"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

"Silent Hill 4" - самая неоднозначная "классическая" часть серии. Она одинаково прекрасна в своей "каноничности", но неприемлема, как продолжение. Как и предшественники, игра погружает в пучины персонального ада, сотканного из сюрреалистичных образов и восприятий психически нездорового человека; но геймплейно вызывает кучу неприятных вопросов.

Почему? Попробуем разобраться. Ради такого дела я решил разобрать игру в стиле текстового прохождения, тем самым вычленив оттуда как плюсы, так и минусы. Нечто похожее я уже делал в своем разборе Half-Life.

Внимание: будет много спойлеров. Но, поверьте, даже с ними игру не стоит выбрасывать из внимания, даже если вы о ней никогда ничего не слышали.

Кошмар

Верная своим канонам, SH 4 начинается с ночного кошмара. Главный герой - Генри - просыпается и обнаруживает, что его квартира сильно преобразилась. Стены и окна покрыты ржавчиной, мебель переставлена, воздух застывший, тяжелый; монотонное шипение включенного телевизора заполняет собой мрачную гостинную.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

В первую очередь бросается в глаза главная проблема игры - управление. В игре оно делится на два типа - управление от первого лица и от третьего. От первого лица управление вроде бы стандартное: W - вперед, D - назад, но на A и D камера поворачивается, при том, что обзор мышкой здесь работает полноценно. Конечно, можно поменять раскладку, но тогда управление от третьего станет невыносимым. Придется терпеть.

Плюс, очень сильно смущает графика. Не подумайте, я не придираюсь к играм поколения PS 2. Но когда после заставки ты вдруг видишь непонятное размытое нечто - а это стены нашей комнаты - сразу теряешься. Размытые текстуры так и подмывают залезть в настройки графики или же задуматься о технических неполадках.

Смысл пролога прост - это вступление, которое сразу же настраивает игрока на нужный лад. А символически это, кажется, сон. Точнее, не совсем сон, а воспоминание предыдущего владельца квартиры. Как и почему - другой вопрос. И напрямую на него не ответят. В плане лора SH 4 довольно неохотно поясняет игрокам что и как - необходимо читать записки, дневники, пережевывать в голове увиденное и складывать из этой мозайки полноценную картину.

Спойлер: у вас не получится. Как бы вы не старались соединить в

голове все аспекты, недосказанности останутся и их будет много. То, что в прологе мы видим не сон, а осознанное воспоминание чужого человека я узнал вообще из обзорной статьи SilentPyramid (и то он тоже был не уверен). Плюс, кое-что Team Silent попыталась объяснить в Lost Memories. Постфактум.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Пролог - короткий, проходится буквально за минуту. Достаточно посмотреть на телевизор, мебель и расмытое пятно на стене в виде лица, а потом подойти к двери; тогда начнется жуткая катсцена, в которой героя убьет жуткий призрак.

На этом кошмар обрывается...

***

Дальше игра начинает во всю демонстрировать свою главную геймплейную фичу - квартиру.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Генри живет в ней уже несколько месяцев, но однажды он вдруг обнаружил, что не может из неё выйти. Окна закупорены, стекла стали бронебойными; телефон не работает; а на дверях висят тяжелые цепи, которые никак не снять. На двери у глазка кто-то написал кровью: "Не выходи. Уолтер". Вне квартиры его не слышит. Единственная связь с внешним миром - дворик апартаментов за окном, радио и дверной глазок.

Первую половину игры квартира будет выполнять роль полноценного хаба. Здесь можно будет подлечиться (здоровье будет восполняться самостоятельно), отсортировать вещи в сундуке (инвентарь здесь ограниченный - всего можно носить с собой десять предметов, считая обоим для пистолета), сохраниться. Это главное. Из дополнительных приятных моментов - дверной глазок. Если посмотреть в него сразу после старта уровня, то можно увидеть, как милая соседка Эйлин собирает в коридоре мусор.

Пока что квартира кажется самым спокойным и безопасным местом в игре, но даже эта иллюзия рано или поздно разрушится. Впрочем обо всем по порядку.

Сперва Генри просыпается и пытается понять, что происходит. Ну как пытается - ходит с кирпичным выражением лица и изредка сыпет банальными фразами.

Если бы я составлял рейтинг самых худших персонажей франшизы, Генри бы занимал там самое почетное место. Почему? Он никакой. У него ни нет толковой предыстории, ни какой-либо железной мотивации, ничего, что позволило бы нам ему сочувствовать. Он просто оказался не в том месте и не в то время. А потом спокойно плывет по течению. Да, именно что спокойно. Думаете, Джеймс был скуп на эмоций? Ха. Можно, конечно, сказать, что Генри - аватар игрока, как Гордон Фримен или Думгай, но нет - это персонаж. Недоработанный.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Как бы то ни было, Генри подходит к окну и видит, как незнакомая девушка топчется у входа в метро и вскоре туда спускается. Запомним этот факт.

Потом подходит к двери, вспоминает, что не может выйти из квартиры, смотрит в глазок, наблюдает за Эйлин. Ничего особенного. Но вдруг он слышит грохот в ванной и, заинтригованный, спешит туда.

Но что это? В стене появилась огромная дыра, откуда раздаются... детские голоса! Неужели это выход? Удивленный таким открытием, Генри берет в руки трубу и отправляется в путешествие.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Сразу скажу, что структурно SH 4 координально отличается от своих предков. Во-первых, здесь нет прогулок по городу. Здесь вообще нет Сайлент-Хилла. Вместо этого - набор уровней. Во-вторых, The Room полностью опирается на концепцию "хаба", из которого (а точнее из дыры в ванной) мы будем попадать на определенные уровни, которые идут друг за другом последовательно. То есть, если раньше смена локаций обуславливалась мотивацией героев (чтобы попасть в Парк, надо пройти через Апартаменты, и тд), то теперь игра сама будет решать, куда пойти дальше.

Метро - первое посещение

Но туннель не приводит к спасению, скорее наоборот. Генри очухивается в метро, но не обычном, а будто слепленном из образов чьего то кошмарного сна. Водопроводные трубы на стене уходят куда-то вверх, в темную неизвестность. Стены старые, грязные. Повсюду мусор и строительные материалы. Внизу на станциях и вовсе можно будет увидеть огромное пуповинообразное существо, издающее странные звуки - откуда оно здесь?!

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

А главное - никого нет. Станция безлюдна. Кроме одинокой девушки, стоящей в отдалении. Той самой, что Генри видел из окна...

Девушку зовут Синтия, и она считает, что видит сон. Даже Генри будто часть её сна. Впрочем, сия ситуация ей не нравится, она хочет выбраться и просит помощи у героя, да ещё обещает за это "кое-что особенное". Ну как тут не помочь то?!

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Но спустя пару шагов, девушке становится плохо и она забегает в туалет. Генри остается ждать её снаружи и вдруг слышит странные звуки в отдалении, а потом видит, как из мужского туалета на него набегают две жуткие твари, похожие на собак. Только кожа у них зеленая, и язык длинный. А ещё они очень агрессивные...

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Теперь остановимся на боевке. Она ужасна.В старых частях её топорность не так сильно бросалась в глаза хотя бы потому, что герои слишком быстро добывали огнестрел. Тут огнестрела практически нет - только кольт и револьвер-магнум, который найдем в середине игры. В основном придется работать с холодным оружием - трубами, битами, клюшками. Часть из них имеет непродолжительный срок годности.

Так вот, беда в том, что драться здесь - та ещё пытка. Во-первых, не повторяйте мою ошибку и не ставьте уровень сложности выше ЛЕГКОГО. Генри слишком долго замахивается и не всегда попадает - тут напрочь сломанный хитскан. А враги слишком быстрые и вертлявые - попасть по ним не просто, а бьют они очень больно. И, к тому же, никогда не нападают по одиночке. Пока вы безнадежно лупите одного супостата, второй не будет стоять в сторонке.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

А драться здесь придется много. SH 4 - самая экшоновая часть из классической квадралогии. Если раньше врагов можно было легко оббежать, то тут такой финт провернуть не получится - монстры быстрые, хлесткие и очень больно бьют.

Куда пропала Синтия? В туалете её нет. Зато на стене красуется дыра, украшенная странным орнаментом - это специальные точки на уровне, позволяющие вернуться в "квартиру". Здесь ею придется воспользоваться в любом случае, ибо так нужно по сюжету.

Сегмент в квартире начнется с пробуждения Генри. Возвращаемся к словам Синтии о том, что она якобы во сне, и понимаем, что метро и прочим подобные места, которые придется посетить по сюжету - жуткая иная реальность, существующая во сне, где блуждают не сами люди, а их духовные прообразы. Как у Кастанеды или у Фредди Крюгера. И да, если умрешь во сне - умрешь и в реальности.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Но это опять же догадка. Напрямую об этом игра вам не расскажет. Халтура разработчиков? Или среди сценаристов сидел Миядзаки?

Но вот за что мне нравится SH 4 - это за расширение концепции кошмарного мира. Если раньше герои оказывались там по воле внешних факторов (Гарри так точно), то теперь для переноса туда нужно всего лишь уснуть. Я же говорю, The Room как будто является негласной адаптацией "Кошмара на улице Вязов". И там и там безумный маньяк затаскивал в свой кошмарный мир будущих жертв, а потом измывался над ними. Разница лишь в том, что местный - не шутник-весельчак, да и харизмой не обладает. Но об этом чуть позже.

После перехода разработчики познакомят нас со новой особенностью квартиры - цензурный вуаризм. За тумбочкой в зале обнаружится маленькая дыра, через которую мы сможем наблюдать за Эйлин в её квартире. Сейчас она ищет щетку, но потом, по желанию, мы увидим множество других забавных сценок, вроде той, где Эйлин бреет себе подмышки (я не шучу) (кстати, появляется она рандомно, и в этот раз я её не застал).

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Вообще я бы советовал каждый раз проверять глазок и дыру в стене, даже если вы заскочите в квартиру сохраниться между делом. Всегда можно будет найти что-то интересное!

Вдруг раздается телефонный звонок. Это Синтия. Она по-прежнему в "метро" и сетует на нашу пропажу. Срочно возвращаемся.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Здесь остановлюсь на другом важном моменте, полностью определяющем аспект атмосферы игры. Назову его эффектом молчаливого скримера. Это когда на экране резко появляется что-то настолько неестественное и пугающее, что буквально заставляет подпрыгнуть. При том, что никаких громких звуков не будет - напротив, игра очень тихо, но уверенно бьет по нервам. Первый такой скриммер мы словим сразу же после возвращения в мир метро.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Сам уровень можно описать одним словом - вводный. Он учит управлению, сразу задает тон игре, раскрывает практически все геймплейные правила. Остановлюсь на двух главных моментах.

Во-первых, призраки. Они бессмертны (их можно обезвредить с помощью особого меча, которых в игре всего пять штук), очень приставучие и вдобавок отнимают приличный процент здоровья. Покоя вам точно не дадут, придется постоянно бегать от них. Особенно неприятно будет на моменте, когда придется пройти через лабиринт с вагонами от одной платформы к другой. Не зная путь, можно гарантированно напороться на призрака и изрядно пострадать. Вдобавок за вами будет бегать Синтия, которая просто обожает останавливаться на полпути.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Во-вторых, финальная поездка на эскалаторе, где придется драться с настенными монстрами, которые своими ударами скидывают героя на несколько ступеней вниз. Легче всего, конечно, пройти эту часть с пистолетом, но... Я уже говорил, что боёвка тут жесть? Да. Даже с огнестрелом. Дело в том, что в игре абсолютно сломанный автоприцел - а по-другому Генри стрелять не умеет. Хорошо, если прицел сразу поймает врага, а если их двое? Настенники не умирают, их можно оглушить, но игра все равно будет считать, что те живы и игнорировать другого, которого уже тянет к вам ручки. Мужайтесь.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

В остальном уровень до предела линейный. То есть вас не заставят бегать туда-сюда в поисках предметов и ключей - здесь практически нет загадок. Простая пробежка от точки А до точки Б с довольно жутким финалом.

Оказывается, пока мы ковырялись с монстрами, некто добрался до Синтии и превратил её в фарш. Начертил на её теле "16122", оставил таинственную табличку на двери и был таков. Пока девушка умирает, она слезно пытается убедить Генри, что всё это сон. Просто дурной сон, кошмарный. Ах, если бы всё было так просто...

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

***

Генри просыпается с теми же мыслями, но быстро понимает, что сон просочился в реальность - Синтия умерла. Если посмотреть в окно, можно увидеть полицейских и скорую помощь у Метро.

А если взглянуть в глазок, то на стене напротив можно увидеть новую кровавую отметку.

Отдохнув, подлечившись и подглянув за Эйлин (та, охваченная любопытством, подбежит к окну) возвращаемся к дыре в ванной... Которая стала больше! Интересно. Что же нас ждет дальше?

Лес - первое посещение

Окрестности Сайлент-Хилла. Слабый туман окутывает темный холмик, усеянный уродливыми голыми деревьями и странными камнями, на которых сияют кровавые надписи. В таком месте даже звон сверчков нагоняет и без того больше жути. Здесь Генри встречает странного заикающегося паренька Джаспера, который приехал сюда посмотреть на некий огромный камень. Советую его послушать, он расскажет много интересного, особенно о приюте, что расположен неподалеку.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Потом на кладбище мы встретим мальчика, при виде которого Джаспера охватит непонятный трепет.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Уровень чуть усложненный, нежели предыдущий, но и проходится довольно быстро. Здесь уже придется повзаимодействовать с предметами и изрядно побегать. Однако скользкий момент тоже есть. Ближе к финалу Джаспер попросит принести ему шоколадное молоко; и дай вам Ктулху додуматься, что это самое молоко можно взять в холодильнике в квартире! Помнится, в первый раз я оббегал весь уровень от и до, думая, где ж в лесу можно взять шоколадное молоко, магазинов то рядом нет! А оказывается, вон оно как... В общем, ловушка для невнимательных. Но на мой взгляд, эта загадка мне кажется через чур излишней - с тем же успехом, Джаспер мог бы попросить какой-нибудь амулет, спрятанный на местном кладбище - и это больше бы подошло по характеру персонажа. Но шоколадное молоко?!

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

В конце мы попадем внутрь приюта, но доступен будет только первый этаж. И там мы найдем коротенькую записку, которая прояснит одну тонкую деталь, связывающую четвертую часть с предыдущими.

А Джаспер... в общем, с ним тоже будет все грустно, как и Синтией.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

***

Возвращаемся в квартиру, опять не понимаем что происходит, слушаем радио, думаем. Если взглянуть в глазок, то можно будет познакомиться с новым персонажем - смотрителем Фрэнком, который, как выяснится позже, является отцом Джеймса Сандерленда. Вот это поворот! Впрочем, на сюжет этот факт никак не повлияет.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Кстати, Фрэнк очень странный дядя. Если заглядывать в глазок время от времени, то можно увидеть, как он рьяно следит за комнатой. Иногда он просто стоит, а иногда машет руками. От комаров что ль отмахивается?!

Что такое? Дыра в ванной снова расширилась. Что же нас ждет дальше?!

Водная тюрьма - первое посещение

Очень унылый уровень, во многих аспектах. И выглядит мерзко, и по части беготни и загадок тут можно задохнуться.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Вообще, я лишний раз готов восхищаться фантазии дизайнеров. Я не помню конкретных случаев, когда уровень реально мог вызывать самые негативные эмоции, заставить игрока чувствовать себя неуютно и невольно ассоциировать себя с этим местом. Да, в старых частях встречались такие локаций, но там авторы наполняли её откровенной жестью - кровавые стены, темнота. А здесь практически светлый уровень и серые-пресерые металлические стены, от которых веет холодом и сыростью. Это не передать словами, это надо прочувствовать. И вот за это The Room я готов простить многие косяки.

Цель тут, как и всегда, понять что вообще происходит. Можно обшарить все камеры и узнать, что за узниками (детьми из приюта - да, это детская тюрьма) всегда наблюдали через маленькое окошечко, что создавало у них чувство непреодолимой паранойи.

А в одном из камер даже заключили живого человека, который слезно молит нас о помощи. Это - Эндрю Де Сальво, бывший надзиратель. Памятуя о предыдущих товарищах, с которыми нам приходилось взаимодействовать, делаем вывод, что и этому не повезет...

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

На этом уровне очень много длинных лестниц, поэтому крепитесь.

После того, как найдем ключ в машинном отделений, сможем выбраться наружу и исследовать ещё два этажа этого мрачного места. На третьем нас, кстати, ждет второй "тихий" скриммер.

На крыше вам надо покрутить вентиль, а потом каким-то чудом догадаться, что в камере на третьем этаже есть комната с дырой, куда можно сигануть. Впрочем, это опять тест на внимательность.

Внизу мы попадем в специальную рубку, откуда появится возможность крутить "этажи" тюрьмы туда, куда вздумается. Цель - вытащить Де Сальво. И здесь игра вообще не поясняет, как это сделать. Можно часами крутить вентиль туда-сюда, искать какие то комбинации, потратить кучу времени, сил и нервов. А если учесть, что каждое "вращение" сопровождается катсценой, сидеть вам придется долго. Геймдизайн нулевых, бессмысленный и беспощадный.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Зато Де Сальво расскажет, что белобрысого мальчика зовут Уолтер Салливан, и что раньше в этой тюрьме держали приютских детей. Что за бесчеловечные люди управляли Орденом? (судя по намекам, тот самый, что бесчинствовал в первой и третьей части).

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Думаете, это конец загадкам про вентили? Не... На этот раз вам надо расположить комнаты с кровью и дырами на этажах так, чтобы они стояли друг на другом. Но здесь хотя бы можно найти хоть какую-то логику и самому догадаться что к чему.

В итоге, уровень закончится тем, что... да, вы уже догадались, кто здесь не жилец. Но почему? Кто его убил?

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

***

Фух, хорошо, что это конец. Мы просыпаемся дома, смотрим в окно, в глазок (привет, Фрэнк!)... Эй, кто включил телевизор?!

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

А дыра стала шире (хехех)!

Здания - первое посещение

Не такой занудный, как предыдущий, но тоже заставит попотеть. В плане дизайна локация выглядит самой богатой на детали; но в то же время она пугает своей... хаотичностью. Буквально. Кажется, что этот мир - сплетение каких-то разрозненных зданий и магазинов, которых здесь вообще не должно быть. А переход между ними представляет собой огромную шахту с кровавыми разводами на металлических стенах. Такое тяжело просто так представить - еще тяжелее описать это.

И почему на крыше автомобиль?!

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Здесь мы встретим новых противников - обезьяно-подобных существ - и нового горемыку, которого так же ждет бесславный конец. Знакомьтесь, Ричард Брейнтри - наш сосед и очень вредный дядя. Ну а как ещё назвать человека, который при первой встрече тычет в нас револьвером?

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Собственно, целей тут как таковых нет. Очередной полу-линейный уровень, в котором очень много врагов; но зато есть, на что посмотреть. Тут и квартира с праздничными украшениям, и зоомагазин, и магазин спорттоваров (можно разжиться классной битой), и душевая под ними (!!), и торговый переулок, где вас будут ждать толпы противников. В общем, вперед и только вперед. После уровня с Тюрьмой вообще считайте, что это такая приятная передышка.

Ну, как приятная - врагов неприлично много, как с ними драться на среднем уровне сложности вообще не представляю. Можно оббежать, но из-за узких пространств придется как следует попотеть.

Одна приятная деталь - меч. Только с помощью него можно побороть призрака. Но советую сохранить его, потому что ещё пригодится, особенно во второй половине игры. Я предупредил!

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Ещё одна пугающая деталь - если вернетесь в комнату во время прохождения уровня, то не забудьте посмотреть в дверной глазок. ОПА! На месте кровавых следов какая то жуткая надпись, призывающая нас проверить соседку! Эйлин! Но всё в порядке. Пока. Эйлин смотрит какой-то ужастик по телику, ей не до нас.

А ещё в конце есть забавная загадка с баром. Нужно открыть замок, в подсказке сказано, что код - это номер телефона бара. Как его узнать? Возвращаемся в квартиру, смотрим в окно, чуть-чуть влево, и вуаля!

Кстати, по этому номеру можно даже позвонить. Голос на другом конце трубки напугает похлеще какого-нибудь военкома.

Финал тут ещё более страшный - Ричарда казнят на электрическом стуле, причем разработчики покажут это всё без прикрас. Не так жутко, как в каком-нибудь "Лики Смерти II", но от звуков и криков всё равно будет не по себе. И опять этот пацан! Куда он показывает?!

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

***

Если после пробуждения подойти к окну, то можно увидеть какого-то блондинчика из квартиры напротив, который показывает на окна квартиры Эйлин. Сама Эйлин, одетая в красивое платье, куда-то собирается. Нужно предупредить её, но как?

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

(Странно, что герой не догадался крикнуть ей через дыру в стене. Может быть, она бы его не услышала, но попытаться то стоило!)

А сама дыра в ванной стала похожа на те самые, что мы встречали на уровне. Значит ли, что мы стали близки к разгадке. Или нет?!

Квартиры - первое посещение

О, это мой любимый уровень. Мало врагов, много простора для исследования. Знаете ли, редкая игра дает возможность изучить локацию вдоль и поперек без всяких преград - в данном случае это будут квартиры, каждая из которых отражает настроение его владельца.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

К тому же, уровень богат на предысторий. Чуть ли не в первые за всю игру, мы можем проследить за отношениями одного поехавшего, который терроризировал медсестру из квартиры на первом этаже письмами.

И да, мы таки выбрались из своей квартиры! Мы сейчас попали в подъезд и видим, как белобрысый пацан (опять он!) стучится в нашу дверь.

Свобода? Да, но есть нюанс - это не настоящий аппартный комплекс, а очень искаженный. Кровавые разводы на стенах и решетчатые полы как бы намекают. На лестничной площадке мы можем встретить странного типа. Можно подумать, что это следующая жертва невидимого маньяка, но потертый плащ и следы крови на его лице дают понять, что не всё так просто.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Маньяк Уолтер (а это он) не проявляет к нам враждебности и даже предлагает куклу. И тут мнения расходятся, стоит ли её брать вообще. Вот мои наблюдения, основанные на опыте предыдущего прохождения:

* Если её взять и положить в сундук, то вскоре на его месте появится жуткое призрачное проявление. Наверное, самое жуткое в этой игре...

* Если таскать его с собой в инвентаре, то финальный бой станет проще. Хотя в интернете уверяют, что разницы нет;

Впрочем, можно вообще не брать и жить счастливо. Разве мама не учила вас, что брать игрушки у незнакомых дядь нельзя?

Поначалу уровень может даже запутать, ибо куда идти непонятно - все двери закрыты. Кроме одной. Той самой, рядом с которой вы "очнулись". Вспомнили о ней? Вот и я не вспомнил, а SH 4 в очередной раз бьет по нашей невнимательности. В той квартире (здесь, кстати, и жил извращенец) можно найти ключи от квартиры Управляющего и почтового ящика.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

В почтовом ящике будут письма извращенца... И все. Зачем нам вообще было его открывать - не понятно. Даже письма прочитать нельзя.

А в квартире управляющего мы найдем ключи от всех квартир - и вот здесь можно развернуться по полной! Не во всех, но во многих можно найти полезные плюшки, главные из которых - красные письма. Знакомые, правда? Их мы и читали в квартире! Поняли, что делать дальше? Дерзайте. Это и будет целью уровня - собрать все записки и прочитать их в нашем "убежище".

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Из полезных плюшек можно кстати найти и Волшебный кулон. Сейчас он бесполезен, но позже спасет вам жизнь.

В квартире нужно ВНИМАТЕЛЬНО - повторяю, ВНИМАТЕЛЬНО - прочитать все найденные записки. Там будет подсказка, где можно взять ключ от квартиры Эйлин.

Финал... Ну вы поняли. Всё как всегда. Красотка избита, на её спине вырезан номер "20121", но на последнем издыхании она благодарит белобрысого мальчика. За что? Не знаю. Но Генри в депрессии...

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

***

Все печально. Эйлин не спасли, и что-то подказывает, что Уолтер рано или поздно пойдет по нашу душу. Но... Стоп, что это? По радио говорят, что соседка жива, хоть и в тяжелом состоянии. Срочно к ней!

И тут - ХАХА - кто-то заделал дыру. Что теперь делать? Подсказка в записке под дверью. Следуете ею, и в раннее необследованной прачечной комнате вы увидите знак на стене. В конечном итоге, с помощью найденных раннее табличек и магии у нас получится новая дыра, сквозь которую и продолжим путешествие по больному миру Уолтера Салливана.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Больница

Короткая, но жуткая в своей безумии глава. С самого начала мы увидим довольно страшную сценку, где наш белобрысый приятель расчленяет труп медсестры, а при виде нас угрожающе улыбается.

Итак, мы в больнице. На первом этаже кроме плюшек и грустной сценки с рентгеновскими снимками ничего и нет. Забавно, что наш аморфный герой вдруг начинает изображать из себя шекспировского мученика с совершенно кирпичным выражением лица. А ещё говорили, что Сандерленд практически не реагирует на происходящее.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

А в одной из комнат можно встретить самого странного врага в игре. Помните медсестер? Символ франшизы? Тут из них сделали какое-то сумбурное нечто, которое постоянно издает... звук отрыжки. Буквально! Хоть игра и намеками объясняет почему (вспоминаем катсцену в начале уровня), но, блин, как же это смешно! Особенно в конце, когда будем биться с ними на лестнице!

На втором этаже нас ждет веселье. По коридору катаются туда-сюда инвалидные кресла, которые выносят много урона. Так же есть куча палат, и во все из них можно войти. Кроме одной - там Эйлин.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Большинство палат представляют с собой просто визуальный интерес, достойный любого японского хоррора. Нас же интересуют только три. В одной лежит ключ от палаты, во второй - сама Эйлин, в третьей... Ох... Четвертый, самый главный и самый известный скример в этой игре.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Если ничего не знать об этом приколе, то можно упасть со стула от неожиданности. Честное слово, идеальный пример "тихого скримера". Огромная женская изуродованная голова с совершенно безумными глазами, которая издает приглушенные полу-эротические стоны... Такое только японцы могли придумать!

Эйлин не сразу присоединится к герою (удивительно), но тот убедит её сбежать вместе. И все бы хорошо, да только дыры-порталы существуют лишь в восприятии Генри. То есть в квартиру вернется только он. Удивленные таким фактом, герои примут волевое решение - пройти через тернии разума нашего маньяка.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

***

А теперь, внимание, с этого момента геймплей игры претерпевает существенные изменения; настолько глобальные, что игру вполне себе можно разделить на два этапа. Мы только что прошли ознакомительный этап - научились драться с врагами, более-менее изучили уровни... Грубо говоря, все это время SH 4 вежливо вела вас за ручку и всячески помогала не закончить игру раньше времени. Теперь же начнется хардкор. Настоящий.

Пройдемся по важным моментам:

Квартира - если раньше хаб воспринимался, как настоящее убежище от всякой нечисти, где вы могли морально и физически отдохнуть, то теперь она станет таким же проклятым местом, как и всё остальное. Безопасности больше нет.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Начнем с того, что квартира перестанет вас лечить. Если вы до этих пор тратили аптечки направо-налево (как я) - мужайтесь. С другой стороны, игра теперь начнет щедро сыпать ими, так что шанс на победу ещё есть.

Закончим тем, что в квартире теперь появятся призраки. Жуткие сущности, которые будут отнимать у героя определенный процент здоровья. Вдобавок, они выглядят жутко, а некоторые ещё вполне себе сойдут за скриммер (особенно если вы положите куклу в сундук). Их, конечно, можно проигнорировать, но тогда не получите самую лучшую концовку.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Что делать? Тратить на них свечи и кулоны, они помогут. Вот только это расходники, причем, немилосердные. То есть если вы начнете постоянно бегать сохраняться, то велик шанс, что в конце вы останетесь с пустыми карманами и злобными призраками, а это уж точно приведет к не самой лучше концовке... А ещё если игнорировать нечисть, она начнет множится, и в конце вы просто не сможете дойти до точки сохранения, не потеряв здоровье.

В общем, SH 4 по мгновению волшебной палочки превращается в очень напряженную хоррор-игру, где малейшая неосторожность может привести к печальным последствиям.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

И да, в игре больше не будет забавных моментов вне дома. Ни Фрэнка за дверью, ни Эйлин в квартире (там будет сидеть знакомый нам Робби-Кролик), ничего. Печально.

Второй важный момент - это Эйлин. Теперь вы для неё Кевин Костнер, и ваша цель всячески защищать от опасностей. Она будет неизменно бегать за вами до конца игры, и это скорее минус, чем плюс. Да, Эйлин не стоит без дела и помогает нам драться с нечистью (или спасает от призраков), однако чем больше урона она получает, тем больше возрастает уровень её одержимости, и соответственно шансы закончить игру на плохую концовку. Да и в потасовке легко зарядить ей по голове битой - я же говорил, что тут плохая боевка?

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Что такое одержимость? Уолтер не смог убить Эйлин, но пометил её и сделал уязвимой для влияния потустороннего мира. Чем больше ран - тем сильнее Уолтер подвергнет девушку своему влиянию, отчего та начнет вести себя неадекватно: лупить по рукам, нести тарабарщину, звать маму на помощь и тд. Так что если вы намерены выйти на хороший финал, старайтесь держать её подальше от потасовки - достаточно просто убежать далеко вперед.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Вернувшись в больницу, Генри узнает, что Эйлин не видит "дыр", а значит для спасения придется глубже проникнуть в воспоминания Уолтера. То есть, по второму кругу посетить те миры, где мы были раннее. Да, унылый и беспощадный бэктрекинг. Хоть и загадки там будут другими.

И... если честно, я вообще не вижу никакого смысла в повторном прохождении уровней. Вообще никакого, кроме как в очередной раз растянуть и без того немаленькую игру. Никакого сюжетного развития здесь не будет, лор не раскроется (точнее, раскроется, но лениво, в записках, которые окажутся у вас в квартире), персонажи не преисполнятся.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Просто вам в очередной раз придется бегать по одним и тем же локациям и решать загадки, чья логика слабо поддается объяснению и никак не ложится на происходящее. Не будет даже жутких катсценок, уровня кота из первой части, радио-викторины из второй или телефонного сталкера из третьей. Поэтому тех, кто критикует игру за такое "гениальное" геймдизайнерское решение, я понимаю и с удовольствием жму руку.

Выход из уровня лежит через шахту лифта на втором этаже. Там будет очень длинная лестница, по которой бродят "медсестры". Предупреждаю - дальше будет смешно. Просто послушайте, как они будут скатываться по ступенькам. Это точно хоррор?

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Финал уровня - длинная туманная спиральная лестница вниз. Такие лестницы будут связывать с собой все миры Уолтера в строгой последовательности. И здесь есть на что посмотреть. Символы, образы, предметы - все это так или иначе связано с внутренним миром маньяка (если верить моему уровню СПГС).

Метро - второе посещение

Начиная с этого уровня мы начнем встречать призраки тех, кого на наших глазах убивал Уолтер. Они негласно считаются "боссами", хотя на мой взгляд это не совсем правильно. Тем не менее, это не обычные призраки. Эти красавцы, если их не прибить к полу мечом, будут неумолимо бегать за вами по всему уровню, вдобавок у них появится спецспособности, смысл которых в очередной раз попортить вам кровь.

Начнем с Синтии. Она теперь косплеит Садако из "Звонка" и нередко ползет по полу аки червяк. Если у вас нет меча - смело пробегайте мимо. Если есть - доставайте револьвер и палите в неё до победной. Синтия, как и все призраки, в бою очень уныла. Слишком живучая, постоянно норовит свалить с боя, да и своим существованием отнимает у героя жизнь; вдобавок между "раундами" у вас будет где-то примерно 2-3 секунды, чтобы расчехлить свой меч и воспользоваться им по назначению.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

В целом, смысл этого уровня, как и последующих, ускользает от моего внимания. Цель же сводится к постоянной беготне туда-сюда, чтобы найти рукоятку от поезда и применить его, дабы проложить путь к секретной двери из уровня. Впрочем, все бы ничего, но игра в очередной раз раскрывается себя с самой неприятной стороны - неочевидностью.

Речь идет о странной коробке в одном из вагонов, ключ к которому лежит, внимание, У ВАС В КВАРТИРЕ ПОД ВХОДНОЙ ДВЕРЬЮ!! Не, я понимаю, что разработчики пытались в очередной раз сделать квартиру часть исследовательского мира, но чтобы так небрежно, халтурно... Кто вообще в здравом уме додумается вернуться в квартиру, а не побежит изучать этот проклятый уровень до самого его основания?! Я не знаю таких людей.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

В остальном вам придется много и много бегать туда-сюда, туда-сюда. Сначала из метро в квартиру, чтобы забрать ключ. Потом из квартиры в метро, чтобы открыть коробку и найти там грязную монету. Потом из метро опять в квартиру, чтобы там помыть эту монету. Потом из квартиры в метро, чтобы воспользоваться этой монетой в одном из торговых автоматов и получить ключ (Как он вообще там оказался? Впрочем, вопросы логики оставим на совести разработчиков). Фух. Отдышались? Продолжаем.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

На середине уровня выясняем, что Эйлин не можем передвигаться по лестницам, а значит вам придется по-другому вытаскивать эту барышню. Дважды или трижды ради этого дела вам придется бегать по одним и тем же платформам и спускаться и подниматься по проклятому эскалатору с настенниками. Нету патронов к пистолету? Соболезную.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Если же знать о всех нюансах, то уровень пробегается буквально за двадцать минут. При том, что сложных загадок тут нет, просто он намеренно растянут этими дурацкими побегушками, дабы у вас возникло негласное ощущение бесконечного приключения.

Ах да, в конце уровня вас ждет сюрприз. Теперь за вами будет охотится лично Уолтер Салливан. Что это значит? Что помимо призраков у вас появится ещё один бессмертный противник. Благо, что появляется он в строго заданных ему сегментах, но всё равно его существование не слабо попортит вам жизнь.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Даже не пытайтесь с ним бороться - бесполезно.

Лес - второе посещение

Несмотря на то, что этот уровень проходится быстрее Мира Метро, его филлерность неоспорима, и позже я объясню почему.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Приюта больше нет - вместо него дымящиеся обломки, около которых на инвалидном кресле сидит нечто, похожее на куклу. Цель этого уровня - собрать все конечности "куклы". Они раскиданы по колодцам, и без факелов Генри наотрез откажется туда лезть. А факелы, как правило, нужно ещё донести, минуя призраков и прочих монстров (да, Уолтер здесь тоже будет, да ещё с бензопилой!). Никаких сложностей, просто бегите да собирайте!

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Однажды вы встретите второго "босса" - призрака Джаспера, очень горячего и противно стонущего. Можете прибить его мечом, можете пробежать мимо. В отличие от метро с его узкими пространствами, здесь хватает места для маневра.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

А ещё встретите маленького Уолтера, и он таки туманными намеками обозначит свою цель - вернуть маму, которая находится в квартире Генри. Какой уверенный мальчик!

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Итого, собрав все конечности, кукла отъедет, открыв доступ к люку, по которому нужно спуститься к выходу из уровня. Все. А теперь главный вопрос - КАКОГО ЧЕРТА?! Почему Генри попросту не отодвинул коляску в сторону и спокойно не прошел в люк, тем более, что игра никак не обозначает, что кукла дескать магическая и её ни за что не сдвинешь с места. Нет, вам просто говорят - иди собирай, и мы идём собираем. Ради чего? Зачем?

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Я не знаю, закладывали ли авторы какой-то потаенный смысл эту задачу, или просто наполняли уровень белибердой, но факт есть факт - уровень один сплошной филлер, который не несет в себе никакого смысла, никаких новых идей, никаких подвижек сюжета - ничего!

Эх. Впереди ещё три мутных уровня, и свобода. Держимся. Терпим.

Тюрьма - второе посещение

Впрочем, не все так плохо. Этот уровень я бы даже назвал более осмысленным, чем предыдущий, ибо тут задача ровно одна - пройти дальше, потревожив дух бедолаги ДеСальво. Но два жирных нюанса всё-таки есть.

Первое - вы больше не можете пользоваться пожарными лестницами из-за Эйлин, а значит придется спускаться по спиралевидной дорожке. Где вас с радостью встретит Уолтер Салливан с двумя пистолетами. Убить его нельзя, Эйлин быстро бегать не может - крепитесь.

Второе - дикая концентрация двухголовых детей. Особенно в конце - целых шесть (!) штук в одной комнате! И по три-четыре на каждом этаже.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

А в остальном вам даже не придется крутить вентиля. Достаточно просто прыгнуть в комнате с окровавленной кроватью в яму, чтобы добраться до коллектора, где убили Эндрю, взять его рубашку, вернуться в квартиру, окунуть рубашку в кровавую ванну (ага, додумайтесь до этого шага), вернуться обратно, чтобы подраться с призраком ДеСальво, который будет ждать вас на лестнице к машинному отделению.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

В отличие от остальных "боссов", этого вам действительно придется убить по сюжету, чтобы забрать у него ключ от выхода. И драка с ним та ещё пытка - толстяк то и дело будет улетать от вас, как Карлсон, или же попытается взять тараном. Либо вы будете за ним бегать туда сюда, либо лупить до победной, пока он не устанет. На него у меня ушло две попытки.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Но это всё цветочки перед настоящей битвой. Шесть детей! Вы даже убежать от них не сможете, потому что Эйлин точно в кого-нибудь вляпается. В моем случае она здесь чуть не померла, пришлось потом лечить её, но и это не особо помогло - Уолтер уже начал брать над ней вверх.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Здания - второе посещение

А вот это уже настоящий Сайлент-Хилл. В том смысле, что локация очень запутанная, хранит в себе много занимательных деталей и может порадовать парочкой неприятных сценок, вроде призрачного расстрела зверюшек в местном зоомагазине. Да и смысла в нём, на удивление, даже больше, чем в Метро или Лесу. Такое чувство, что пока разработчиков не прижало сроками, они уверенно корпели на этим уровнем, наделяя его логикой и стараясь сделать его насыщенным на сражения и эмоций. Но по каким причинам сделали его одним из последних.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Суть проста - протащить Эйлин до бара (чтобы напиться), но так как путь туда лежит через вереницу пожарных лестниц, придется искать обходной путь. Для этого надо разбудить воспоминания Уолтера, то есть найти четыре предмета и правильно применить их - баскетбольный мяч, бильярдный шар, свечи для торта и чучело кошки.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Но сначала - призрак Ричарда. Лучше его обезвредить, ибо и без него на уровне хватает призраков, которые попортят вам кровь на всяких лестничных площадках, по которым Эйлин, и без того медленная, начнет откровенно тупить. Особенность Ричарда в том, что он научился в телепортацию, а значит постоянно будет заходить вам за спину.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

А дальше рекомендуется оставить Эйлин где-нибудь в лифте, чтобы пуститься в длинное в одиночное приключение.

В одном из отрезков нам покажут катсцену, где "взрослый" Уолтер закошмарит Уолтера помладше. Похоже, мужик уже сам с собой не дружит.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

В плане загадок все просто. Находите предметы, расставляете их там, где надо, потом ориентируетесь на звон часов и находите лазейку, по которому сможете пропустить Эйлин к бару. Там возвращаетесь в квартиру, выясняете новый номер телефона, вбиваете его в дверь в баре и вуаля.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Заканчивается это все безобразие битвой с боссом. Настоящим. Целая туча гига-настенников спустится с потолка и попытается достать вас. Само помещение напоминает какой-то бальный зал с огромным провалом в центре. Если ничего не знать про босса, можно израсходовать весь боезапас, а потом обматерить горе попутчицу за то, что та постоянно поставляется под удары монстров. Но убить вам нужно только одного - того, от чьей жизни зависят жизни других. Будете бить его - другие задергаются в агонии.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

***

Конец? А нет. Очередная спиральная лестница внезапно приведет вас к вашей же квартире. Только вот мебель в ней совсем другая, обстановка скромнее и очень-очень-очень много свечей. Из записок мы узнаем, что это воспоминание журналиста Шрайбера, того самого, что жил в квартире 302 до Генри, а потом загадочным образом образом исчез. Именно его красные записки мы читали на протяжении всей игры.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

А вот, кстати, и сам Джозеф! Только призрачный. Томным, замогильным голос журналист введет нас в курс дела и объяснит, чего же хочет Уолтер Салливан и как его остановить.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Наконец-то эта игра соизволила нам что-то рассказать! Напрямую! Вроде бы всё понятно, да только не оставляет ощущение, что вся эта сценка просто скоротечное "объяснение на лестнице". Это когда ты всю игру слабо понимаешь, что происходит, а потом под самый конец кто-то невзначай начинает всё объяснять. Нет, Team Silent, с таким рецептом кашу не сваришь.

***

Вернувшись в свою квартиру с некой "киркой надежды" мы проламываем в квартире стену... и ловим четвертый "тихий" скриммер.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Но что это?! Ключи! Ключи от цепей на дверях! Срочно на волю!

Конец? Свобода? Да?!...

Квартиры - второе посещение

... Нет. Мир за нашей квартирой такой же проклятый, как и все остальное. Но отчаиваться рано, тем более что на горизонте замаячила полу-живая Эйлин.ё

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Тут мы понимаем, что это практически конец. Впереди долгожданный финал, а значит разработчики не хотят, чтобы вы и дальше занимались медитацией с загадками. Поэтому сам уровень до предела линейный, а на фоне играет гнетущий, депрессивный эмбиент.

Цель - обходными путями добраться до квартиры консьержа на первом этаже. Ничего особенного, да только Уолтер, двухголовые дети и призраки с удовольствием украсят ваше путешествие. А если учесть, что точек сохранений здесь нет, напряжение, возникшее при входе в очередную квартиру, будет только возрастать.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

На первом этаже мы узнаем, что нужная квартира так же обвешана цепями. Чтобы пройти дальше, нужно потревожить воспоминания маленького Уолтера, который, будучи младенцем, каким-то образом запомнил последние слова родного отца, прежде чем тот навсегда ушел за сигаретами. А точнее, найти шесть проявлений Отца и "поговорить" с ними. И, на мой взгляд, это самый лучший момент в игре. Он трогательный, пугающий; ты прям волей-неволей проникаешься историей будущего маньяка, который даже с рождения казался лишним для этого мира. Потому и не удивительно, что будучи ребенком он поверил, что его настоящая мать - это квартира 302, где, собственно, и родился.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

В какой-то момент Эйлин исчезнет. Но не бойтесь - она просто подверглась какому-то непонятному трансу и ушла в холл, где по-настоящему прониклась горькой судьбой маленького Уолтера (кстати, его жалобный голос будет теперь звучать отовсюду).

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

После "общения" с призраками настоятельно рекомендую вылечить Эйлин с помощью святых свеч.

В квартире суперинтенданта Сандерленда мы находим... пуповину Уолтера! Не спрашивайте, почему старик хранил её у себя, видимо у них с сыном это семейное. Тут же Эйлин вновь впадет в транс и уйдет на какой-то зов, а Генри только и останется, что жалобно смотреть ей вслед. Серьёзно, он даже не попытается её остановить!

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

А теперь предстоит в гордом одиночестве вернуться в нашу квартиру. Врагов по пути станет больше, так что скучно не будет.

***

Ну вот и всё, финал. Вернувшись в квартиру, живо косплеим Шварца, расчехляем огнестрел, патроны, освобождаем инвентарь от всякого лишнего хлама, очищаем жилплощадь от призраков. Впереди - долгожданный финал.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

Что я могу сказать о финальной битве? Он самый нестандартный в классической квадралогии. И это большой плюс.

Место действия - какое-то помещение с огромным вращающимся аппаратом в центре, подозрительно похожим на ядро корабля "Горизонт Событий" из одноименного фильма. Около него стоит Эйлин, готовая самоотверженно шагнуть в него и аннигилироваться во славу Хаоса. Надо всем этим безобразием нависает огромное человекоподобное существо, издающее жалобный рев. Ну и рядом где-то бродит торжествующий Уолтер. Двое последних жертв его странного ритуала собрались вместе, осталось довести начатое до конца.

В чем необычность боя? Он на время. Если вы хотите хорошую концовку, придется быстро-быстро совершить определенную последовательность действий, чтобы успеть до самоубийства Эйлин. Если после вашей последней встречи она выглядела, как еле живой кусок мяса, то значит можно даже не торопиться - её судьба предрешена. В обратном случае у вас будет около двух минут.

А сделать предстоит многое. Сначала "скормить" пуповину огромной ревущей твари, потом вытащить восемь кинжалов из статуй, расположенных вдоль помещения и воткнуть их в эту тварь, и лишь потом дать бой Уолтеру - он станет смертным. Сам Уолтер донельзя живуч, и вдобавок постоянно телепортируется. Если у вас остались патрону к огнестрелу - вы спасены. В противном случае придется долго и упорно бить его топориком.

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room

***

В моем случае все закончилось благополучно. Уолтер помер, его мини-версия исчезла, Генри и Эйлин выбрались из жуткого мира. Усталый герой, хромая, покинул квартирный комплекс и не упустил случая обернуться и бросить на него напоследок тоскливый взгляд. На следующий день он посетил Эйлин в больнице (да, её физическое тело пролежало там пол игры), где та с улыбкой объявила, что будет искать себе новую квартиру. Похоже, их ждет долгая счастливая жизнь.

***

Теперь можно сделать выводы.

Как я уже говорил, Silent Hill 4 - самая противоречивая игра из классической квадралогии. Геймплейная фишка с квартирой и наличие призраков действительно скрашивают привычную нам формулу серии, но чтобы оставаться им верным до конца, придется всё время терпеть. Терпеть невнятный сюжет, молчаливого главного героя, ограниченный инвентарь, неудобное управление, кривую боёвку, надоедливую напарницу, отсутствие огнестрела и бессмертных противников.

С другой стороны, в SH 4 действительно интересно играть. Он дарит незабвенное чувство погружения в мир абстрактного безумия, в мир хаоса, откуда нет и никогда не будет выхода. В мир, где вы будете чувствовать себя жалким червем, обреченного на долгую мучительную смерть. И даже то, что казалось бы дарило чувство успокоения и защиты, в конце концов станет очередным элементом проклятия, призванного вас уничтожить.

Это игра ненавидит вас; вы либо поддаетесь ей и идете играть в нечто более уютное и привлекательное, либо идете до конца сквозь боль и неприятие, навстречу долгожданному освобождению.

За это и люблю "The Room".

"Не выходи из комнаты...". Разбираем Silent Hill 4: The Room
4545
44
22
11
38 комментариев

Лучшая часть серии

4
1
Ответить

Но согласен, инвентарь придётся терпеть

Ответить

Вот это писанина

3
1
Ответить

Он книги читает) Он знает что такое вода)

4
Ответить

И то я в два раза сократил, соряныч

Ответить

читать не буду

1
1
Ответить

:(

1
Ответить