Почему умерла выставка Е3?

Всем привет! В ожидании игровых конференций, пришедших на смену легендарной Е3, рассмотрим основные причины, почему же некогда самая популярная игровая выставка умерла.

Немного истории

Electronic Entertainment Expo (E3) впервые состоялась в 1995 году и просуществовала в том или ином виде до 12 декабря 2023, когда после попыток сменить формат, организаторы выставки пришли к выводу, что проще ее закрыть.

Е3 часто становилась площадкой как различных скандалов, так и "мемных" и культовых событий. Чего только стоит вспомнить анонс цены PS2 для рынка США, который по сути вбил последний гвоздь в крышку гроба SEGA.

Но об этом не сегодня, для нас самое важное запомнить год проведения первой выставки: 1995

Тот самый момент с анонсом цены PS2 для рынка США

Первая причина - смерть оффлайн демосцены

E3 это в первую очередь бизнес мероприятие. Да за обилием косплеерш, раздачи бесплатного мерча, мероприятий, собирающих полные залы это сложно заметить, но нет, основная задача, помимо маркетинга, ради которой издатели и разработчики ездили на Е3 - филиал программы "Давай поженимся".

До массового развития интернета, небольшим, порой, "гаражным" издателям было крайне сложно найти издателя для финансирования своих проектов. Steam, в который можно выпустить свою "индюшатину", появится только в конце нулевых, поэтому в 90% случаев небольшим командам разработчиков требовался издатель.

Е3 было идеальным мероприятием для подобного. Крупные издатели искали среди кучи концептов, порой очень кривых и косых, интересные концепции и команды разработчиков. Была весьма распространена так называемая "демосцена" - скажем так, презентации игры, иногда на игровом движке, который давал примерное понимание того, что будет представлять из себя проект команды.

Из демосцены вышли такие компании как: DICE (Battlefield), Starbreeze (Хроники Риддика), Remedy, Techland, Lionhead Studios, Bugbear и так далее.

С развитием интернета и современных игровых движков необходимость в оффлайн демосцене отпала. Во-первых любые манипуляции можно провести онлайн, например, показ геймплея и концепции (особенно после Covid, когда онлайн-конференции прочно вошли в наш мир). Во-вторых, сейчас при большом желании можно выпустить игру вообще без издателя, особенно небольшие проекты.

Следовательно смысла в проведении Е3 в этом плане больше нет.

Трейлер Max Payne с Е3 1998 года, когда о маленькой финской студии еще никто не знал.

Вторая причина - смерть и перерождение игровой журналистики

Помните в самом начале я попросил вас запомнить дату проведения первой Е3? Да-да, 1995 год. И единственным способом узнать о новых проектах были игровые журналы. А "добывали" информацию они классическим способом - приехали на выставку, собрали материал, поиграли в демо версии, пообщались с разработчиками и издателями.

Сейчас во-первых, большая часть игровых журналов вымерла, во-вторых сменился и подход к информации. Большая часть игровых студий готовит пресс-материалы - видео, скриншоты, текстовое описание. И выудить какой-то супер эксклюзив у тех или иных разработчиков не получится.

Сейчас, когда большая часть игровой журналистики переехала в интернет, на сайты или тот же Youtube, отпал и смысл ехать на выставку и тратить на это тысячи долларов. Эксклюзив ты не получишь, каких-то доп материалов тоже. Если есть демо - тебе его пришлют в цифровом виде. А составить свое мнение о проекте можно дома, не вставая с дивана.

Еще не сошедший с ума АЛОГВИНОВ. Выпуск Видеомании с Е3, 2012 гол.
Еще не сошедший с ума АЛОГВИНОВ. Выпуск Видеомании с Е3, 2012 гол.

Третья причина - экономика

Игровая выставка это ОЧЕНЬ дорого. Даже небольшой студии приехать на ту же Е3 это сотни тысяч долларов, если не миллионы. Постройка стенда, оборудование (не попрешь же ты компьютеры из той же России), персонал, перелет, проживание - все это весьма дорого.

В тоже время, современная презентация требует минимум ресурсов (разве что маркетинг). Персонала минимум, оборудование практически отсутствует, а тех же "первых" лиц компании часто вообще снимают в офисе, не тратя драгоценное время.

Четвертая причина - а смысл?

Ключевое, почему умерла Е3. Выхлопа с выставок уже практически нет. Люди по большей части получают информация из интернета (сайты, Youtube, блогеры в телеге - не важно) или сарафанной радио (как в случае с тем же Helldivers 2). И такого хайпа, как раньше, когда на тот же Е3 приходили сотни тысяч людей уже нет и никогда больше не будет.

А учитывая высокую стоимость проведения выставки, отсутствие выхлопа от журналистов, смысл от того же Е3 вообще нет.

Краткие выводы

1. Издателям и разработчикам больше не нужна прокладка в виде Е3, чтобы познакомится и начать работать.
2. Журналистам не обязательно вставать с дивана, чтобы выкатить свое мнение по тому или иному проекту.
3. Выставки это ОЧЕНЬ дорого.
4. А еще они никому не нужны и былого хайпа больше нет.

55
38 комментариев