Про 75 великих фильмов XX века

Здрасте, я Дима, и я много смотрю кино. Недавно это «много» перевалило за 3000 фильмов. По такому случаю я решил поделиться с своими самыми любимыми и, на мой взгляд, самыми выдающимися фильмами XX века. Из того, что видел, конечно же.

Про 75 великих фильмов XX века

Моя эрудиция в классике пока слабовата, но я работаю над этим. Всего я видел 700 с небольшим картин, вышедших до 1999 года включительно, но, несмотря на это, подборка получилась довольно большой. Так что я решил не расписывать простыню о каждом из них, как делаю с топами, а просто кратко прокомментировал каждый фильм.

К тому же про классику и так уже много было сказано, и зачем читать, если лучше смотреть. Это классика, это знать надо.

Надеюсь, что в этот небогатый на кино 2020 год каждый найдёт себе что посмотреть из великой классики. Для удобства навигации все фильмы расставлены по годам выхода и сгруппированы по десятилетиям.

I. Фильмы 50-х годов и ранее

Признаюсь, совсем старое кино я пока изучал мало, и мне ещё предстоит окунуться в немецкий экспрессионизм, итальянский неореализм, Голливуд золотого века и прочее важное и великолепное. Да я даже Эйзенштейна не смотрел до сих пор! Поэтому данный раздел получился компактным. Воспринимайте это как такой стартовый набор кинодилетанта.

La passion de Jeanne d’Arc / «Страсти Жанны д’Арк», 1928

Режиссёр: Карл Теодор Дрейер
Режиссёр: Карл Теодор Дрейер

Гениальный немой фильм про допрос Жанны д’Арк. Главное достоинство фильма, помимо декораций и уникальной по тем временам работы с кадром, конечно же, Мария Фальконетти. Её глаза не могут не врезаться в память всякого, кто их однажды увидел.

Смотрите, чтобы увидеть лучшую актёрскую работу в истории.

The Lost Weekend / «Потерянный уик-энд», 1945

Режиссёр: Билли Уайлдер
Режиссёр: Билли Уайлдер

Блестящая картина о писателе, который топит свой талант в стакане с дешёвым вискарём. В борьбе с зависимостью он отправляется в настоящую одиссею по барам, больницам и нервным клеткам брата и любимой женщины.

Смотрите, чтобы увидеть редкий голливудский фильм времён кодекса Хейса, который лишён нравоучений. Билли Уайлдер был одним из немногих, кто умел в такое.

Rashômon / «Расёмон», 1950

Режиссёр: Акира Куросава
Режиссёр: Акира Куросава

Легендарный фильм Куросавы, который сделал его знаменитым за пределами Японии. Судебная драма о совершённом преступлении и взгляде на него со стороны трёх замешанных в нём лиц, дающих в корне разные показания.

Смотрите, чтобы понять, что даже в, казалось бы, очевидной ситуации не существует объективного взгляда и есть только личное мнение.

Le salaire de la peur / «Плата за страх», 1953

Режиссёр: Анри-Жорж Клузо
Режиссёр: Анри-Жорж Клузо

Зубодробительный триллер Анри-Жоржа Клузо о водилах, переводящих по горам грузовики с нитроглицерином. Фильм знаменит своей мощной антиамериканской повесткой и тем, что единственный в истории выиграл на Берлинском и Каннском фестивалях (политики эксклюзивности пока не было).

Смотрите, чтобы сойти с ума от напряжения.

La strada / «Дорога», 1954

Режиссёр: Федерико Феллини
Режиссёр: Федерико Феллини

История то ли любви, то ли нелюбви брутального бродячего артиста и его хрупкой и слегка не от мира сего жены, сыгранной невероятной Джульеттой Мазиной. Ранний Феллини, чрезвычайно доступный, пока без заигрываний с формой, но уже с блестящими сценариями и музыкой Нино Роты на борту.

Смотрите, чтобы вдоволь порыдать, как я. Ну или просто прибалдеть с жены Феллини — она какой-то неимоверный поток энергии.

Shichinin no samurai / «Семь самураев», 1954

Режиссёр: Акира Куросава
Режиссёр: Акира Куросава

Ультимативный самурайский фильм, классика, которую необходимо знать, даже если вы в принципе этот жанр не воспринимаете. Куросава здесь закладывает сценарные основы и архетипы, которые используются в жанровом кино до сих пор.

Смотрите, чтобы знать, откуда появились растут корни всех блокбастеров. Да и не только их.

Ordet / «Слово», 1955

Режиссёр: Карл Теодор Дрейер
Режиссёр: Карл Теодор Дрейер

Эстетический и метафизический оргазм. Мощное исследование вопроса веры в самом широком значении этого слова. Уместно театральное и визуально традиционалистское кино, но с очень нетрадиционалистскими взглядами.

Смотрите, чтобы взглянуть на веру и религию с новой стороны.

Les diaboliques / «Дьяволицы», 1955

Режиссёр: Анри-Жорж Клузо
Режиссёр: Анри-Жорж Клузо

Ещё один фильм Клузо. На этот раз он делает такого Хичкока — закачаешься. Триллер с потрясающими твистами и гениальным третьим актом. Говорят, Клузо купил права на роман, на пару часов опередив Хичкока, и тот заказал его авторам написать другу книгу спецом для него. В итоге поставил по ней «Головокружение», очень похожее на «Дьяволиц».

Смотрите, чтобы понять, что в 50-х не один Хичкок умел в саспенс.

Paths of Glory / «Тропы славы», 1957

Режиссёр: Стенли Кубрик
Режиссёр: Стенли Кубрик

Первый шедевр Кубрика и один из лучших военных фильмов в истории. Вдохновил десятки режиссёров на кучи кинчиков про войну (из ярчайших примером — «Спасти рядового Райана»), но никто из них не превзошёл мастера. У меня был пост про все работы Кубрика, можете почитать там.

Смотрите, чтобы знать, откуда взялось современное военное кино.

«Летят журавли», 1957

Режиссёр: Михаил Калатозов
Режиссёр: Михаил Калатозов

Непередаваемой красоты драма, объединившая в себе классический Голливуд и советский конструктивизм. Михаил Калатозов и его гениальный оператор Сергей Урусевский практически не показывают собственно войны, но фокусируются на судьбах людей, ей разрушенных.

Смотрите, чтобы увидеть один из самых красивых чёрно-белых фильмов.

Les cousins / «Кузены», 1959

Режиссёр: Клод Шаброль
Режиссёр: Клод Шаброль

Феерическая молодёжная комедия Клода Шаброля, который считается первым режиссёром французской новой волны. Картина с хаотичной конструкцией и блестящим юмором, до сих пор не растерявшая актуальность. Особенно прекрасны сцены вечеринок на грани трэша и интеллигентности.

Смотрите, чтобы понять, насколько доступной и лёгкой зачастую была La Nouvelle Vague.

II. Фильмы 60-х годов, часть первая

60-е были лучшим десятилетием в истории кино. Первая половина — это период расцвета национальных «новых волн»: не только легендарной французской, но и британской, японской, немецкой, чехословацкой и даже советской (то самое кино хрущёвской оттепели). Вторая половина главным образом ассоциируется с новым Голливудом, расправившим плечи после отмены кодекса Хейса.

Параллельно с этим в 60-х достигают пика творческой формы одни гении, вроде Бергмана, Антониони, Бунюэля и Кубрика, и начинают свой творческий путь другие — Тарковский, Бертолуччи, Герман, Франкенхаймер, Полански. В принципе, можно целую жизнь изучать исключительно кино 60-х, и её всё равно не хватит.

L’avventura / «Приключение», 1960

Режиссёр: Микеланджело Антониони
Режиссёр: Микеланджело Антониони

Микеланджело Антониони в своё время нарушил все правила драматургии и создал антидраму, которой пользуется уже несколько поколений инди-режиссёров. В «Приключение» задумчивое лицо героини Моники Витти бесконечно важнее того, о чём она задумалась. А остросюжетная завязка на самом деле никого не волнует. И это не баг, а фича!

Смотрите и влюбитесь в Монику Витти, самую прекрасную актрису в истории.

Viridiana / «Виридиана», 1961

Режиссёр: Луис Бунюэль
Режиссёр: Луис Бунюэль

Луис Бунюэль в 61-м году получил уникальную ачивку: Выиграть на Каннском кинофестивале и получить осуждение от Папы Римского. И было за что. Дерзкая «Виридиана» очень лихо критикует как современную церковь, так и богатеев, которые занимаются благотворительностью.

Смотрите, если вы хотите увидеть самый тонкий, но при этом самый безжалостный к христианству и левым идеям фильм.

L’année dernière à Marienbad / «В прошлом году в Мариенбаде», 1961

Режиссёр: Ален Рене
Режиссёр: Ален Рене

Самый загадочный фильм в истории. Ален Рене играет со зрителем, не даёт никаких ответов и создаёт колоссальнейшую интригу, какую только можно возомнить. Шедевр экспериментального сюрреализма и невероятный визуальный опыт. Роскошный отель в стиле барокко и Дельфин Сейриг в платьях от Шанель стоит увидеть своими глахами.

Смотрите, чтобы узнать, на чём воспитывался Дэвид Линч.

L’eclisse / «Затмение», 1962

Режиссёр: Микеланджело Антониони
Режиссёр: Микеланджело Антониони

Мой самый любимый фильм из всего поста. К тому же моего самого любимого режиссёра, Антониони, о чём я узнал именно после его просмотра. Бездонная экзистенциальная драма, как никогда актуальная в XXI веке. Моника Витти странствует по Риму, пытаясь найти себе место, что порой кажется физически невозможным — мир больше не приспособлен для жизни.

Смотрите, чтобы погрузиться в самую пучину антонионевского сплина.

Il sorpasso / «Обгон», 1962

Режиссёр: Дино Ризи
Режиссёр: Дино Ризи

Уморительная трагикомедия о влиянии случая на жизнь людей. Пара совершенно непохожих парней совершенно случайно знакомятся и на протяжении суток гоняют по Италии, знакомясь с разными людьми, а главное, — с самими собой. Чтобы потом так же внезапно расстаться.

Смотрите единственный бадди-муви, от которого я словил экзистенциальный кризис.

Cléo de 5 à 7 / «Клео от 5 до 7», 1962

Режиссёр: Аньес Варда
Режиссёр: Аньес Варда

«Подурнеть значит умереть». Этот фильм и спустя 60 лет всё так же прекрасен, и потому остаётся бессмертной классикой. Потрясающая музыка, богическая Корин Маршанн и уже выдержанная нововолновая режиссура Аньес Варды, нацеленная на презентацию идей через инновационные приёмы.

Смотрите, чтобы увидеть самое доступное для мужчин женское кино.

8½ / «8 с половиной», 1963

Режиссёр: Федерико Феллини
Режиссёр: Федерико Феллини

Великое полотно Федерико Феллини о жизни, смерти и творчестве как деятельности, мостом соединяющей первое со вторым. Итог первой половины карьеры режиссёра с отсылками на себя и свои работы.

Смотрите, чтобы узнать, каким был первый киношедевр метамодерна (в этом месяце его в кинотеатрах, кстати, будут показывать).

Tengoku to jigoku / «Рай и ад», 1963

Режиссёр: Акира Куросава
Режиссёр: Акира Куросава

Мощнейшая работа «нуарного» Акиры Куросавы. История о похищении мальчика и ввязавшемся в неё крупного промышленника в исполнении завсегдатая куросавовских фильмов Тосиро Мифунэ. Оригинальный взгляд на неравенство в послевоенной Японии и борьбу с ним.

Смотрите, чтобы увидеть и полюбить несамурайского Куросаву.

Le mépris / «Презрение», 1963

Режиссёр: Жан-Люк Годар
Режиссёр: Жан-Люк Годар

Фильм, с которым Годар попробовал себя в большом кино. Сам он оказался недоволен ни фильмом, ни процессом его производства, но как по мне, так это лучшая его работа. Это то, к чему новая волна в принципе шла: размытие границ между авторским и коммерческим кино.

Смотрите, чтобы понять, что Годар — это не только рваный монтаж и импровизирующие актёры.

The Servant / «Слуга», 1963

Режиссёр: Джозеф Лоузи
Режиссёр: Джозеф Лоузи

Британский триллер о слуге, который чересчур плотно входит в жизнь своего чопорного хозяина. Один из фильмов, вдохновивших Пон Джун-хо на «Паразитов». В принципе, можно даже отдельные сюжетные ходы из него приметить.

Смотрите, чтобы кайфануть с сексуальнейшей операторской работы. Эти тени! Эти ракурсы! Эти отражени! Полнейший RTX ON.

«Мне двадцать лет», 1965

Режиссёр: Марлен Хуциев
Режиссёр: Марлен Хуциев

Хуциев – это что-то потрясающее. Я, кажется, ещё не видел столь «живого» фильма, с грациозно перетекающими друг в друга сценами, с меткими диалогами и тонко настроенной звуковой картиной! Потрясающая передача атмосферы города и жизни молодых людей времён оттепели.

Смотрите, чтобы полюбить Москву. Или, как я, полюбить её ещё сильнее.

III. Фильмы 60-х годов, часть вторая

Словно в подтверждение сказанного про 60-е, всех выдающихся фильмов не хватило на одну главу. Так что вот вам вторая.

Persona / «Персона», 1966

Режиссёр: Ингмар Бергман
Режиссёр: Ингмар Бергман

Лучшая работа Бергмана, которая как никакой другой фильм ёмко и точно распаковывает человеческую личность, со всеми её страхами, ложью и лицемерием. Местами, к тому же, совершенно авангардно снятый: так, что даже современного зрителя может застать врасплох.

Смотрите, чтобы получить сеанс психоанализа на дому.

«Андрей Рублёв», 1966

Режиссёр: Андрей Тарковский
Режиссёр: Андрей Тарковский

Ультимативное полотно о жизни и творчестве великого мастера и первый великий фильм великого Тарковского. В этот список вообще можно было почти все его работы засунуть. Но я решил ограничиться теми, которым я десятки поставил.

Смотрите, чтобы уже, наконец, посмотреть его! Он же у всех годами в вотчлистах лежит.

Un homme et une femme / «Мужчина и женщина», 1966

Режиссёр: Клод Лелуш
Режиссёр: Клод Лелуш

Красивейшая мелодрама с, походу, самой сладкой парой в истории Жаном-Луи Трентиньяном и Анук Эме. Некогда очень спорный лауреат Золотой пальмовой ветви, сейчас иначе как суперклассикой жанра не назвать. Эстетическое и романтическое удовольствие для всех и каждого.

Смотрите, чтобы лично увидеть фильм, из которого эта знаменитая мелодия.

Seconds / «Вторые», 1966

Режиссёр: Джон Франкенхаймер
Режиссёр: Джон Франкенхаймер

Сумасшедший экзистенциальный триллер о пожилом мужчине, который решается на операцию по пересадке личности в новое тело. Настоящее откровение по части визуального стиля со множеством ранее не применявшихся приёмов и просто прекрасная увлекательная история.

Смотрите, чтобы заценить уникальный для жанрового кино авторский подход Джона Франкенхаймера.

Sedmikrásky / «Маргаритки», 1966

Режиссёр: Вера Хитилова
Режиссёр: Вера Хитилова

Пара паночек, что-то среднее между героинями «Призрачного мира» и персонажами Looney Tunes, весь фильм сеют хаос, абсурд и разврат вокруг себя. По ходу дела шутят и высказывают всякие умные и псевдоумные фразочки. Тут и критика технологического прогресса, и мысли о месте женщин в Чехословакии тех времён, и вопросы нравственности.

Смотрите, чтобы угареть с уморительного мультяшного декаданса.

Blowup / «Фотоувеличение», 1967

Режиссёр: Микеланджело Антониони
Режиссёр: Микеланджело Антониони

Ещё один шедевр Антониони, сложная и сюрреалистическая картина о фотографе, который внезапно начинает сомневаться в объективности мира и своих фотографий в частности. Внезапно, снимая в Англии, итальянец Антониони заделал свой самый знаменитый и загадочный фильм.

Смотрите для того, чтобы засомневаться в реальности окружающего мира.

2001: A Space Odyssey / «2001 год: Космическая одиссея», 1967

Режиссёр: Стенли Кубрик
Режиссёр: Стенли Кубрик

Опус магнум Стенли Кубрика, а возможно, и всего человечества. Опять же, в посте про Кубрика я немного рассказал о своём отношении к этому легендарному фильму.

Смотрите, чтобы I’m sorry, Dave.

The Graduate / «Выпускник», 1967

Режиссёр: Майк Николс
Режиссёр: Майк Николс

Легендарная комедия и один из первых фильмов нового Голливуда, открывший миру гений Дастина Хоффмана. Его окончивший учёбу Бенджамин, в первый же день взрослой жизни встревает в роман со зрелой женщиной, который катализирует в нём экзистенциальные мысли. Настоящий портрет поколения. Да и не одного.

Смотрите, чтобы поздороваться с темнотой, вашим старым другом.

Le samouraï / «Самурай», 1967

Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль
Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль

Минималистичный неонуар о наёмном убийце Алене Делоне. Мочлаливый, со стабильным покер-фейсом весь фильм, он олицетворяет безмолвность смерти. Её же олицетворяет визуальный фирменный мьельвилевский стиль и его подход к нагнетанию саспенса. Не через события, а через тонкое очерчивание персонажей.

Смотрите, чтобы узреть, как Ален Делон косплеит Райана Гослинга в 60-х.

Rosemary’s Baby / «Ребёнок Розмари», 1968

Режиссёр: Роман Полански
Режиссёр: Роман Полански

Ну тут сложно что-то сказать. «Ребёнок Розмари» — не мой любимый фильм Полански («Пианист» и «Гострайтер» мне нравятся больше), но вот из олдовых хорроров я ценю его больше прочего. Во многом за подход к нагнетанию страху. Фильм без всяких скримеров, давящий безвыходностью ситуации героини Мии Ферроу, против которой плетут заговор.

Смотрите, чтобы узнать, откуда растут ноги у огромного пласта современных хорроров.

Vargtimmen / «Час волка», 1968

Режиссёр: Ингмар Бегман
Режиссёр: Ингмар Бегман

Ещё один хоррор, на этот раз — по ту сторону океана. «Час волка» похож на «Персону» камерностью и двумя персонажами в центре сюдета. Только в одном случае мы имеем дело с сеансом психотерапии для главгероини, а во втором — с метафорой сжирания творца одновременно собственными переживаниями и внешними узурпаторами.

Смотрите, чтобы убедиться в том, что Бергман за свою жизнь успел поработать во всех жанрах, включая даже фильмы ужасов.

«Цвет граната», 1968

Режиссёр: Сергей Параджанов
Режиссёр: Сергей Параджанов

Фильм с одним из самых необычных визуальных стилей и работой с цветом. Параджанов взял на себя задачу в визуале выразить красоту стихов армянского поэта Саят Нова, и весьма преуспел. От этого зрелища глаз не оторвать, даже несмотря на сбивающий с толку эклектичный сюжет.

Смотрите, чтобы понять, откуда растут ноги у клипов Леди Гаги.

Erosu purasu gyakusatsu / «Эрос + убийство», 1969

Режиссёр: Ёсисигэ Ёсида
Режиссёр: Ёсисигэ Ёсида

Один из самых сложных фильмов в подборке. Суровый экспериментальный триллер с исторической основой — историей об известном японском анархисте начале XX века. Параллельно повествование ведётся о молодых режиссёрах из 60-х, которые готовят фильм о жизни анархиста. Судьбы персонажей разных времён занятно повторяются.

Смотрите, чтобы оценить нетривиальный взгляд на связь прошлого и настоящего.

IV. Фильмы 70-х годов

70-е были, конечно, не такими великими, но многое сохранили. Так сказать, на излёте великой эры, было снято много великолепного кино.

Il conformista / «Конформист», 1970

Режиссёр: Бернардо Бертолуччи
Режиссёр: Бернардо Бертолуччи

Монументальная работа Бертолуччи, затрагивающая и перемешивая между собой темы политики и сексуальности. И не как-то банально, мол одно это сублимация второго, а через сходства в воздействиях двух родов деятельности на одного человека, прислужника Муссолини.

Смотрите, чтобы вместе с Бертолуччи поисследовать природу фашизма.

Le cercle rouge / «Красный круг», 1970

Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль
Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль

Не менее выдающийся, чем «Самурай», криминальный триллер Мьельвилля. Здесь Делон играет грабителя, который берётся за простую работёнку и привлекает к ней пару случайных знакомых. Вместе они образуют «красный круг», своеобразное братство понимающих друг друга без слов отчаянных.

Смотрите, чтобы увидеть действительно гениальный фильм про ограбление.

Husbands / «Мужья», 1970

Режиссёр: Джон Кассаветис
Режиссёр: Джон Кассаветис

Фильм, который будет близок каждому мужчине и тем, кто хочет узнать о них больше. Трое друзей после похорон четвёртого отправляются в нон-стоп кутёж, на поиски утешения и смысла жизни. Кассаветис со своей камерой постоянно в поисках крупных планов показывает это предельно интимно и в то же время брутально.

Смотрите, чтобы понять тонкую мужскую душу.

Shura / «Демоны», 1971

Режиссёр: Тосио Мацумото
Режиссёр: Тосио Мацумото

Японский «Час волка»! Самурайская драма с интересными нарративными приёмами, которая постепенно трансформируется в кровавый триллер. Блестящая картина о мести, саморазрушении и потере рассудка.

Смотрите, чтобы увидеть шикарнейшее контрастное ч/б — оно тут прям безумно выразительное. Светлые лица на тёмных одеждах. Тени в лунном свете. Чёрная кровь на белых интерьерах…

The Holy Mountain / «Священная гора», 1973

Режиссёр: Алехандро Ходоровски
Режиссёр: Алехандро Ходоровски

Любитель грибов и ЛСД, да и просто творческий человек после успеха «Крота» сразу перешёл на новый уровень. Он создал свой шедевр, сложнейшую притчу об Иисусе, который попадает в школу волшебства. Притчу с сатирическим уклоном. Под раздачу в ней попало всё: религия, государственные строи, человеческие привычки и, собственно, сам зритель.

Смотрите, чтобы взобраться на гору абсурда и метафизического угара.

Scener ur ett äktenskap / «Сцены из супружеской жизни», 1973

Режиссёр: Ингмар Бергман
Режиссёр: Ингмар Бергман

Шестисерийный фильм-сериал Бергмана о прекраснейшей парочке Лив Ульманн и Эрланд Юзефсон. За четыре часа сорок минут этот эпос об отдельно взятой шведской паре успевает поднять и с дотошностью, изяществом и лаконичностью разжевать все связанные с браком вопросы и проблемы.

Смотрите, если: 1. Вы хотите исправить свои отношения. 2. Вы хотите, наконец, решиться на развод.

«Зеркало», 1974

Режиссёр: Андрей Тарковский
Режиссёр: Андрей Тарковский

Кхм. Самый сложный фильм Тарковского, посвящённый его детству и его родителям. Знаменит своими вгрызающимися в память сценами и вводящим в ступор монтажом. Андрюша тупо переставлял сцены местами, чтобы они смотрелись гармоничной мозаикой. К вопросу о важности драматургической последовательности в кино — кому оно вообще нужно?

Смотрите, чтобы ничего не понять. А потом ещё раз, чтобы понять.

Les valseuses / «Вальсирующие», 1974

Режиссёр: Бертран Блие
Режиссёр: Бертран Блие

По мне, Блие — безумно недооценённый автор и режиссёр. Из его рук вышло минимум три блестящих картины, примером, «Вальсирующие», в которых персонажи Жерара Депардье и Патрика Девера просто два часа шляются где попало да грабят и трахают кого попало. При этом Блие вкладывает в такой бессмысленный сюжет приличную долю абсурда и подтексты о немощности общества и взаимоотношениях полов.

Начинайте смотреть за эротизмом, заканчивайте — за превосходной сатирой.

Barry Lyndon / «Барри Линдон», 1975

Режиссёр: Стенли Кубрик
Режиссёр: Стенли Кубрик

Мой любимый фильм Кубрика. Не кино, а, мать е, картинная галерея. Разумеется, и про него развёрнуто почитать можно в посте!

Смотрите, чтобы увидеть, как нужно снимать историческое кино исключительно с натуральным освещением.

Love and Death / «Любовь и смерть», 1975

Режиссёр: Вуди Аллен
Режиссёр: Вуди Аллен

Одна из немногих действительно уморительных комедий Вуди Аллена. Пародия на русскую классику с величайшими по накалу меметичности диалогами в истории кино.

Смотрите, если, как и я, не любите Толстова и готовы над ним поржать.

Picnic at Hanging Rock / «Пикник у Висячей скалы», 1975

Режиссёр: Питер Уир
Режиссёр: Питер Уир

Невероятной красоты мистическая драма про пропавших на рубеже веков ученицах частной школы. Изящная и преисполненная вкуса метафора смены веков и разницы между присущим разным поколениям парадигм мышления.

Смотрите на день святого Валентина в качестве нетривиального фильма, который внезапно превратит романтический вечер в задумчивую попойку.

«Восхождение», 1976

Режиссёр: Лариса Шепитько
Режиссёр: Лариса Шепитько

Лариса Шепитько не много успела снять фильмов, но «Восхождения» достаточно, чтобы каждый запомнил её как гениального режиссёра. Эта история о двух советских партизанах, взятых в плен, и выбравших каждый свою дальнейшую судьбу. Библейская история о моральном выборе и человеческой стойкости в декорациях Великой отечественной.

Смотрите, если вам действительно не хватает суровых военных драм.

Hausu / «Дом», 1977

Режиссёр: Нобухико Обаяси
Режиссёр: Нобухико Обаяси

Самый безумный фильм во всём посте! Группа намеренно стереотипных японских школьниц отправляются пожить в доме таинственной женщины, тёти одной из них. Как водится, дом этот непростой, а магический, и девочек ждёт незавидная судьба.

Смотрите, чтобы увидеть самые поехавшие спецэффекты и самых анимешных персонажей в игровом кино.

Buffet froid / «Холодные закуски», 1979

Режиссёр: Бертран Блие
Режиссёр: Бертран Блие

Самая абсурдная работа Бертрана Блие, и в то же время самая мрачная и экзистенциальная. «Холодные закуски» действительно холодные, но прекрасные, сильно напомнили мне «Затмение» Антониони. Тут и отчуждённые герои, и давящие на них неживые городские пейзажи. Но, как принято у Блие, ещё и вольное жонглирование нормами морали.

Смотрите, чтобы испытать грусть сквозь слёзы смеха.

V. Фильмы 80-х годов

Пожалуй, 80-е были периодом застоя в кино Европы и Штатов: привычные жанры устаканились, и новый Голливуд стал сугубо коммерческим. А азиаты только готовились выстрелить на весь мир в последующие годы.

Да, хватало толковых режиссёров, в основном уже давно творивших и вышедших на очередной пик мастерства. Но новых не сказать чтобы много появлялось. Или они только начинали работать, чтобы расцвести в 90-х. Тем не менее, ряд великих фильмов, в том числе и моих любимых, увидели свет именно в 80-х.

Raging Bull / «Бешеный бык», 1980

Режиссёр: Мартин Скорсезе
Режиссёр: Мартин Скорсезе

Мой любимый фильм Скорсезе и чуть ли не единственная спортивная драма, которую я бы мог назвать настоящим искусством. Блестящий сценарий Пола Шредера толкует о деградации личности под натиском вины и гнева. А безупречный ч/б-видеоряд от Майкла Чэпмена создаёт уникальное для жанра настроение.

Смотрите, чтобы понять, что у Скорсезе были фильмы даже покруче «Таксиста».

Mon oncle d’Amérique / «Мой американский дядюшка», 1980

Режиссёр: Ален Рене
Режиссёр: Ален Рене

Своим 3000-м фильмом выбрал «Моего американского дядюшку» и не ошибся. Просто бесподобная работа Алена Рене! Экпериментальная (что обычно для него) мелодрама с уникальным концептом, немного абсурдным юмором и классным повествованием с тремя центровыми персонажами.

Смотрите, если вы уже как я видели 2999 фильмов и не можете определиться с 3000-м.

The Thing / «Нечто», 1982

Режиссёр: Джон Карпентер
Режиссёр: Джон Карпентер

Люто напряжённый триллер об обитателей антарктической станции, которые столкнулись с чем-то инопланетным. Ну вы о нём, скорее всего, и так знаете. Тупо эталонный фантастический триллер.

Смотрите, чтобы увидеть уникальные практические модели монстров, которые будут нещадно жечь из огнемёта.

Amadeus / «Амадей», 1984

Режиссёр: Милош Форман
Режиссёр: Милош Форман

Феерический байопик о конфликте Моцарта и Сальери. Говорят, основан на пьесе Пушкина, и явно не имеющий с реальностью практически ничего общего. Но это прекрасный случай, когда очевидно выдуманная история смотрится эпично и этим искупает любые проблемы.

Смотрите, чтобы услышать величайший музыкальный фильм всех времён.

Paris, Texas / «Париж, Техас», 1984

Режиссёр: Вим Вендерс
Режиссёр: Вим Вендерс

Тончайшая драма Вина Вендерса с сильным вестерновым вайбом, блуждающим по техасским прериям Гарри Дином Стентоном и красивейшей Настасьей Кински. Фильм о вине, отчуждении и вызываемой ими нескончаемой грусти, беспрецедентным воплощением которой является главный герой.

Смотрите, если вам не хватает нестандартных семейных историй.

«Мой друг Иван Лапшин», 1984

Режиссёр: Алексей Герман
Режиссёр: Алексей Герман

Комплексный, стильный и до психоделии гиперреалистичный фильм, с таким числом встроенных в него мыслей (в основном о довоенном СССР и людях «вычищающих землю и сажающих сад»), с таким количеством превосходных актёрских работ и технически совершенных сцен, что дух захватывает. Герман потрясающе препарирует эпоху. Не выставляя напоказ самые стереотипные вещи, а буквально перемещая зрителя туда.

Смотрите, чтобы увидеть зарождение абсурдного стиля Германа.

Brazil / «Бразилия», 1985

Режиссёр: Терри Гиллиам
Режиссёр: Терри Гиллиам

Исключительная антиутопия от гениального Терри Гиллиама. Со стильным безупречно-кафкианским миром и насыщенным твистами сценарием. Мрак, как водится у Гиллиама, соседствует с юмором, что делает «Бразилию» в какой-то мере пародией над жанром. Ну или просто монтипайтоновец понял, как странно в 1984-м году воспринимать эти сюжеты всерьёз.

Смотрите, чтобы увидеть лучшую киношную антиутопию в истории. Режиссёрскую версию, само собой.

Ran / «Ран», 1985

Режиссёр: Акира Куросава
Режиссёр: Акира Куросава

Вольная версия «Короля Лир» от Куросавы и по совместительству фильм с эталонным использованием цветов-символов. Масштабные сражения, накрученный сюжет и шекспировский рок, нависший над судьбами героев, — это поистине грандиозная картина. Удивительно, как Куросава умудрился это снять будучи уже практически слепым.

Смотрите, чтобы насладиться самым ярким фильмом мастера.

«Иди и смотри», 1985

Режиссёр: Элем Климов
Режиссёр: Элем Климов

Последовав примеру жены Ларисы Шепитько, Климов создал бескомпромиссный военный хоррор про белорусских партизан. Не зря его называют одним из самых сбивающих с ног и вгоняющих в ужас фильмов. Натурные съёмки, использование настоящих боеприпасов и бесподобная игра актёров, в первую очередь Алексея Кравченко, делают картину невероятно натуралистичной.

Идите и смотрите.

Offret / «Жертвоприношение», 1986

Режиссёр: Андрей Тарковский
Режиссёр: Андрей Тарковский

Последняя работа Тарковского, и моя самая любимая. Фильм-извинение режиссёра перед своим сыном и рассуждение о судьбе настоящего творца, то есть самого себя. Тарковский не стеснялся ставить себя выше других, при этом признавал свои ошибки и воплощал все эти мысли в своих картинах, самой проникновенной из которых стало «Жертвоприношение».

Смотрите, чтобы насладиться до тла горящим домом. Реальным и метафорическим.

Der siebente Kontinent / «Седьмой континент», 1989

Режиссёр: Михаэль Ханеке
Режиссёр: Михаэль Ханеке

Самый гениальный режиссёр современности, Ханеке уже своим первым кинофильмом заявил о себе как надо. «Седьмой континент» — рутинно-напряжённый фильм с настоящим хоррором в финале. Ханеке режет по живому, вываливая на обозрение болячки общества.

Смотрите, если хотите приобщиться к требовательному, но уникальному стилю австрийского режиссёра.

VI. Фильмы 90-х годов

Это десятилетие для многих связано со всякими ностальгическими вещами, но после скучных 80-х они стали периодом свободы и свежих взглядов на всё кино, и артовое, и мейнстримовое. Этому поспособствовало и удешевление технического оборудования и набирающие обороты инди-кинофестивали с «Санденсом» во главе.

Close-up / «Крупный план», 1990

Режиссёр: Аббас Киаростами
Режиссёр: Аббас Киаростами

Метамодерновая история суда над чуваком, выдававшим себя за режиссёра. Киаростами снял о том, как он нашёл его и решил снять о нём кинч. Кино про само себя, сделанное с каким-то невероятным упоением, чувством стиля и каскадёрским балансированием на кромке реальности.

Смотрите, чтобы узреть величие иранского кинематографа.

Barton Fink / «Бартон Финк», 1991

Режиссёры: Итан Коэн и Джоел Коэн
Режиссёры: Итан Коэн и Джоел Коэн

Мой любимый фильм Коэнов. Абсурдистская история о сценаристе, который решает сменить амплуа автора на работу под заказ. Люблю фильмы о муках творчества, и этот — один из самых выдающихся, остроумных и изобретательных, на мой взгляд.

Смотрите, чтобы (зачем-то) залезть в голову еврея-сценариста.

Europa / «Европа», 1991

Режиссёр: Ларс фон Триер
Режиссёр: Ларс фон Триер

Лучший фильм Ларса фон Триера. В доказательство этого у меня в посте про все его фильмы он на первом месте стоит. Слегка сюрреалистичная драма о послевоенной Германии и вообще мире с потрясающим визуалом, соединяющим в себе ч/б и цветное кино.

Смотрите, чтобы увидеть самый художественно совершенный фильм Ларса.

Qiu Ju da guan si / «Цю Цзю идет в суд», 1992

Режиссёр: Чжан Имоу
Режиссёр: Чжан Имоу

Чжан Имоу как-то получил госзаказ на фильм про то, что не стоит раскачивать лодку. А вместо этого снял изобличающую власть сатиру. Феерическая игра его любимой актрисы Гун Ли. Визуальный стиль с пейзажами в цветах Брейгеля. Гениальный сценарий.

Смотрите, чтобы узнать арт-сторону творчества Чжана Имоу.

Trois couleurs: Bleu / «Три цвета: Синий», 1993

Режиссёр: Кшиштоф Кеслёвски
Режиссёр: Кшиштоф Кеслёвски

Первый фильм «цветастой» трилогии Кшиштофа Кеслёвски, на мой вкус, лучший из них. Мне нравится в фильме буквально всё! Работа с цветом, музыка, сложная экзистенциально-политическая идея, заложенная в сценарий.

Смотрите (всю трилогию), чтобы увидеть необычный взгляд поляка на Европу и жизнь.

Sátántangó / «Сатанинское танго», 1994

Режиссёр: Бела Тарр
Режиссёр: Бела Тарр

Семичасовое путешествие в ад человеческих отношений. Кино, такое же беспощадное к зрителям, как его персонажи — друг к другу. Медленное, но завораживающее, словно льстивые речи сатаны-пророка.

Смотрите, чтобы почувствовать апокалиптическую безысходность.

Before Sunrise / «Перед рассветом», 1995

Режиссёр: Ричард Линклейтер
Режиссёр: Ричард Линклейтер

Один день из жизни Селин и Джесси, который они и провели за разговорами, после того как познакомились в чужом городе. Выдающийся эксперимент Ричарда Линклейтера — мамблкор, не подмявший свойств мелодрамы, а по-новому их раскрывший.

Смотрите, чтобы увидеть самую правдоподобную историю любви.

Dead Man / «Мертвец», 1995

Режиссёр: Джим Джармуш
Режиссёр: Джим Джармуш

Вгоняющий в транс нуарный вестерн Джима Джармуша. Юухгалтер с именем поэта путешествует между материальным и абстрактным миром под минималистичный саундтрек и встревает в преисполненные символизма приключения.

Смотрите, чтобы увидеть лучшую роль Джонни Деппа.

Safe / «Спасение», 1995

Режиссёр: Тодд Хейнс
Режиссёр: Тодд Хейнс

Незаслуженно малоизвестный фильм о страдающей кризисом идентичности Джулианне Мур. Фильм нагнетает тревогу простыми бытовыми деталями и постоянным закадровым гулом. Это гудит вгоняющая в депрессию цивилизация. Картина, способная нагнать истинного саспенса без единого хоррор-элемента.

Смотрите, чтобы понять, почему люди уходят в секты.

Mononoke-hime / «Принцесса Мононоке», 1997

Режиссёр: Хаяо Миядзаки
Режиссёр: Хаяо Миядзаки

Мой любимый мультик Ghibli. Лучшая музыка, лучший дизайн всего и вся, самая душераздирающая история. Фильм, образы из которого у меня до сих пор в памяти, несмотря на то, что я его смотрел лет 20 назад.

Смотрите, чтобы увидеть тёмную и брутальную сторону Миядзаки. Хотя и не отошедшего полностью от любимых тем, вроде экологических проблем.

Festen / «Торжество», 1998

Режиссёр: Томас Винтерберг
Режиссёр: Томас Винтерберг

Гениальное манипулирование камерой, провокационный сюжет, а главное — неистовый драйв, уникальный для такого откровенного европейского артхауса. Лучшая работа Томаса Винтерберга.

Смотрите, чтобы увидеть единственный гениальный фильм «Догмы-95». Был ещё Триер, конечно, но куда ему до настоящего красавчика датского кино.

Happiness / «Счастье», 1998

Режиссёр: Тодд Солондз
Режиссёр: Тодд Солондз

Самая дикая сатира на американское общество, что вы можете себе представить. Кино, плюющее на табу и при этом выглядящее не как трэш для любителей трэша, вроде фильмов Хармони Корина тех времён, а как вполне состоятельная чёрная комедия.

Смотрите, чтобы вдоволь посмеяться над по-своему одинокими людьми.

«Хрусталёв, машину!», 1998

Режиссёр: Алексей Герман
Режиссёр: Алексей Герман

Основано на реальных событиях и специфическом видении мира Алексея Германа. Максимально абсурдный взгляд на сталинские репрессии и месте человека в правительственных структурах.

Смотрите, чтобы почувствовать беспомощность перед властью и всю её абсурдность. Пусть нам этого и в жизни порой хватает, но только Герман превращает эти темы в настоящее искусство.

American Beauty / «Красота по-американски», 1999

Режиссёр: Сэм Мендес
Режиссёр: Сэм Мендес

Феерическая трагикомедия. Снова сатира на Штаты, снова кризис среднего возраста. Почти всё американское кино 90-х было таким, но в «Красоте по-американски» эти темы преподносятся как-то по-особенному вдохновенно, свежо и красиво.

Смотрите, чтобы лучшую, и даже в чём-то пророческую работу Кевина Спейси. Шутка, конечно, но не до конца.

Magnolia / «Магнолия», 1999

Режиссёр: Пол Томас Андерсон
Режиссёр: Пол Томас Андерсон

Самый эпичный на данный момент фильм ПТА. Он здесь показал, что является настоящим мастером жонглирования сюжетными линиями. Особенно о его гениальности начинаешь догадываться после таких сцен.

Смотрите, чтобы увидеть, пожалуй, лучший ансамблевый фильм современности и самый настоящий дождь из лягушек!

Весь список в удобном формате

Список получился больше обычного, и я для удобства загнал его в текстовый файлик. Можно скачать или просто скопировать текст оттуда.

Если вам было интересно и хочется ещё — добро пожаловать на мой телеграм-канал и инстаграм с красивыми кадрами из фильмов. Ещё я ставлю оценки на Кинориуме и там же пишу небольшие отзывы-твитты о всяком просмотренном.

Спасибо за внимание. Смотрите кино.

388388
237 комментариев

Каждый раз, когда мне кажется, что я люблю кино, вспоминаю людей с 3к+ фильмами (или сыпящих фамилиями режиссеров и словами "классика жанрового кино") и понимаю, что я не так уж люблю кино. 

35
Ответить

Ну любовь цифрами не измеряется. Ими измеряется фанатизм, скорее.

10
Ответить

это же хорошо - у нас с вами всегда есть что посмотреть хорошего, а вот у фанатов с 3к+ это уже проблема)

2
Ответить

Стараюсь в неделю смотреть хотя-бы 2 новых для себя фильма. Не важно какого года и жанра. Придерживаюсь этого правила лет 15.

1
Ответить

Хороших произведений мало, выдающихся единицы. Из этих 3000, там процентов 95% просто заполняет эфир, поэтому можно просто любить хорошее  кино и смотреть по нескольку картин в год, сортируя по рейтингу.

Ответить

За подборку с одной стороны большое спасибо, а с другой, есть ощущение, что автор когда пьет вино, то держит бокал оттопыривая мизинец. В туалете, когда идет поссать и держит член, мизинец оттопыривает также.

Подборка практически совершенно попсовая, с превалированием западного кинематографа. Хоть в тексте и был указан советский союз.
Весна на заречной улице - 56 год, уровень съемок на тот момент даст фору голливуду мягко говоря. 
Судьба человека - 59 год, Бондарчук берет за душу в прямом смысле.
Отец Солдата - 64 год, это вообще лучшее полотно про войну, настолько грустное и талантливое..что просто шапку снимаю перед грузинами, которое это сняли и сыграли. 
Война и мир - 65 год, просто мега шедевр, по сравнению с которым Барри Линдон "инди муви", да еще и снятое на 10 лет позже.
17 мгновений весны - 73 год, если столько попсы, почему этот фильм с гениальной актерской игрой и сьемками отсутствует?
Зато запихал чуть ли не всего Тарковского, чей гений сильно преувеличен и многим откровенно его фильмы не нравятся, но сказать об этом типа не камильфо.
Сибириада - 78 год, хотя бы за музыкальную тему уже можно включать и за первую смелую попытку дать 100 летний срез русскому обществу. Прошу, смотрите с торентов, в Ютубе адски урезанная версия, в которой теряется смысл первой части ленты 
Зеркало для героя - 87 год, наш ответ Дню Сурка...постойте, так это до дня сурка снято.

А так же от себя добавлю, 3 фильма о Ленине, в которых реализованы передовые на тот момент съемки и гениальная актерская игра, и отсутствует как открытая пропаганда, так и буффонада, которая разлилась на личность множества исторических деятелей России и мира начала 20 века:
Ленин в Польше - про человека, а не комического бронзового истукана.
6 июля - про то КАК СЛОЖНО было людям сохранить страну в 1918 году
На одной планете - о работе на месте главы государства, без шампанского, ныряния за амфорами и без жены на 30 лет моложе и тд. 

Надеюсь, еще кто-то зашел в этот пост за оригинальными вещами, а не за тупым говном типа Бешеный бык, который наверное худший фильм де Ниро, после Ирландца.

17
Ответить

Бешеный бык - тупое говноБарри Линдон "инди муви" по сравнению с "Война и мир"Тарковского - переоценен

Советую 3 фильма о Ленине

27
Ответить