Джейми Белл «Билли Эллиот»

Фильм «Billy Elliot» 2000 года сложно назвать недооценённым кино — он и три номинации на «Оскар» словил в своё время, и собрал какое-то безумное количества ресурсов в бокс-офисе. Но всё равно есть ощущение, что для одного из самых лучших фильмов грани тысячелетий он прошел довольно скромно, — а зритель моложе 30 может и вовсе не знать о существовании этой киноленты. Это упущение, это надо исправлять.

Итак, на дворе примерно 1984 год, северная Англия, мелкая деревенька на шотландской границе, правительство Маргарет Тэтчер ведет войну с профсоюзами, шахтёры устраивают забастовки, — короче, тяжелые времена. Одиннадцатилетний Билли, младший сын шахтёра Джеки Эллиота, ухаживает за престарелой бабушкой с зачатками деменции, учится в школе и ходит на бокс — не столько по собственному желанию, сколько по семейной традиции (даже перчатки у него — покойного деда). Мама Билли умерла пару лет назад, но он всё равно иногда забывает, что её больше нет и видит её — например, когда пьёт молоко прямо из бутылки, игнорируя стакан (и слышит упрёк усопшей родительницы). Как-то раз Билли остаётся после уроков бокса в спортзале, чтобы передать ключи от зала преподавательнице хореографии, и внезапно задерживается. Непутёвый маленький боксёр открывает для себя балет — и отсюда начинается история, которая заставляет плакать в самых, казалось бы, неожиданных местах, — и согревает сердце всю дорогу, особенно в финале.

Кинокартина «Билли Эллиот» принадлежит к числу тех маленьких шедевров, которые мастерски играют на всех струнах души, заставляя зрителя сердиться, расстраиваться, ликовать, отчаиваться, смеяться от всего сердца и в итоге завершать просмотр буквально очищенными слезами. В этом фильме, на первый взгляд, весьма бесхитростным, заложен такой заряд жизнеутверждающей энергии, и он настолько искусно исполнен, что хоть в учебники драматургии его вноси.

Стивен Долдри, для которого «Billy Elliot» стал режиссерским дебютом, мастерски выставляет персонажей и пропускает всех главных героев через горнило препятствий, показывая в полтора часа экранного времени впечатляющие трансформации. Здесь так же работает и контраст между балетным залом и ужасами политической схватки между правительством тори с лейбористским шахтёрским сообществом; конфликт между Билли и его семьёй (отцом и братом) рифмуется с большим противостоянием национального масштаба. Так, собственно, и делаются лучшие драмы. Но всё же шахтерские забастовки служат лишь фоном для маленькой драмы внутри, где маленький Билли отбивает свой внутренний островок свободы и самовыражения посреди суровых будней. Рядом и в тесной связи с ним свой путь вершат мисс Уилкинсон, учительница танцев Билли, которая не реализовалась сама, застряла в браке с мужчиной, который ей изменяет, и которая видит в крошке Эллиоте, кажется, шанс реабилитировать свою довольно бесплодную жизнь; а также Майкл, одноклассник и друг Билли, который любит наряжаться в платья своих сестёр и находит в этом свой эскейп.

Кинолента «Билли Эллиот» отлично написан на уровне сценария, мастерски снят, деликатно смонтирован. Но вдохновляет жизнь во всю эту историю актёрская игра. И если взрослые актёры, как положено звездами британской театральной школы, делают своё дело предсказуемо точно и блестяще (хотя не похвалить Джули Уолтерс, которую лишь год спустя сделают звездой картины о Гарри Поттере, в которых она сыграет мамашу семейства Уизли, нельзя — она одна из самых недооценённых актрис современности; рекомендую к просмотру её бенефис «Уроки вождения»), всё же главными козырями здесь являются дети. К сожалению, актёры, играющие Майкла и Дебби, ничем себя больше в кино не проявили, но Джейми Белл, сыгравший титульного героя, сразу же попал в плеяду лучших актёров своего поколения, и с тех пор наслаждается впечатляющей голливудской карьерой. Его дебют, впрочем, пока остаётся самой его крутой работой, несмотря на сотрудничество с Питером Джексоном и Ларсом фон Триером, — Джейми Белл смог создать невероятно живой, искренний, трогательный образ мальчишки из британской глубинки, в котором сочетается грубость и нежность, хитроумная смекалка и подкупающая наивность.

Лента «Билли Эллиот» подмывает пуститься в чуть ли не покадровый анализ фильма, поскольку тут есть чем восхищаться и то, что надо разбирать подетально, — но оставим это на потом. Ограничимся вердиктом — Feel good movie of the century, not to be missed.

И какое редкое везение — у прекрасного фильма имеется не менее прекрасная другая ипостась!

1818
8 комментариев

И ни одного кадра из самого фильма..

14
Ответить

Фишка автора, просто фотки актёров ставит - причем Джейми Белл вырос уже давно )) и голый текст)

Ответить

для одного из самых лучших фильмов грани тысячелетий он прошел довольно скромноВ свое время Билли Эллиот отнюдь не скромно прошел, он вызвал настоящий фурор, взяв 56 наград на разных фестивалях. Кстати, в январе этого года, в New York Times была статья о последней постановке Лебединого озера, где рассказывалось о танцорах-мужчинах, в частности трое из них упомянули Билли Эллиота, который оказал огромное влияние на их занятие танцами.

2
Ответить

Тоже удивился такой откровенно неверной информации) автор хоть бы погуглил для приличия, прежде чем писать))

1
Ответить
2
Ответить

Фильм отличный

Ответить

Джейми Белл это псевдоним Александра Старшого

Ответить