Страх влияния. Гарольд Блум

<i>Страх влияния. Карта перечитывания: Пер. с англ. / Пер., сост., примеч., послесл. С. А. Никитина</i>
Страх влияния. Карта перечитывания: Пер. с англ. / Пер., сост., примеч., послесл. С. А. Никитина

Гарольд Блум — один из критиков, стоявших у истоков Йельской школы деконструкции, вместе с Полем де Маном, Дж. Хиллисом Миллером и другими. Но, как оказалось, автору ближе Фрейд и Ницше. Уже в самой известной работе - «Страх влияния» - абсолютно ничего не осталось от идей Деррида (а так хотелось, ну да ладно). Блум отошел от идей деконструкции в пользу психоанализа, а впоследствии и эстетизма.

В работе «Страх влияния» автор последовательно исследует влияние одних поэтов на других, прибегая к идеям Фрейда, Ницше и Эмерсона (не очень ново даже в 1973, когда работа вышла, но ладно). Изначально не думал критиковать монографию, но подача материала Блумом оставляет желать лучшего.

Начнем с того, что мне сразу не пришелся по вкусу его логоцентризм. Я его с детства ненавидел. Как будто приходишь в школу, а тебе: достаем дети книжки и начинаем разбираться, что сказал автор. Ладно, я конечно, утрирую. На самом деле не везде и не всегда, у меня преподаватель допускал свободу мышления. Но несколько лет назад, когда ребенок пришел за помощью в интерпретации одного стихотворения, я ему помог. Мое прочтение не пришлось по вкусу преподавателю, и она снизила бал, ну да ладно. Оставим логоцентризм на совести Блума, хотя в этом вопросе мне более близка релятивистская позиция Деррида. Критика Нортропа Фрая с его способом прочтения Мильтона смешна:

кончая удивительным отступничеством Нортропа Фрая, насмешливо-любезно выдумывающего вагнерианский контекст (и хочется пожаловаться: «Настоящий критик, и к тому же член партии Бога, сам того не ведая!»)

(мне даже интересно было бы почитать такой вариант интерпретации Мильтона, viva Блуму и чёрному пиару!)

Второй момент, что не понравился — субъективизм. От слов «великий»/«сильный»/«слабый» в книге устаешь. Кто определил, кто сильный, а кто — нет? Ответ: Блум. Ну, ок. Россети он выкинул с позиции сильных только за то, что его поэзия мозаична:

Теннисон одержал победу в долгой скрытой борьбе с Китсом, но его очевидное превосходство над Арнольдом, Хопкинсом и Росетти объясняется его частичной победой и их частичными поражениями или, по крайней мере, тем, что он сберег свое Элегическая поэзия Арнольда неловко смешивает стиль Китса с антиромантической чувствительностью, в то время как мнимые глубины и натянутые обороты речи Хопкинса и крайняя мозаичность искусства Росетти несовместимы с возложенным на их поэтическое «я» бременем, которое им хотелось бы сбросить

И это кроме того, что у него на экспериментаторов похоже пунктик. Кроме мозаичности он выбрасывает в топку шизофреничность, которую опять же кто определил? Конечно, он любимый, Блум:

Шизофрения — плохая поэзия, потому что у шизофреника уже не хватает сил на извращенное, преднамеренное недонесение

Перейдем к вишенке на торте. К самой главной идее Блума — идее влияния предшественников на современников с применением эдипова комплекса. Да, Блум выступает как последовательный фрейдист. Говорит, что «великие» поэты Мильтон и Гёте поглощает второсортных поэтов и своих «великих» литературных отцов. Шекспира он исключает, так как он существовал до потопа (то бишь до всех дискуссий о влияниях). Натянуто, но возможно это единственный пункт, с которым я могу согласиться. А смущает меня другое. Я всё думал, почему Блум не рассматривает Эмили Дикинсон и не упоминает ни одного «великого» автора-женщины? А ведь в «Западном каноне» Дикинсон - одна из центральных авторов канона. Нет, Блум не на столько прост, чтобы не знать историю литературы (которая по факту часть литературной теории), забыть или сузить выборку (всех же авторов не рассмотришь?). Блум её намеренно исключает из исследования, так как его идея применения эдипова комплекса как темы вины, страха и влияния попросту развалится. Ведь в чём суть эдипова комплекса — противостояние между соперниками одного пола (объект противостояния - родитель противоположного пола), то есть отец-сын. Но... как эту теорию применить, если ввести авторов-женщин? Если транспонировать с применением комплекса Электры, то надо искать «великого» предшественника-женщину, но это весьма непросто, если не сказать, что невозможно. При условии же, что предшественником Дикинсон был автор-мужчина (скорее всего так и было, потому что история литературы прошлых веков (вплоть до XIX-го века) — по сути история авторов-мужчин), теория страха и вины Блума попросту развалится.

Вердикт: абсолютно бесполезная книжка, читать не надо, двоечку из пяти ставлю за ницшеанство.

1616
6 комментариев

Какой конч делал обложку, интересно

2

Лайк только за обилие умных слов. Как-то попалась книга "Критический разбор поэмы "Москва-Петушки" раза в 4 толще исследуемой поэмы, и там по тексту "такое-то слово ранее встречалось в таких произведениях, значит, автор почерпнул его оттуда", ну примерно такой уровень, удивился, что автор (ы) не дошёл до букв, вот уж где не паханное поле деятельности!

1

Ой не, Блум не на столько меня впечатлил, чтобы писать о нём такой толстый том. Так, прочитал для галочки:)

Вычитал из этой книги несколько интересных и оригинальных идей создания творчества всё таки, вне фрейдизма и иже с ним. Но написана (переведена?) она таких замудренным неясным языком, что это было очень непросто и утомительно) Западный канон понравился куда больше.