Новая эра «Доктор Кто»: впечатления от первого эпизода с новым шоураннером

И великолепной Джоди Уиттакер в главной роли.

После перезапуска в 2005-м «Доктор Кто» менял шоураннера лишь дважды, но зато кардинально. Сначала сериалом занимался Расселл Т. Дэвис: при нём мы увидели двух Докторов — в исполнении Кристофера Экклстона и Дэвида Теннанта. Затем в кресло продюсера и ведущего сценариста сел Стивен Моффат — докторов тогда сыграли Мэтт Смит, а затем Питер Капальди.

Все Доктора. У каждого — свой уникальный образ
Все Доктора. У каждого — свой уникальный образ

Современный «Доктор Кто» делится на две (а теперь уже три) эры. Конечно, над сериалом работает огромная команда: разные сценаристы, режиссёры и операторы, но всё-таки у эр Дэвиса и Моффата есть свои отличительные черты и своя философия. В эпоху Дэвиса в сериале было много необычных фантастических концепций, некоторые из которых не снились и авторам Star Trek. Эра Моффата, который до этого написал для Дэвиса сценарии лучших эпизодов, отметилась неуёмным пафосом и едва ли не супергероикой.

Какой будет эра Криса Чибнелла, который сел в кресло исполнительного продюсера и ведущего сценариста после Моффата? По первой серии судить, конечно, нельзя, однако некоторые выводы сделать можно. Пока что здесь нет ни пафоса, ни концепций. Кажется, это что-то совершенно новое.

Женщина, которая упала с неба

Для «Доктора Кто» Крис Чибнелл ранее писал несколько эпизодов, но выдающимися их не назвать. Всё-таки он более известен как шоураннер сериала «Бродчёрч» (или «Убийство на пляже») — это мрачная, тягучая драма о людях. Правда, история настолько жёсткая, что после первого сезона ваша вера в человечество может пошатнуться. «Доктор Кто», в свою очередь, наоборот — сериал о том, что нужно верить в людей несмотря ни на что.

Новая эра «Доктор Кто»: впечатления от первого эпизода с новым шоураннером

Судя по первому эпизоду нового сезона, эта вера никуда не делась, однако теперь обыкновенным людям уделяется гораздо больше внимания, чем раньше — и это очень красивый симбиоз идей. Гениальный повелитель времени всё ещё в центре повествования, однако Чибнелл не концентрируется только на нём — львиная доля внимания уделяется спутникам (которых теперь аж трое) и просто случайным людям.

Чибнелл никуда не спешит, он вводит героев постепенно, уделяя время отношениям между ними, а в конце дополнительно объединяет их общей трагедией. Приём, быть может, пошловатый, но он неизменно работает.

В отличие от предыдущих спутников Доктора при Моффате, эти — просто люди, со своими проблемами.

Новая эра «Доктор Кто»: впечатления от первого эпизода с новым шоураннером

У 19-летнего парня Райана диспраксия — трудности с координацией движений, и связанные с этим душевные травмы. Он пытается научиться кататься на велосипеде, но падает раз за разом. Велосипед здесь — скорее метафора, этакий пунктик, который обозначает внутренний рост героя. Его упорство.

Есть такой пунктик и у Ясмин, полицейского кадета, которая хочет добиться чего-то большего в этой жизни, но её отправляют разруливать мелкие споры на дорогах. Вероятно, благодаря Доктору она получит то, чего желает.

А вот с Грэмом сложнее: он попадает в спутники Доктора скорее случайно — зато у него есть один секрет, который раскрывается в конце первого эпизода. Секрет банальный, но, в перспективе, это может добавить сюжету драмы.

Слева направо — Ясмин, Грэм, Доктор, Райан. Промо-кадр
Слева направо — Ясмин, Грэм, Доктор, Райан. Промо-кадр

Причём, все они связаны между собой. Ясмин и Райан вместе учились когда-то, а Грэм — второй муж бабушки Райана, с которым у него не очень хорошие отношения. Получается этакий «Волшебник из Страны Оз»: наверняка Ясмин, Грэм и Райан однажды получат благодаря Доктору то, в чём нуждаются больше всего.

Сама Доктор, в свою очередь, заявляет: «Я просто путешественник».

Новая эра «Доктор Кто»: впечатления от первого эпизода с новым шоураннером

Однако и драмы наверняка не избежать — уже в первой серии Чибнелл «развешивает ружья», которые должны выстрелить, и обозначает сюжетные крючки.

Принципиально новая для «Доктора Кто», реалистичная модель повествования отражается и в другом. Долгие планы, отступления от основного сюжета, тихая, нисколько не эпичная музыка на заднем плане — всё это придаёт сериалу глубины. Большую роль играет и картинка: авторы перешли на широкоугольный объектив, делающий картинку визуально более насыщенной и кинематографичной, а также дающий интересные, яркие блики и модную размытость кадра по краям.

Новая эра «Доктор Кто»: впечатления от первого эпизода с новым шоураннером

Словом, для «Доктора Кто» Чибнелл и его команда — это как Альфонсо Куарон для фильмов про Гарри Поттера. Совсем другая тональность, иное восприятие.

Несомненно, в дальнейшем всё может измениться. Тем более, что ответственный за первый эпизод режиссёр Джейми Чайлдс поставил только половину сезона. Однако уже можно понять, что «эра Чибнелла» совсем не похожа на две предыдущие.

Будут серии и в космосе, и в прошлом, и будущем

А вот в чём есть стопроцентная схожесть, судя по первому эпизоду, так это в плохом гриме и костюмах. Монстр в первой серии выглядит дёшево от и до.

Раньше, когда «Доктор Кто» не особо стремился в кинематографичность, это воспринималось нормально — никудышный грим и смешной дизайн инопланетян (я не про далеков и киберлюдей, они клёвые) даже добавлял сериалу шарма. Но не сейчас, когда визуально сериал выглядит не хуже, чем, например, недавний нетфликсовский «Маньяк».

Идея образа отличная, реализация отвратительная
Идея образа отличная, реализация отвратительная

По ролику выше, а также по трём спутникам Доктора можно подумать, что Чибнелл и «Би-би-си» делают упор на дайвёрсити. Да, это совершенно точно так. Но здесь это абсолютно уместно, как и в случае, к примеру, со Star Trek, в котором равноправие вне зависимости от расы, пола или веры — прямо в ДНК бренда.

Доктор в равной степени ценит любую жизнь, вне зависимости ни от чего. Если и учить общество высокой морали и человечности, то с помощью вот таких сериалов, как этот.

Тем паче, что Доктор — теперь женщина. Странно, что «Би-би-си» не догадались так сделать раньше: лором это полностью оправдано, да и вносит необходимую свежесть в сериал.

Новая эра «Доктор Кто»: впечатления от первого эпизода с новым шоураннером

Джоди Уиттакер, которая до этого как раз играла в «Бродчёрче» Чибнелла, вписалась в роль великолепно и многое берёт у образа Дэвида Теннанта. Она похоже двигается, похоже проявляет эмоции, похоже говорит — но в то же время не копирует его. Образ Теннанта тут — скорее просто хороший источник вдохновения.

Лучший показатель того, что у Уиттакер всё получилось: каждый случайный стоп-кадр крупным планом из первой серии с ней будет по-хорошему безумным. Она никогда не стоит столбом, как на промо-постерах, она вечно в движении. Она — чертовски живая.

Новая эра «Доктор Кто»: впечатления от первого эпизода с новым шоураннером

То единственное, за что можно упрекнуть Чибнелла, сформулировал критик The New York Times: мол, теперь это всё похоже на обычный ТВ-сериал, а поведение Доктора стало логичнее и понятнее. Да, это и правда так — первый эпизод логичный и, можно даже сказать, простой.

Но это не минус. Во-первых, перед нами «мягкий» перезапуск — предполагается, что с «эпохи Чибнелла» начнётся новый виток развития сериала, с новыми зрителями, так что начать с чего-то попроще — не такое уж плохое решение.

Во-вторых, Моффат порой слишком сильно заворачивал свои истории, из-за чего в них появлялись сюжетные дыры, а всякая логика терялась. Это можно отследить и по его «Шерлоку», особенно в последнем сезоне. Пафос ради пафоса, всё на то, чтобы удивить и шокировать.

Первый эпизод Чибнелла не шокирует: он просто постепенно знакомит зрителя с новыми персонажами и даёт экспозицию. О людях — для людей.

Новая эра «Доктор Кто»: впечатления от первого эпизода с новым шоураннером

Однако это всё равно внушает некоторые опасения. Бог с ним, с пафосом Моффата, может быть он и не нужен в истории про Доктора вовсе. А вот необычные фантастические концепции — должны быть. Если каждую серию герои будут сражаться с такими же плоскими и простыми злодеями, как в первом эпизоде, то никакая химия между героями тут не поможет.

Крису Чибнеллу с новой командой удалось удивить: первый эпизод не похож ни на что, что мы видели с момента перезапуска 2005-го. И как бы мне не хотелось, чтобы в кресло продюсера вновь сел Расселл Т. Дэвис (а лучше вернулся бы к спин-оффу «Торчвуд»), эра Чибнелла — вдохновляет. Осталось лишь соблюсти баланс между фантастическими концепциями и историями о простых людях вроде нас с вами.

6464
83 комментария

В эпоху Дэвиса "фишка" была не в "фантастических концепциях" (всё-таки, в Треке их было куда больше), а в том, что его эпоха была прям comfy и имела огромное кол-во такого, условного "мыла" между героями. А у Моффата же прям винегрет: и пафос, и бафос, и субверсия, и "игра со зрителем", и стёб, и "долгая игра с континьюити и арками на 3 сезона", и какие-то причудливые концепции, которых было в разы больше, чем у РТД, лол. Он их, конечно, регулярно не дожимал когда был шоураннером, но всё-таки.

В отличие от многих предыдущих спутников Доктора, эти — просто люди, со своими проблемами.

В отличие от кого? Если брать только ньюскул:
Роуз - абсолютно "просто людь", девушка работающая продаваном в магазине. Марта - самый обыкновенный интерн. Донна - так вообще секретарь и то "временный". Это вот у Эми вся жизнь вокруг Доктора крутится с самого детства и у Клары, которая "самый важный спутник ever"™. Билл и то обычнее была - просто кухарка в универе.

12
Ответить

В отличие от кого?

Верно. Добавил, что имею в виду Моффата. Про Билл я не соглашусь, с ней Моффат тоже дичи навернул какой-то.

В эпоху Дэвиса "фишка" была не в "фантастических концепциях" (всё-таки, в Треке их было куда больше), а в том, что его эпоха была прям comfy и имела огромное кол-во такого, условного "мыла" между героями

Тем не менее, запоминающихся концепций, то есть миров и существ, которые работают по своей логике (ключевое слово — «работают»), там сильно больше.

1
Ответить

Доктор ведь может взять новую Клару из другого времени. Могут они так сделать?

Ответить

Прочитал мнение и засомневался смотрели ли мы с автором одну и ту же серию))
Новый Доктор бесспорно хороша, да и съемки стали лучше.
Но вот сюжет банальный и скучный, спутники пока что функции, до раскрытых персонажей им еще далеко.
И отсутствие сюжетной линии, которая проходила бы через весь сезон, как было обычно, странное решение. Есть опасение, что скатится все в "процедурал" с чередованием успешных и не очень серий.

15
Ответить

И отсутствие сюжетной линии, которая проходила бы через весь сезон

Пока рано утверждать, не посмотрев вторую серию. Мало ли.

2
Ответить

Врать не буду, стиль Чибнелла мне нравится намного больше стиля Моффата. Последний, при всей креативности, постоянно заканчивал большую часть идей до безобразия пошло и просто - Одиннадцатый Доктор, который вытаскивает сам себя из Пандорики это такой ленивый сюжетный ход, что меня корёжит по сей день.

Так что более приземлённый и сконцентрированный на людях стиль Чибнелла пока выглядит приятно - потому что искренне, и без заканчивающихся неудачей обещаний чего-то неординарного. Ну, всё может измениться, конечно, но после первой серии именно такое впечатление. Буду надеяться, что дальше оно меняться в худшую сторону не будет.

6
Ответить

Инопланетяне в Докторе до сих пор выглядят как в Вавилоне-5. Ладно, вру. В Вавилоне, несмотря на то что он родом из 90-ых, маски все-таки были качественнее.

5
Ответить