Хорошие российские фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить
Якутский триллер, глубокое порно и абсурдная комедия о том, почему Россия — для грустных.
В 2020-м мировой кинематограф сильно пострадал из-за пандемии — и, возможно, самое время сейчас обратить внимание на то, что делают отечественные авторы. Не зря именно в этом году российские фильмы и сериалы начали активно пробиваться на Запад: «Спутник» обласкали западные критики, «Папа, сдохни» попал в топы не последних американских режиссёров (мы о нём писали в прошлогоднем списке), а Стивен Кинг в твиттере хвалил «Эпидемию».
Мы же вспомнили о картинах, которые оказались не так заметны — но при этом они ничуть не хуже.
«Хандра»
Уже не первый хороший отечественный фильм, чьи прокатчики как будто специально делали всё, чтобы его никто не посмотрел: то же было с «Папа, сдохни!» и, скажем, «Пятницей». «Хандру» рекламировали как типичную ситуационную комедию — ей даже изначально классный постер поменяли на самый дурацкий, какой смогли придумать. Хотя чего-чего, а «типичного» в картине Алексея Камынина мало.
Фильм рассказывает историю четырёх приятелей, которые пытаются найти деньги на то, чтобы заплатить за аренду квартиры в Москве (на это у них остался день). Простейший квест перебивается сотней абсурдных ситуаций: у одного друга «закладка» с запрещённым препаратом оказывается прямо у ступеней храма, второй узнаёт о дерзком ограблении, которое готовят его знакомые-гастарбайтеры.
Третий мечтает стать артхаусным режиссёром, но предлагают ему снимать только спортивные байопики. Поэтому он делает артхаус из рекламы кондиционеров.
«Хандра» — один большой анекдот, в котором Москва представляется не реальным пространством, а местом сосредоточения разного рода мифов и стереотипов. Самое забавное здесь то, что автор картины Алексей Камынин снимает кино о себе: всех героев зовут так же, как его реальных друзей, а тот самый персонаж-режиссёр — это и есть Камынин (точнее, его так же зовут, а вот играет его другой человек).
В фильме он откровенно смеётся над собой, а точнее, над своей мечтой стать важным и «серьёзным» режиссёром. В более глобальном смысле «Хандра» — смешной комментарий на тему того, как в нашем кино все молодые постановщики пытаются быть новыми Тарковскими вместо того, чтобы делать кино, которое им действительно близко.
А ещё «Хандра» — это такая наивная ода дружбе. Разросшийся до невообразимых масштабов приятельский прикол, на который удивительным образом кто-то дал денег и превратил в полнометражное кино. В этой «местечковости» особый шарм фильма: он одновременно понятный и как бы «массовый», но при этом очень личный, сделанный будто исключительно «для своих».
«Скажи ей»
Здесь немного схитрим: «Скажи ей» не совсем честно называть фильмом 2020-го, так как он ещё нигде официально не выходил — картину показывали только на фестивале «Кинотавр». Если верить стриминговому сервису «Кинопоиск HD», в общий доступ она должна попасть «скоро». Когда «скоро» настанет — пока не совсем понятно. Но имейте в виду.
Это ещё один очень личный фильм: режиссёр Александр Молочников (до этого из полнометражных работ у него были только крайне неудачные «Мифы») снимает кино о своём детстве, времени, когда его родители переживали развод. Причём мать маленького Саши хотела забрать его жить в Америку с её новым мужем, а отец, школьный учитель, пытался удержать ребёнка в родном Санкт-Петербурге.
Фабула «Скажи ей» звучит как сюжет рядовой мелодрамы, но тем и интереснее, что фильм Молочникова совсем не похож на типичное российское кино о грустных людях, что плачут посреди серых панелек. Здесь практически нет эмоциональных перегибов, а сама история рассказана с интересной перспективы — от лица ребёнка, который не вполне понимает чувства своих родителей и оказывается заложником их ссор.
Этим «Скажи ей» напоминает «Дикую жизнь» Пола Дано. Да и в целом картина — визуально и интонационно — ближе к американским инди-драмам о взрослении а-ля «Леди Бёрд» и «Середина 80-х». Такая стилизация вполне логична с точки зрения сюжета: значительную часть времени Саша проводит в Америке, где пытается адаптироваться под совершенно другой менталитет и язык (и вскоре даже начинает в своей речи мешать русский и английский).
Ни одна из сторон конфликта в «Скажи ей» не показана абсолютным злом. Молочникову важнее отрефлексировать своё детство, чем выяснять, кто прав, а кто виноват. Это такое кино-космополит, как и главный герой застрявшее где-то между двумя мирами: отца и матери, России и Америки. По-своему милое, совсем незлое и, несмотря на все распри, в итоге весьма оптимистичное. Что, согласитесь, для российской независимой драмы уже маленькое чудо.
«Человек из Подольска»
«Человек из Подольска» многие справедливо сравнивают с «Изображая жертву» — другой комедией, основанной на театральной пьесе, что в юмористической форме осмысляла абсурд российской реальности. И в другой год этот фильм мог бы стать таким же народным хитом, как и картина Кирилла Серебренникова. Но пандемия (и, опять же, слабый маркетинг) сыграли с ним злую шутку.
Музыкант-неудачник Фролов стоит на вокзальном перроне в ожидании электрички, которая отвезёт его из Москвы в родной Подольск. Тут его забирает полиция, якобы «для проверки документов». В участке Фролов готовится к худшему — думает, что на него хотят повесить нераскрытые преступления или что-нибудь подкинуть. Но реальность оказывается куда менее прозаичной.
Полицейские — и в это поверить Фролову особенно сложно — действительно хотят ему помочь. Очень, правда, своебразными методами. Они устраивают блиц-викторину по истории Подольска (и очень расстраиваются, узнав, что парень ничего не знает о родном городе), учат странным танцам и песням, в общем, хотят сделать из замкнутой пассивной амёбы всесторонне развитого человека. А ещё у них откуда-то есть видеозаписи из детства Фролова.
«Человек из Подольска» может слегка расстроить своей монотонностью: абсурдные сцены идут одна за одной, и почти все они одинаково смешные, но какой-то особой эскалации центрального конфликта не ждите.
В принципе, никакого развития тут и быть не может — ведь герой что в начале, что в конце абсолютно апатичен. Фролов — если подумать, такой же Артур Дент из «Автостопом по Галактике», скучный человек, попавший в совершенно нескучные обстоятельства.
Что однозначно радует, фильм не сваливается в обобщения и банальные метафоры. Из местного сюжета вполне могла бы получиться сатирическая политическая агитка, но авторов не особо интересуют глобальные аллюзии о судьбе страны или ещё что-то в таком духе. Разве что в конце на стене подземного перехода мелькнёт надпись «Россия для грустных». Что ж — оно, может, и так, но «Человек из Подольска» точно пытается это исправить.
«Трое»
Анна Меликян — режиссёр очень неоднозначный. С одной стороны у неё есть без пяти минут культовая «Русалка», с другой — сомнительная «Звезда» и совсем «попсовый» альманах «Про любовь». И даже в 2020-м она выпустила сразу две очень разных картины. Первой была «Фея», невнятная и избыточная драма о разработчике VR-игр, который оказался реинкарнацией Андрея Рублева (нет, это не шутка).
А уже под конец года вышел «Трое» — фильм, напротив, камерный и минималистичный. Настолько, что здесь в кадре присутствуют только три персонажа: объекты любовного треугольника в лице Константина Хабенского, Виктории Исаковой и Юлии Пересильд. Все остальные персонажи показаны в расфокусе либо звучат где-то за кадром.
Этот простой, но интересный визуальный приём как бы ограничивает всю историю тремя героями. Превращает заурядный сюжет о супружеской измене в любопытный нарративный и кинематографический эксперимент.
Конечно, если вы совсем не принимаете мелодрамы ни в каком виде, «Трое» едва ли заставит вас полюбить жанр. Да и тут есть привычные для поздней Меликян странности — спонтанно возникающие христианские мотивы и неровная динамика (этим страдают и ранние её картины).
Но всё же «Трое» — кино как минимум занятное: оно как бы выворачивает жанр мелодрамы наизнанку, избавляется от всего лишнего и показывает, как бы выглядели фильмы об отношениях, если б кроме них там вообще ничего не было.
«Глубже!»
Новый фильм Михаила Сегала, одного из самых неординарных комедийных авторов России (если не видели, обязательно посмотрите его «Кино про Алексеева» и «Слоны могут играть в футбол»). «Глубже!» рассказывает историю театрального режиссёра Романа, знатока системы Станиславского и тонкого интеллектуала, который никак не может найти работу по профессии — его отовсюду выгоняют, потому что он из-за своего перфекционизма срывает все сроки.
И тут ему подворачивается «халтурка»: знакомый по институту предлагает снять порнофильм. Роман соглашается, но, вопреки всем ожиданиям, даже к такому «низкому» виду искусства не собирается относиться легкомысленно. На съёмках он ставит порноактёров в тупик вопросами в духе «почему ваш герой это чувствует?», а в одностраничном сценарии оставляет заметок больше, чем там было текста. Что течёт? Всё течёт.
Так появляется жанр «глубокого порно», который быстро завоёвывает весь мир. Роман становится знаменитостью, и его даже приглашает президент — он хочет сделать из произведений режиссёра новое национальное искусство.
Сюжет «Глубже!», по сути, построен на одной шутке — и из этого вытекают и сильные, и слабые стороны картины. Фильм очень удобно делится на две части: в первой нам, собственно, показывают, как Роман делает глубокое порно — и это, правда, невероятно смешно. Его диалоги с актёрами, несовпадение режиссёрского метода со спецификой интимных роликов: Сегал отлично работает с абсурдной анекдотичностью ситуации.
Но где-то к третьему акту режиссёр будто перестаёт понимать, куда ещё эту шутку можно развить. Из эксцентричной комедии «Глубже!» превращается в любопытное, но далеко не такое смешное размышление о проблеме тиражирования авторского метода в информационной эпохе.
Роман оказывается заложником собственного успеха: внешние, узнаваемые черты «глубокого порно» ему становятся важнее, чем та самая психологическая глубина, к которой он всё время стремился.
Такой резкий интонационный сдвиг может расстроить многих зрителей — и это понятно. Но если вы к нему готовы, «Глубже!» наверняка раскроется с другой стороны: в конце концов, это необычная комедия, мало на что похожая не только из российского кино, но и из кино вообще.
Тут даже тема порно показана без всякой пошлости: Михаила Сегала совершенно не интересует секс как таковой. Что, конечно, ощущается очень свежо после десятка фестивальных российских драм, которые как одна пытаются шокировать откровенными постельными сценами.
«Пугало»
С каждым годом всё больше людей узнают, что в России помимо московской и петербургской есть ещё региональная кинематография, независимая от любых Фондов Кино и Минкультов. В Якутии, например, уже много лет существует целая индустрия — в ней есть свои блокбастеры и свои звёзды, а голливудское кино там порой собирает меньше денег, чем фильмы местного производства.
А сейчас якутское кино начало экспансию и на европейскую часть России. В 2018 году на ММКФ победил фильм «Царь-Птица» студии «Сахафильм», а в 2020-м главный приз на «Кинотавре» (пожалуй, главном отечественном кинофестивале) взяло «Пугало». Якутская мистическая драма о деревенской знахарке, которую презирают соседи, но всё равно продолжают ходить к ней лечить любые болезни.
«Пугало» можно отнести к так называемым «слоубёрнерам», вид жанрового кино, в котором действие развивается очень медленно и обычно разгоняется лишь к самому финалу. Большую часть времени нам неспешно показывают быт главной героини, которая прячет свою боль от неприятия обществом за выпивкой и периодически ходит к полицейскому, чтобы узнать, не нашли ли её давно утерянную дочь.
Как и всё якутское кино, «Пугало» очень самобытное: режиссёр Дмитрий Давыдов рисует удивительный портрет забытой богом деревни, в которой само время, кажется, остановилось. Тут до сих пор работает древняя магия, а признаки цивилизации воспринимаются как странные анахронизмы.
«Пугало» — кино, простите за банальность, «не для всех». Но в нём интересно разбираться, пытаться проникнуть в его чуждую и незнакомую, практически экзотическую сущность.
К тому же, фильм ещё и важен как мультикультурный символ того, что Россия не ограничивается двумя столицами. И региональные авторы, свободные от конъюнктуры и творческих ограничений, могут быть куда интереснее тех, кто закончил престижные киновузы.
«Китобой»
К слову о регионах и престижных киновузах. «Китобой» в чём-то может напоминать «Пугало» — это тоже кино, посвящённое далёкой провинции: в этот раз Чукотке. Главный герой здесь — простой паренёк, который влюбился в вебкам-модель из Америки и теперь мечтает попасть к ней. Для этого ему «всего лишь» надо пересечь Берингов пролив.
Правда, в отличие от «Пугала», этот фильм снят не местным жителем, а выпускником московского ВГИКа, режиссёром Филиппом Юрьевым. Что, надо сказать, заметно: всё же на своих героев он смотрит сквозь колониальную оптику. Местами «Китобой» напоминает те самые анекдоты про чукчу — но в хорошем смысле.
Это фильм-наблюдение, который фиксирует странный и комичный быт героев в далёкой чукотской деревне. Герой тут не очень понимает, как работает интернет и пытается общаться с вебкам-моделью с помощью детской игрушки, воспроизводящей английские слова. Мастурбирует под ритм того, как в соседней комнате чистят металлической щёткой посуду (чтоб не было слышно). А его дед постоянно собирается умирать, но никак что-то не соберётся: то погода не та, то дела какие-то вдруг появляются.
Сам же магистральный сюжет про любовь к вебкам-модели практически никуда не ведёт — только в самом финале герой попытается добраться до США (к чему это приведёт — уже спойлер, но развязка забавная). Это и не важно: зато вспыхнувшая страсть героя становится началом необычной истории взросления, забавной трагикомедии о пубертате в отдалённом от цивилизации месте.
Юрьев, может, и смеётся над своими героями, но смех этот совсем не злой и не жалостливый. Он показывает Чукотку крайне колоритным местом, населённым удивительными людьми. Пристально вглядывается в красивейшие пейзажи, а одну длинную сцену целиком посвящает реальной охоте на китов.
Не зря финал тут прямо отсылает к «Земле» Юрия Довженко — другому фильму, который романтизировал деревенскую жизнь, далёкую от грязных и шумных городов.
Также достойны упоминания
«Конференция» —неидеальная, но любопытная драма Ивана И. Твердовского о выживших в теракте на Дубровке, которые собираются много лет спустя, чтобы по кусочкам воссоздать те ужасные события. Самого теракта в фильме нет, только воспоминания людей (причём, скажем, актёр Филипп Авдеев действительно присутствовал при тех событиях), пытающихся как-то справиться с болезненными воспоминаниями. Через свой нарративный эксперимент «Конференция» показывает то, что в России так и не научились говорить о своих травмах.
«Дорогие товарищи!» — неожиданно актуальная драма Андрея Кончаловского, основанная на реальных событиях: расстреле протестующих заводчан в Новочеркасске 1962 года. Самое страшное в «Дорогих товарищах» — осознавать, насколько точно режиссёр воспроизводит механизмы работы диктаторского правительства. И насколько то, как оправдывают свои действия чекисты хрущёвских времён, похоже на то, что теперь говорят, скажем, белорусские силовики. Причём эта острополитичность едва ли была таковой задумана: Кончаловский сам по себе вообще заядлый сталинист.
«Это Эдик» — необычный документальный фильм об Эдуарде Успенском, создателе «Чебурашки», «Простоквашино» и кучи других детских рассказов, которые потом превратили в известные на всю страну мультфильмы. Авторов картины, впрочем, интересуют не только творческие достижения писателя (о них, допустим, все знают), но его неоднозначная личность.
Как человек, подаривший сказку детям огромной страны, в то же время мог быть мелочным скрягой, отобравшим права на Чебурашку у её художника Шварцмана? Или ужасным родителем, который отправил дочь в настоящую секту? Интервью с близкими писателя перемежаются пугающими кукольными эпизодами, в которых показывают трансформацию Успенского.
«Доктор Лиза» — милая трагикомедия о Елизавете Глинке, правозащитнице, которая лечила и помогала тем, от кого все остальные отвернулись: бездомным и нищим. Фильм Оксаны Карас в пору было бы назвать «манипулятивным»: тут и умирающие от рака дети, и больные старики, и прочее-прочее. Но совсем не хочется. Это обезоруживающе доброе и ладно написанное кино о человеке, чья единственная мотивация — помочь вообще всем, кому можно. В 2020-м, пожалуй, именно такое нам и нужно.
«Уроки Фарси» — неожиданно забавное (в той же степени, в какой и трагичное) кино о Холокосте, а точнее, о еврее, который в концлагере выдаёт себя за перса, чтобы выжить. Правда, ему приходится учить персидскому языку (которого он отродясь не знает) немецкого начальника столовой, что мечтает уехать в Иран и открыть там ресторан.
«Уроки Фарси» вообще удивительный пример мультикультурной картины. Это фильм американо-украинского режиссера Вадима Перельмана, снятый в Беларуси по сценарию россиянина Илья Цофина, написанного в свою очередь по мотивам немецкого рассказа.
В главной роли — аргентинец, который играет бельгийского еврея, и всё это на немецком, французском, английском и итальянском языках. Фильм отправили на «Оскар» от Беларуси (правда, потом дискалифицировали за то, что в производстве было задействовано недостаточно белорусов), а в российский прокат он выйдет только 25 марта 2021-го (до этого его показывали на фестивалях).
Если вам есть, что добавить к списку — обязательно сделайте это в комментариях. И берите на вооружение: это всё — хорошие фильмы, которым мы советуем обязательно уделить время.
Комментарий недоступен
Ну тут всё-таки про "хидден гемы" - фильмы, которые люди могли пропустить. То есть это не лучшие фильмы года, а просто хорошие, но малоизвестные.
Комментарий недоступен
Ну в теории («Уроки Фарси» не смотрел) «Кролика Джоджо» тоже можно назвать «неожиданно забавным кино о нацисткой Германии».
Что может быть смешнее холокоста?
Комментарий недоступен
Прикинь - авторское кино в России очень сильное)