Независимое расследованние обнаружило причины нестабильной работы GeForce RTX 3080

Некоторые производители экономят на конденсаторах.

Zotac GeForce RTX 3080 Trinity
Zotac GeForce RTX 3080 Trinity

Несколько дней назад появилась информация о том, что первые обладатели карт RTX 3080 от партнёров NVIDIA столкнулись с проблемами — при достижении частоты 2.00 ГГц и более происходили вылеты из игр. Не дожидаясь официальных комментариев, главный редактор Tom's Hardware Germany Игорь Влоссек провёл собственное расследование.

По его версии, из-за мер особой секретности, NVIDIA слишком поздно предоставила партнёрам стабильные драйвера, что помешало инженерам произвести полноценные рабочие тесты. В результате испытания пришлось сократить до примитивных испытаний базовой работоспособности, которых для плат с заводским разгоном оказалось недостаточно.

Расследование Влоссека показало, проблема с вылетами скорее всего вызвана экономией на компонентах — некоторые производители применяют в своих версиях GeForce RTX 3080 дешёвые конденсаторы, которые просто не выдерживают нагрузки при повышенном энергопотреблении разогнанных видеокарт.

Формально NVIDIA разрешает партнёрам набирать элементную базу на своё усмотрение в пределах общей спецификации, лишь бы работало. Как итог — во многих платах нашлись танталовые твердотельные конденсаторы POSCAP, а не значительно более качественные многослойные керамические SP-CAP или полимерно-алюминиевые электролитические MLCC.

Сама NVIDIA использует в своих RTX 3080 Founders Edition комбинацию MLCC и SP-CAP, тогда как некоторые партнёры (например, Zotac, на которую чаще всего жаловались на форумах) применяют самые дешёвые POSCAP.

NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition c MLCC (зелёные) и SP-CAP (красные)
NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition c MLCC (зелёные) и SP-CAP (красные)
Zotac GeForce RTX 3080 Trinity c кондкнсаторами POSCAP
Zotac GeForce RTX 3080 Trinity c кондкнсаторами POSCAP

Но не все партнёры экономят — например, в MSI RTX 3080 Gaming X Trio используется схема из одного MLCC и 5 SP-CAP конденсаторов.

В Asus RTX 3080 TUF Gaming — все шесть MLCC. Однако некоторые источники указывают на то, что такая схема очень уязвима к механическим повреждениями и перепадам температур, и есть риск преждевременного износа, которого можно избежать, используя комбинированные варианты, как у Founders Edition.

Asus RTX 3080 TUF Gaming
Asus RTX 3080 TUF Gaming

Источник утверждает, что замена конденсаторов POSCAP на MLCC в проблемных картах приводила к положительным результатам.

Zotac пообещала исправить ситуацию и выпустить RTX 3080 второй ревизии более качественными конденсаторами SP-CAP. Другие производители проблемных видеокарт от комментариев воздержались.

Тем временем покупателям видеокарт RTX 3080 первой ревизии остаётся только следить, чтобы частота графического процессора не превышала 2 ГГц — самостоятельно перепаивать конденсаторы не рекомендуется, так как это точно приведёт к потере гарантии и может полностью вывести плату из строя.

Материал дополнен редакцией
215215
238 комментариев

Комментарий недоступен

183

Покупаешь первую ревизию... играешь в бета тест

47

А тем временем - rev2 выходит и дешевле

19

А как иначе получать прибыль?

Asus TUF Gaming 3080 предпочла вовсе не экономить и установила самые дорогие конденсаторы MLCC.А потом люди недоумевают, почему Асус стоит дороже.
С другой стороны, в комментах к видео Джея (https://www.youtube.com/watch?v=x6bUUEEe-X8&lc=UgxUW2xbzn3b2675p4R4AaABAg) человек пишет, что полностью MLCC тоже не очень хорошо.

77

Раздел "ОУР и шум", честно говоря, немного раздражает... Но, кроме того, содержание, представленное здесь, является актуальным и значимым.
Да, введение более крупных конденсаторов POSCAP имеет обратную сторону более высокого эквивалента серийной индуктивности (ESL), по сравнению с многослойными керамическими конденсаторами (MLCC), что приводит к худшим характеристикам высоких частот. Т.е. они выглядят так, как будто при воздействии высокочастотных шумов у них больше ESR.

Хотя POSCAP имеют более высокую пропускную способность по сравнению с MLCC, поэтому использование только MLCC может привести к собственным проблемам в отношении времени отклика VRM. Это, в свою очередь, может привести к аварийным ситуациям, если GPU будет ускоряться быстрее, чем VRM может выдержать. (Хотя у ВРМ, как правило, довольно тесные контуры управления, но они все равно имеют тенденцию к порядку мкс, в то время как сам GPU может быстро разогнаться от нулевой нагрузки к полной за несколько нс. Впрочем, прошивка может сэкономить на этом темпе, гарантируя, что VRM сможет продолжать работу, и наоборот, при сбросе нагрузки).

И да, исправить проблему с прошивкой, снизив пиковую мощность, было бы довольно тривиальным решением. Может расстроить некоторых покупателей, но, как говорит Джей, чего хочется, немного снизить тактовую частоту, или произойдет сбой?

Кроме того, причина, почему "ESD и шум" часть в 7:35, потому что ESD является "Электро-статический разряд", термин в значительной степени не имеет отношения к системе электропитания. И большинство внешних источников электростатического разряда не будут особенно заинтересованы в GPU, чтобы быть справедливыми, а скорее выровнят некоторый потенциал, связанный с землей, обычно проводя через корпус и по сети. (Кроме того, при проведении ESD-мероприятий необходимо иметь достаточный запас энергии, чтобы нарушить живую цепь. Единственная причина, по которой он может убить электронику, заключается в том, что если он проводит через сигнальные трассы, то он может поджарить драйверы ввода-вывода. Прохождение через рельсы "земля/мощность" исключительно редко является проблемой. (Защита от электростатического разряда на IO-штырьках - это немного больше, чем диод, идущий либо через землю (для отрицательных напряжений), либо через силовую шину (для положительных напряжений). (Или для отрицательных напряжений, если это отрицательная шина питания)). Причина, по которой эта защита обеспечивается, заключается в том, что силовые выводы имеют большую емкость, а также соединяются с большинством, если не со всеми цепями, тем самым все вместе с ними)).

)) Кроме того, если вставить больше конденсаторов MLCC, то это может иметь и недостатки, связанные с меньшим количеством емкости.
Не говоря уже о том, что конденсаторы MLCC также имеют более высокую частоту отказов из-за более высокой чувствительности к механическому напряжению, тепловому циклу и электростатическому разряду по сравнению с конденсаторами POSCAP. (Хотя конденсаторы POSCAP, скорее всего, будут хорошим выбором, если их заряжать наоборот, учитывая, что это танталовые конденсаторы....).

В конце концов, инженерия доставки энергии карты далеко не тривиальная. Но я скажу, что удаление всех PSCAP в обмен на MLCC не является безупречным решением. Но и обратное тоже явно не верно. Хотя основные недостатки MLCC имеют тенденцию прокрадываться через несколько сотен тепловых циклов, что обычно приводит к короткому замыканию, некоторому шипению или перегоранию VRM... (Я сам склонен избегать MLCC в своих конструкциях, если в продукте важна долгосрочная надежность).

Переведено с помощью www.DeepL.com/Translator (бесплатная версия)

40

А потом люди недоумевают, почему Асус стоит дороже.Но ведь этот асус наоборот стоит дешевле

3