Джейми Белл «Билли Эллиот»
Фильм «Billy Elliot» 2000 года сложно назвать недооценённым кино — он и три номинации на «Оскар» словил в своё время, и собрал какое-то безумное количества ресурсов в бокс-офисе. Но всё равно есть ощущение, что для одного из самых лучших фильмов грани тысячелетий он прошел довольно скромно, — а зритель моложе 30 может и вовсе не знать о существовании этой киноленты. Это упущение, это надо исправлять.
Итак, на дворе примерно 1984 год, северная Англия, мелкая деревенька на шотландской границе, правительство Маргарет Тэтчер ведет войну с профсоюзами, шахтёры устраивают забастовки, — короче, тяжелые времена. Одиннадцатилетний Билли, младший сын шахтёра Джеки Эллиота, ухаживает за престарелой бабушкой с зачатками деменции, учится в школе и ходит на бокс — не столько по собственному желанию, сколько по семейной традиции (даже перчатки у него — покойного деда). Мама Билли умерла пару лет назад, но он всё равно иногда забывает, что её больше нет и видит её — например, когда пьёт молоко прямо из бутылки, игнорируя стакан (и слышит упрёк усопшей родительницы). Как-то раз Билли остаётся после уроков бокса в спортзале, чтобы передать ключи от зала преподавательнице хореографии, и внезапно задерживается. Непутёвый маленький боксёр открывает для себя балет — и отсюда начинается история, которая заставляет плакать в самых, казалось бы, неожиданных местах, — и согревает сердце всю дорогу, особенно в финале.
Кинокартина «Билли Эллиот» принадлежит к числу тех маленьких шедевров, которые мастерски играют на всех струнах души, заставляя зрителя сердиться, расстраиваться, ликовать, отчаиваться, смеяться от всего сердца и в итоге завершать просмотр буквально очищенными слезами. В этом фильме, на первый взгляд, весьма бесхитростным, заложен такой заряд жизнеутверждающей энергии, и он настолько искусно исполнен, что хоть в учебники драматургии его вноси.
Стивен Долдри, для которого «Billy Elliot» стал режиссерским дебютом, мастерски выставляет персонажей и пропускает всех главных героев через горнило препятствий, показывая в полтора часа экранного времени впечатляющие трансформации. Здесь так же работает и контраст между балетным залом и ужасами политической схватки между правительством тори с лейбористским шахтёрским сообществом; конфликт между Билли и его семьёй (отцом и братом) рифмуется с большим противостоянием национального масштаба. Так, собственно, и делаются лучшие драмы. Но всё же шахтерские забастовки служат лишь фоном для маленькой драмы внутри, где маленький Билли отбивает свой внутренний островок свободы и самовыражения посреди суровых будней. Рядом и в тесной связи с ним свой путь вершат мисс Уилкинсон, учительница танцев Билли, которая не реализовалась сама, застряла в браке с мужчиной, который ей изменяет, и которая видит в крошке Эллиоте, кажется, шанс реабилитировать свою довольно бесплодную жизнь; а также Майкл, одноклассник и друг Билли, который любит наряжаться в платья своих сестёр и находит в этом свой эскейп.
Кинолента «Билли Эллиот» отлично написан на уровне сценария, мастерски снят, деликатно смонтирован. Но вдохновляет жизнь во всю эту историю актёрская игра. И если взрослые актёры, как положено звездами британской театральной школы, делают своё дело предсказуемо точно и блестяще (хотя не похвалить Джули Уолтерс, которую лишь год спустя сделают звездой картины о Гарри Поттере, в которых она сыграет мамашу семейства Уизли, нельзя — она одна из самых недооценённых актрис современности; рекомендую к просмотру её бенефис «Уроки вождения»), всё же главными козырями здесь являются дети. К сожалению, актёры, играющие Майкла и Дебби, ничем себя больше в кино не проявили, но Джейми Белл, сыгравший титульного героя, сразу же попал в плеяду лучших актёров своего поколения, и с тех пор наслаждается впечатляющей голливудской карьерой. Его дебют, впрочем, пока остаётся самой его крутой работой, несмотря на сотрудничество с Питером Джексоном и Ларсом фон Триером, — Джейми Белл смог создать невероятно живой, искренний, трогательный образ мальчишки из британской глубинки, в котором сочетается грубость и нежность, хитроумная смекалка и подкупающая наивность.
Лента «Билли Эллиот» подмывает пуститься в чуть ли не покадровый анализ фильма, поскольку тут есть чем восхищаться и то, что надо разбирать подетально, — но оставим это на потом. Ограничимся вердиктом — Feel good movie of the century, not to be missed.
И какое редкое везение — у прекрасного фильма имеется не менее прекрасная другая ипостась!