О, прекрасная Zanzarah

Я люблю игры, что вышли до первой половины нулевых - то было время, когда не существовало игровых шаблонов, а стандарты лишь начинали формироваться. Каждый разработчик творил что хотел и как видел.

Если приглядеться, то во всем этом можно увидеть схожесть с эволюцией… Ведь зачастую подобные эксперименты приводили, как и полагается к вымиранию, и в конце-концов выжили не лучшие и дерзкие, а всего лишь те, кто приспособился к требованиям массового игрока. Ubisoft там всякий, да Bethesda. Я не говорю, что это плохо, хотя, возможно, думаю именно так…

Массовый игрок… можете со мной спорить, но именно он - причина упадка игровой индустрии.
В 90-е и нулевые игроками были те, кто был готов разбираться с неудобным интерфейсом, преодолевать странные геймплейные решения… в общем идти на все, лишь бы получить удовольствие от игры. Но с развитием технологий в эти ряды просочились те, кто хотел лишь отдыха, развлечений, не тратя при этом никаких усилий. И вот как-то так получилось, что ряды первых начали редеть - стали взрослыми, куча забот, и индустрии волей-неволей пришлось переключиться на вторых. Это естественный ход и вряд ли мы хоть что-то изменим. Вот остаётся лишь изредка ворчать в сети, когда накатывает волна ностальгии по прежним временам.

Сегодня как раз один из таких дней. Ведь на глаза мне попалась игра, которая уже давно стоит на полке и требует к себе внимания.
Вообще, разработчики из Германии в моей голове это, в первую очередь, отличные градостроительные стратегии. Ну многие же играли, или хотя бы слышали о таких играх как Settlers от Blue Byte Software, или Cultures от тех же Funatics.Климат там такой что ли…
Но вот однажды, что-то случилось там с погодой, и на свет появилась игра в совершенно другом жанре.

Zanzarah: The hidden portal. И это не просто игра, а игра очень хорошая. Даже замечательная.

О, прекрасная Zanzarah

Во всяком случае, я давно не испытывал то самое чувство, когда выключая игру, ещё какое-то время остаешься мыслями с ней. И ждёшь. Ждешь того момента, когда будет возможность вернуться. А игре, так то, на минуточку, уже двадцать с лишним лет.

Мир в игре напоминает The Longest journey. Те же два мира: сказочный и обычный, есть некий Хранитель и миры рано или поздно обречены на объединение. Да и играем мы в обеих играх за девушек.

Кстати о них… в основном, конечно, об Эми, но все сказанное будет справедливо и для Эйприл. Ведь игры делали в те времена, когда не боялись рисовать симпатичных девушек. Даже не то, что красивых (привет, Кейт Арчер!) или гиперсексуализированных (привет, Рейн!), хотя и они тоже, безусловно, прекрасны. Нет, именно симпатичных. Таких как вышеупомянутые Эми, Эйприл, а также Нилин, Джейд, Коноко… каждый из нас может подставить сюда своих любимых женских персонажей. Симпатичных, естественно большинству людей.

О, прекрасная Zanzarah

И ведь воспринимались они тогда вполне естественно, никто не пытался кричать, что эти девушки слишком женственны и это все эксплуатация женского тела, а с другой стороны болота никто им не отвечал, что разработчики специально вводят сильных и независимых женщин, которые угнетают мужское население сказочных стран, других планет, Парижа будущего…

А сейчас…Эх.
Сейчас мы восхищаемся смелостью разработчиков из Shift Up, которые посылают в известном направлении всех, кто пытается укорить их в том, что героиня Stellar Blade приятна взгляду геймеров.
А тогда это было само собой разумеющимся явлением.

Раз у меня на полке стоит лицензионная ЗанЗара, то без всякого зазрения совести пошел и скачал игру на торренте. Привода ж нет. И уже хотел запускать, как случайно заметил, что игра продается в Стиме, да еще и со скидкой. За 30 рублей. Не, ну надо брать.
А вот перевод я все ж нашел от Руссобита… и это, конечно, забавно. Сделан он в духе: “Переведено и озвучено профессиональными программистами”. Актриса, озвучивающая Эми прям старается стараться, но получается плохо. Правда и остальные голоса не то чтобы лучше. Особенно тот, что отвечал за чтение книг с историей мира. Зато дух того времени - витает в воздухе.

Общеизвестный факт, что как бы мы не строили из себя высококультурных, но встречаем все равно по одёжке. И Zanzarah тут на высоте: она не только прекрасна графически, но выглядит очень стильно. Ничего не подозревающий о ее внутренней, истинной сущности игрок влюбляется с первого взгляда, и уже представляет как будет проводить время в ее компании, любуясь красотами.... как ВДРУГ! Кровь, мясо, кишки....хотелось бы мне сказать, но нет, не в Alice McGee же играем.

О, прекрасная Zanzarah

Оказывается, что вся эта мирная пастораль - всего лишь прикрытие для жестокого увлечения местного населения - отлова и боев фей. Неудивительно, что они такие агрессивные.
А сама игра представляет собой ядерную смесь милых сельских пейзажей, симпатичной девушки, исследований локаций и заруб на арене а-ля Quake 3.

Неожиданно? Да. Интересно? Еще как!
Давайте обо всем по порядку. Disziplin und Ordnung, как выразились бы немцы.

Первое впечатление от начала игры - “Как же тут красиво!”.

О, прекрасная Zanzarah

Чтобы это ощутить надо потерпеть буквально пару минут - пока Эми не найдет подброшенную ей руну перемещения, и не попадет в ЗанЗару.
И сразу же ей в лицо бросится буйство ярких, живых красок. Все вокруг пышет жизнью: растительность - прям зеленая-зеленая, небо - яркое и голубое, солнце вовсю светит… На игрока это действует как контрастный душ после мрачного Лондона, накрытого смогом.

Да и в дальнейшем путешествии природа сказочного мира не разочарует. Локации в игре разнообразны. Леса и поля густо покрыты разнообразной флорой, растения покачиваются, когда вы проходите мимо них, вода плещется, на снегу остаются следы ног… И все это сопровождается щебетом птиц где-то над героиней, шумом воды, шелестом растений. Волей-неволей погружаешься в сказку, которую рассказывают разработчики. Немцы вообще те ещё сказочники.

О, прекрасная Zanzarah

Особенно хочу поблагодарить того, кто писал фоновую музыку - уж очень она хороша. А ещё не перетягивает на себя одеяло и не раздражает.

Но так как это всё-таки полноценная игра, а не симулятор прогулок по сельской местности, то явно за этими красотами должно скрываться нечто прекрасное.

И таки да!

Игра лежит на двух китах. Двух таких огроменных китах - исследование территории и сражения.
Та часть игры, что отвечает за исследование не представляет собой ничего сложного. Но это не значит, что она скучная и неинтересная. Нет. В этой игре вообще мало к чему можно прилепить эти эпитеты.
В самом начале нам дают вводную - с этим миром чёт не так. Так что, некогда объяснять - давай выясняй что именно.
И вот мы бродим по локациям, наслаждаемся природой, выполняем, периодически попадающиеся нам побочные квесты, ловим всякую живность, можем даже поиграть в азартные игры. А еще тут есть секреты - прямо как в супер Марио. Находим светящиеся облачка, заходим в них, - и опа, - на локации появляются либо платформы, чтобы добраться до ранее недоступных мест, либо монетки, либо еще какой бонус.

В игре много бэктрекинга. Уже самое начало игры объяснит по каким правилам придется играть: надо будет пройти из деревни до конца Сада фей, там нам вручат мешок для ловли пикси, и по хорошему надо будет вернуться в деревню, собрав пятОк мелких проказников, а после - вновь вернуться в Сад фей, чтобы получить за них награду. К счастью в игре есть развитая сеть телепортов, так что с этим вполне можно смириться.

Но это все лишь обертка, пусть и красивая, для истинной сути игры - сражений фей.
И я в восторге от этой составляющей Zanzarah. Вот эти все 12/10, на кончиках пальцев и прочее - именно про это.
Простое управление с минимумом используемых клавиш, множество фей, система уязвимостей одних фей перед другим. Это увлекает всерьез и надолго.
Не зря говорится, что все гениальное - просто. Просто, то просто… но здесь действует правило: “Легко освоить, но сложно стать мастером”.

И хоть сама идея подобных поединков далеко не нова, но разработчикам удалось вплести сюда несколько замечательных фишек.

О, прекрасная Zanzarah

Вот, к примеру, все огромное количество фей, что обитает в мире, делится на 12 различных типов, принадлежащих разным стихиям. И, как можно догадаться, одни виды гораздо более эффективно расправляются с другими. Кстати, об этом придется именно догадываться, так как хоть таблица эффективности и существует в игре (вызывается по клавише F1), но об этом никто не скажет напрямую.
А так наши дуэли - командные, и на бой можно выставить до пяти фей, то значит первая, и наиважнейшая задача - собрать такую компанию, что сможет справиться с любой угрозой в той местности, куда Эми занесло на этот раз.

О, прекрасная Zanzarah

Второе - у каждой феи есть два набора заклинаний, по два слота в каждом.
Первый - для атакующих заклинаний. Они бывают с разным уроном и какими-нибудь бонусами.
А второй - для оборонительных. Тут может находиться уменьшение урона, увеличение крита, отражение заряда и все в таком духе.
А мы же помним, что таких наборов фея может иметь целых два. То есть можно, например, составить один набор на максимальный урон, а второй - защитный, либо на наложение дебаффов.

О, прекрасная Zanzarah

Сами заклинания в игре сродни оружию в каком-нибудь шутере: их можно покупать у торговца, больше похожего на какого-нибудь персонажа из Звездных войн.
Покупка выглядит крайне странно - платим небольшую денежку, а взамен нам случайным образом накидывают до пяти заклинаний, которые наши феи могут использовать. Купить из которых можно всего одно. Да, именно ДО пяти. Вполне может оказаться, что будет всего одно. Жулик, одним словом. Как и тот из Звездных войн, на которого он похож.

О, прекрасная Zanzarah

Наверное, стоит упомянуть, как этих самых фей добывать то… ведь вряд ли ими торгуют местные рабовладельцы.
Нет, все гораздо проще. Фей надо ловить. Для это надо заполучить подходящий шар, затем найти фею, довести ее количество жизни до минимума и только после этого поймать. Фея после отлова потеряет большое количество уровней, но зато будет вашей навек.

И это то увлечение, в котором можно просто утонуть: тут и сам по себе поиск и отлов фей может надолго затянуть, и то, что они эволюционируют с ростом уровня, превращаясь в новую фею… а ещё некоторых можно менять, воздействуя на них камнями эволюции… а ещё…и ещё...

На фоне всего этого сюжетная составляющая просто теряется.
Вроде как-то держится в голове мысль про то, что раньше мир был един, но кто-то когда-то разделил его во имя спасения флоры и фауны, а теперь зачем-то надо всё собрать воедино. Но тот кто разделил против. И теперь его надо найти и переубедить, возможно, что силой, ведь по любому у него есть неплохая команда фей с которой можно будет сразиться.
То есть сюжет то есть, и он на самом деле неплох, но зачастую про него просто забываешь. Ведь надо поймать вон ту фею воды, прокачать ее, подкупить ей заклинание на увеличение шанса критического удара и чувствовать себя спокойно против фей огня.
А всякие Белые Друиды, да гномы-мастера… не так уж и важны.

Не знаю, получилось ли у меня убедить вас, что Zanzarah: The hidden portal прекрасная игра, но я старался. Давно мне не встречалась настолько интересная, сбалансированная игра, в которой все настолько на своих местах, что даже и не верится.

Обязательно попробуйте - штучный продукт, сейчас такого не делают.

99
14 комментариев

неиронично хотел сесть почитать, но после упадка игровой индустрии стало смешно, не смог читать дальше

пробовал ее в свое время, не зашла

Комментарий недоступен

Экспандет мод пройди а потом расскажешь какой ты фанат занзары и как ты ее любишь

Автор

Это какое-то обязательное условие?)

Девушкам очень нравится игра)

Одна дама делает ремейк уже почти 10 лет.
https://youtu.be/JAtLnj1Npa0