Начал учиться пианино в 45 лет

Чтобы тебе не пришлось. Какие подводные?

Какбэ приглашает
Какбэ приглашает

В ноябре 2022 я ехал 8000 км на машине через Россию, Казахстан, Киргизию. Поездка заняла почти месяц, с остановками в городах "на пожить". К концу путешествия вдруг отчетливо понял - момент настал. Пора что-то поменять в жизни. Решил, что по возвращении в Королев, начну учиться играть на каком-то инструменте. А также запишусь на рисование. И буду развивать наконец-то свой интернет-магазин, а не только зашибать бабки на маркетплейсах.

Момент в путешествии, когда приходит понимание
Момент в путешествии, когда приходит понимание

Решено - сделано, не так ли? В январе 2023 начал определяться, на чем играть. Поскольку на уме было несколько мелодий из игр, ради который все затевалось, долго думать не пришлось.

Для исполнения лучше всего подходило фортепиано. Да и просто подсознательно, наверное, мне всегда нравился этот инструмент.

Нашел в Королеве частную платную школу с ускоренным обучением и записался на пробный урок. На рисунок тоже записался, но там сказали, группа набрана, как будет следующий набор - мы вам позвоним.

Они так и не позвонили. Поэтому рисование не случилось. Впоследствии оказалось, что на него бы и времени не нашлось. Так как если занятия музыкой увлекают всерьез, на них нужно тратить 1-3 часа в день, и желательно не пропускать.

А помимо этого есть игры, жизнь, бизнес, вот это всё. Масса отвлекающих факторов, пытающихся перетянуть время на себя.

На пробном уроке мне объяснили, как устроена клавиатура пианино, показали октавы и объяснили их названия. Посчитали и дали номера пальцам на руках, и дали понажимать этими пальцами клавиши. Примерно так: преподаватель называет номер пальца и руку, и сообщает, какую ноту в какой октаве нажать.

Дальше включаются заржавевшие шестеренки и поисковый механизм, и ты рыщешь по клаве в поисках нужной октавы и ноты. Без всяких диезов и бемолей, чтобы не довести до инфаркта на первом же уроке.

Препод мне понравился, начало тоже не показалось невыполнимым, и я оплатил пакет из 8 уроков. Сначала занимался 2 раза в неделю, потом перешел на 1 раз, по воскресеньям. Дома старался заниматься каждый день. Поначалу выходило нестабильно. Но домашние задания выполнять в целом успевал.

После начала обучения я арендовал цифровое пианино Yamaha, не помню какая модель, и первый месяц занимался дома на нем. Сразу покупать не хотелось: непонятно было, зайдет ли тема, или это блажь и кризис среднего возраста, и будет заброшено через пару недель.

По окончании месяца понял, что скорее буду продолжать, чем заброшу, стало бессмысленно тратить деньги на аренду (выходило около 9000р.) и надо заводить домашний инструмент. После 2-3 дней поиска, просмотра роликов на ютубе и прочих мук выбора, остановился на Kawai CN201.

Вариант с акустическим пианино отпал сразу. Хотя сейчас я лично убедился, что акустика звучит лучше, и имеет больше уровней чувствительности клавиш, поскольку это аналоговая система. И в идеале учится на большом тяжелом деревянном инструменте.

Но поскольку мы живем с женой в съемной квартире-студии и работаем 95% времени из дома, а пианино на средней громкости выдает 60-80 децибел, выходя на пике за 100, то вы понимаете.

У цифрового пианино есть 2 неоспоримых достоинства - тихий режим через наушники, и ровность звучания. Оно не сбивается по тональности и его не нужно периодически регулировать (акустику рекомендуют тюнить 1-2 раза в год).

До лета 2023 мы играли всякие простые упражнения и пьесы из учебника Николаева. Классная штука для начинающих, рекомендую.

Начал учиться пианино в 45 лет

То, что у меня получалось сыграть, я записывал на видео и закидывал на youtube-канал. Больше для себя, как отчет, и чтобы наблюдать за прогрессом. Или его отсутствием. До лета, никаких особых сложностей задачи не вызывали.

Вершиной исполнительского мастерства на тот момент для меня стала пьеса композитора Николая Мясковского "Весеннее настроение". В музыке и драматургии слово пьеса имеет разное значение. Здесь это короткое, законченное произведение, как правило несложное.

То есть этюд или упражнение нельзя назвать законченным произведением, так как по сути это кусок нот, предназначенный для отработки техники. Сонаты, это уже крупная крупная форма, состоящие из разные частей: экспозиция, разработка, реприза. А пьеса, имеет логическое начало и конец, при этом компактна.

Н. Мясковский "Весеннее настроение"

В целом, пока в школе был мой преподаватель, Маргарита, было здорово. Через 3-4 месяца после начала занятий, она организовала концерт формата "квартирник" в небольшом актовом зале. Собрались те ученики, кто захотел сыграть перед публикой, и приглашенные гости.

Я пригласил жену, дети приводили родителей, в таком роде в общем. Собралось человек 20, из них около 7 выступающих. До этого мы не пересекались друг с другом, так как все занимались индивидуально по записи в разные часы. Из детей исполняла всего одна девочка, остальные ученики были молодые люди или взрослые.

Выступление было по правилам, как в настоящем концертном зале, с поклоном и объявлением композиции. Тут я и познал впервые, что такое исполнительский стресс. Короткая пьеса Г.Ф. Телемана (персонаж эпохи Баха), которую до этого играл без ошибок около сотни раз, была завалена.

Когда садишься по ту сторону пианино, а на тебя смотрит публика, пусть даже 20 человек, происходит невообразимое. Уровень ответственности вдруг за секунду поднимается с нуля до 1000 (по тысячебальной шкале). Из-за стресса задерживается дыхание, а пальцы становятся непослушными деревянными сосисками Granger'а.

В общем, я еще достойно выкрутился и после сбоя в нотах, сумел доиграть композицию. Один человек после такого, пытался три раза начать с нужного места, но сдался и перестал играть. В целом же, слажали почти все, так как почти у всех это был первый опыт выступления. Но конечно, все друг друга понимали и сочувствовали.

Без косяков выступила одна опытная ученица пианино в паре флейтисткой, которая окончила консерваторию. Сыграли очень красивую мелодию, не помню название. Ну и в конце Маргарита, наш общий преподаватель, выдала Interstellar (видео с ВК не вставляется).

Начал учиться пианино в 45 лет

После Мясковского, Маргарита решила что мне можно дать что-то посложнее. Так я познакомился с маленькой прелюдией Баха ре-минор. И после этого видео на моем канале перестали пополняться.

Я записываю, сколько часов занимаюсь каждый день. Во-первых интересно проверить теорию 10 000 часов. Действительно ли ты будешь хорош в любом деле, если занимаешься им 10 000 часов? Во-вторых, интересно хватит ли меня вообще на 10 000 часов. Сейчас в активе около 300.

Так вот, прелюдия Баха ре-минор поступила как задача летом, примерно на сотом часу. И до сих пор, спустя полгода, не сыграна так, как заслуживает того Бах. Это уже не просто учебное произведение - его играли большие пианисты, например Гленн Гульд, а также венгерский органист и клавесинист Янош Шебаштьен. Два сильно разных стиля исполнения, кому интересно, можете найти на ютубе эту музыку, добавив имя исполнителя + BWV 926. Все известные работы Баха каталогизированы, им присвоены номера - это результат грандиозной работы Баховского общества.

Сначала задача на 2 листа нотного текста казалась вообще невозможной. Украшения (орнаменты Баха), полифония, ритм - все было впервые и продвигалось невероятно сложно. Спустя пару месяцев я только выучил ноты. Но для хорошего исполнения этого мало. Надо правильно играть украшения, четко держать скорость и ритм, соблюдать длительности, отрабатывать громкости и штрихи.

Мне не хватало техники, скорости и ловкости пальцев, скорости мозга тоже, возможно. Сказалось отсутствие музыкального образования, сотен часов отработки гамм, постановки рук, слабость техники игры, и хз что еще.

Сейчас, в декабре 2023, появился только свет в конце тоннеля.

Надо отметить, что осенью Маргарита сообщила, что уходит из школы и уезжает в Алматы. Чтобы помогать как менеджер своему знакомому пианисту-виртуозу, победителю конкурсов, и просто поменять жизнь. 17 сентября у нас состоялось последнее занятие, а потом все её ученики как бы осиротели.

В итоге помогать заканчивать Баха, стало некому. Маргарита сказала, что готова продолжать занятия удаленно. Но у меня были еще оплаченные часы, и занятия вживую - гораздо эффективнее. Поэтому на тот момент, я остался в школе.

Школа начала искать нового препода в Королеве. Я сходил на пробный урок к женщине-соискателю. Она была выпускницей токийской консерватории. Не такая приятная, как Маргарита, тем не менее в ней чувствовался жесткий профессионализм. Мне прямо было сказано, что Баха, пожалуй играть рановато с такими скиллами. Задано несколько этюдов, и другой Бах - Карл Филипп Эмануил, один из сыновей старшего Баха. Произведение "Фантазия", некоторые называют "Маленькая фантазия". Оно действительно оказалось попроще. Так у меня стало 2 произведения в разработке. А также начал с подачи этого препода играть гаммы, с самой анатомически простой для пальцев - Ми мажор.

Тем не менее, после пробного урока новый препод не вышла на работу - не устроила руководство школы. Был перерыв 2 недели вообще без занятий. Я не знал что делать, потому продолжал учить Баха ре-минор, и нового - КФЭ Баха. Связался с Маргаритой и начал заниматься удаленно по воскресеньям, чтобы не терять направление и тонус.

Снова пригласили на пробный урок. В этот раз был очень приятный преподаватель, Настя, приехала из Карелии. Тоже выпускница консерватории. Большое знание теории, дала мне сразу несколько названий книг, которые стоит прочитать, чтобы "влиться в среду".

Например: "Путеводитель по оркестру и его задворкам" Зисмана и "Как слушать музыку" Ляли Кандауровой. Прекрасные книги, гарантирую это.
Так же сказала ознакомиться с Альбертом Швейцером "Иоганн Себастьян Бах". Но я не знаю, что такое ознакомиться, а просто покупаю бумажные книги и читаю, если рекомендует авторитетный человек. Швейцер - это монументальное исследование Баха в виде толстенной книги страниц на 700. До сих пор его не закончил. Там много крутого, но много и нудятины (типа как следует играть органные произведения Баха, или концерты для нескольких инструментов, или клавирные произведения).

Так же, если кто-то интересуется историей музыки, рекомендую Дину Кирнарскую "Классическая музыка для всех". На это я уже сам как-то вышел, купил по интуиции. Просто супер-книга. Как и у Кандауровой, есть QR-коды, при сканировании которых можно послушать примеры произведений, о которых рассказывают. И очень доступное изложение.

Так вот, отъехали от темы. Настя сказала: "Зачем же вам задали прелюдию Баха ре-минор, почему не вот эту?" - и тыкнула пальцем в другую прелюдию из той же книжечки "Маленькие прелюди и фуги И.С. Баха"

Начал учиться пианино в 45 лет

Таким образом, из-за чехарды смен преподавателей, я получил в разработку третье произведение, BWV 999 - прелюдия в До-минор. Не считая того, что помимо "домашки", хотелось бы начинать учить уже что-то свое, из-за чего собственно начиналась вся история с пианино.

Те 1-2 часа, которые удавалось выделять для занятий дома, пришлось пилить между этими тремя задачами, а так же игрой гамм. Не считая нагрузку книгами - это я в часах не учитываю, дополнительное время.

В целом, такая ситуация вредит изучению одного конкретного произведения. Но есть и плюс, когда устаешь - переключаешься на другое. BWV 999 я выучил и могу играть без ошибок, но оно хорошо звучит только в определенном темпе, который в 2-2,5 раза быстрее, чем мои возможности. Потому отложено в долгий ящик.

На короткий период у меня было сразу 2 занятия по воскресеньям. Утром в 12 МСК - час с Маргаритой удаленно, вечером 16 - час с Настей вживую. Но в ноябре это закончилось.

У меня появилась возможность реализовать давнюю мечту. Поехать на зимовку в Юго-Восточную Азию. Сначала планировалось на 3 месяца, по итогу как-то они переросли в 6 месяцев.

Изначально я думал, что это будет Вьетнам. Вообще страна выбиралась по принципу того, удастся ли снять в аренду акустическое пианино (а еще лучше - рояль). Судя по тому, что нашел на сайтах - да, возможность для иностранцев была. Но с ограничениями. Во Вьетнаме, например, аренду нашел только в крупных городах - Хо Ши Мине и Ханое. И залог составляет 80% стоимости инструмента. Поскольку плохой инструмент я не хотел - планировал выбирать из Yamaha и Kawai (европейских приличных марок в Азии вообще не найти в аренду), а их стоимость Б/У от 200 000р, то можно прикинул, что залог получался такой нехилый.

Уникальная возможность учиться на акустическом инструменте представилась потому, что я ехал один. Дома такого не мог себе позволить, по причинам указанным выше. А в ЮВА я бы мешал только соседям, но поскольку играть планировалось днем - то какие могут быть претензии?

Почему Вьетнам? Ну, помимо аренды инструмента, относительно недорогое жилье, жаркий климат, и 45 дней без визы. Просто лень было заморачиваться с ней. Хотел обнулять штамп через бордер-раны, заодно посмотреть соседние государства.

Но где-то за месяц до вылета король Таиланда объявил, что в России холодная зима, и надо с пониманием отнестись к братушкам-русам. И увеличил для россиян безвизовый срок с 30 до 90 дней. Это серьезно повлияло на мое решение.

Хотя внятного представления по аренде пианино в Таиланде я не получил, соображения были такие: страна более богатая и развитая, чем Вьетнам, поэтому какие-то варианты могут быть. А 90 дней без визы сокращало необходимость выезжать для обнуления срока всего до 1 раза за все полгода проживания. Поэтому решил забронировать на 5 дней гостиницу в Бангкоке, а дальше действовать по ситуации.

Получится взять инструмент - остаюсь. Не получится - лечу дальше, во Вьетнам. В остальных странах (Камбоджа, Лаос) ситуация с поиском в интернете была еще хуже. Малайзию не смотрел по причине - не так интересна.

Что могу сказать. План сработал. За 5 дней я нашел музыкальную школу с отделом аренды музыкальных инструментов - Churairat music school. Выбрал сначала Yamaha U2, и ушел искать жилье на долгосрок. Пока нашел и заехал, обе Ямахи кто-то уже забрал. Залог за них был 25 000 бат, оплата за месяц - 2 500 бат, по курсу примерно x 2,5. Осталась только Yamaha U3, она была дороже - залог 35 000 бат, аренда - 3 500 бат. Прикинув сосиску к носу и посчитав бакшиш, взял ее. Позже нагуглил, что разница в размере (U3 выше), и а также в более богатом и проработанному басу, благодаря увеличенной длине струн.

Таким образом, уже чуть более месяца живу в Бангкоке. В январе 2024 жду в гости жену, прилетит отдохнуть на 3-4 недели. За это время смог довести до ума, при помощи Маргариты, "Фантазию" КФЭ Баха. И записал видео, на 282 часу обучения.

Карл Филип Эмануил Бах - Фантазия

Что дальше? Дальше мы переходим к произведениям крупной формы (сонаты, сонатины, рондо и т.д.). Получил новое задание, сонатину В. Дамкомба на три страницы. Начали работать над постановкой рук, туше. До этого я ползал по клавишам, как краб, боясь потерять нужную ноту. Сейчас делаю упражнения, направленные на снятие рук, размах и возвращение, желательно с попаданием в ноты. Пока сдаваться не собираюсь. Примерно так это выглядит.

Как в целом ощущается изучение музыки в 45 лет?

Вначале я был полон сожалений. О том, что родители у меня не были из музыкальной среды. Мама была бухгалтером на омском заводе криогенного машиностроения. Отец дальнобойщиком на Камазе. У него была гитара, но играл он очень редко, помню 1 или 2 раза на каких-то пьянках.

Сожалею о том, что меня не посадили за инструмент в 3-5 лет, как это делают сегодня. И уже через пару лет дети выдают потрясающие результаты - на ютубе полно роликов с маленькими азиатами и не только, которые творят чудеса.

В результате ты проживаешь жизнь и приходишь к музыке с забитой головой: боязнь ошибаться, куча взрослых дел, старение мозга. Зажатые пальцы, кисти, плечи. Неразвитый слух, совершенно. Постоянно чувствуешь себя ущербным, потому что люди из ютуба делают какие-то вещи на пианино, которые для тебя не достижимы в принципе. Завидуешь исполнителям-виртуозам, да и просто хорошим исполнителям.

Зачем же я продолжаю, в таком случае?

  1. Мне это нравится. Просто нажимать на клавиши, издавать звуки, и слушать их.
  2. Узнаю много нового и интересного о музыке. Как из книг, так и самостоятельно, через поиск.
  3. Полюбил классику и начал в ней разбираться. Начал посещать концерты. Ходил на выдающегося молодого пианиста Ивана Бессонова в Москве, на выступление симфонического оркестра в Консерваторию Чайковского, на орган в Зарядье (Лада Лабзина), на Cinema and Game Music Orchestra (CAGMO) - музыка из Heroes III-IV (ну это конечно я и до того любил). Играть классику интересно. Она красивее написана и лучше звучит, чем современные аранжировки (если написана для клавишного инструмента изначально). Все-таки, великие композиторы эпох барокко, классицизма и романтизма были настоящие глыбы, машины по производству музыки высочайшего качества. И думали в том числе о том, как это можно сыграть без выламывания пальцев (и сами играли, конечно же). Сейчас уровень, уже не тот - слишком много разной музыки.
  4. Изучение произведения сравнимо с атаками на боссов в играх типа Dark Souls. Сначала тебя разносят наглухо. Постепенно ты начинаешь набирать скилл, видеть нюансы в паттернах и понемногу продвигаешься. Потом начинаешь понимать - да, я смогу это сделать. И когда когда в итоге все получается, после 500-го трая - наступает катарсис.
  5. Несмотря на возраст, недостаток техники и способности долго концентрироваться, у меня большой запас упорства. Так уж сложилось по жизни. С 16 лет всего пришлось добиваться самому. А способность к концентрации - прокачивается, если регулярно заниматься.
  6. Пусть я не смогу сыграть какие-то очень сложные вещи - достаточно и того, чтобы сыграть то, что хочу. А список большой и включает в себя многие игры, и фильмы тоже. Сейчас помимо задач от Маргариты, копаю Twin Peaks.
Начал учиться пианино в 45 лет

Кого я слушаю на Ютубе из современников? Подписан на пару каналов, где слушаю все, что выходит нового.

Caliko - классная девушка, играет фактически 100% мелодии из игр. Играет тонко, с пониманием темы. Тоже мечтаю когда-то иметь свой дом, и рояль бузендорфер или стейнвей. Но с такими скиллами, как сейчас, нет смысла в рояле. Да и ставить пока некуда.

Вот ее исполнение музыки из Lies of Pi. Также прекрасны у нее обработки Ori, да и все в целом.

Caliko

Cateen. Ну это известный японский гений Hayato Sumino с более чем миллионом подписчиков. Достаточно послушать его "7 уровней Твинкл Твинкл Литтл Стар" (маленькая учебная пьеса для детей, используется для обучения на западе), чтобы понять, кто гранд-мастер. Cateen выступает и на большой сцене, играет Шопена и так далее. Музыкой из игр тоже не брезгует.

Cateen

Jonah Ho. Ребенок (сейчас ему 12-13 предположительно). Не слишком известен, но можно потерять челюсть, посмотрев как он в 10 лет сыграл La Campanella Ференца Листа. У тебя маленькая рука, которой не хватает, чтобы дотянуться до клавиш через октаву? Just ignore it.

Jonah Ho - La Campanella, F. Liszt

Мечтаете тоже начать играть на фортепиано, с минимумом затрат времени и вложений - инст Маргариты, можно заниматься удаленно. Это дешевле занятий в частной школе. Но если есть возможность ходить куда-то недалеко, я бы рекомендовал начинать с живых занятий - так процесс будет быстрее.

Сам думаю, может быть в следующем году пойти в профессиональное учебное заведение. Точно еще не решил, но на всякий случай восстановил потерянный аттестат о 9-классах из омской школы.

Не хватает скорости игры, беглости и свободы рук, умения читать с листа и синхронно играть, фактически только открыв новое произведение (преподаваталь так умеет). Постоянно кажется, что прогресс идет очень медленно, и что у людей, которые выкладывают свои прогрессы на Ютубе, все быстрее и получается лучше. Получится ли это, учитывая возраст? Не знаю, и никто не даст таких гарантий.

Хочется также развить слух и научиться делать самостоятельные аранжировки. В теории это можно делать через софт, который раскладывает звуковые волны на частоты и преобразует в ноты. Но делается это довольно криво, и все равно нужны правки.

Поэтому просто пошел заниматься дальше.

Это все, в общем то. Оставлю ссылки на инст и ютуб, если кто-то подпишется - буду рад.

739739
386 комментариев

Тот самый дед, который не знает про существование пива

93

Комментарий недоступен

30

В моей жизни пиво лилось цистернами, просто для этого есть молодость...

12

Удачи ! Не каждый в каждодневной суете,в 45 захочет прикоснуться к прекрасному при том ,что это каждодневный крапотливый труд.

72

Спасибо

6

почему к прекрасному? Может он Моргенштерна или Владимирский централ лабать будет

1

Блин, мне 33, а я уже такой: «О нет, поезд ушел, слишком поздно, ведь надо 10к часов».

Желаю успехов и надеюсь, что отважусь сам.

Отдельный респект за Лялю Кандаурову — она кайфовая. Про музыку еще очень круто рассказывает Анна Виленская. Совсем по-другому (она в некотором смысле идейный противник Ляли), но тоже классно.

44