«Берсерк» — история одной ККИ

Речь пойдет именно о «классической» версии этой карточной игры, издававшейся до октября 2015 года.

«Берсерк» — история одной ККИ

Собственно, «Берсерк» - это российская ККИ. Выпускаемая с конца 2003 года специально созданной для этого компанией «Мир фэнтези», и просуществовавшая до октября 2015, она успела обрасти как большой базой поклонников, так и немалым количеством карт (более 2500). Именно создатели «Берсерка» первыми получили эксклюзивные права на распространение в России таких проектов, как Magic: The Gathering и Dungeons & Dragons, а позднее и настольную игру Warhammer.

Отличительные особенности

Раньше, практически в любом магазине настольных игр России можно было купить парочку "бустеров" этой ККИ. Или взять там же колоду, полностью готовую для игры.

Особый класс карт, <i>Повелитель</i>. Чтобы получить такую, нужно было выиграть турнир и встретиться в финале с клубмейкером, флагманом колоды которого было это чудо.
Особый класс карт, Повелитель. Чтобы получить такую, нужно было выиграть турнир и встретиться в финале с клубмейкером, флагманом колоды которого было это чудо.

Чем конкретно выделялся «Берсерк» ?

  • Цена. Он стоил дешевле своего самого главного аналога (а продаваться в России начал даже раньше).
  • Официальные турниры. Некоторые карты можно было получить только на турнирах, что закономерно поднимало интерес к этим мероприятиям. Вдобавок, за победы на них давали разнообразные "надпечатки"- карты с выбитыми на них надписями, вроде "Игроку ТОПа", "Победителю турнира" и т.д. Самая большая активность была в Москве и Санкт-Петербурге, но были и всероссийские чемпионаты, причем довольно часто.
  • Интересные правила. «Берсерк» - относительно непростая в освоении игра. У каждой карты свои особенности и характеристики, и большинство из тех что сейчас в "мете", нужно было запоминать. Множество вариантов комбинаций и тактик ведения игры. Большая вариативность составления колод.
  • Порог вхождения. Во многих городах России были клубы, куда можно было прийти и попросить научить тебя игры. Стартовые колоды стоило сравнительно дешево, нужные карты можно было сменять/ купить прямо там, многие продавцы имели свои коллекции. В клубах очень часто тусовались и барыги, и коллекционеры, и обычные игроки.
  • Безальтернативность. Пока о MTG в России многие и не слышали, по «Берсерку» уже проходили турниры. Про покемонов тоже мало кто знал, а наша советская ККИ свободно продавалась везде где только можно.
Бустеры 10- го сета.
Бустеры 10- го сета.

Правила игры

За всё время существования игры (практически 12 лет) в её правила вводилось множество поправок, связанных как с введением новых механик, так и с оптимизацией процесса в целом. Так же есть довольно много форматов проведения сражения, и правила само собой варьируются в соответствии с ними. Поэтому я расскажу об основах процесса игры, взяв за основу самый популярный формат- Констрактед.

Игра расчитана на 2 человек. Цель предельно проста: уничтожить всех существ противника. В отличие от таких игр, как MTG или Heartstone, большую часть времени вы с оппонентом видите карты друга. Собственно, в двух словах и пяти картинках о них:

Описаний обозначений на карте.
Описаний обозначений на карте.

Всего в «Берсерке» 4 типа карт :

Существо. Из них состоит большая часть колоды. Они обладают всеми характеристиками, показанными выше (атака, кол- во жизней и т.д.)

Капитан пиратского корабля «Касатка», одна из главных действующих лиц местного лора.
Капитан пиратского корабля «Касатка», одна из главных действующих лиц местного лора.

Местность. Во время боя у каждого игрока может быть только 1 местность. Убить обычными средствами ее нельзя, и находится она в дополнительной зоне (не занимает места на поле боя).

Да, это летающая крепость. Повтори- ка теперь, что размер не главное!
Да, это летающая крепость. Повтори- ка теперь, что размер не главное!

Артефакт. Название может немного ввести в заблуждение. Под артефактами тут обычно подразумеваются такие приблуды как: катапульта, альтарь, корабль и т.п. Они располагаются на поле боя и их могут уничтожить вражеские существа. Защищаться или нападать артефакты, как правило, не могут, но зато они дают преимущества в бою благодаря своим способностям.

Казалось бы, причем здесь Каридин и сложные моральные дилеммы?
Казалось бы, причем здесь Каридин и сложные моральные дилеммы?

Экипировка. Тут всё просто. Мечи, луки, щиты, ботинки, броня- всё вешается на ваших существ с классом в начале боя. Своего здоровья не имеют. Уничтожаются, как правило, со смертью владельца.

Теперь, если я найду палочку и камень, то смогу стать Гарри Поттером!
Теперь, если я найду палочку и камень, то смогу стать Гарри Поттером!

Поле боя- 6 рядов по 5 клеток в каждом (то есть 3 ряда достаётся вам, а 3 противнику). Путём подкидывания кубика (главного инструмента ведения игры) выбирается очередность ходов, т.е. "первый" и "второй" игрок. Игроки получают для набора отряда золотые и серебряные кристаллы . Колоды (30+ карт) перетасовывают и сдают себе по 15, "раздачу". Далее игроки должны оплатить стоимость карт с помощью их кристаллов. Серебряными оплачиваются "рядовые" карты (значок стоимости окрашен серым), а золотыми- "элитные" (желтый цвет значка) и "рядовые" в соотношении 1:1. Если раздача не устраивает игрока, он может ее пересдать, но карт будет уже 14 и т.д. Затем карты выставляются на игровое поле: летающие существа и местности перемещают в доп. зону, существа отправляются на игровое поле, а экипировка- на существ. Тут начинается сама игра. Тот, кто начинает первым использует способности своих карт без каких- либо ограничений на кол- во действий, за исключением описанных в правилах, например, "закрытие" существа после атаки. Затем, он отдает ход противнику, и тот так же "ходит" своими картами. Как было сказано выше, игра заканчивается с уничтожениемвсех существ противника. Среднее время партии ~40 минут.

P. S. Если кому- то интересно, я оставлю ссылку на полные правила игры. Там же есть база карт.

Лор игры

Действие «Берсерка» происходит в мире под названием Лаар. Пятеро богов, пришедшие давным давно на безжизненную землю, решили её преобразить. Они разогнали тьму, создали леса, моря и океаны. Боги так же дали жизнь разумным расам, наделив своих «детей» дарами, которые помогли бы им выжить в этом новом мире. Затем они покинули Лаар, чтобы не стать для него угрозой и не мешать развиваться. Все, кроме одного. Самый злой и алчный из богов, Уггуд, обманом остался в этом мире и впал в спячку. Ещё говорят, что кто- то из героев прошлого надежно заточил его, потому что Уггуд хотел питаться душами живых существ, населяющих Лаар. Так или иначе, несколько тысяч лет о нём никто не слышал, и большинство живущих уже не вспомнили рассказы о том, кто и как на самом деле из создал. Когда Уггуд очнулся, он решил вырваться из своих оков. Эти события получили название "Катаклизм". С этого момента и начинается повествование в игре.

Карта Лаара, места действия первой половины игры.
Карта Лаара, места действия первой половины игры.

Мир Лаара- это средневековый уровень развития технологий, отважные герои, которые в одиночку или ведя за собой армии сторонников вершат подвиги, и огромное количество разнообразных магических школ (примерно как в Warhammer FB). Основные расы и отношения между ними здесь представлены практически так же, как в любой типичной фэнтези. Здесь есть орки, которые живут в бескрайних степях, объединяясь в живущие налетами племена. Эльфы, облюбовавшие лесные чащи, что предпочтут общению с незнакомцами меткую стрелу в сердце. Гномы, гордые и упрямые, куют в своих подгорных городах лучшее оружие в Лааре. И. конечно, люди, разобщенные и непохожие друг на друга создания, контролирующие тем не менее большую часть континента.

Нет, ну а что?
Нет, ну а что?

Сюжет игры размещался на официальном сайте, путем добавления глав во время выхода новых сетов. Центрального героя повествования выделить в нем не получится, это скорее небольшие рассказы из разных мест Лаара, которые берут за основу похождения конкретного персонажа ( как в ПЛиП). После окончания основного сюжета, «Hobby World» решили переместить действие игры в другой мир, Ангхейм. Модель повествования осталось такой же, но герои стали чаще взаимодействовать между собой.

Любовь зла, полюбишь и... королеву гоблинов.
Любовь зла, полюбишь и... королеву гоблинов.

Популярность

Пик популярности игры был в 2009-2010 годах. Игромир, Игрикон, ComicCon Russia- в разное время «Берсерк» успел засветиться на большинстве российских игровых выставок. Даже в журнале «Мир Фантастики» можно было найти эксклюзивные промо- карты. Были попытки создать онлайн- версию игры, но успехом они не увенчались.

Ты видишь старенькие карточки с посредственными рисунками, а опытный берсеркер видит 8 тысяч рублей.
Ты видишь старенькие карточки с посредственными рисунками, а опытный берсеркер видит 8 тысяч рублей.

Но ничто не вечно, и шум вокруг «Берсерка» постепенно стал утихать. Старые игроки уходили, так как игра уже стала надоедать. Новое поколение предпочтёт нудной настольной игре, где надо долго изучать правила, да еще и карты нужные попробуй раздобудь, кроссплатформенный Heartstone, в который можно играть где угодно практически с любого устройства. Или Magic: The Gathering, в котором нет такой путаницы в правилах, и отношению к нему издателя всегда было серьезным (со временем призовые карты на турниры «Берсерка» стали забывать присылать, некоторые клубмейкеры и судьи иногда их просто воровали). Со временем это привело к тому, что посещаемость релизов новых сетов упала, на турниры люди тоже перестали ходить. Как дела обстояли с продажами, я не знаю. Но на сайте «Мир Хобби» все еще можно купить коробки бустеров с последними сетами, а это значит, что тираж остался до сих пор. И вот, после релиза 23-го сета, "Тени Прошлого", издатель объявил о заморозке проекта.

После того как узнал, что в Duck Hunt можно было играть за утку.
После того как узнал, что в Duck Hunt можно было играть за утку.

Что происходит с игрой сейчас?

На момент написания статьи, классический «Берсерк» считается официально замороженным. Разбавляет ситуацию разве что децентрализованная активность некоторых клубов (в основном Москва, Питер, Новосибирск, Барнаул), но уже без поддержки от издателя. Есть коллекционеры, которые до сих пор покупают/продают/обмениваются карточками, но это тоже небольшая прослойка людей, и "с порога" в неё ворваться не получится. В общем, вся игра сейчас держится только на небольшой группе энтузиастов, которые продолжают проводить в своих клубах небольшие турниры, что называется "for friends".

«Мир Хобби» не стали заморачиваться и просто сделали себе новую ККИ, назвав её, тут осторожно, «Берсерк. Герои». В двух словах- клон HeartStone. В трёх- плохой клон Hearstone. В середине года, правда, был выпущен большой набор классического «Берсерка», уже с готовыми колодами и возможностью их дополнения специальными картами (входящими в комплект). По сути, это одна из немногих возможностей познакомиться с этой игрой в данный момент. Правила, фишки и прочая атрибутика тоже есть в комплекте. Называется «Владыки небес». Если вы считаете, что это реклама, то просто зайдите (нет, стоп, не заходите) в их официальную группу. Там как раз релиз сета новой игры. Так что это скорее "хайп на костях". А если серьезно, то в этом наборе 5 разных колод. С друзьями вполне можно устроить себе небольшой вечерний турнир, неплохая альтернатива той же «Монополии» или «Ужасам Аркхэма». Ну или попросите её сыграть на время, в тех же антикафе или клубах настольных игр этот набор вполне ещё можно найти.

Вот, в принципе, я и написал всё что хотел о главной настолке своего детства. Если у вас есть какие- то вопросы, или я где- то ошибся, напишите, пожалуйста в комментариях. А, точно, вот вам еще фан- сервис на дорожку:

Вам с хвостом, крыльями, или как обычно?
Вам с хвостом, крыльями, или как обычно?
9595
99 комментариев

Комментарий недоступен

53

Комментарий недоступен

10

Надо было брать "Небожителей". Неважно, что они недолго прожили, сама игра была намного интереснее. Это была лучшая ККИ в СНГ, что-то вроде смеси VTES и Magic.

Эх, ностальгия. Посмотрите на эту красоту.

11

Да, у меня тоже этого хлама "обменник" где-то валяется...

Помню, что рисовал карты для берсерка) принимали по 3 арта за раз. отыскал свой один (у других названия не помню)

6

Вспомнились конкурсы картинок, за счет которых Берсерк когда-то пополнялся тоннами контента. По правилам любой участвующий отдавал своё творение в свободное коммерческое пользование издателем. Сейчас это звучит немного диковато. Мои картиночки в том числе попадали несколько раз на карты. Никакого материального вознаграждения я не получил и ничего не выиграл. Но увидеть своё творчество в популярной настолке было приятно, да и сами картинки были на тот момент нарисованы довольно топорно и показывать сейчас их будет даже стыдно. Основная масса участников просто работала на заполнение своего портфолио и обучалась в процессе, это считалось нормальным.

3