Как Shadow of the Colossus рассказывает историю с помощью музыки

Саундтрек и игра с эмоциями.

Shadow of the Colossus, вышедшую в 2005 году и переизданная в 2018-м, хвалили не только за эмоциональную историю и арт-дизайн, но и за саундтрек. Автор YouTube-канала Game Score Fanfare Мэттью Диасон записал видео-эссе, в котором рассказал, как музыкальное сопровождение в игре Фумито Уэды работает на её основную идею и заставляет пользователя пережить то, что переживает главный герой. Мы выбрали из материала главное.

Игра начинается с того, что главный герой, Вандер, отправляется верхом в земли, давно покинутые людьми. В музыкальном сопровождении этот регион «представлен» с помощью бузуки — струнного музыкального инструмента. Композитору игры Коу Отани он понравился из-за его традиционного звучания, а также потому, что страна его происхождения до конца не ясна.

Несмотря на то, что бузуки часто ассоциируют с греческой и кельтской музыкой, он имеет тесные связи с другим струнным инструментом — пандурой, вариации которой были распространены не только в Европе, но и на Среднем Востоке и в Азии ещё в четвёртом веке до нашей эры.

Prologue

Вандер путешествует с безжизненным телом девушки. Он намерен просить у бога Дормина воскресить её. Тот соглашается, но лишь при условии, что главный герой убъёт 16 колоссов, обитающих в этих землях. Сцена прибытия в храм Дормина сопровождается скорбной музыкой, написанной с использованием бузуки, струнных инструментов, органов, церковных колоколов и хора.

Эта композиция напоминает реквием — жанр церковной музыки, используемый на заупокойных мессах. Она звучит рефреном через всю игру, проявляясь после победы над каждым из колоссов. Таким образом, подчёркивается тема смерти и потери. Также она напоминает игроку о цели, которую преследует Вандер.

Resurrection

После вступления игра начинается по-настоящему. Игрок может путешествовать по миру, изучать его, однако он всегда будет один (если не считать лошадь Арго). В Shadow of the Colossus нет дополнительных заданий, нет противников, нет NPC. Это одинокое приключение, что подчёркивается и музыкой — её здесь попросту нет.

Благодаря тишине, пустынные земли кажутся ещё более пустыми. Кроме того, она постоянно напоминает о том, что лишь Вандер может выполнить ту миссию, которая легла на его плечи, и помощи ждать неоткуда.

Как Shadow of the Colossus рассказывает историю с помощью музыки

Некоторые колоссы агрессивны и нападают на Вандера как только увидят его, но другие не обращают на главного героя внимания. Так, игрок может понаблюдать за ними в их естественной среде обитания. Вы можете ожидать, что музыка в этот момент будет становиться громче и интенсивнее, но на самом деле она остаётся спокойной, отражая миролюбивую природу колоссов.

Музыкальное сопровождение «говорит» не о потенциальной угрозе, исходящей от колоссов, но об их могуществе. Так внутри игрока зарождается конфликт — наблюдая за гигантами, пользователь начинает воспринимать их не как монстров или боссов, которых он должен убить, а как живых существ.

Silence

Однако как только начинается бой, музыка становится величественной. Она контрастирует со всем, что вы слышали в игре прежде. Благодаря музыке, колоссы выглядят ещё более могущественными. В эти моменты саундтрек позволяет игроку почувствовать себя героем, хотя до этого он всеми силами работал против этого. Он поддерживает пользователя, заставляя забыть о сомнениях, которые могли терзать его, когда он наблюдал за колоссом.

Revived Power

Как только поверженный гигант падает на землю, звучит реквием — игра не пытается поздравить игрока с победой с помощью торжественной музыки или фанфар. Смерть колоссов связывается с самым началом игры, с тем моментом, когда Вандер приносит девушку в храм Дормина.

The End of the Battle

Таким образом, разработчики ставят знак равенства между жизнью гигантов и девушки, а у игрока снова могут возникнуть сомнения — возможно его миссия вовсе не праведная. Это ключевая идея всей Shadow of the Colossus.

С этого момента тишина во время изучения мира уже не подчёркивает одиночество главного героя. Она позволяет игроку остаться наедине со своими мыслями, подумать о том, что он делает. Встречи с колоссами больше не кажутся мирными и спокойными, но таинственными и мрачными, а музыка во время сражений не звучит торжественно.

Превращение Вандера из героя в злодея показано как через изменение модели персонажа по ходу игры, так и в катсценах. Саундтрек же даёт возможность на себе ощутить эту трансформацию. Игрок чувствует себя злодеем, потому что музыка способна играть с человеческими эмоциями и чувствовать себя виноватым.

7777
13 комментариев

Музыка — один из важнейших элементов погружения, но это работает в обе стороны. Хороший саундтрек делает среднюю сцену сильной и запоминающейся, но плохой саундтрек может сделать сильную и запоминающуюся сцену фальшивой.

15
Ответить

Прекрасная статья, но все же лошадку зовут - Агро

4
Ответить

Японские игры вообще богаты на потрясающий саундтрек. Persona, Dark Souls, FF, Nier, и куча игр поменьше.

3
Ответить

Забавно, что не упомянули MGS и Silent Hills.

Ответить

В игре действительно музыка работает на атмосферу. Когда просто скачешь по карте полная тишина, чувство одиночества. Но как находишь колосса, то музыка начинает настраивать и готовить тебя к битве на смерть.
Шедевральная игра, к счастью с удовольствием поиграл в нее еще на пс2. Сейчас же игра тоже может доставить удовольствие, но не такие как в годы ее появления, так как технически устарела, да и прогресс не даст оценить игру по достоинству.

1
Ответить

По геймплею она и сейчас играется отлично. А для технической стороны, есть ремастер. Он удивительно красив, и я потратил многие часы, просто скача на коне из угла в угол, рассматривая пейзаж и разрушенные храмы.

4
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить