Эволюция глобальных стратегий

Или как Холодная война дала толчок для одного из самых популярных сегодня жанров.

Эволюция глобальных стратегий

С древних времён люди были увлечены войной, предпочитая решать споры в пылу битвы. Безусловно, столь вредная привычка стоила человечеству огромных жертв. В то же время, именно благодаря войне мы получили многие игры - шахматы, го, сенет.
Подобные игры должны были дать альтернативу реальным полям боя, призывая правителей решать судьбы мира на игральной доске.
С тех пор многое изменилось: шахматы стали популярным во всём мире видом спорта, а цифровая эра позволила перенести стратегические игры на экраны первых персональных компьютеров.

В материале я постарался собрать основные тайтлы, так или иначе повлиявшие на становление жанра и обеспечившие ему популярность.

Geopolitique 1990 (1983)

<i>Обложка игры для Commodore 64 </i>
Обложка игры для Commodore 64

Первая в своем роде, Geopolitique 1990 впервые вышла на новенький Apple II, предоставив практически неограниченные на то время возможности для стратегий. Игроку не предоставлялся выбор стороны, но он мог привести США к победе командуя армиями, флотом, агентурными сетями и поддерживая другие страны в борьбе с Красной угрозой. Именно вариативность придавала геймплею тот азарт и неповторимость, которые заставляли игрока вновь и вновь становиться оплотом демократии и бросать вызов "проклятым комми".

<i>На этом скриншоте изображена условная политическая карта мира</i>
На этом скриншоте изображена условная политическая карта мира

Сейчас сложно в это поверить, но игра завоевала дикую популярность, что позволило ей расшириться с Apple II на Commodore 64. Технические возможности компьютеров тогда позволяли ограничиться лишь двумя сверхдержавами и шестнадцатью более мелкими странами / регионами, объединенными простой экономикой. Во многом инновационная, Geopolitique 1990 стала идейным вдохновителем для многих последующих игр, включая DEFCON и Masters of the World.

В 2001 году компания Strategic Simulations, ответственная за Geopolitique и еще примерно сотню тайтлов, стала частью Ubisoft, ознаменовав этим конец 25-летней истории разработки игр.

Balance of Power (1985)

<i>Скриншот версии для Atari ST </i>
Скриншот версии для Atari ST

Пожалуй, одной из родоначальниц жанра можно считать именно Balance of Power - геополитическую стратегию, где игроку предстояло принять на себя роль Президента Соединенных Штатов Америки или Генерального секретаря ЦК КПСС, и достичь господства во всём мире. Разработчики игры не скрывали, что черпали вдохновение в небезызвестной Geopolitique 1990. Напротив, это помогло им привлечь необходимую фанбазу, которая высоко оценила не только возможность выбрать себе сторону в глобальном противостоянии, но и расширенную систему политики.

Игровой процесс был пошаговым, и с каждым ходом игрок сталкивался с различными случайными ситуациями, реагируя на которые можно было уменьшить или увеличить риск ядерной войны. Игра требовала точного расчёта, ведь кому нужно господство среди руин? Ситуация осложнялась тем, что при старте игрок сталкивался с несколькими кризисами на карте, а время игры было строго ограничено (8 лет = 8 ходов). Это стимулировало игровой процесс и подстёгивало игрока к осмысленным действиям и холодному расчёту.

Позднее, компания Mindscape, ответственная за разработку Balance of Power, выпустила мировой хит Paperboy, а после и вовсе перешла к издательству цифрового контента и отметилась громкими рок-н-ролл вечеринками на Consumer Electronics Show (крупная конференция, посвященная цифровым продуктам, предшественник E3).

Romance of the Three Kingdoms (1985)

<i>Первая часть игры оказала большое влияние на серию Civilization</i>
Первая часть игры оказала большое влияние на серию Civilization

Выход первой части на японском рынке произвёл эффект разорвавшейся бомбы - фанаты нещадно требовали продолжения, а акции производителя PC-88, на котором была выпущена игра, стремительно взлетели в цене. Оглушительный успех не заставил себя долго ждать, игра была портирована на Amiga, MSX и NES уже к 1988 году, позднее попав также на Gameboy и Windows.

Что же так привлекало в ней? Живописная графика и проработанная система менеджмента подготовили пространство для главной особенности - персональных черт правителя, который мог быть как отважным воином, так и тёмным оккультистом, что добавляло игре ролевых ноток. Вы могли жестоко расправляться с врагом с помощью тайных заговоров, а могли избрать путь магии и заставлять ваших противников идти на уступки. Подобная система гораздо позднее стала одной из причин популярности известной Crusader Kings II, но тридцать лет назад это был настоящий прорыв.

И хотя широкому кругу игроков франшиза неизвестна, вселенная Romance of the Three Kingdoms насчитывает в себе двадцать семь игр на более чем пятнадцати платформах. Всё дело в маркетинге первой части, которая была слишком экзотична, чтобы выйти за пределы Азии в своё время. Позднее Koei осуществляли попытки выйти на мировой рынок, но все они закончились весьма сдержанными отзывами критиков и скромными продажами.

L'Empereur (1991)

Эволюция глобальных стратегий

Когда Советский Союз распался, всем стало ясно - игры про Красную угрозу больше не выглядят убедительно и необходимо что-то срочно менять. Благо, история европейской цивилизации имела немало этапов, которые можно было бы превратить в настоящие глобальные стратегии. Именно здесь на сцену и выходит L'Empereur - японская стратегия о французском императоре Наполеоне I Бонапарте.

Стоит отметить, что к этому времени компания Koei имела достаточно опыта в разработке глобальных пошаговых стратегий (например, они выпустили вышеуказанную Romance of the Three Kingdoms). Но именно L'Emperaur позволил им выбиться на мировой рынок, захватив умы многих игроков своим проработанным менеджментом и системой дипломатии. Сама игра была разделена на четыре этапа:

  • Рассвет Наполеона
  • Путь к власти
  • Конец революции
  • Прославленная Империя

Игрок был волен начинать с любого этапа и, что характерно, каждый из них обладал совершенно разным геймплеем. Так, военная муштра и бои постепенно перетекали во взаимоотношения с дворянством и буржуазией, которые раз в несколько месяцев ставили новые нетривиальные задачи. Целью же игрока было подчинение Европы новоиспеченной власти первого французского императора.

<i>У игрока даже была возможность общаться с собственным адъютантом!</i>
У игрока даже была возможность общаться с собственным адъютантом!

L'Empereur привнесла в жанр следующие новшества: система дипломатии, полноценные пошаговые бои внутри самой игры (с различными видами юнитов и их характеристиками), а также широкие возможности для менеджмента. Игра оказала существенное влияние на серии Europa Universalis и Total War, во многом опередив свое время.

Imperialism (1997)

<i> Править миром или продолжать истреблять врагов?</i>
Править миром или продолжать истреблять врагов?

Imperialism совершила настоящий прорыв в жанре, предоставив игроку доступ не только к макро-менеджменту, но и к управлением конкретными городами и даже предприятиями. Кроме того, в игре существовала возможность игры по двум сценариям: "историческому" и случайному, при котором империи появлялись на случайно-созданных территориях. Разработана же игра была компанией Frog City Interactive, которая позднее выпустит Tropico 2 и будет присоединена к Take Two Interactive. Издавалась же известной Strategic Simulations для Windows и Mac.

Впервые в жанре была полноценно реализована система торговли и экономики, не владея которыми победить было практически невозможно. Воинственные игроки быстро сталкивались с отсутствием жалования для армии и разорялись, не захватив и пары областей. С этой ситуацией сталкивались все, кто когда-либо играл в игры от Paradox Interactive. Фактически был реализован полный цикл производства для любого товара, что подталкивало игрока к ведению переговоров с другими империями, когда собственных ресурсов не хватало или вовсе не было.

Одной из особенностей, которые пришлись по душе игрокам, стала продвинутая система дипломатии. Существовала возможность заключать союзы, пакты о ненападении, предлагать вступить в состав империи и на всё это влиял размер вашей империи и экономики. Именно Imperialism стала первой игрой, подарившей нам столь знакомое окно дипломатии, интриг и политических соглашений.

Europa Universalis (2000)

Эволюция глобальных стратегий

Сегодня практически каждый поклонник стратегий слышал о Europa Universalis. Но в 2000 году никто не мог представить, что новоявленная студия Paradox Interactive станут законодателями в жанре grand strategy. Так считали и критики, которые хоть и высоко оценили старания шведов, но отдали звание "Игры года" уже полюбившейся поклонниками Civilization 3. Но чем могла порадовать игрока Europa Universalis в начале нового тысячелетия?

Невиданная детализация карты и её механика позволяли создавать бесчисленное количество разнообразных сценариев, как политических, так и военных. Но что более важно - на выбор было предоставлено около 200 государств, каждое со своей реальной историей и особенностями. Случайные события делали игру более "живой", превращая каждую новую партию в непредсказуемое и увлекательное приключение длиной в 350 лет.

<i>И хотя интерфейс со временем изменился, карта стала каноном жанра </i>
И хотя интерфейс со временем изменился, карта стала каноном жанра

Сегодня можно сказать, что мир ещё не был готов к Europa Universalis. Слишком глубокая, слишком неспешная, она казалась неоправданно перегруженной фанатам Civilization. Большим плюсом стали высокие возможности для модификации ресурсов игры, и эта особенность позднее стала традицией для Paradox Interactive. К счастью, игра нашла свою аудиторию и стала коммерчески успешной, что позволило Paradox Interactive экспериментировать и дальше.

Super Power 2 (2004)

Эволюция глобальных стратегий

Вновь к теме современного противостояния широкая публика вернулась в 2004 году, вместе с сиквелом Super Power, разработанной Golem Labs. В отличии от оригинала, который не был примечателен инновационными технологиями или механиками, сиквел оброс множеством различных систем и техник.

И хотя игра была ориентирована в первую очередь на военное противостояние, в ней существовала разветвлённая политическая система. Игрок имел возможность заключать не только международные соглашения, но и принимать внутригосударственные указы и законы. Это было особенно полезно в ситуации, когда вы готовились мобилизовать своё население для нанесения удара по врагу. Изменениям подверглась и военная сфера: теперь можно было не только осуществлять руководство армиями, но и разрабатывать, а также закупать новое вооружение.

<i>Гарантированное взаимоуничтожение не удержало Россию от удара по США</i>
Гарантированное взаимоуничтожение не удержало Россию от удара по США

Тем не менее, критики прохладно оценили сиквел, назвав его "безликим" и отметили, что "нет никакого удовольствия в том, чтобы превратить США в диктатуру, где у женщин нет никаких прав, а свобода слова находится под запретом". И всё же, именно Super Power 2 ясно и без компромиссов продемонстрировала нам современный сценарий глобальной гонки супердержав.

Supreme Ruler 2010 (2006)

Эволюция глобальных стратегий

Вдохновившись идеями Super Power, Battle Goat Studios решили вывести современное мировое противостояние на новый уровень, и это у них получилось. Игра могла похвастаться системой экономики, которая включала в себя банковский сектор, энергетическую отрасль, добычу натуральных ископаемых и даже инфляцию. Учитывая сеттинг, множество уникальных механик и приятное графическое исполнение, игра была тепло встречена как критиками, так и игроками.

<i>Сложность не помешала журналистам по достоинству оценить Supreme Ruler</i>
Сложность не помешала журналистам по достоинству оценить Supreme Ruler

Успех позволил разработчикам серьезно заняться продолжением, которое не заставило себя долго ждать. Через три года выходит Supreme Ruler 2020, а позднее еще несколько частей серии. Даже много лет спустя оригинал смотрится очень свежо с точки зрения геймплея, и придется по вкусу как поклонникам жанра, так и новичкам.

Вместо итога

Я умышленно старался избежать всем известных игр и затронуть те, что стояли у истоков жанра. И да, поскольку большинство знакомы с сериями Hearts of Iron, Victoria, Crusader Kings и Europa Universalis, я решил не освещать каждую игру из этих тайтлов по вполне очевидным причинам.

Буду рад, если вы дополните этот список своими вариантами.

6363
17 комментариев

отважным войномПростите, кем?

3
Ответить

Спасибо, исправил.

2
Ответить

одного из самых популярных сегодня жанровКакие ваши доказательства?

2
Ответить

Если нужно немного точной науки и благородного занудства, то обращу внимание на то, что автор не указал количественный диапазон рассматриваемых жанров.

Фраза "одно из самых популярных" может подразумевать, допустим, "одно из ста самых популярных" :]

Ответить

Empire забыли. (Можно погуглить Empire Deluxe)
Нежно люблю глобальные стратегии, но картину развития в целом наверное нельзя представить цепью - все таки там много взаимного влияния с разными жанрами и РТС.

1
Ответить

Хороший материал.

Подскажите в какой из современных стратегий можно поиграть за Наполеона а-ля L'Empereur?

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить