Вам спагетти или кимчи? Эволюция вестерна

Четыре фильма, о которых пойдет речь
Четыре фильма, о которых пойдет речь

Иду по списку «100 этапных фильмов мирового кинематографа», в этот раз смотрела классический вестерн «Ровно в полдень». Он и замотивировал меня наконец осознанно познакомиться с этим великим жанром. Правда, пришлось посмотреть еще несколько фильмов, чтобы составить свой собственный гайд по вестерну для чайников (ето я) и немного упорядочить представления об этом жанре в своей голове.

Интересно, что как жанр, вестерн появился раньше всех, еще в самом начале прошлого века. В 1903 году вышел первый вестерн «Большое ограбление поезда» Эдвина Портера. Который еще и был первым в мире фильмом с параллельным монтажом (когда нам по очереди показывают сцены с разными героями в разных местах, но проходящие в одно и то же время). Этапность так и прет.

Ну и вообще, вестерн очень важен для Америки, а потом уже (через Голливуд) и для всего мира. Это жанр, в котором отражаются представления и мифы американцев о самой стране, ее героях, их морали, принципах и целях. И к тому же, вестерн, как родоначальник экшена, очень сильно повлиял на другие жанры: нуары, боевики, фантастику.

Классика: Ровно в полдень (1952)

Вам спагетти или кимчи? Эволюция вестерна

Синопсис: Только что поженившись, Уилл и его прекрасная блондинка-квакерша Эми собираются навсегда покинуть городок, намереваясь оставить в прошлом опасную работу и обзавестись собственным ранчо, чтобы пустить корни. Однако, в городке узнают, что свирепый убийца Фрэнк Миллер должен очень скоро приехать в Хэдливиль и отомстить Уиллу и всему городу за то, что они засадили его в тюрьму несколько лет тому назад. Брат Миллера и еще два бандита-ганфайтера уже ждут поезд, на котором едет Миллер, а поезд должен прийти ровно в полдень. В минуту паники Уилл покидает город вместе с невестой и скачет по дороге в открытые прерии, но внезапно останавливает коня.

Ожидания/Реальность

И этот фильм оказался совсем не таким, каким я ожидала увидеть классический вестерн. В списке марафона будет еще «Дилижанс» Форда, он более классический, как я понимаю. Да? Тут лицо Портман из мема, потому что я прочитала его синопсис.

Но по времени выхода «Ровно в полдень» относится так-то еще к классическим вестернам (считается, что они существовали до 1962 года), хотя содержательно он предвосхитил переосмысление вестернов, начавшееся в 60-е.

Чего ждешь от вестерна? Перестрелок, погонь, скачек, драк, разбитых о голову бутылок. Но почти весь фильм вместо этого главный герой пытается убедить своих друзей и весь городок в том, что им нужно вместе противостоять бандитам и избавиться от них навсегда. Тогда как все в ответ просто предлагают ему убраться с их глаз долой и тем самым решить (для них) проблему.

Одинокий герой и все остальные персонажи даже визуально противопоставлены друг другу
Одинокий герой и все остальные персонажи даже визуально противопоставлены друг другу

Фишки фильма

По факту фильм выглядит как затянутая экспозиция, разговоры в нем занимают больше часа, само действие минут десять. Но это совсем не плохо! Это и есть то отличие «Ровно в полдень» от других вестернов этого времени, которое и сделало его этапным. По сути это переосмысление жанра, которое началось за 10 лет до того, как это стало модным.

Кстати, про экспозицию. Посмотрите, как она сделана.

В открывающей сцене нам показывают героев через реакцию на них второстепенных персонажей. Вот я заскринила эти моменты: парочка в повозке (и с ними даже собака на заднем плане) замирает, женщина на дороге крестится, какой-то рабочий убегает в панике, выпивохи у салуна предвкушают зрелище, брадобрей (барбер? 😅) не может поверить своим глазам, билетер в кассе остолбеневает.

Но никто не говорит ничего определенного. То есть мы видим, как людей ошарашивает встреча с тремя ковбоями, но не понимаем, что именно происходит и какую угрозу они несут. Так эта тайна сразу затягивает нас в мир фильма.

Вообще, из-за того, что в фильме мало экшена, он цепляет нас не динамикой действий, а моральными и психологическими вопросами и драмами.

Добавляет напряжения и то, что фильм снят в реальном времени. То есть каждой минуте фильма соответствует минута в его реальности, и мы с героем постоянно смотрим на часы в ожидании развязки.

Вам спагетти или кимчи? Эволюция вестерна

Помимо всего этого нас, как зрителей, авторы вовлекают в фильм через противопоставление героя и всего остального общества. Когда Уиллу отказывает в помощи очередной друг, у меня буквально сжималось сердце, так щемяще грустно было видеть его покинутость и одиночество перед лицом опасности. Очень новая для классических вестернов штука — показать героя уязвимым, слабым, растерянным.

Это подтверждает реакция на «Ровно в полдень» главного актера вестернов Джона Уэйна, который не признал его, назвав самой неамериканской вещью, какую он видел. И Говард Хоукс, режиссер классических вестернов, тоже его не одобрил:

Я не думаю, что хороший шериф будет бегать по городу, как обезглавленный цыпленок с просьбами о помощи

Токсичный маскулизм детектед 😅

Актеры

Гэри Купер играет главную роль. Он, кстати, страдал от язвы во время съемок. Не знаю, объясняется ли его поникший и растерянный вид этим, или он гениальный актер, который максимально убедительно сыграл «негероического» героя, но он действительно вызывает максимум сочувствия.

Вам спагетти или кимчи? Эволюция вестерна

Для Грейс Келли роль его невесты была первой крупной ролью в кино, и мне она тут показалась немного деревянной. Ну и я, как всегда, кринжевала от 30-ти летней разницы в возрасте пары. Same vibe, как говорится.

Но главным открытием фильма стал для меня Ли Ван Клиф, сыгравший бессловесную роль одного из бандитов. Он крадет каждый кадр, в котором появляется, обыгрывает на счет раз главного бандита и магнетизирует зрителя своим взглядом, излучая опасность.

И отдельный испанский стыд вызывают голливудские стереотипы (уже в 50-е!), когда Ван Клифу предложили сделать пластику носа и получить роль помощника главного героя. Он отказался и сыграл потом миллион крутых ролей харизматичных бандитов.

Например, вот эту)
Например, вот эту)

По остальным вестернам в списке я пройдусь кратенько.

Спагетти-вестерн: Однажды на Диком Западе (1968)

Синопсис: Дикий Запад. Молодая вдова отказывается продать землю дельцу, задумавшему проложить по этой земле железную дорогу. Тогда бизнесмен поручает своему верному стрелку Фрэнку «устранить проблему», ведь тот ранее уже убил её мужа и приёмных детей. На защиту женщины встают известный бандит Шайен и таинственный незнакомец с губной гармошкой, у которого к Фрэнку давние счёты.

Это, конечно, великая и странная вещь, в которой заметно влияние Ардженто и Бертолуччи. Много сцен без слов, максимально сдержанных и скрытных героев, напряжения и тайн. Музыка наикультовейшая, сочетание звука гармошки в кадре и поддерживающих ее остальных инструментов за кадром — завораживает и нагоняет потустороннести.

Вам спагетти или кимчи? Эволюция вестерна

Ну и вот это все переосмысление вестерна тут уже в разгаре. Герои не черно-белые, и история борьбы добра со злом не такая простая и понятная. Честно говоря, в фильме чуть ли не до последней сцены еще ничего не понятно!

Скажи мне, кто ты?!
Скажи мне, кто ты?!

В этом фильме уже нет однозначно хороших героев, да и однозначно плохих, кроме хладнокровного садиста Фрэнка, хоть и его после предательства банды даже становится немного жаль. И Мортону мы сочувствуем из-за его калечности и потому что, у него есть чистая светлая мечта — добраться до моря (буквально «Достучаться до небес»). Дева в беде уже не такая уж и дева (зачеркнуто) невинная и слабая, а бандит Шайен не такой уж и бандит, чувак с принципами, и вообще в итоге погиб за добро. Ну а главный протагонист, Гармоника, вообще максимально загадочный и нетипичный герой, чьи мотивы мы понимаем только к концу фильма.

Кимчи-вестерн: Хороший, плохой, долбанутый (2008)

Синопсис: 1930-е. Мир в хаосе, Корейский полуостров захвачен японскими империалистами. Множество корейцев, спасаясь от оккупантов, стекается в Маньчжурию — обширные земли лошадей и степей, граничащие с их родиной и Китаем, где некоторые неминуемо становятся бандитами. Вор Юн Тхэ-гу грабит поезд, и у него в руках оказывается карта сокровищ династии Цин, спрятанных где-то в Маньчжурии. Карту также пытается заполучить хладнокровный убийца Пак Чхан-и с целой бандой головорезов, и Тхэ-гу было бы сложно уйти живым, если бы внезапно расклад сил не изменил охотник за головами Пак То-вон.

Ну это уже чистое развлекалово, но по-корейски очень классно сделанное. Сцена погони — это лучший экшен, который я видела за долгое время.

История запутанная и интересная, сторон конфликта нереально много, все актеры крутые и харизматичные, а Сон Кан Хо — просто лучший! Считаю его актером, которому под силу любая роль. А здесь он еще играет максимально удающийся корейцам тип простоватого, но обаятельного дурачка-плута, который на поверку оказывается совсем не так прост.

Неовестерн: Власть пса (2021)

Синопсис: 1920-е годы. Братья Фил и Джордж владеют крупнейшим ранчо Монтаны. Несмотря на родство и совместный бизнес, у них мало общего: Фил груб, не любит мыться и не упускает возможность унизить слабых, а Джордж тих, вежлив и предпочитает спокойно вести бизнес. Когда Джордж женится на местной вдове Роуз, у которой есть сын-подросток, Фил никак не может с этим смириться.

Этот фильм я смотрела сразу после выхода и очень его полюбила.

Сейчас я его поняла чуточку глубже и встроила в ту канву преображений вестерна за больше 100 лет его существования.

Получается, что в классическом вестерне был хороший герой против однозначного зла, который при помощи ловкости, меткости и доброго-старого насилия расправлялся с плохим героем и получал в награду девушку.

Спагетти-вестерны сделали героев неоднозначными и сложными.

А неовестерны уже поставили под сомнение сам миф о героической маскулинности и насилии, пропагандируемые вестернами.

Вам спагетти или кимчи? Эволюция вестерна

Что до самого фильма, то «Власть пса» ставит под сомнение вообще все. И завораживает очень тонким и точным созданием психологических образов героев. Когда ты сочувствуешь всем и каждому и понимаешь их до глубины души, потому что герои многомерные, объемные и живые. Вот это отсутствие пришпиленных ярлычков «хороший», «плохой», редко встречается в голливудском кино. И еще фильм очень красив визуально и у него отличный атмосферный саундтрек Джонни Гринвуда.

А какие вестерны вам нравятся? Что там еще стоит посмотреть?

Следующий фильм в нашем марафоне — «Иваново детство» Тарковского, я трепещу и собираюсь с духом.

Присоединяйтесь, чтобы вместе смотреть и обсуждать великие фильмы, это куда веселее, чем по одиночке, я точно говорю. Все анонсы и обсуждения тут:

1414
11
25 комментариев