Е МБ ЦЕТЗПЗОБ ЕОФЙТ, Н'Е ЗТБО ЦЕОФХТБ: 2006 года

Великий шедевр эпох нулевых, сложный и умный тайтл, икона тогдашнего ЗФН: Ergo Proxy, фантастический боевик на 23 эпизода от студии Manglobe.

Как выяснилось, МУЖСКОЙШАР - на сам деле ублюдизированное mangrove, всё как любят японцы. Контора эта в СНГ любима и почитаема за выпуск ещё одного непререкаемого шедевра, Samurai Champloo (ублюдизированное chanpuruu, видимо фишка). Студия начинала с собственных сюжетов, коих выдала аж четыре, первые три из которых - одноплановые роад муви, но в разной обёртке: средневековой Японии, постапока и современной Бразилии. Что любопытно, народ активно надрачивал только на первые два, а Michiko to Hacchin хуйпилась лишь на этапе анонса. Как только тайтл вышел, вокруг него воцарился инфовакуум - видимо сыграло отсутствие лицензирования. Это к разговору, что в СНГ "общепринятыми супершедеврами и куасекой" на поверку почему-то оказываются только лицензии нулевых, а всё, что не лицензированно получает ярлык "дерьмо". MtH был вообще не хуже - даже намного лучше прошлых двух сериалов. Он лишился скучных персонажей Chanpuruu и бессмысленного сюжета Ergo Proxy, собрав только всё лучшее, но... всё равно не стал популярным. Далее шарага сконцентрировалась на экранизациях актуальных гаремников типа "очередного тайтла с клоном Шаны" и в 2015-ом году канула в лету. Никто даже и не вспомнил.

Примерно в районе 2008-го на заре моего ньюфажества я натолкнулся на EP и восхитился его ореолом элитности. Произведение считалось сложным, с философским сюжетом, наполненным множеством отсылок на кинематограф и литературу. Да что там, в сети до сих пор существует легендарный сайт Рассела Джонса с подробным разбором всех 100500 отсылок и анализом глобокого смысла. Сложные тайтлы я люблю, особенно, когда это ещё и постапокалиптическая фантастика с девкой в главной роли - квадробинго. Тем не менее, сериал, годно начавшись, ко второй половине меня жутко разочаровал. Уже на серии с книжным магазином чувствовалось, что сюжет свернул не туда. На серии со штилем меня разорвало от скуки, а на Смайлленде хотелось убиться фацепальмой. По итогу оставшиеся серии я домотал, внимательно изучил фансайт, понял, что сериал - кусок дерьма и был таков. Самое большое, что он смог оставить в моём сердце - великолепный опенинг, чья песня легко ложится на чуть ли не любой контент и делает его 10х лучше.

Например, песня замечательно подошла эндингу Hanasaku Iroha, добавив туда грустные нотки. Моя первая тогдашняя попытка что-то накреативить.

В отношении аниме я себе доверяю, но бывали случаи, когда я с первой попытки не смог оценить произведение по достоинству (Xabungle, L-Gaim, ZZ Gundam, Bokura no, Honneamise), поэтому я периодически пересматриваю потенциально годные тайтлы, к которым питаю сомнения. А вдруг Ergo Proxy действительно шедевр, до которого я просто не дорос? Спустя 16 лет сериал целиком пересмотрен без промоток.

Иии, нет, это всё такие же помои. Честно говоря, я в шоке, как кому-то может понравится это бездарное произведение, в котором плохо буквально всё.

Заранее уточняю, что не буду тут расписывать сюжет и анализировать мегаотсылки, все и так всё смотрели, либо читали сайтл Джонса. Максимальные спойлеры.

Начало крайне стильное и безумно интригует.

Общий стиль вроде бы крутой: мрачный сеттинг будущего, роботы со стрёмными лицами, серая действительность города-купола, нуарные улицы, мрачная, лишённая крупицы стиля одежда населения, таинственная болезнь, сводящая с ума роботов, и ужасающий монстр, сбежавший из лаборатории. Взрослая героиня с необычной внешностью, срисованная с вокалистки Evanescence. От первых трёх серий я был в восторге что тогда, что сейчас. Ууух, какой можно было замутить сюжет!

Но тут же начинают вырисовываться проблемы.

Авторы постоянно замахиваются на большее, а потом жидко обсираются, и этой темой Ergo Proxy сквозит из всех щелей. Взять, например, ключевую: у нас есть прокси, буквально местные боги, создавшие города. В ходе путешествия герои посещают разные места, где прокси построили город и защищают, либо потеряли своё население. Вроде бы прикольно, но! Нам ни разу не показали, КАК ИМЕННО прокси создаёт что-то из продемонстрированного. Пик "креатиффа": в одной из сцен Уилл Би Гуд меняет внешку роботам, но при этом даже не в состоянии сопротивляться, когда его высасывают из экрана. Винсент за весь сериал не может себе носок долбаный построить или заспавнить батон докторской, а под конец с трудом высрал руку, но сценарий уверенно сообщает, что он сколотил аж весь РОМДО! Включая его население, да. Почему тогда город именно такого размера? Почему его нельзя увеличить, если он очевидно мал для своего населения? Почему-то ведь нельзя, да? Какие условия для создания чего-то? Как вообще этот процесс происходит? Почему город сразу же разваливается без прокси, если там всё автоматизировано или управляется людьми? Прокси буквально ничего не делает весь сериал – не руководит правительством, не дёргает рычаги машины, не втыкает стержни в реактор. Он просто сценарный фантик, без которого конфетка города падает в грязь. Тогда почему Ромдо преспокойно существовал, когда Винсент свалил в Моск впервые, но на второй ходке вдруг начал разваливаться? Почему, когда Винсент вернулся, Ромдо всё равно продолжил разваливаться? Почему авторы подтираются собственным лором? К слову, в конце говорится, что Земля была уничтожена ТЫСЯЧИ лет, хотя ранее в викторине сказали, что люди сразу оставили прокси, покинув планету. В карточке Рауля указано, что городу на момент сериала 304 года. Тоже не определились? Или прокси вручную сколачивал металлоконструкции 1000+ лет?

Вот казалось бы, баба с шотганом, что может быть круче? Такой потенциал слить...

Другая тема: роль прокси в том, чтобы подготовить Землю к возвращению Создателей. В процессе прокси создаёт город-тюрьму, засовывает туда одебиленное население и держит их там как хомячков в клетке. Каким образом этот план должен помочь оживить экологию или наплодить людей? Ни один прокси за весь сериал даже не пытается не то что восстанавливать окружающую среду, а даже расширять собственный город. Казукис просрал своё население. Его реакция? Сидеть и заливаться алкашкой. Его возлюбленная из соседней башни вообще ничего не создала и развлекается убийством мимокроков. Прокси в Офелии тупо сидел и ждал, когда кто-то его замочит вместо того, чтобы заспавнить новое население. Ну хорошо, значит прокси создают города, в которые вернутся Создатели? Но города уже населены местными, либо брошены и разрушены. Когда Создатели возвращаются, прокси должен суициднуться, а, значит, его город авторазрушится вместе с людьми. Зачем создавать людей, чтобы их потом убить? Зачем нужен одноразовый город? Зачем нужны прокси, если они буквально не нужны? Если можно создать высокотехнологичный город-купол с десятками людей из воздуха, то что мешает создать... растительность из воздуха или чистый воздух... из воздуха?

Ещё прикол: люди живут закрытых городах с климат-контролем, т.к. снаружи вредная среда и болезни. Но у жителей есть лекарства от них! Почему не строить ОТКРЫТЫЙ город, вакцинировав население? Под конец с этим даже разводят бессмысленную драму, "проект ADW"! Согласно ему жителей нужно было наколоть медикаментом, как-то меняющим организм - таким образом люди бы смогли выйти из клетки и жить снаружи. Заранее было известно, что химия не сработает, однако стадо один фиг обкололи, после чего 90% вымерло. Зачем этот фарс с генной модификацией, если у них есть прививка от заразы?

И ещё: Ромдо должен жёстко контролировать рождаемость и количество населения, т.к. ресурсы и площадь ограничены. При этом рядом есть смежный совершенно пустой рабочий купол с кучей свободного места, пустыми новыми домами и робообслугой. Заезжай и живи!

Е МБ ЦЕТЗПЗОБ ЕОФЙТ, Н'Е ЗТБО ЦЕОФХТБ: 2006 года

В районе 9ой серии авторы показывают, что прокси должен быть *чего-то*. В качестве примера приводят Казукиса, прокси СВЕТА. Эрго оказывается прокси СМЕРТИ. Как выяснилось позже, эти кринжовые титулы не несут никакого-то сюжетного смысла, кроме убогого пафоса. Казукис, очевидно, свет не несёт, а Эрго волею сценария постоянно убивает всех, с кем встречается. Не потому. что он СМЕРТОУБИЙЦА, а из-за того, что на него всегда нападают.

Практически все прокси приходят в отчаяние и депрессию, когда узнают свою судьбу. Однако, разве они изначально её не знали, когда были созданы? Зачем тогда строили города в принципе? Скажем, прокси-двойник пытался быть любимым, копируя других, но никто его не полюбил, поэтому он вальнул население, чтобы его забыли (тем самым он бы канул в лету). Но по какой-то невероятной причине в лету он не канул. Хмм, даже не представляю, почему! Логика тут уровня шизофреника: меня никто не любит, давайте я всех убью! Все люди кого-то копируют – свой идеал, общественную норму, мясных скоморохов, мерзавцев. И ничего, любовь никуда не девается. Менее настоящей она от этого не стала. Ну хорошо, не получилось у него с этими людьми – создай новых! Создай их так, чтобы они тебя любили, ты же бог!

Под самый конец сюжет оооочень по касательной намекает, что самосознание в прокси могло просыпаться уже по завершению строительства, но это пошёл апологетический СПГС.

Вот этот КАЗУКИС_ПРОКСИ_СВЕТА_zheleznyj_alex_99. Вы только оцените качества диалогов.

Казукис с своей Сенекис (Сенекс?) просто смотрели, как их люди убивают друг друга. Горилла в лесу тоже явно профукала своё население. Единственный вменяемый прокси – Уилл Би Гуд, поддерживавший жизнь в своём городе и заботившийся о развлечении населения (со своими закидонами). Так в чём тогда идея прокси по мнению авторов? Создавать фальшивые неработающие общества, чтобы их затем собственноручно прикончить со скуки? Ромдо вполне продержался 304 года – столько не все реальные страны существуют. Агонизировать по поводу своей смертности и тщетности бытия? Ну так по сравнению со своими людьми они живут бесконечно, а жизнь населения ещё более тщетна. На примере Винса видно, что прокси может стереть себе память. Что мешало стереть сегмент про прибытие Создателей (про необходимость любви) и жить счастливо? Получается, из-за низкой проработки Создателей и личностей Прокси драма воспринимается высосанной из пальца.

Тут важно понять, что любую даже самую простую историю можно интересно подать (Trigun), а клишейных персонажей проработать так, что зрителю крышу снесёт (Mai-Hime). Но для этого требуется время, нужна работа с персами и сеттингом. Когда тебе полсерии льют воду в уши, а в последние 5 минут запускают расплывчатый пустой диалог с драчками, персонажами проникнуться невозможно. Таким образом, раз авторы поднимают трагедию жизни прокси, то вполне логично было бы им исследовать их природу, искать, как защититься от Солнца, либо как сбежать на другую планету и жить там. Объединиться, в конце концов, создать своё проксивое общество, страну, подготовить отпор Создателям, спрятаться в конце концов. Что-то продуктивное делать! Либо, как альтернатива, подробно объяснить, почему это невозможно, показывая трагические примеры. Но из собственной задумки Manglobe выжали лишь спивающегося алкаша и лоботомированную гориллу. Более того, никакого вменяемого диалога между прокси в принципе нет. Их единственный метод взаимодействия – драчки лазерных каратистов. Вот представьте, что вы поручили десяти мэрам создать по городу, но при встрече мэры… УБИВАЮТ ДРУГ ДРУГА? Втф???? Если им всё равно скоро придёт конец, то какой вообще смысл специально убивать друг друга? Тем более, что прокси явно дают знать, что изначально знакомы друг с другом или просто осведомлены, кто есть кто.

Например, есть вот такие качественные драчки со спешащими звуками стрельбы.

Начитавшись фансайта и отзывов, создаётся впечатление, что Ergo Proxy – высокоинтеллектуальный шедевр, не иначе Ginga Eiyuu Densetsu или Shinseiki Evangelion от нулевых! Действительно интеллектуальные произведения достигают «умности», поднимая интересные темы и многогранно их обыгрывая, создавая глубоко проработанных и живых персонажей, способных решать сюжетные вопросы уникальным, присущим им способом. Ergo Proxy же держит зрителей за дебилов: за обилием «умных» цитат, отсылок к книгам и кино скрываются примитивные мини-сюжеты, события, лишённые экспозиции, персонажи уровня технодемок. Диалоги специально подаются так, чтобы при развитой фантазии их никогда нельзя было однозначно трактовать вплоть до того, что зритель волен сам придумывать себе удобную версию происходящего. Яркий пример – тирада Казукиса в 9ой серии (через ролик выше) или водица хранителя памяти из 11ой. Попробуйте с первого раза на первом просмотре всё понять. Вот пример:

Оторейвы были частью плана. Они были safety valve для человечества. Вирус, заставляющий их восстать, был частью плана. Восстание оторейвов помогло нарушить план. РАЗУМ = ПРОДУТ.

Поразительно, что Еву при всех её достоинствах ругают за «добавленную до кучи каббалистику», а Ergo Proxy почему-то легко сходит с рук, что тайтл целиком состоит из поверхностного контента. Название баркаса ссылается на ацтекских богов! Коляска прямо как у Эйзенштейна! Рил в позе Офелии! Нить Ариадны (и красная нить судьбы - двойная а-цы-лач-ка!!11)! Персонаж из Final Fantasy! Лара Крофт! Вааау! А что они значат для сюжета? Как это ничего????!111

Ого, тут написаны русские буквы! Это написано не просто так! Наверняка это отсылка, в ней заложен глубокеи смысл!

Стиль подачи контента просто омерзительный. Во время просмотра у меня постоянно возникало ощущение, что мне ссут в лицо. У Винсента вроде бы есть цель – узнать, что такое прокси, познать себя, посетив Моск (в русике его пИрИвИлИ как… Москва!!! МОСКВА, КАРЛ!!!!), исследовать мир. Никакой цельной картины мира произведение не создаёт, т.к. герои просто телепортируются из одной локации в другую. Вполне нормальным считается начать серию с СЕРЕДИНЫ, когда герои уже попали куда-то и во что-то влипли, а зритель вынужден лихорадочно соображать, что за книжный магазин, прокси ли это или глюки Винсента (20-ая серия)? В том же Ромдо показывают просто отдельные локации, куда герои телепортируются или едут по абстрактному шоссе на фоне серой каши вместо зданий. Где находится бюро Винсента? Где дом Рил? Как проложен путь до работы? У неё есть гараж или тачку пригоняют откуда-то? Блин, да даже Azumanga и то создавала более понятный сочленённый город, чем месиво из Ergo Proxy!

Город в нормальном аниме.

Город в Ergo Proxy.

В тайтле действительно есть целое одно место, где на карте город обозначен не как Mosk, а как что-то более длинное, расплывчатое, отдалённо напоминающее Moscow. В то же время в остальном миллионе мест чётко написано Mosk.

Это не единственный такой бред. В русике роботов назвали автоЛэйв, т.к. на одном из экранов словно написано через L, однако в англюсике их называют autoReiv, поскольку есть другой экран, где слово уже идёт с R. А знаете, что самое ужасное? Роботы могут на самом деле называться ОРТОРАБ))0-)-__-099(

ORTORAB.
ORTORAB.

Ещё авторам нравится «остроумно экспериментировать» в стиле Mousou Dairinin. Там качественные серии также перемежались каким-то авангардным мусором. Как вам, например, серия в виде викторины (герои туда телепортнулись), где призом является… смерть ведущего (не показана)? Идея-то ладно, но вот исполнение – ощущается, что авторы исчерпали запас фантазии и буквально умоляют зрителя восхититься их креативом лить сценарную воду (викторина, Офелия) или повторять уже и так понятные тезисы (майндхак, книжный лабаз). Самое ужасное, что именно в викторинах и книжных магазинах, именно в плакатах Диснейленда запрятаны ключевые для понимания сюжета вещи, которые засыпающий зритель ещё должен не упустить! Восхитительная идея засунуть самую интересную инфу в ушат отборного дерьма. Сразу напомнило серии с бейсболом и травой из Samurai Champloo. Кстати, по итогу тайтл не вознаграждает внимательного зрителя – никаких ярких вотэтоповоротов, которые бы вы могли предвидеть, не происходит. Можно смело проматывать воду – в крайнем случае прочитаете на сайте Расселла Джонса.

История исхода человечества и судьба Земли показывается в промежутках между этим:
История исхода человечества и судьба Земли показывается в промежутках между этим:

Персонажи просто дно. Для начала, авторы вводят Рил, интересного и необычного перса. Однако довольно быстро кресло главгероя у неё забирает неинтересный и обычный перс – Винсент, недалёкий лох, мычащее ничего не понимающее ничтожество без памяти и миропонимания. В этот момент персонаж Рил самоуничтожается как личность: смысл её жизни сводится к безумной одержимости Винсентом, а репертуар действий – к хождению туда-сюда. Поначалу её тяга была понятна, он был частью расследования. Но далее баба заявляет, что УЗНАЛА ПРАВДУ, поэтому ей очень-очень надо то вернуть парня в Ромдо, то поехать его убивать, но при встрече отказаться стрелять, навязавшись в спутники… чтобы потом постоянно трахать мозг по бытовым мелочам. Человек из личности превращается в импульсивную хамоватую ТП-содержанку, бесящуюся от недотраха на фоне переизбытка благ. Её чардевелопмент заключается в том, что Рил становится проще, меньше требует от других, спокойнее реагирует на чужие косяки и вместо здравых рассуждений бездумно мычит «Винсент-Винсент». Вроде как намекается, что она его любит (это даже взаимно), но за 23 серии никакой романтики между ними вообще нет; Рил даже простейшие комплименты сказать не может. Это не Blue Gender, где у персонажей панические припадки от мысли потерять любимого, где они через огонь и медные трубы ради любви проходят. Тут все отношения состоят просто из беготни друг за другом и стояния рядом. Какой-то намёк был, что изначальная Рил тоже создана как клон Монад (поэтому привлекала Винса), но никуда дальше эта тема не пошла.

50 оттенков Риру. Мой любимый - второй ряд с края.
50 оттенков Риру. Мой любимый - второй ряд с края.

Мне сильно запомнился эпизод со штилем. Он вроде бы и ужасен, и прекрасен одновременно. Герои в кои-то веки оказались в спокойной обстановке без врагов, дрисни, в ситуации, когда можно сесть и обсудить прокси, подискутировать о мире, вывалить на зрителя лор, развить отношения между персонажами. Вместо этого Рил всю серию наблюдает и конспектирует быт Винсента. Как он пожрал, как побрился, как пропустил волос, как посрал, но крышку толчка не опустил, сколько минут мылся. Охренеть-не встать. С другой стороны, сюжет берёт перерыв от высших материй и углубляется в быт – таких серий тайтлу сильно не хватало. Именно здесь и в серии про лес происходит наибольшее развитие личности Рил.

П-п-п-повесточка!111
П-п-п-повесточка!111

Какой-то прям СПГС нагнетается вокруг имени: что она Re-l, но на самом деле Real! А ещё в её ID re-l124c41+ кроется… А-ЦЫ-ЛАЧ-КА! Героиня у нас real one to forsee for one. Ух ты ж ё, как глубоко, уровень Марианской впадины! Хорошо, что браток с вышеупомянутого сайта раскопал для нас всю эту инфу. Если бы не он, я бы и не заметил столь важную фишку, не несущую никакой сюжетной нагрузки. Рил не более настояща, чем любой другой гражданин, как, к примеру, выслуживающийся начальник отдела контроля с характерными усиками (что бы вы подумали, видимо А-ЦЫ-ЛАЧ-КА на Гитлера!). Что конкретно она предвидит я так и не понял, ведь её интеллектуальные способности под конец падают до уровня амёбы, а с учёным из книжки Гернсбека её вообще ничего не роднит.

Триумфальный момент, когда я нашёл, на что ссылается её имя.
Триумфальный момент, когда я нашёл, на что ссылается её имя.

Странно, что фанаты не копнули ещё дальше: Riru – это ж буквально Лилу, а её начальник в сериале, напомню, ЗОРГ! Лилу Мейер, мультипаспорт! Была бы ещё одна поверхностная отсылка-инфомусор.

Ууух, как глубоко! Сколько теорий может породить выгоревший в неожиданном месте OLED.
Ууух, как глубоко! Сколько теорий может породить выгоревший в неожиданном месте OLED.

Винсент – лютое говнище. В амплуа мигранта он ничего не понимает и лишь раздражает отсутствием реальных попыток проанализировать ситуацию. Затем у него наступает фаза принятия, что он прокси: я уже давно всё понял, даже думал, что Винсент тоже понял, однако после исчерпывающего диалога с Казукисом нам кидают целую серию самокопаний в книжном магазине. Ну всё уже ясно, нахрена эту пафосную туфту городить по второму разу?

Вторая сверху и левая нижняя :3
Вторая сверху и левая нижняя :3

Винсент даже не персонаж. Он – альтер эго Эрго Прокси, который клон Прокси Уан. Спин-офф клона. В сюжете говорится, что прокси может как создать себе образ человека, так и вселиться в уже существующего. Реальный ли Винсент человек или же конструкт Эрго тайтл отвечает лишь в последней серии - выдуманная персоналия. Зато предельно ясно, что как личность он полный ноль. У него нет интересов, какой-то морали, целей в жизни, желаний, интересного опыта. За ним не интересно наблюдать, т.к. он не пытается развить отношения с Рил, мало общается с Пино. Вся эта троица постоянно изображает близость, без реальных её проявлений, прямо как в Cowboy Bebop или в манглобовском же Samurai Champloo. Просто кучку незнакомцев насильно посадили вместе. Никто не заинтересован в их совместном развитии – ни сценаристы, ни зритель.

Е МБ ЦЕТЗПЗОБ ЕОФЙТ, Н'Е ЗТБО ЦЕОФХТБ: 2006 года

Вся дрисня вокруг Эрго высосана из пальца. Просто в нужные по сюжету моменты Винсент превращается в супергероя, чтобы замочить другого такого же супергероя. Что он от этого получает авторы не объяснили, равно как не показали психологию и склад ума самого Эрго. По итогу нет «двух личностей в одном теле», есть Винсент и супергерой-функция для драчек. Если первый хотя бы совершает осмысленные действия, то второго можно вместе с унылыми замесами удалить из сюжета – тайтл бы только выиграл.

Ещё поразила вся эта бессмысленная катавасия с передачей воспоминаний. Вроде как Эрго стёр воспоминания, но вроде передал их Монад, а вроде и передал роботу в Моске, но ни второе, ни третье никакой роли в сюжете не сыграли, т.к. ВОСПОМИНАНИЙ НЕ БЫЛО)))) И как это выяснилось – отдельная ржака. Нет, никто не докапывался до истины и ничего не анализировал. Просто в какой-то момент все Прокси Уан тыкает Винсента в это лицом. Сцена, где Эрго вроде как высасывает из глаз Монад жизненную энергию явно должна была намекать, что он возвращает «переданные» воспоминания, но ничего такого не случилось.

Например Сенекис и Монад он жарил глазным лучом аки Мазингер, а вот мошоночников уже не жарит, а протыкает... рукой.
Например Сенекис и Монад он жарил глазным лучом аки Мазингер, а вот мошоночников уже не жарит, а протыкает... рукой.

Много пафоса накручивали вокруг причины стирания памяти. Её нам выдали под конец в характерном стиле: просто с бодуна Рил (а не Винсент) заявляет, что парень пытался забыть, что он прокси, будто это всем очевидная вещь. Мегафарс в том, что Эрго - копия пришедшего в отчаяние прокси. Копия тоже пришла в отчаяние и создала копию, которая тоже потом придёт в отчаяние.

Чудеса войс актинга Эрго Прокси.

Пино при первом просмотре жутко раздражала – в моём понимании бот, отыгрывающий позитивную девочку, был лишним в мрачном сеттинга постапока. На втором просмотре я понял, что это лучший персонаж сериала. Пино изначально делает что хочет, уверена в себе, ведёт себя адекватно своей роли беззаботного ребёнка, она умная, весёлая. Именно Пино вытащила Винсента из Ромдо, она же спасла под конец Рил. Она единственный персонаж из троицы, не изрыгающий под конец тайтла междометия и пафосные тирады. Ещё бы ей побольше костюмов сделали...

Е МБ ЦЕТЗПЗОБ ЕОФЙТ, Н'Е ЗТБО ЦЕОФХТБ: 2006 года

Также мне понравился Игги, реально классный проработанный перс, живой, харизматичный – жалко, что его так мало показывали и так быстро замочили. 13ая серия – просто шедевр, а проникновенную тираду Игги под конец я даже сохранил на память. Один Игги как личность стоит больше, чем Рил с Винсентом вместе взятые.

Из ключевых персов есть ещё Дедалус, второй катет любовного треугольника Рил. Ветка с ним интересная, если бы она была 😊 Дело в том, что перса показывают редко, его чардевелопмент происходит за кадром, а зрителю лишь скармливают результат, в то время как должен быть важен процесс. Вот он вменяемый, вот его уже лишили должности, вот привлекли к работе на бюро безопасности. А вот он уже поехавший, создаёт клон Рил. Вот клон вырос, а вот он уже его теряет. Ну как можно так позорно слить такого колоритного перса? Насколько сюжет был бы интереснее, проходи все 23 серии в Ромдо! И потом, Дедалусу так и не прописали нормальную мотивацию для поведения. Он – начальник медицинского бюро; исследовать прокси – его прерогатива и непосредственная работа. Какой смысл было скрывать от администрации наличие второго прокси? Чтобы что? Не то чтобы побег Монад был его виной, учитывая, что ему просто сбагрили аж Бога. Уж Дедалус-то точно не имел возможности запереть всемогущее существо. Зачем-то потом подделал гибель Рил, думая, что её завалил Рауль. То есть вместо того, чтобы доложить Донову (который, на секундочку, её дед) и покарать преступника, Дедалус сам пошёл на преступление, а потом ещё и получил наказание от Рауля за свои «косяки» ради отсутствующей выгоды. Якобы он послал Рил поймать Винсента и привести его обратно. Слабо верится, что такой обожатель Рил отправил бы возлюбленную прямо в лапы полоумного монстра +, без вышеупомянутой профанации он мог бы сделать это совершенно официально, послав за Винсом нормальных солдат вместо «светской» «львицы» с двумя пулями. Ощущение, что конфликт с властями и бюро безопасности высосан из пальца.

Е МБ ЦЕТЗПЗОБ ЕОФЙТ, Н'Е ЗТБО ЦЕОФХТБ: 2006 года

+ Персонажа обнулил финал: зрителю открыто говорят, что Дедалус действовал не сам, а бездумно выполнял установки Прокси Уан. То есть он обычная манипулируемая кукла.

Аналогично с Раулем. Перс яркий и интересный, но его не показывают. Тех полутора кадров недостаточно, чтобы обосновать его шизу о внешнем мире. Да и чего бы ему, высокоинтеллектуальному политику, сходить с катушек? Просто потому, что его отчитывают компьютеры? Что такого, они ж не вчера городом начали руководить – вот такие власти у купола. Как-то его мотивация избавиться от богов меня совершенно не убедила. В конце концов, раньше он не знал об их существовании и жил спокойно – сами «боги» тоже никак на его жизнь не влияли, а административные решения фактически исходили от компьютеров и Донова.

Угарный чел.

Можно же было придумать более интересное развитие персонажу, чем запуск ядерки в и так полууничтоженный город тупо потому, что ему часто мерещится Винсент? С ним вообще какие-то смешные вещи происходят: то его убирают с поста директора, то он бузит-ломает роботов, а потом, когда его привели вроде как на судилище, его просто… восстанавливают в должности и отпускают на все четыре стороны. Что? А затем его прострелили, и он убился, упав на стекло. Мдаа, чувствуется, что персонажа сделали «не зря». В то же время у Рауля живые эмоции, какой-никакой чардев. Чем-то его шиза напомнила Texholyze, где тоже под конец персонажи съехали с катушек и поубивали друг друга. В конце мы выясняем, что им также манипулировали. Клёвая идея - отменить весь сценарный прогресс персонажей, приписав их решения какому-то ноунейму, представленному в предпоследней серии.

Прикольно, что «папой» пино под конец оказался Рауль (зритель должен был заранее догадаться по чёрному интерьеру его комнаты, пианино и по незаконченной фразе жены), но тупо, что это никак не обыграли. У чела убили жену и глиста, а он даже не отреагировал.

Скрин такой чёрный, что я его с трудом нашёл в папке.
Скрин такой чёрный, что я его с трудом нашёл в папке.
А стильненько так, если бы не мерзопакостный всратый арт как у сриггера. Что на глазах Рауля кокнули его пассию и личинку вы сами придумаете.

Рауль и Рил помешаны на внешнем мире. Когда они узнают, что он существует, это в корне меняет их жизнь, заставляет тянуться наружу, «к правде». А теперь вопрос: общеизвестный факт, что в Ромдо прибыли мигранты из Моска. Очевидно, что они туда не телепортировались, а возможно даже шли пешком + существует вакцина от внешней заразы. Ромдо регулярно отправляет беспилотники с камерами патрулировать окрестности купола. Да что там, это же люди Ромдо рейдили Моск! Соответственно, существование внешнего мира не является тайной. Кто-то ведь украл истукана из городских часов и сбежал наружу?

Вот эти крутые рейдеры.
Вот эти крутые рейдеры.

Кто-то ведь просматривает записи с камер БПЛА (а там видно, что рядом с Ромдо есть рукотворное поселение и ведётся активность). Кто-то же составил карту Винсента? Так почему персы, узнав секрет Полишинеля, бьются в истерике, словно вскрыли мировой заговор?

Из вражеских прокси я бы выделил только Вилла Би Гуда. Это единственный прокси, которого так и не зарезали, единственный, кто попытался уладить конфликт через «переговорщика», единственный, кто заботился о своих гражданах и реально выполнял свой долг. Все остальные – убогие заглушки для драчек, обмазанные концентратом второсортного пафоса. Не поймите неправильно, мне нравится уместный пафос как nekketsu-боевичках. Но тут плохой пафос, тупое кидание возвышенных фраз, попытка раздуть простую мысль в гигантское сочинение, которое всё равно не может чётко донести смысл. Умное произведение должно доносить идею понятным языком, а не предоставлять зрителю возможность самому придумывать сюжет за сценариста.

Пафосная болтовня в Ergo Proxy.
Пафосная болтовня где-то ещё.

Тему с когито толком не развили. Вроде бы это часть «плана» (а вроде и помеха ему), но как происходит процесс заражения? Вначале показывают, будто это случается от контакта с прокси, но потом, когда Винс свалил, все оторейвы Ромдо посходили с катушек. При этом ранее показали, что правительство способно синтезировать этот вирус и применяет его как биооружие (тупейший ход – почему нельзя было просто приказать роботам убить Рил, а не варганить эту профанацию с заражением и ПОТОМ посылать их на убийство?). Правительство тут замешано? Ещё не ясно, почему когито даёт самосознание всем, но проявляется оно фактически только у Пино, Игги и Кристевы. Никто из роботов не разговаривает, не кооперируется друг с другом. Когда они подходят к шлюзу, то просто присаживаются там в позе молящегося вместо того, чтобы выйти. Где поселение роботов рядом с Ромдо?

Е МБ ЦЕТЗПЗОБ ЕОФЙТ, Н'Е ЗТБО ЦЕОФХТБ: 2006 года

К тому же, я не вижу, почему общество Ромдо вдруг разрушится при заражении оторейвов – не все же там такие как Рил. Также перемудрили с поведением: с одной стороны когито дарит свободу личности роботу, а с другой все они как один бегут к выходу, чтобы там посидеть на коленях, совершают одинаковые действия. Во время бунта в последних сериях видно, что люди без всякой опаски мочат не сопротивляющихся оторейвов. А в первой серии обратите внимание на момент на 3ей минуте: там заражённые оторейвы агрессивные, они нападают на людей и других роботов. Авторы так и не определились?

Вот этот момент (если вы там что-то разглядите).
Вот этот момент (если вы там что-то разглядите).

Любопытно, что Винсент с Пино и Рил вроде бы главные герои, но ничего не решают и сюжет вперёд не двигают, а лишь реагируют на происходящее. Более того, весь этот сюжет – фарс. Посудите сами: Винс едет в Моск, чтобы вернуть свои воспоминания. Что он и есть Эрго Прокси ГГ узнает практически сразу, поэтому целью сие даже не считается. По прибытии в Моск авторы плюют зрителю в лицо: прямо перед героями в город прибывает… термоядерная ракета. Не боясь радиации (и не пострадав от неё) герои смело спускаются в кратер и находят там какую-то комнату, где сидит… робот-хранитель воспоминаний Винсента. Но он уже полумёртв и убил его… Винсент!

Вот этот робот и написанные на стене воспоминания (если сможете что-то разглядеть).
Вот этот робот и написанные на стене воспоминания (если сможете что-то разглядеть).

Робот записал воспоминания на стене, но Винсент не стал их читать, ведь гораздо важнее не кем он был ранее, а кто он сейчас! На кой хрен тогда он вообще ехал за воспоминаниями???? Более того, вы сейчас оборжётесь, но никаких воспоминаний в принципе не было, т.к. Эрго – «тень» другого мужика, выглядящего точь-в-точь как Эрго Прокси. Это он вальнул робота. О том, что такой мужик существует зритель-экстрасенс должен был догадаться в 15ой серии, где Винсенту задают вопрос в стиле «Кто такой страшный, мрачный, похож на Эрго?»

Ахаха, каловый сблёв надо было внимательно смотреть!

Когда Винс отвечает «Эрго Прокси», ему говорят, мол, неее, эт был Прокси Уан. Потешно, что даже Винсент фацепалмился с таких откровений. В серии с книжным лабазом, вероятно, тоже был Прокси Уан, как и в первой серии в сцене на лестнице. Фантастический рояль в кустах.

Так вот, находится этот новый мужик, где бы вы подумали? В Ромдо, куда героям теперь срочно надо вернуться! Выходит, что персонажи 2/3 сюжета ехали в пустое место просто так, ничего там не достигли и поехали обратно. Лучшее путешествие эвар! И ещё прикол: оказывается, в зале заседаний прямо за спиной Донова есть лестница, ведущая в комнату, где на стульчике восседает этот Прокси Уан. Он всё это время был там, просто никто не догадался подняться по лестнице и проверить! Рояльный джекпот!

Твоё лицо, когда понял, что за всем стоял ПРОКСИ ОДИН.
Твоё лицо, когда понял, что за всем стоял ПРОКСИ ОДИН.

С Уаном вообще какой-то треш. Кто это вообще такой, как от него отпочковался Эрго? Если Ромдо создал всё же Эрго, то разделение было ещё до создания города? Люди не знали, кто у них в башне сидит? То в 14ой серии была прокси-копия Винсента, теперь в последней тоже копия Винсента. Зачем вообще этот цирк копипасты? Новых персонажей придумать не можете что ли?

Е МБ ЦЕТЗПЗОБ ЕОФЙТ, Н'Е ЗТБО ЦЕОФХТБ: 2006 года
Минуты откровений.

Продолжая тему, вспоминается 16ая серия, где Рил битые недели конспектирует поведение заражённого робота и прокси, а потом теряет свой блокнот из-за ветра.

В довесок, финальная сцена подчёркивает бесполезность сценария сериала и обводит её в жирный кружок. Дело в том, что сюжет-то не закончился, он на самом деле… ТОЛЬКО НАЧАЛСЯ в 23ей серии из 23х, на 27ой минуте 12ой секунде из 29ти минут и 29 секунд. Всё это был длинный пролог, а теперь, когда из космоса вернулись Создатели, и должна начаться движуха, сериал просто закончился)))))) Тут одно из двух. Либо авторы – кретины уровня Darling in the Franxx, обнаружившие за 4 серии до финала, что их сюжет ещё даже не на середине. Либо же тутол планировали двухсезонным на 48-52 серии, но в процессе его грохнули на полпути. В пользу второй версии говорит странное число серий: 23 вместо привычных 24-26ти.

Я понимаю, Винсент не согласен погибать, но почему он считает нормальным мочить Создателей? На этом этапе мы узнали, что креаклы - обычные земляне. Даже дебилу понятно, что через тысячи (или даже 304) лет на планету вернутся вовсе не те люди, кто обрёк прокси на трагическое существование. Почему они заслуживают смерти? Почему им надо сопротивляться, и как Винс планирует это делать? В чём "трагичность" жизни прокси, если тот же Эрго прожил отличную долгую жизнь, создал город, населил его? Никто же не заставлял его и других прокси страдать хернёй, убивать друг друга, мочить свои создания. Тот же дрессированный скот из Ромдо жил гораздо хуже, меньше и не гавкал.

Так или иначе – нормально корабли не показали, внешку Создателей не показали, их планы не объявили, как Винсент будет бороться с ними – не пояснили. Как обычно, нассали в лицо. Надо было назвать тайтл Disappointment the Animation.

Консольные самолёты создателей. Азаза, вы чо, хотели их рассмотреть?))-)-0__)))000099

События в Ромдо в финале просто убивают: персонажи приходят в город, чтобы… по нему гулять. Винсент то заходит в комнату мэра, то уходит, то потом опять туда приходит. Рил то встречается с Дедалусом, то расстаётся, то опять с ним встречается. Рауль просто поначалу пытается убить Эрго, а потом бесцельно шатается по городу, на всё забив. Как идея, что общество самоуничтожается, задумка довольно интересная, но вот её реализация – так себе, поскольку показано сумбурно. Вчера всё было, а сегодня хоба и сплошные беспорядки. Если хотите пример хорошего исполнения – Texhnolyze. Огорчает и то, КАК убили Дедалуса с Раулем. Столько развивать ключевых именных персов, чтобы они оба просто сошли с ума и были по-диснеевски замочены камнем и стеклом? Шедеврально, чувствуется, что время потрачено не зря.

Удалённый майндхак с кинотеатром в Ergo Proxy.
И где-то ещё.

Финальный конфликт между Эрго и Уаном начинается бросками пафосных тирад, но решается знакомым способом - драчками. С одной стороны у нас амнезийный ноунейм-клон, а с другой - введённый 10 минут назад самый важный персонаж сюжета. О первом мы ничего не знаем, т.к. он ничего из себя не представляет, а про второго банально не успели рассказать. Вот что двигало авторов, когда они придумывали такую концовку? Как можно кому-то в ней сопереживать, если мы ничего толком не понимаем о борцах, а сама их мотивация абсурдна? Вроде бы они оба хотят одного и того же (копротивляются Создателям), но, зачем-то перед этим им нужно убить друг друга. Где конфликт идеологий, пламенные речи, яркие личности? Где, в конце концов, крутой замес? Неужели авторы думали, что толкание, кидание и протыкание рукой - это критерии хорошего финального боя?

Крутые драчки супергероев в Ergo Proxy.
Такие же драчки где-то ещё.

Были и понравившиеся моменты. Например, первые три серии – оказалось, что их сценарий был изначальной задумкой коллектива Manglobe, а потом они передали бразды правления режиссёру и его «команде», виртуозно сливших сериал в унитаз. Будь сюжет в духе первых серий, я был бы в восторге. Арка «московской области» тоже весьма неплохая: прикольно, что жители всячески топили за свободу от города, но при первой же возможности попытались вернуться обратно. Забавно, что у старейшины остался на память солдатик из часов; меня тронуло, когда он вернулся в Ромдо и трагически погиб. Многие задумки изначально интересные, но недораскрытые: например, подразделение из 8ой серии, ведущее бой с роботами из соседнего города (слишком быстро убили).

Примерно так ведут. В высоком качестве.

Или пещера с мутировавшими жителями (нет экспозиции на место и людей, лишь безапелляционные комментарии главгероев). Потенциально интересной локацией был бы Моск, если бы его не бомбанули. Правда с ним тоже непонятнки - вроде бы он должен быть разграблен Ромдо и разрушен (со слов авторов), т.к. его прокси забрали, однако перед прилётом чемодана город показан в целости. 20-ая серия с майндхаком понравилась, хотя, это далеко не уровень аналогичных серий из Shinseiki Evangelion или Uchuu Senkan Yamato 2199 (+ она филлер). Больше всего удивила серия №19, где герои попадают в Диснейленд с роботами-мультяшками и соответствующими шутками.

Е МБ ЦЕТЗПЗОБ ЕОФЙТ, Н'Е ЗТБО ЦЕОФХТБ: 2006 года

Да-да, это всё один тайтл %)

На первом просмотре я с неё кишками блевал, а вот на втором мне очень даже понравилось – добрыми персонажами, выделением экранного времени Пино и тем, что Винсент не убил Уилла в конце, да и задумка, в принципе, весьма оригинальная, я такое нигде не видел. 13я серия – высший класс, пик развития отношений между ключевыми героями. В целом сериал до 8 серии включительно довольно интересно смотреть, а потом будто бы у авторов ломается понимание, куда двигаться дальше. Хорошие серии перемежаются с откровенными филлерами, коллектив Ромдо ощущается совершенно лишним – авторы словно никак определиться не могут, какую группу персонажей хотят дальше развивать.

Визуальная часть тоже восторга не вызвала. Глядя на скрины и ролики вы наверняка заметили, что графен тут мягко говоря не очень. Сериал выглядит в лучшем случае «неплохо» за счёт того, что персонажи активно двигаются (нет эффекта заторможенности а-ля Speedgrapher). Лица персонажей тут простенькие, качество их рисовки постоянно скачет в обе стороны.

Может быть так.

А может и так.

В одних кадрах рожи могут быть супердетальные и красивые, а в других вгонят в краску последних статистов из Naruto. Одежду персонажи не меняют, а та, что есть – так себе. У Пино — это мешки с заливками, либо комбинезон из заливки. У Винса – совершенно блевотный чмошный комбинезон из заливки (можно было хотя бы в путешествии не выглядеть как чмо? Вы же заезжали в город, нельзя было одежду взять?). У Рил более-менее интересный прикид, но он всего один. Ещё развеселило, что без кретинского макияжа она выглядит существенно лучше – очень реалистично, женщины действительно обожают накошмарить себе кабину штукатуркой.

Е МБ ЦЕТЗПЗОБ ЕОФЙТ, Н'Е ЗТБО ЦЕОФХТБ: 2006 года

Монстроформа Винса – высокий чёрный мужик в красном плаще с утробным голосом. Где-то мы такое видели (Hellsing; получается, копипаста копипасты) – очки только забыли дорисовать.

Порой сериал воспринимается болезненной ультрадешёвкой:

А иногда радует детальной проработкой предметов и техники, красивыми ракурсами, плавной анимацией:

Отрицательная фотогеничность EP поражает воображение. Нигде ещё ранее я не видел такое количество тёмных кадров или просто получёрных сцен, где без накрутки яркости нихрена не разглядишь. Анима очень похожа на хоррор-стрелялки (Bioshock, к примеру), где опускают яркость до такой степени, что саму игру уже не видно.

Как бы это абсурдно не звучало, но в плёночных старых тайтлах даже ночью было ярко и светло - вопрос, что ты АНИМЕ НЕ ВИДИШЬ не мог возникнуть, он был в принципе абсурден. Скорее всего дело в кост-каттинге, ведь фоны – лютое дно: нарисованы на отвали, массовки либо нет, либо она предельно схематична (сцена Эйзенштейна, Офелия, замес в лаборатории). Природа за пределами купола – серо-коричневая муть без освещения. И дело вовсе не в том, что там мёртвая земля – её тоже можно нарисовать круто и уникально. Просто гляньте Casshern Sins, сразу заметите разницу.

Например^

Машины и роботы порой нарисованы как актуальных помоингах – их даже в BD-версии пришлось частично прихорашивать (10я серия). Ромдо толком не показывают: шутка ли – даже нормальный ракурс, где снаружи видно купол целиком можно увидеть лишь спустя солидную часть сериала. Фантастическую архитектуру Ромдо и быт его жителей практически не демонстрируют. Анимация – без изысков, но вполне хорошая, она есть и её хватает, но вырезать сцены на память не вызывает никакого желания. Скажем так, поражающего креатива или невероятной постановки сцен тут нет. После сериалов 80-х графончик Ergo Proxy заставляет лишь снисходительно усмехнуться.

Было и стало.

2006 год, актуальный помоинг. Фоны - заливки, персонажи - 3 штришка, чёрное месиво в каждой второй сцене.
1973 год. Всё яркое, красочное, креативно анимированное; даже есть HDR!

Звук – ничем не примечательный (но опенинг мегакрутой); оригинальная озвучка как всегда отличная, а вот русик бесил голосом блевотного «мэтра дубляжа» «дмитрия» «филимонова». Такое ощущение, что он озвучивает ВСЁ – ВСЕ игры, ВСЕ фильмы, ВСЕ мультфильмы, он литералли ВЕЗДЕ, как комары после дождя в лесу, этот всеобъемлющий человек-феномен. Разумеется, Ergo Proxy не стал исключением – все его роли звучат профессионально бездарно и отвратительно. Кстати, в русикоозвучке довольно неплохой перевод (но голоса ужасные).

димосику сказали озвучивать РОБАТА.
ЗАЯЦ. ВОЛК.

Русикосабов есть два варианта: тот, что от Уникума брать не советую, там перевод отличается в худшую сторону. Самым лучшим вариантом будет найти ансаб – там перевод существенно качественнее всех русиков, мысли более складно подаются. Учитывая, что важная инфа в EP подаётся в потоках воды, складность перевода играет решающую роль. По крайней мере в русике я часто обнаруживал, что диалог превращается в кашу, общая мысль не складывается. В этот момент я переключался на ансаб, и там всё было гораздо понятнее.

А вот ещё момент! Кто там тявкал, что Ева - фансервисный шлак? Захожу в сурьёзный философский сериал Ergo Proxy и что я вижу? Панцу через кадр, задницы, обтягивающие костюмы, бидоны, полуголые бабы!

Я точно попал не в To love ru? Если так подумать, *monogatari будет поинтеллектуальнее - там и панцу лучше нарисованы, и их вариаций больше, а уж сколько фетишей, ууух!

Вообще поразительно, насколько разочаровывающе плохим оказался Ergo Proxy на фоне несоразмерной популярности. Тем более шокирует, что люди его ещё и в кривом русике смотрели, в котором без бутылки нихрена не разберёшь, но умудрялись-таки обнаружить гЛуБоКеИ сМыСаЛ. Видимо запрос ньюфажеского сообщества на самоидентичность, желание отрицать чужие постулаты превысили здравый смысл - потребовался новый идол. Анимешники нулевых с готовностью водрузили на его место свежую лицензию. Впрочем, ничего нового.

ГБТП НЙ Е ЦЕТЗПЗОБ – яркий пример того, что многогранность произведению придают проработанные персонажи и интересный сюжет, а вовсе не количество отсылок на кенцо, Tomb Raider и Final Fantasy. В целом, я рад, что потратил время и смог наконец составить полноценное мнение о «легендарном шедевре» ЗФН нулевых.

Напоследок знаменитая амвшечка того времени.

TL;DR:

Е МБ ЦЕТЗПЗОБ ЕОФЙТ, Н'Е ЗТБО ЦЕОФХТБ: 2006 года
3737
77
33
22
11
11
200 комментариев

на сам деле ублюдизированноеПервые же строчки и уже зубы скрипят и желчь капает, время идет, а некоторые люди не меняются.
Надо будет завтра целиком почитать, покекать.

10

Это ж хорошо, когда произведение вызывает яркие эмоции? Не всё ж тебе читать стерильные отзывы из эвфемизмов и журналистского новояза.

2

В топ10 самых переоцененных тайтлов 00-х ЭП залетает даже без отборочных. Вместе с технолайзом и монстром.

5

Топ 3 это Дес нот, Код Гиасс и Эльфен ляйд?

6

Хай вайв, дружище!

Е МБ ЦЕТЗПЗОБ ЕОФЙТ, Н'Е ЗТБО ЦЕОФХТБ

5

Ого, это наверняка отсылка, эти русские буквы обязательно что-то значат!

2