Путь инди-самоубийц: разбор договора с Raw Fury

Относительно небольшое издательство Raw Fury (https://rawfury.com/), к которому у меня до недавних пор было крайне положительно отношение, опубликовало на днях «рыбу» своего договора с независимыми разработчиками. Найти её можно по этой ссылке: https://www.dropbox.com/sh/kx2oljt3k4c4qcl/AABx7KE8Hj7vILW3gHI0tzzLa, в папке Publishing есть версия на русском языке.

Путь инди-самоубийц: разбор договора с Raw Fury

Я крайне охренел, прочитав сей документ и сокрушился, что кто-то из разработчиков в здравом уме его подписал. Я посчитал, во-сколько разработчику обойдётся сотрудничество с этой шарагой и выловил кучу абсурдных моментов в данном произведении.

Первое, что бросилось в глаза, находится в пункте 5 — Маркетинг, где написано: «Издатель не обязан обеспечивать доступность Игры в продаже». Отличный пункт. Издатель не обязан выпускать вашу игру. В любой момент, если он сочтёт, что затраты на игру не окупятся — он просто уберёт игру в долгий ящик и забудет про вас. А вы потеряете право выпустить её самостоятельно или уйти к другому издателю.

Второй абсурдный пункт это «Разработчик обязуется не разрабатывать, не производить и не распространять прямо или косвенно игру такого же жанра и с такой же игровой механикой (то есть схожую по теме, внешнему виду и ощущениям), что и Игра, для любого лица, кроме Издателя, в течение одного (1) года после выходы Игры». Иными словами, сделать приквел/сиквел к своему проекту сразу после его выхода, не сотрудничая с тем же издательством, разработчик-самоубийца не сможет.

Путь инди-самоубийц: разбор договора с Raw Fury

Ещё одна забавность: «В течение Срока действия Издатель имеет преимущественное право на исключительные, действующие по всему миру издательские права на сиквелы, дополнения, комплекты миссий и скачиваемое содержимое» — в переводе на человеческий с юридического это означает, что сиквел к своей собственной игре вы не сможете сделать никогда. У вас просто не будет на это права. А если и сделаете, то должны будете издателю денег — около 70%. Я не буду разжевывать пункт, где это написано, потому что уже самому тупому разработчику должно быть понятно, что никаких сиквелов делать не стоит.

Такой дичи тут много (например, параграфа с обязанностями издателя в договоре просто не существует), так что я перейду уже к разговору про деньги. Он начнётся с пункта про финансирование разработчика. Такой пункт, я уверен, подкупит очень многих. Потому что очень многие не умеют считать.

«Издатель соглашается предоставить Разработчику денежные средства исключительно для целей поддержки разработки и выпуска Игры. … ] Полная сумма обязательства должна быть возвращена Издателю вместе с Надбавкой согласно разделу 12».

Путь инди-самоубийц: разбор договора с Raw Fury

Что это значит? Предположим, вы делаете игру один год. Предположим, что вас в команде трое и для того, чтобы сводить концы с концами вам хватит по $1000 в месяц на каждого. Сумма для сферы разработки не очень большая, но в СНГ на неё прожить можно. Итого на год на троих вам потребуется от издателя $36 000. Вернуть их нужно будет с надбавкой из пункта 12 — она составляет 15%. Т.е. возвращать придётся $41 400. Всё ещё терпимо.

Переходим к тому, как осуществляется процесс возврата этих средств. «Издатель производит вычет Полной суммы обязательства из Валового дохода, пока не будут возвращены сто процентов Полной суммы обязательства (100%) плюс Надбавка». Иными словами, вы не увидите ни копейки от игры, пока ваша доля от её дохода не составит $41 400. Казалось бы, что всё хоть и начинает покрываться мраком, но пока что кажется более/менее адекватным. До перехода к самой тёмной части договора.

Существует такая вещь, как «расходы на обслуживание». Под расходами на обслуживание, исходя из этой филькиной грамоты принимаются затраты на озвучку, локализация, получение рейтинга, контроль качества и портирование. И казалось бы, издатель должен платить за всё это из своего кармана (иначе зачем он нужен?), но нет: «Издатель производит вычет суммы Расходов на обслуживание из Валового дохода, пока Расходы на обслуживание не будут возвращены на сто процентов (100%)». Из вашего дохода вычитаются деньги на все эти вещи.

Путь инди-самоубийц: разбор договора с Raw Fury

Посчитать точно, во сколько обойдётся перечень этих услуг очень сложно, ибо всё зависит от конкретной игры. Но давайте попробуем. Перевод явно будет осуществляться через какую-нибудь контору переводчиков. Я привык работать с фрилансерами, потому что когда я попытался заказать у крупной конторы перевод 200 (!) слов на 6 языков, мне выдвинули счёт в $350, что просто смешно. Издатель не будет искать дешёвых вариантов, потому что у него нет никакой мотивации экономить чужие деньги, так что перевод, например, 20к слов, обойдётся вам приблизительно в $35 000.

Получение рейтинга вынесен сюда явно для статустности. Его получение в Европе и Америке не стоит ни гроша, а вот в Азии — обойдётся примерно в $2 500.

Я никогда не рекомендую рассматривать услугу портирования — всегда делайте порт своей игры самостоятельно, иначе порт будет сделан абы-как. Сколько таких портов мы видели, а?

Путь инди-самоубийц: разбор договора с Raw Fury

Плата за тестирование и контроль качества опять же зависит от сложности самого проекта. Я постараюсь быть адекватным, и сочту, что тестирование обойдётся где-то в $2 000 — это небольшая и очень усреднённая цена за подобного рода услуги.

Итого к деньгам, которые вы должны вернуть издателю, добавляется ещё где-то $39 500. И если булки уже начали сжиматься, вот ещё уголёк в нарастающее пламя негодования: «Если Издатель сочтет необходимым увеличить Расходы на обслуживание, он уведомляет об этом Разработчика в письменном виде и запрашивает внести соответствующие изменения. Разработчик не имеет права необоснованно отказать в таком запросе». Иными словами, издатель может раздуть названную выше сумму до бесконечных масштабов. Просто потому что он так захочет — вы никаким образом не сможете регулировать его раздутые затраты на локализацию, тестирование и контроль качества.

Но вишенка на торте ещё впереди. Самым свинским пунктом этого договора является «14 — Распределение доходов». Вот там уже начался полный пиздец.

Путь инди-самоубийц: разбор договора с Raw Fury

Начинается всё здраво. «Издатель имеет право на долю Издателя в Чистом доходе. Разработчик имеет право на Чистый доход за вычетом доли Издателя». Издатель берёт свои названные выше 50% от чистого дохода. Игра заработала сто долларов? Каждый из вас получит по полтинику. Но дальше…

a) Чистый доход определяется как Валовый доход после вычета:

a. Налога от продажи или лицензии, включая без ограничения налог с продаж, налог за использование, акцизные сборы, НДС и иные налоги.

Ага. Вы платите ещё и налоги за издателя. Если это Россия, где чрезвычайно низкая налоговая ставка, то возможно вы будете платить 13% (а в идеальном случае 6%, но это касается мелких издательств, которые всё ещё стоят на УСН).

с. Денежных сумм, способствующих продвижению продаж

Бинго! Самый абсурд: вы платите за рекламу. Вы Платите за маркетинг. Точнее, вы делаете это пополам с издателем — если издатель, например, вкинул $20 000 на маркетинг, то эта сумма вычитается с валового дохода, а потом валовый доход делится надвое. Т.е. вы выплачивается $10 000.

Если вы не согласны с трактовкой вышеупомянутого пункта, то вот вам следующий, по сути, дублирующий его же:

i. Любых сумм, израсходованных Издателем или в его интересах на рекламу, маркетинг и продвижение Игры или Сопутствующих продуктов через любые каналы и любым образом на всей Территории

ИТОГ

Путь инди-самоубийц: разбор договора с Raw Fury

А теперь самое любопытное: математика. Если издатель проинвестировал в вас $36 000, то сколько должна заработать ваша игра, что бы вы начали получать с неё процент? Чтобы увидеть доход с игры, сначала вам нужно вернуть все расходы, которые понёс несчастный и благородный издатель. Считаем расходы:

$41 400 — возврат инвестиций + надбавка.

$39 500 — локализация, портирование и чёрт знает что там ещё придумает издатель, эту сумму он волен менять и увеличивать как ему захочется.

$10 000 — возврат средств на маркетинг.

Итого вы ко дню релиза игры должны издателю $90 900. И пока ВАША доля не составит эту сумму — издатель вам не будет платить. Помните, что ваша доля якобы 50%? А вот нихера. Т.к. подоходный налог делится надвое, ваша доля составит около 43%, и чтобы вы заработали $90 900 — сама игра должна принести $211 395 чистого дохода.

Путь инди-самоубийц: разбор договора с Raw Fury

Из любопытства можно сравнить, сколько нужно потратить на игру, чтобы выйти в плюс без издателя. Сначала берём все те же пресловутые $36 000, которые вы спустите за год разработки.

Платить студиям-переводчикам за локализацию — это абсурд. Если работать с фрилансерами, то сумма выходит без малого в 10 раз ниже, а при условии, что вы адекватно общаетесь со своей аудиторией в социальных сетях вроде твиттера, в дискорде или даже внутри самого Steam — то вам обязательно свалится на голову кто-нибудь, кто возьмётся перевести игру абсолютно бесплатно. Итого за перевод 20к слов на 5-6 языков накинем $3 500.

Маркетинг это тоже не какая-то магия. Я могу написать большую статью о своём опыте сотрудничества с маркетологами и их смехотворно огромным ценником. Есть десятки статей о том, как рекламировать свою игру без затрат и я рекомендую следовать этим советам, а не обращаться к людям, которые будут делать тоже самое за какие-то конские суммы. Потому за маркетинг я ничего не добавляю.

Налоги вас так же могут укусить гораздо слабее. Хороший вариант — завести ИП, встать на УСН и платить 6%.

Итого, чтобы выйти в плюс, вам нужно поднять на своей игре $41 870. Почти в четыре раза меньше чем сумма, которая потребуется при работе с издателем. И после того, как вы разберётесь с долгами, вы будете получать не 43% от продаж, а 93%-97%.

Путь инди-самоубийц: разбор договора с Raw Fury

Иными словами, подписав такой договор, вы никогда не увидите ни копейки от издателя, а после релиза игры останетесь с голой жопой. Пожалуйста, не будьте мудаками и не подписывайте такие бумажки.

А знаете, почему вы не слышали о Raw Fury ничего плохого до этого? Потому что у них есть пункт: «Стороны обязуются воздержаться от любых высказываний в устной и письменной форме, которые порочат, умаляют или иным образом критикуют личную и деловую репутацию, деловую практику, продукты и поведение другой Стороны». Издателю, который не собирается кидать вас на деньги и обращаться с вами как с говном такой пункт не нужен.

О том, как должен выглядеть нормальный договор с издателем (на примере договора, который я заключаю со своими клиентами и договора, который я когда-то заключил со своим издателем) я подготовил внушительной длины доклад, который опубликую в своей группе в ВК https://vk.com/redblackspade в ближайшее время.

И коротко о том, кто я такой, чтобы рассуждать на тему договоров: я выпустил 2 игры самостоятельно, 3 игры как издатель, 1 игру работая с издателем и с одним издателем подписал по неопытности крайне кривой договор, о который обжёгся и еле вылез из этой ситуации без особых последствий.

515515
217 комментариев

Отличный пункт

Нормальный пункт, как и в Голливуде, иногда дешевле потерять ресурсы, чем вложить еще и потерять х2 больше.

Иными словами, разработчик-самоубийца не сможет.

Опять таки ты видимо никогда в айти не работал или не представляешь что такое конкуренция.
У разработчика на руках готовый исходный код и механика. У издателя - одна игра, которая либо принесет деньги в течении какого-то периода, либо нет. Плюс издатель должен вернуть деньги вложенные в разработку. 

Если бы этого пункта не было, разработчик мог бы тут же с другим издательством выпустить клон.

В течение Срока действия Издатель имеет преимущественное право на исключительные, действующие по всему миру издательские права на сиквелы

В переводе на юридический это значит что в течении срока действия договора  издатель будет иметь исключительные права, да. Издатель защищает себя в первую очередь, от того чтобы разработчик через год не убежал делать сиквел к кому-то другому. 


Иными словами, вы не увидите ни копейки от игры, пока ваша доля от её дохода не составит

Как и в кино, когда актер выбирает получать отчисления с проката картины (гонорар + отчисления), пока картина не окупает своего бюджета (не только производственного но и маркетингового) актер/режиссер/продюсер не получают ни капли по договору об отчислениях.


В общем — не разбор а хуета. 
Для таких договоров и существует возможность обратиться с ним к другому юристу который даст разьяснения по каждому пункту. 

Любая работа с издателям, не важно каким — это работа с готовой аудиторией, маркетингом и тд. Ждать что издатель по какой-то причине должен быть вам другом — идиотизм. 

57

У издателя одна игра? Лол что?
Таких вот разработчиков у издателя - как грязи. И случаев, когда после подписания договора и передачи прав издатель просто убирал игру в ящик и никогда её не трогал больше - пруд пруди.

И не надо сравнивать с кино. Я сравниваю эту филькину грамоту с договорами от других издательств, которые составлены в разы адекватнее. Существует адекватный способ возврата инвестиций: издатель не забирает 100% твоего дохода, а забирает бОльший процент с продаж, пока не перекроет с него потраченные на инвестиции деньги. Например, вы договорились 30/70 (70%, разумеется, разрабу). Но т.к. ты получил от него $36к, доход сначала будет распределяться 70/30 - пока сумма с этих дополнительных 40% не покроет $36к. Так издатель будет хотя бы чуть-чуть замотивирован в продвижении игры. А забирать 100% - это бред собачий.

68

Очень верно подмечено про ситуацию с клонами. Это ведь по сути именно те проблемы, с которыми часто может столкнуться издатель в юридическом поле (а игрокам часто пофиг).

1

Комментарий недоступен

29

Комментарий недоступен

26

В принципе в 2020 тебе не нужен никакой издатель, благодаря Стим например. 
 
К издателям обычно приходили за деньгами, аудиторией и дополнительными функциями (паблишинг, медиа и тд). 

7