Hyper Iria - будни покорителей космоса

Не будучи большим знатоком и любителем аниме, даже я в своё время заценил легендарный боевик Ghost in the Shell. Несмотря на обрубочность сюжета, который очень тяжело понять, не прочитав предварительно десятки выпусков комикса-первоисточника, картина произвела ошеломительное впечатление феноменальной для своего времени визуализацией и киберпанковой атмосферой. Как оказалось, 1995-й вообще был богат на подобные экранизации. Помимо «Призрака», тогда же любители анимационной фантастики получили ещё один любопытный экземпляр лихого экшена с девушкой-киборгом в главной роли. С картинкой и содержанием попроще, разумеется, но всё-таки весьма симпатичный. Шестисерийный мини-сериал Iria: Zeiram the Animation являлся приквелом полнометражной ленты Zeiram 1991 года выпуска, а та, в свою очередь, тоже опиралась на кипу манги (куда ж без неё). В общем, судьбы шедевра с мировым именем и его более скромного одногодка были в чём-то схожи, с поправкой на популярность, конечно.

Hyper Iria - будни покорителей космоса

А вот воплощения в игровом формате получились совсем разными, даже сложно сказать, какому из них повезло больше. Ghost in the Shell для PS one сильно запоздала – к осени 1997-го, когда состоялся англоязычный релиз, волна хайпа вокруг фильма успела затихнуть. К тому же геймплейный клон Armored Core довольно слабо отражал суть культового шедевра и получил весьма сдержанные оценки в прессе. Hyper Iria вышла сразу же вслед за сериалом ещё на Super Nintendo, но, к сожалению, как многие хорошие игры для этой приставки, осталась без официального перевода на английский вообще. Поэтому широкая публика смогла распробовать её лишь годы спустя, когда появился фанатский текст для эмуляторного рома, проливший свет на не слишком глубокую, но занимательную историю о приключениях космической охотницы Ирии на просторах вселенной. Звучит как Metroid, на деле всё несколько проще и сложнее одновременно. Геймплей ближе к обычным экшенам с боковым скроллингом, зато двумерные лабиринты – на зависть иным «ролевухам».

Hyper Iria - будни покорителей космоса

Антураж с самого начала смотрится интересным. Тут вам в полный рост космо-фикшн с футуристическим дизайном, плюс элементы паро-панка с киберпанком в одном комплекте. Брифинги заданий выдаются ещё до начала уровней (порядок прохождения можно выбирать), но они не слишком информативны. Суть происходящего намного более детально раскрывается в диалогах между Ирией и её спутником Бобом – человеческим разумом, упрятанным в компактный компьютер после гибели физического тела Боба. Тут необходимо ещё раз вспомнить о переводе. Казалось бы, имеет ли англоязычный текст такое уж громадное значение в обычном с виду боевике? Очень даже имеет, поскольку напарник – не только словоохотливый собеседник, но и важнейший элемент геймплея. Именно он не даёт героине заблудиться в запутанных переходах, лестницах и подъёмниках. Боб подсказывает верное направление движения, или предупреждает о том, что вы свернули не туда. Оригинальную японскую версию вам придётся проходить практически вслепую, шансы застрять будут крайне высокими.

Hyper Iria - будни покорителей космоса

Геймплей довольно прост в освоении, не считая странноватой физики. Героиня ощущается немного чугунной, траектории прыжков бывают непредсказуемыми, а удары и выстрелы не всегда гарантированно достигают цели. Впрочем, привыкнуть недолго. В остальном всё очевидно. Есть бег, прыжок обычный и двойной, дефолтный удар ногой с близкого расстояния и подкат с разбега. Вдобавок к этому – три вида огнестрельного оружия и три дополнительных скилла; то и другое повешено на отдельные кнопки, элементы экипировки прокручиваются левым и правым шифтом соответственно. Если с оружием всё понятно – купили в магазине между заданиями, поставили в слот и пользуйтесь на здоровье, то второй пункт чуть более заковыристый. Там одновременно умещаются дополнительные возможности и гранаты, поэтому приходится делать нелёгкий выбор, способный сильно повлиять на успешность в собирании предметов на уровнях. А ведь за них выдают ранг и дополнительные деньги. Применять одновременно вещи тоже нельзя, поэтому придётся осваивать такие ковбойские приёмчики, как переключение сапогов для высокого прыжка на крылышки для планирования прямо в воздухе.

Hyper Iria - будни покорителей космоса

Время от времени для разнообразия игра подбрасывает небольшие полётные миссии на стрёмном драндулете с зонтиком. Кто мультик смотрел, сразу этот агрегат узнает – на нём там летали практически все герои. Скроллинг-шутер получился, скажем прямо, весьма скудным, но по-своему занимательным. В частности, тем, что у драндулета есть аж целых два скоростных режима, а главное – сбором вылетающих из противников призов. Пополнение боезапаса идёт впрок, патроны очень пригождаются на обычных этапах, где практически любая инопланетная тварь способна доставить неприятности. К счастью, сражаться с рядовыми противниками не обязательно, хотя ретироваться тоже не всегда получается. Уж от кого точно не убежишь, так это от боссов. Ребята исключительно нахрапистые, маневрировать обычно негде, лечиться нечем. Драки с ними – чистая дуэль кто кого раньше пристрелит. Вот тут-то пожалеете, если пришли без гранат и заряженной берданки.

Hyper Iria - будни покорителей космоса

По откровенности, Hyper Iria даже близко не суперхит, но для любителей копать японское наследие Super Nintendo – очень добротная находка. В игре много визуального шарма, простенькая и удобная система «прокачки», понятная с первого взгляда «боёвка», а также вполне осязаемая сложность, способная проэкзаменовать на мастерство опытного геймера. Несмотря на прямую связь с аниме-сериалом, влияние первоисточника не столь велико, поэтому если вы его не смотрели, большой проблемы из этого не получится. Разве что общение с мигающей красной точкой в правом верхнем углу будет выглядеть не совсем понятным для тех, кто не застал живьём старину Боба. Остаётся лишний раз взгрустнуть о том, что вместе со SNES слишком рано на дно ушёл целый пласт игровой культуры, из которого мы только теперь, четверть века спустя, кое-как добываем отдельные самородки.

Hyper Iria - будни покорителей космоса

PS. Сериал-первоисточник можно беспрепятственно посмотреть в Ютубе - там выложены все шесть серий, которые легко находятся по запросу "Iria: Zeiram The Animation Rus Sub".

(Текст не мой, с администрацией согласовано)

1616
2 комментария

Несмотря на обрубочность сюжетаЧто?

не прочитав предварительно десятки томовЧТО?

комикса-первоисточникаЧТО???

На этом месте сломался ))

Каким образом один том манги стал десятками томов комикса?

"Оригинальная манга Масамунэ Сиро «Призрак в доспехах» выпускалась с апреля 1989 по ноябрь 1990 года в журнале Young Magazine издательства Kodansha. Позже была издана единым сборником". Ну, вопрос формулировок, а по смыслу верно.