Любовь в новом тысячелетии. Цань Сюэ

Love in the New Millennium, Can Xue. Translated Annelise Finagen Wasmoen
Love in the New Millennium, Can Xue. Translated Annelise Finagen Wasmoen

Цань Сюэ заявила о себе в 80-е. Это было время расцвета авангарда в Китае. И хотя критика считала течение недолговечным, все авторы стали фактически современными классиками — Юй Хуа, Мо Янь, Ма Юань, Хань Шаогун, Гэ Фэй, Су Тун, Цзя Пинва. Цань Сюэ соединила западную авангардную эстетику с китайской философией души. Прошло тридцать лет с публикации её первого произведения, но она по-прежнему удивляет читателя.

«Любовь в новом тысячелетии» - смесь сюрреализма, символизма и фрагментарной постмодернистской эстетики. Через разрозненные истории персонажей Цань Сюэ рисует портрет общества перед лицом перемен. Герои произведения в той или иной мере связаны с хлопчатобумажной фабрикой, где работали, общались. С приходом капитализма им пришлось подстраиваться. Женщины из сельской местности, бросив работу на фабрике, подались в ночные бабочки в городском спа-салоне. Изобилие городской жизни выигрывало против сельской фабричной хтони. Но как всегда есть нюансы. Женщины столкнулись с беспросветным одиночеством, которые пытались заполнить кто любовными утехами, кто попытками найти жениха и удачно выйти замуж. Только это не помогало, и герои и героини пытались сбежать от такой жизни, найти себя, а возможно и любовь. Сяо Юань бежала в сельскую местность в округ Нест, Лун Сиксян искала утешения в обнаруженных пещерах, а А Си вернулась на заброшенную фабрику, где царил упадок и ядовитые летучие мыши.

И вроде бы периодически появлялись люди способные наконец-то дать любовь: у Лун Сиксян — Вэй Бо, у А Си — старый рыбак. Казалось бы счастье близко, но оно постоянно ускользало. Герои жили во власти прошлого, своих драконов и призраков (последних буквально, одну из героинь преследовал призрак бывшего любовника, постоянно перевоплощающийся в людей, встречающихся героине). Вопросов по мере чтения возникает больше, чем ответов. Персонажи романа Цань Сюэ, люди, травмированные историей, которая бесконечно повторяется и проигрывается в их сознании, не давая обрести счастье и любовь. Их души такие же опустошенные как заброшенная хлопчатобумажная фабрика.

В итоге, что поменялось в новом тысячелетии (в романе Цань Сюэ)? Урбанизация, переезд в город и приход капитализма не сделал людей счастливыми. И как в известной басне Крылова воз остался и ныне там. Но выход из зоны комфорта всегда прогресс, поэтому попытка стоит затраченных усилий.

1111
2 комментария

На русском нет, жаль

1
Ответить

В октябре Нобель по литературе дадут, будет:)

1
Ответить