Заглядывает ко мне в личку Sightsaber и говорит: «Набрал я тут по-быстрому игру про шагоход для ZX81. Глянь пока, чтоб не простаивать», — и скидывает, значит, архив. Внутри эмуль, скан журнала, инструкция по запуску ROM’а на русском и описание игры на французском. Читаю мануал: «После появления курсора по одной цифре ввести две таблицы». Какие таблицы?.. Стал возиться с запуском. Следую инструкции, ничего путевого не происходит. Пишу Sightsaber. Он присылает более подробное пошаговое руководство — не получается и по нему. К тому же я до сих пор не понимаю, что там за таблицы такие и куда их вводить. Спрашиваю в третий раз и только после этого осознаю… В том самом французском журнале, где была опубликована Walker, напечатано еще и два блока с цифрами — по полсотни чисел в каждом. Так вот, оказывается, что перед каждым запуском игры их нужно полностью прописывать в ZX81. Причем есть несколько нюансов. Во-первых, их нельзя печатать быстро, иначе часть символов может потеряться. Во-вторых, права на ошибку нет — удалить неправильно набранную ячейку нельзя. Ну и в-третьих, кое-где цифры пропечатаны неразборчиво, и в нескольких местах я не мог разобрать, стоит там 3 или 8 (либо 8 или 6). Сам по себе набор таблиц, чтобы вы понимали, занимал у меня примерно по 20 минут (а всего мне пришлось проделать этот процесс трижды).
Весь этот выпуск проходит под знаком разнообразия: французские программисты игр по "Звёздным войнам" из 80-х годов показывают себя, возможно, и не самыми умелыми кодерами, то точно одними из самых оригинальных игроделов.
Самая блестящая в подборке, конечно, игра Лорана Фризона. Да, это 16 Кб, но можно лишь поаплодировать тому, какое увлекательное многоуровневое приключение удалось создать для ZX81. С адекватным управлением, стоит заметить.
Впервые увидев в журнале скриншот игры Walker, был в восторге от графики и наличия аж двух разных типов шагоходов. Уже после набора кода программы нашёл её файловый вариант (с какими-то другими начальными настройками - так что набирал не зря). Маленькая поправочка: одну-две ошибки в таблицах, которую игрок набирает перед запуском, исправить можно, вручную прописав адрес, но это тот ещё гемор.
Ну и, конечно, Invasion avant l'aube: атака на Хот звёздным разрушителем - гениальная задумка, хоть и несколько отличается от показанного в Эпизоде V (там, напомню, флот Дарта Вейдера выходит слишком близко к Хоту, и повстанцы успевают поднять планетарные щиты (за что допустивший оплошность адмирал Кендал Оззель резко потерял возможность дышать). В целом приятная, довольно динамичная игра с интересной графикой.
Vive la France!