вызывают куда больше теплоты. Кстати, обратите внимание, что Элли планирует позвать Джоэла посмотреть фильм, на что Дина реагирует фразой You guys good? То есть, у вас всё хорошо? Мир, дружба, жвачка? Надо же. Получается, что Джоэл и Элли находились в ссоре, но сейчас их отношения пошли на поправку, и они снова стали сближаться. Впрочем, мы об этом поговорим, а сейчас не время.

Не кажется ли вам, что в моём тексте содержится слишком много фразочек “поговорим об этом позже”? Понимаете, дело в том, что в The Last of Us Part II сюжет выстроен так, что все основные события как бы произошли за кадром, вне основной линии времени. И получается, что невнимательный игрок пропустит смысл диалогов мимо ушей, среднестатистический будет недоумевать, мол, что-то не так, вроде бы и складывается история, но каких-то кусочков мозаики постоянно не хватает. Внимательный игрок поймёт, что Джоэл и Элли находятся в ссоре и чисто теоретически, ему должно стать интересно, что же случилось. Но на деле даже при всём понимании ситуации ты осознаёшь, чего-то не хватает, все основные события будто бы случились за пределами игры. Интрига? С одной стороны, да. Но из-за подобной организации повествования ты не можешь достичь эмоционального переживания ситуации, её понимания, потому что ты не переживаешь её лично. Но об этом мы опять же поговорим позже.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Наконец Дина и Элли находят склад, где кто-то из жителей выращивает травку. Следует кат-сцена, где девочки курят марихуану и в итоге занимаются любовью. На сцене прелюдии игра вновь возвращается Эбби, и тут начинается без шуток один из лучших сегментов пролога — сражение с ордой зомби. Здесь и предостаточно крутого экшена и есть возвращение наших старых знакомых — Томми и Джоэла. В общем, очень крепкий сегмент как геймплейно, так и нарративно.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Во время краткой передышки герои представляются друг другу, и Эбби понимает, что нашла главную цель своего путешествия. Учитывая, что на улице ужасная метель, а за героями гонится орда зомби, те решают добраться до друзей Эбби, которые обосновались в особняке. Что происходит дальше, вы наверняка догадываетесь. Но сначала смотрите очередную кат-сцену с Элли и Диной.

Дина обращает внимание на татуировку Элли, под которой скрывается шрам. На ее вопрос о том, как она его получила, та берет и рассказывает Дине правду. В детстве её укусили и обнаружилось, что у нее иммунитет. Дина отмахивается от Элли и воспринимает ее слова как шутку. Вскоре заявляется Джесси, отчитывает девушек за то, что те занимаются черт знаем чем вместо патруля и говорит, что Томми и Джоэл вообще-то пропали. И тут начинает казаться, что пролог, черт возьми, интересен. Есть интересные ситуации, интересные взаимодействия, но смотрим дальше. Именно смотрим, потому что нас ждет очередная кат-сцена.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Джоэл и Томми приходят в дом, где расположились друзья Эбби, несколькими коктейлями Молотова те останавливают орду и тут начинается сцена, которую многие помнят по утечке. Узнав имена Томми и Джоэла, группа Эбби вырубает первого и простреливает ноги второму. Далее Эбби жестоко начинает бить Джоэла клюшкой для гольфа, говоря, что легкой смертью тот не отделается. Как раз в это время Элли ищет Джоэла, слышит крики и приходит в дом, где Эбби как раз практикуется в гольфе. На глазах у Элли она жестоко избивает ее приемного отца, и в итоге тот умирает. После этого группа уходит, а Элли приходит в себя уже в Джексонвилле.

Давайте разберем эту сцену. К ней, как и ко всему прологу после неё, возникает ряд вопросов.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Первое. Эбби чудесным, я бы сказал даже, волшебным образом, натыкается на Томми и Джоэла. Допустим, это игровая условность, но в будущем подобная магия, чудеса, волшебные телепортации никуда не уйдут, их станет больше.

Второе. Поведение Джоэла и Томми. Если вы знаете характер Джоэла, то вам трудно будет поверить в то, что он потерял осторожность и поехал к толпе незнакомцев. Да, нам дается сюжетное обоснование, мол, кони не дотянут до Джексонвилля, также туда не хочется вести орду зомби. Хотя лично мне абсолютно непонятно, почему поселение не может справиться с такими ордами, а какие-то случайные друзья Эбби в составе семи человек - могут. Однако представить, что матерый волк может оплошать я в целом могу. Правда, есть одно но.

Третье. Томми с легкостью приглашает незнакомцев пополнить запасы в Джексонвилле. Что само по себе странно. Вспомните, как в первой части вы отражали атаку на город. Странно предлагать первым встречным, тем более в таком суровом мире, пройти в свой дом, более того, странно даже сообщать о том, что он тут, рядом, выдавать его местонахождение.

Четвёртое. По поводу имён. Для меня нет ничего странного в том, что Томми и Джоэл представились, но вообще-то, учитывая, какой поступок совершил Джоэл и кому он переходил дорогу, наверняка на такой случай у него должен был быть псевдоним. Впрочем, игра это объясняет, у протагониста первой части было много врагов. Не будем докапываться и примем такой ответ, но всё же это кажется не очень логичным, и ожидать возможной атаки Джоэлу всё же стоило бы.

Пятое. Точка зрения. Мы наблюдаем события с двух точек зрения — Элли и Эбби. Причём, Элли — знакомый нам персонаж. У неё есть бэкграунд, мы сочувствуем ей по умолчанию, потому что у нас осталась с ней связь ещё с первой части игры, а игра заточена под то, что вы играли в первую часть. Эбби же — tabula rasa, чистая доска. И её действия в прологе оказывают серьёзное влияние на её восприятие. Она убивает Джоэла, к которому мы, так или иначе, привязались в первой части. Причём не просто убивает, но убивает жестоко и убивает на глазах приёмной дочери. Это обесценивает фигуру Эбби, и мы начинаем хотеть её смерти. Понимаете, прелесть первой игры в том, что к Джоэлу можно относиться по-разному. С одной стороны, он отнял у человечества надежду на возвращение в прежний мир, к цивилизации. С другой же, если смотреть на вещи реалистично, он спас ребёнка от напрасной смерти. Далеко не факт, что Светлячки сумели бы синтезировать вакцину, наладить массовое её производство и тем более спасти человечество. Далеко не факт, что они вообще оставили бы Джоэла в живых. Может, они бы взяли и пустили ему пулю, как только он согласился бы на их условия. Гарантий нет никаких, таков мир первой The Last of Us. Поэтому, как бы вы ни воспринимали Джоэла, на этом этапе Эбби для вас, скорее всего, будет восприниматься как антагонист. При этом она могла бы убить Джоэла разными способами. Но она убивает его очень жестоко и при этом на глазах его приёмной дочери. Эбби становится для нас стопроцентным антагонистом.

Шестое. Элли и Томми оставляют в живых. И это очень странно. Это противоречит всему, что мы знаем о мире The Last of Us. Зачем оставлять свидетелей? Более того, если убить всех троих, никто не поймёт, кто убийцы. Можно спокойно жить. Морали в этом постапокалиптическом обществе, как нам показывали в первой части, особо и нет, а цена человеческой жизни сведена к минимуму. Поэтому такой сюжетный ход смотрится крайне странно.

Седьмое. Орда зомби показывает, что заражённые до сих пор опасны и представляют немалую угрозу. Отбиться от них крайне сложно. Это не просто какие-то случайные кучки мертвяков, это целые организованные толпы, которые не рискуют вести на поселение. Запомним это, поскольку данное знание пригодится нам в эпилоге.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Далее мы выясняем, что Элли решает мстить. Томми пытается отговорить её от этого. И вновь ещё один этап ходьбы, в результате которого Элли и Дина попадают к Марии, жене Томми и по совместительству главе поселения. Та в итоге отпускает их, пусть и с неохотой, при этом выясняется, что Томми также ушёл мстить за брата, а поэтому девочкам нужно по совместительству найти его и вернуть. Дина выражает желание пойти вместе с Элли и помочь ей в её мести.

И на этом пролог завершается. Герои отправляются в Сиэтл, чтобы найти организацию Washington Liberation Front, а вместе с ней Эбби и её друзей. Прежде, чем переходить к данному этапу игры, давайте резюмируем впечатления от пролога.

Чем плох сюжет The Last of Us Part II? // Часть 1: Пролог

Проблема номер один. Пролог длится два с половиной часа. И это довольно немалая часть игры, фактически 10 процентов. Из чего же она состоит? По моим приблизительным подсчётам 50 минут ходьбы, 50 минут кат-сцен и 50 минут экшена, то есть, максимально интерактивного действия. Ходьба тут в основном тоже кинематографический, минимально интерактивный элемент, ну да, где-то вы что-нибудь почитаете, где-то поиграете на гитаре, но в основном во время ходьбы вы будете говорить. В прологе она носит не столько геймплейную, сколько нарративную функцию, через неё доносится часть истории вне кат-сцен. При этом именно игры здесь на 50 минут. Из чего мы подходим к первому выводу и первой проблеме. Пролог тут сделан не как пролог для игры, он сделан как фильм или часть сериала.

Проблема номер два. Странные поступки героев. Это и помилование Элли, и поведение Джоэла и Томми, о которых мы уже говорили.

Проблема номер три. В прологе, где геймплея и так крайне мало, нам дают управлять незнакомым персонажем. Сценаристка The Last of Us Part II Хэйли Гросс рассказывала об этом решении команды разработчиков в подкасте:

Мы хотели, чтобы игрок с самого пролога начал проникаться к Эбби сочувствием. Наиболее эффективный способ это сделать — поставить его на позицию Эбби. Так он проведёт с ней время, увидит её слабые места, её страхи. Мы понимаем, что Эбби боится высоты, что у неё слабость к Оуэну и ей не нравятся его отношения с Мэл. Какие-то обстоятельства разделили этих людей. Мы хотели сообщить игроку обо всём этом так, чтобы он не понял, что Эбби — архетипичный антагонист.

Хэлли Гросс, Сценарист The Last of Us Part II

Но, на мой взгляд, сценаристы добились противоположной задачи. Игрок не проникается к Эбби симпатией, он начинает ненавидеть её, учитывая, что Джоэл ещё и принимает смерть с достоинством. А если взять ещё и то, как жестоко и бесчеловечно Эбби совершает это убийство, то даже тот факт, что она оставила в живых Элли и Томми, не заставляет проникнуться к ней симпатией.

Надеюсь, мне доходчиво удалось донести свои мысли касательно пролога игры и дать понять, почему я считаю его провальным. В следующей серии мы отправимся в Сиэттл и изучим основную часть истории Элли и Эбби.

Если вам нравится наш контент и вы хотите поддержать нас, то предлагаем пройти по ссылкам ниже. Во-первых, перейти на наш Patreon

Во-вторых, перейти на наш Boosty

Также у нас есть паблик ВК

Там также можно поддержать нас финансово либо подпиской:

Либо же единоразовым платежом:

Деньги идут на оплату работы переводчиков, актёров и звукорежиссёров.

2929
118 комментариев

Комментарий недоступен

15

Виновен. 

Комментарий недоступен

12

Ага, такие как вот этот молодой человек, если редакцию в счёт не брать

10

Лига Справедливости и БпС шедевры тоже, если следовать твоей логике, по ним ведь тоже хайп поднимают люди. Сиквелы ЗВ туда же.

6

Комментарий недоступен

6

NS вроде давно планировали и говорили об этом ролике, почему нет? Это же не очередное "Нил Дракманн - шмог"
Хотя кое-что надо поправить пожалуй 
@NikiStudio проставьте теги

12