Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Якутский триллер, глубокое порно и абсурдная комедия о том, почему Россия — для грустных.

В 2020-м мировой кинематограф сильно пострадал из-за пандемии — и, возможно, самое время сейчас обратить внимание на то, что делают отечественные авторы. Не зря именно в этом году российские фильмы и сериалы начали активно пробиваться на Запад: «Спутник» обласкали западные критики, «Папа, сдохни» попал в топы не последних американских режиссёров (мы о нём писали в прошлогоднем списке), а Стивен Кинг в твиттере хвалил «Эпидемию».

Мы же вспомнили о картинах, которые оказались не так заметны — но при этом они ничуть не хуже.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

«Хандра»

Уже не первый хороший отечественный фильм, чьи прокатчики как будто специально делали всё, чтобы его никто не посмотрел: то же было с «Папа, сдохни!» и, скажем, «Пятницей». «Хандру» рекламировали как типичную ситуационную комедию — ей даже изначально классный постер поменяли на самый дурацкий, какой смогли придумать. Хотя чего-чего, а «типичного» в картине Алексея Камынина мало.

Фильм рассказывает историю четырёх приятелей, которые пытаются найти деньги на то, чтобы заплатить за аренду квартиры в Москве (на это у них остался день). Простейший квест перебивается сотней абсурдных ситуаций: у одного друга «закладка» с запрещённым препаратом оказывается прямо у ступеней храма, второй узнаёт о дерзком ограблении, которое готовят его знакомые-гастарбайтеры.

Третий мечтает стать артхаусным режиссёром, но предлагают ему снимать только спортивные байопики. Поэтому он делает артхаус из рекламы кондиционеров.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

«Хандра» — один большой анекдот, в котором Москва представляется не реальным пространством, а местом сосредоточения разного рода мифов и стереотипов. Самое забавное здесь то, что автор картины Алексей Камынин снимает кино о себе: всех героев зовут так же, как его реальных друзей, а тот самый персонаж-режиссёр — это и есть Камынин (точнее, его так же зовут, а вот играет его другой человек).

В фильме он откровенно смеётся над собой, а точнее, над своей мечтой стать важным и «серьёзным» режиссёром. В более глобальном смысле «Хандра» — смешной комментарий на тему того, как в нашем кино все молодые постановщики пытаются быть новыми Тарковскими вместо того, чтобы делать кино, которое им действительно близко.

Сам Тарковский тут, кстати, тоже появляется: герой-режиссёр воображает, как советский классик снимает спортивную драму, где Тимофей Трибунцев дерётся с коровой. Выглядит это ещё безумнее, чем звучит
Сам Тарковский тут, кстати, тоже появляется: герой-режиссёр воображает, как советский классик снимает спортивную драму, где Тимофей Трибунцев дерётся с коровой. Выглядит это ещё безумнее, чем звучит

А ещё «Хандра» — это такая наивная ода дружбе. Разросшийся до невообразимых масштабов приятельский прикол, на который удивительным образом кто-то дал денег и превратил в полнометражное кино. В этой «местечковости» особый шарм фильма: он одновременно понятный и как бы «массовый», но при этом очень личный, сделанный будто исключительно «для своих».

«Скажи ей»

Здесь немного схитрим: «Скажи ей» не совсем честно называть фильмом 2020-го, так как он ещё нигде официально не выходил — картину показывали только на фестивале «Кинотавр». Если верить стриминговому сервису «Кинопоиск HD», в общий доступ она должна попасть «скоро». Когда «скоро» настанет — пока не совсем понятно. Но имейте в виду.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Это ещё один очень личный фильм: режиссёр Александр Молочников (до этого из полнометражных работ у него были только крайне неудачные «Мифы») снимает кино о своём детстве, времени, когда его родители переживали развод. Причём мать маленького Саши хотела забрать его жить в Америку с её новым мужем, а отец, школьный учитель, пытался удержать ребёнка в родном Санкт-Петербурге.

Фабула «Скажи ей» звучит как сюжет рядовой мелодрамы, но тем и интереснее, что фильм Молочникова совсем не похож на типичное российское кино о грустных людях, что плачут посреди серых панелек. Здесь практически нет эмоциональных перегибов, а сама история рассказана с интересной перспективы — от лица ребёнка, который не вполне понимает чувства своих родителей и оказывается заложником их ссор.

Отца играет Артём Быстров — актёр из «Дурака», который преступно редко появляется на главных ролях 
Отца играет Артём Быстров — актёр из «Дурака», который преступно редко появляется на главных ролях 

Этим «Скажи ей» напоминает «Дикую жизнь» Пола Дано. Да и в целом картина — визуально и интонационно — ближе к американским инди-драмам о взрослении а-ля «Леди Бёрд» и «Середина 80-х». Такая стилизация вполне логична с точки зрения сюжета: значительную часть времени Саша проводит в Америке, где пытается адаптироваться под совершенно другой менталитет и язык (и вскоре даже начинает в своей речи мешать русский и английский).

Ни одна из сторон конфликта в «Скажи ей» не показана абсолютным злом. Молочникову важнее отрефлексировать своё детство, чем выяснять, кто прав, а кто виноват. Это такое кино-космополит, как и главный герой застрявшее где-то между двумя мирами: отца и матери, России и Америки. По-своему милое, совсем незлое и, несмотря на все распри, в итоге весьма оптимистичное. Что, согласитесь, для российской независимой драмы уже маленькое чудо.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

«Человек из Подольска»

«Человек из Подольска» многие справедливо сравнивают с «Изображая жертву» — другой комедией, основанной на театральной пьесе, что в юмористической форме осмысляла абсурд российской реальности. И в другой год этот фильм мог бы стать таким же народным хитом, как и картина Кирилла Серебренникова. Но пандемия (и, опять же, слабый маркетинг) сыграли с ним злую шутку.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Музыкант-неудачник Фролов стоит на вокзальном перроне в ожидании электрички, которая отвезёт его из Москвы в родной Подольск. Тут его забирает полиция, якобы «для проверки документов». В участке Фролов готовится к худшему — думает, что на него хотят повесить нераскрытые преступления или что-нибудь подкинуть. Но реальность оказывается куда менее прозаичной.

Полицейские — и в это поверить Фролову особенно сложно — действительно хотят ему помочь. Очень, правда, своебразными методами. Они устраивают блиц-викторину по истории Подольска (и очень расстраиваются, узнав, что парень ничего не знает о родном городе), учат странным танцам и песням, в общем, хотят сделать из замкнутой пассивной амёбы всесторонне развитого человека. А ещё у них откуда-то есть видеозаписи из детства Фролова.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

«Человек из Подольска» может слегка расстроить своей монотонностью: абсурдные сцены идут одна за одной, и почти все они одинаково смешные, но какой-то особой эскалации центрального конфликта не ждите.

В принципе, никакого развития тут и быть не может — ведь герой что в начале, что в конце абсолютно апатичен. Фролов — если подумать, такой же Артур Дент из «Автостопом по Галактике», скучный человек, попавший в совершенно нескучные обстоятельства.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Что однозначно радует, фильм не сваливается в обобщения и банальные метафоры. Из местного сюжета вполне могла бы получиться сатирическая политическая агитка, но авторов не особо интересуют глобальные аллюзии о судьбе страны или ещё что-то в таком духе. Разве что в конце на стене подземного перехода мелькнёт надпись «Россия для грустных». Что ж — оно, может, и так, но «Человек из Подольска» точно пытается это исправить.

«Трое»

Анна Меликян — режиссёр очень неоднозначный. С одной стороны у неё есть без пяти минут культовая «Русалка», с другой — сомнительная «Звезда» и совсем «попсовый» альманах «Про любовь». И даже в 2020-м она выпустила сразу две очень разных картины. Первой была «Фея», невнятная и избыточная драма о разработчике VR-игр, который оказался реинкарнацией Андрея Рублева (нет, это не шутка).

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

А уже под конец года вышел «Трое» — фильм, напротив, камерный и минималистичный. Настолько, что здесь в кадре присутствуют только три персонажа: объекты любовного треугольника в лице Константина Хабенского, Виктории Исаковой и Юлии Пересильд. Все остальные персонажи показаны в расфокусе либо звучат где-то за кадром.

Этот простой, но интересный визуальный приём как бы ограничивает всю историю тремя героями. Превращает заурядный сюжет о супружеской измене в любопытный нарративный и кинематографический эксперимент.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Конечно, если вы совсем не принимаете мелодрамы ни в каком виде, «Трое» едва ли заставит вас полюбить жанр. Да и тут есть привычные для поздней Меликян странности — спонтанно возникающие христианские мотивы и неровная динамика (этим страдают и ранние её картины).

Но всё же «Трое» — кино как минимум занятное: оно как бы выворачивает жанр мелодрамы наизнанку, избавляется от всего лишнего и показывает, как бы выглядели фильмы об отношениях, если б кроме них там вообще ничего не было.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

«Глубже!»

Новый фильм Михаила Сегала, одного из самых неординарных комедийных авторов России (если не видели, обязательно посмотрите его «Кино про Алексеева» и «Слоны могут играть в футбол»). «Глубже!» рассказывает историю театрального режиссёра Романа, знатока системы Станиславского и тонкого интеллектуала, который никак не может найти работу по профессии — его отовсюду выгоняют, потому что он из-за своего перфекционизма срывает все сроки.

И тут ему подворачивается «халтурка»: знакомый по институту предлагает снять порнофильм. Роман соглашается, но, вопреки всем ожиданиям, даже к такому «низкому» виду искусства не собирается относиться легкомысленно. На съёмках он ставит порноактёров в тупик вопросами в духе «почему ваш герой это чувствует?», а в одностраничном сценарии оставляет заметок больше, чем там было текста. Что течёт? Всё течёт.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Так появляется жанр «глубокого порно», который быстро завоёвывает весь мир. Роман становится знаменитостью, и его даже приглашает президент — он хочет сделать из произведений режиссёра новое национальное искусство.

Сюжет «Глубже!», по сути, построен на одной шутке — и из этого вытекают и сильные, и слабые стороны картины. Фильм очень удобно делится на две части: в первой нам, собственно, показывают, как Роман делает глубокое порно — и это, правда, невероятно смешно. Его диалоги с актёрами, несовпадение режиссёрского метода со спецификой интимных роликов: Сегал отлично работает с абсурдной анекдотичностью ситуации.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Но где-то к третьему акту режиссёр будто перестаёт понимать, куда ещё эту шутку можно развить. Из эксцентричной комедии «Глубже!» превращается в любопытное, но далеко не такое смешное размышление о проблеме тиражирования авторского метода в информационной эпохе.

Роман оказывается заложником собственного успеха: внешние, узнаваемые черты «глубокого порно» ему становятся важнее, чем та самая психологическая глубина, к которой он всё время стремился.

А ещё тут одна из лучших ролей Александра Паля
А ещё тут одна из лучших ролей Александра Паля

Такой резкий интонационный сдвиг может расстроить многих зрителей — и это понятно. Но если вы к нему готовы, «Глубже!» наверняка раскроется с другой стороны: в конце концов, это необычная комедия, мало на что похожая не только из российского кино, но и из кино вообще.

Тут даже тема порно показана без всякой пошлости: Михаила Сегала совершенно не интересует секс как таковой. Что, конечно, ощущается очень свежо после десятка фестивальных российских драм, которые как одна пытаются шокировать откровенными постельными сценами.

«Пугало»

С каждым годом всё больше людей узнают, что в России помимо московской и петербургской есть ещё региональная кинематография, независимая от любых Фондов Кино и Минкультов. В Якутии, например, уже много лет существует целая индустрия — в ней есть свои блокбастеры и свои звёзды, а голливудское кино там порой собирает меньше денег, чем фильмы местного производства.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

А сейчас якутское кино начало экспансию и на европейскую часть России. В 2018 году на ММКФ победил фильм «Царь-Птица» студии «Сахафильм», а в 2020-м главный приз на «Кинотавре» (пожалуй, главном отечественном кинофестивале) взяло «Пугало». Якутская мистическая драма о деревенской знахарке, которую презирают соседи, но всё равно продолжают ходить к ней лечить любые болезни.

«Пугало» можно отнести к так называемым «слоубёрнерам», вид жанрового кино, в котором действие развивается очень медленно и обычно разгоняется лишь к самому финалу. Большую часть времени нам неспешно показывают быт главной героини, которая прячет свою боль от неприятия обществом за выпивкой и периодически ходит к полицейскому, чтобы узнать, не нашли ли её давно утерянную дочь.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Как и всё якутское кино, «Пугало» очень самобытное: режиссёр Дмитрий Давыдов рисует удивительный портрет забытой богом деревни, в которой само время, кажется, остановилось. Тут до сих пор работает древняя магия, а признаки цивилизации воспринимаются как странные анахронизмы.

«Пугало» — кино, простите за банальность, «не для всех». Но в нём интересно разбираться, пытаться проникнуть в его чуждую и незнакомую, практически экзотическую сущность.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

К тому же, фильм ещё и важен как мультикультурный символ того, что Россия не ограничивается двумя столицами. И региональные авторы, свободные от конъюнктуры и творческих ограничений, могут быть куда интереснее тех, кто закончил престижные киновузы.

«Китобой»

К слову о регионах и престижных киновузах. «Китобой» в чём-то может напоминать «Пугало» — это тоже кино, посвящённое далёкой провинции: в этот раз Чукотке. Главный герой здесь — простой паренёк, который влюбился в вебкам-модель из Америки и теперь мечтает попасть к ней. Для этого ему «всего лишь» надо пересечь Берингов пролив.

Правда, в отличие от «Пугала», этот фильм снят не местным жителем, а выпускником московского ВГИКа, режиссёром Филиппом Юрьевым. Что, надо сказать, заметно: всё же на своих героев он смотрит сквозь колониальную оптику. Местами «Китобой» напоминает те самые анекдоты про чукчу — но в хорошем смысле.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Это фильм-наблюдение, который фиксирует странный и комичный быт героев в далёкой чукотской деревне. Герой тут не очень понимает, как работает интернет и пытается общаться с вебкам-моделью с помощью детской игрушки, воспроизводящей английские слова. Мастурбирует под ритм того, как в соседней комнате чистят металлической щёткой посуду (чтоб не было слышно). А его дед постоянно собирается умирать, но никак что-то не соберётся: то погода не та, то дела какие-то вдруг появляются.

Сам же магистральный сюжет про любовь к вебкам-модели практически никуда не ведёт — только в самом финале герой попытается добраться до США (к чему это приведёт — уже спойлер, но развязка забавная). Это и не важно: зато вспыхнувшая страсть героя становится началом необычной истории взросления, забавной трагикомедии о пубертате в отдалённом от цивилизации месте.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Юрьев, может, и смеётся над своими героями, но смех этот совсем не злой и не жалостливый. Он показывает Чукотку крайне колоритным местом, населённым удивительными людьми. Пристально вглядывается в красивейшие пейзажи, а одну длинную сцену целиком посвящает реальной охоте на китов.

Не зря финал тут прямо отсылает к «Земле» Юрия Довженко — другому фильму, который романтизировал деревенскую жизнь, далёкую от грязных и шумных городов.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Также достойны упоминания

«Конференция» —неидеальная, но любопытная драма Ивана И. Твердовского о выживших в теракте на Дубровке, которые собираются много лет спустя, чтобы по кусочкам воссоздать те ужасные события. Самого теракта в фильме нет, только воспоминания людей (причём, скажем, актёр Филипп Авдеев действительно присутствовал при тех событиях), пытающихся как-то справиться с болезненными воспоминаниями. Через свой нарративный эксперимент «Конференция» показывает то, что в России так и не научились говорить о своих травмах.

«Дорогие товарищи!» — неожиданно актуальная драма Андрея Кончаловского, основанная на реальных событиях: расстреле протестующих заводчан в Новочеркасске 1962 года. Самое страшное в «Дорогих товарищах» — осознавать, насколько точно режиссёр воспроизводит механизмы работы диктаторского правительства. И насколько то, как оправдывают свои действия чекисты хрущёвских времён, похоже на то, что теперь говорят, скажем, белорусские силовики. Причём эта острополитичность едва ли была таковой задумана: Кончаловский сам по себе вообще заядлый сталинист.

«Это Эдик» — необычный документальный фильм об Эдуарде Успенском, создателе «Чебурашки», «Простоквашино» и кучи других детских рассказов, которые потом превратили в известные на всю страну мультфильмы. Авторов картины, впрочем, интересуют не только творческие достижения писателя (о них, допустим, все знают), но его неоднозначная личность.

Как человек, подаривший сказку детям огромной страны, в то же время мог быть мелочным скрягой, отобравшим права на Чебурашку у её художника Шварцмана? Или ужасным родителем, который отправил дочь в настоящую секту? Интервью с близкими писателя перемежаются пугающими кукольными эпизодами, в которых показывают трансформацию Успенского.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

«Доктор Лиза» — милая трагикомедия о Елизавете Глинке, правозащитнице, которая лечила и помогала тем, от кого все остальные отвернулись: бездомным и нищим. Фильм Оксаны Карас в пору было бы назвать «манипулятивным»: тут и умирающие от рака дети, и больные старики, и прочее-прочее. Но совсем не хочется. Это обезоруживающе доброе и ладно написанное кино о человеке, чья единственная мотивация — помочь вообще всем, кому можно. В 2020-м, пожалуй, именно такое нам и нужно.

«Уроки Фарси» — неожиданно забавное (в той же степени, в какой и трагичное) кино о Холокосте, а точнее, о еврее, который в концлагере выдаёт себя за перса, чтобы выжить. Правда, ему приходится учить персидскому языку (которого он отродясь не знает) немецкого начальника столовой, что мечтает уехать в Иран и открыть там ресторан.

«Уроки Фарси» вообще удивительный пример мультикультурной картины. Это фильм американо-украинского режиссера Вадима Перельмана, снятый в Беларуси по сценарию россиянина Илья Цофина, написанного в свою очередь по мотивам немецкого рассказа.

Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

В главной роли — аргентинец, который играет бельгийского еврея, и всё это на немецком, французском, английском и итальянском языках. Фильм отправили на «Оскар» от Беларуси (правда, потом дискалифицировали за то, что в производстве было задействовано недостаточно белорусов), а в российский прокат он выйдет только 25 марта 2021-го (до этого его показывали на фестивалях).

Если вам есть, что добавить к списку — обязательно сделайте это в комментариях. И берите на вооружение: это всё — хорошие фильмы, которым мы советуем обязательно уделить время.

546546
218 комментариев

Комментарий недоступен

85

Ну тут всё-таки про "хидден гемы" - фильмы, которые люди могли пропустить. То есть это не лучшие фильмы года, а просто хорошие, но малоизвестные. 

63

Комментарий недоступен

70

Ну в теории («Уроки Фарси» не смотрел) «Кролика Джоджо» тоже можно назвать «неожиданно забавным кино о нацисткой Германии».

58

Что может быть смешнее холокоста?

Комментарий недоступен

28

Прикинь - авторское кино в России очень сильное)

104