Круглый стол: как приостановка сертификации игр в Китае отразится на разработчиках

Причины и возможные последствия.

С 28 марта 2018 года в Китае не выдают сертификаты на издание игр из-за реорганизации государственного органа, занимавшегося этим. В результате, в стране не вышло ни одной новой игры — лишь те тайтлы, которые прошли одобрение ранее. Правительство страны пока никак не комментирует отказ выдавать лицензии и не сообщает, когда сертификация будет возобновлена.

Мы обратились к сотрудникам издательства APPTUTTi и Nekki, а также студии Pixonic, чтобы узнать, как изменившаяся ситуация отразится на российских разработчиках, выпускающих свои продукты в КНР, и на всей индустрии в целом.

Круглый стол: как приостановка сертификации игр в Китае отразится на разработчиках

Что произошло

В начале августа аналитическая компания Newzoo опубликовала прогноз о состоянии китайского видеоигрового рынка в 2018 году. По данным специалистов, он займёт первое место в мире по объёму, а совокупная выручка индустрии в стране составит 37,9 миллиарда долларов, из которых 23 миллиарда придутся на мобильные игры, ещё 14,4 миллиарда — на ПК-игры, а 0,6 миллиарда — на консольные тайтлы.

Круглый стол: как приостановка сертификации игр в Китае отразится на разработчиках

При этом геймерами себя считают почти 619 миллионов человек из 1,4-миллиардного населения страны, а совершают внутриигровые покупки — 94% из них.

Несмотря на впечатляющие прогнозы, в марте 2018-го на китайском видеоигровом рынке произошли серьёзные изменения. Правительство страны упразднило SAPPRFT — государственный орган, отвечающий за печать, телевидение, радио и кино. Ему на смену пришла организация SART, которая занимается исключительно радио и телевидением. Кинематограф и СМИ на себя взял отдел пропаганды Коммунистической Партии страны.

В число обязанностей SAPPRFT входила выдача лицензий всем играм, издаваемым на территории Китая. Очевидно, что этой работой теперь должна была заниматься SART, но с 28 марта ни одна игра в этой стране не прошла сертификации. Это значит, что в КНР выходят только те игры, которые SAPPRFT успела одобрить до своего упразднения.

Причина приостановки остаётся неизвестной. Более того, до 15 августа о ней официально не говорили вовсе — первое подтверждение появилось лишь тогда в квартальном отчёте Tencent.

Впрочем, выдачу сертификатов продолжило другое ведомство — Министерство культуры Китая, но его одобрения без лицензии, выданной SART, не хватает. Из-за этого возникли проблемы у Capcom, выпускавшей на платформе WeGame от Tencent свою Monster Hunter: World. Игра вышла в Китае 8 августа, а уже через пять дней Tencent была вынуждена убрать Monster Hunter: World из магазина и оформить возврат средств всем, кто её купил.

Круглый стол: как приостановка сертификации игр в Китае отразится на разработчиках

Как сообщила китайская компания, экшен пропал из WeGame из-за «многочисленных обращений» со стороны органов государственной власти. Они указывали на то, что Monster Hunter не удовлетворяет нормам издания игр в стране.

Как приостановка сертификации отразится на индустрии

Согласно исследованию, проведённому фирмой CNG и китайской игровой ассоциацией GPC, за первую половину 2018 года видеоигровой рынок КНР заработал 15 миллиардов долларов. Это на 5% больше, чем за аналогичный период 2017-го. Рост может показаться стабильным, но впервые за девять лет он составил меньше 10% год к году.

Индустрии страны, по данным аналитиков, грозит спад по итогам года. Уже сейчас рост мобильного сегмента замедлился с 50% в 2017-м до 13% в 2018-м. И это при том, что почти полмиллиарда жителей страны играют на мобильных устройствах.

График динамики роста китайского видеоигрового рынка. Жёлтой линией показано изменение год к году
График динамики роста китайского видеоигрового рынка. Жёлтой линией показано изменение год к году

По словам аналитика компании Orient Securities Гао Баовеня (Gao Baowen), эффект от приостановки сертификации проявится не сразу, потому что в Китае продолжают выходить игры, получившие лицензию ранее.

Сейчас тысячи игр ожидают одобрения. Судя по тому, что в месяц одобряют 700-800 тайтлов, существующим приложениям потребуется два или три месяца, чтобы пройти сертификацию. Это значит, что во время летних праздников на рынке будет недоставать новых продуктов, что навредит росту индустрии.

Гао Баовень, аналитик компании Orient Securities

Реструктуризация SAPPRFT уже отразилась на крупнейшем китайском издателе — компании Tencent. Согласно отчёту, который она опубликовала в середине августа, её прибыль по итогам второго квартала упала на 3% до 3,3 миллиардов долларов. Снижение показателя зафиксировано впервые за девять лет. При этом в Tencent не знают, когда ситуация на рынке нормализуется.

В данный момент мы не знаем, когда сертификация снова возобновится. Мы уверены, что тут вопрос не в том, будут ли в играх снова доступны прежние модели монетизации, но лишь в том, когда это случится.

Мартин Лау, президент Tencent

Мартин Лау не случайно упомянул монетизацию в этом контексте, ведь китайские регуляторы ужесточают правила касательно внутриигровых покупок, лутбоксов и азартных игр вслед за Нидерландами и Бельгией.

Мнения разработчиков

Директор по развитию бизнеса издательства APPTUTTi Илья Гутов в разговоре с DTF рассказал, как осуществляется сертификация западных игр в Китае.

На данный момент процедура выдачи ISBN полностью остановлена для мобильного игрового контента, разработанного на территории Континентального Китая.

Зарубежные игры проходят определённые этапы лицензирования.

1. Регистрация авторского права.

2. Письмо подтверждения из городского офиса NRATA (Национальная администрация радио и телевидения).

3. Письмо с подтверждением приёма приложения из центрального офиса NRATA.

4. Разрешение ISBN.

5. Официальная лицензия

6. Разрешение на публикацию от Министерства культуры и туризма и NRATA.

На шестом этапе сертификация приостанавливается, но нет никакой официальной информации и отказов.

Илья Гутов, директор по развитию бизнеса APPTUTTi

По словам Гутова, приостановка выдачи лицензий может быть связана с «высоким уровнем коммерциализации игр», но никаких подтверждений тому нет. При этом он допускает, что власти Китая могут ввести тарифы на внутриигровые покупки и заняться их регулированием. Возможности для запрета существующих моделей монетизации он не видит.

В целом, Гутов думает, что ситуация может обернуться и на пользу разработчикам, если правительство Китая ужесточит правила лицензирования с точки зрения требований, но, в то же время, сделает его менее трудозатратным и более быстрым.

Директор по развитию бизнеса Pixonic (War Robots) Алексей Щербаков считает, что если ситуация не изменится, то многие российские разработчики могут потерять доступ к китайскому рынку.

Самая очевидная проблема для разработчиков из России — они потеряют доступ к одному из самых больших и быстрорастущих рынков в мире. Как показывает практика, у тех разработчиков, которые выпустили свои проекты в Китае, неплохие показатели по прибыли в данном регионе.

Алексей Щербаков, директор по развитию бизнеса Pixonic

Авторам игр, по его словам, придётся внести немало правок в свои продукты, чтобы те соответствовали регламенту. При этом на местный рынок приостановка сертификации, как считает Щербаков, заметного влияния не окажет.

Китайский рынок видеоигр и так достаточно большой, а местные разработчики делают хорошие и масштабные продукты для местной аудитории. Ну и клоны делают не хуже, поэтому я не думаю, что приостановка сертификации окажет какое-либо заметное влияние на местный рынок, особенно с учётом его темпов роста в данный момент.

Алексей Щербаков, директор по развитию бизнеса Pixonic

В свою очередь Никита Коржавин, директор по развитию бизнеса в Nekki (Shadow Fight), отмечает, что для его компании Китай — основной источник дохода, а выручка с этого рынка опережает даже США. Впрочем, основная проблема, которая на данный момент стоит перед Nekki — возможные трудности с уже выпущенными на iOS играми, а не сертификация новых для Android.

Наши партнёры в Китае говорят, что даже если будут введены новые требования к публикации игр в китайском App Store, то они будут касаться только новых тайтлов, а не уже опубликованных. Но китайское правительство настолько непредсказуемо, что нельзя ни в чём быть уверенным.

Мы пока продолжаем плановую процедуру получения лицензий для Android-версий и будем ждать осеннего съезда Коммунистической партии Китая, на котором, по идее, должны быть приняты новые решения в лицензировании продукции. В худшем случае, если действительно будет приостановлена любая сертификация игр, наша индустрия может понести сокрушительные потери.

Никита Коржавин, директор по развитию бизнеса в Nekki

Так же, как и Гутов, Коржавин не верит, что власти КНР введут запрет на действующие модели монетизации, ведь это ударит и по местным разработчикам. Однако он не исключает, что правила, регламентирующие внутриигровые покупки и лутбоксы, будут ужесточены.

Если будут новые ужесточения, то я уверен, что мы найдём выход. Да и вообще важна не модель монетизации, а контент, который может влиять на душевное и физическое состояние столь восприимчивых китайских подростков. Я так понимаю, текущие проблемы с лицензиями связаны с тем, что уже существующие игры на китайском рынке нарушают эти правила.

Никита Коржавин, директор по развитию бизнеса в Nekki

Несмотря на то, что власти Китая пока не дали никаких официальных комментариев относительно того, почему была приостановлена сертификация и когда она будет возобновлена, эффект от этого решения уже заметен. До тех пор, пока ситуация не прояснится, разработчики вынуждены находиться в «подвешенном» состоянии, ожидая дальнейших действий регуляторов.

2525
21 комментарий

В общем-то паразиты от мобильных игр опять начали ныть -- нельзя зарабатывать на китайцах. Насчет прочих АА и ААА игр очень жаль

17

Блин, в последнее время комментарии здесь хочется только минусовать. Это бизнес. Реалии российской игровой индустрии. Если тебе она не интересна - проходи мимо.

6

Подскажите, а с какой целью вы написли этот комментарий - оскорбить разработчиков мобильных игр или публично выразить свою позицию?

4

В мобильных играх почти все паразиты.

3

"Я SART, мне похуй", — прокомментировал ситуацию представитель надзорной организации в Китае.

2

После очередного съезда, наверняка, опять несколько месяцев не будут никому ISBN выдавать. Печальная история. Особенно для тех, кто уже подал игры на ревью и подписался с Китайскими издателями.

Интересно, каким образом они ужесточат правила монетизации и онлайн-покупок. Так-то я давно уже заметил что они подбивают на мобильных играх тратить больше с носа, чем при покупке сингловой игры.