Я совершил ужасное преступление, и мне понравилось.

Я совершил ужасное преступление, и мне понравилось.

Небольшой дисклеймер: этот текст был написан задолго до 20-ти летнего юбилея второй части.

Недавно решился на повторное прохождение Black Mesa после которого возникла мысль продолжить прохождение серии, но Half-Life 2 RTX Remix еще не вышел, а ведь он обещает неплохо освежить вторую часть. И что еще важнее хронологически между ними появилась еще одна игра — HL:Alyx. Однако с ней есть проблема. Игра предназначена для VR-гарнитур.

В какой-то момент я был буквально в одном клике от покупки Окулус Квеста, но жаба сказала "Да погоди, куда спешить?", ну я ее послушал, что-то случилось и Окулус стал стоить на порядок дороже. И не то, чтобы жаба дала плохой совет. Ведь несмотря на прошедшее время и увеличенную стоимость, количество игр, которые я бы хотел на нем поиграть все также можно было пересчитать на пальце одной руки, даже если на этой руке... всего один палец. Ну ладно, еще может полпальца за Metro, что поделать, люблю эту серию.

Ах, как хочется вернуться, Ах, как хочется ворваться в городок.
Ах, как хочется вернуться, Ах, как хочется ворваться в городок.

Итак, VR гарнитуры нет, а желание пройти HL:Alyx как было на релизе, так и осталось. Тем более эта игра часть серии, которую я так сильно люблю, и спустя... много, много лет все еще жду полноценного продолжения. Благо слухи о нем в последнее время витают в сети. Не в первый раз впрочем и не в... десятый... Но мы отвлеклись. Как же поиграть в Half-Life:Alyx , если желание есть, а ВРа нет? Конечно накатить NoVR mod. И давайте сразу обратим внимание на слона в комнате.

Игра создавалась для ВР и без него она теряет значительную часть очарования. Пишу это потому, что везде где есть упоминания этого мода, есть и комментарии, которые спешат напомнить, что Half-Life: Alyx производства компании Valve жанра шутер выпущенная 23 марта 2020 года, предназначена вообще-то для VR устройств. Ну знаете, потому что очевидные вещи, обязательно нужно проговаривать. Зачем? Не знаю, но скажу это еще раз. Игра создавалась для ВР и без него она теряет значительную часть. Все, давайте оставим слона в покое и зададимся вопросом: "А что было бы если, все VR гарнитуры в мире вышли бы из строя, а все технологии безвозвратно утрачены? Что из себя представляла бы игра тогда?". И ответ оказался вполне ожидаемым и довольно неожиданным одновременно.

Ожидаемо автор VR мода постарался сделать так, чтобы это было похоже на Half-Life 2 и Valve этому поспособствовала. Игровой процесс, да и чего уж там вся структура игры хорошо вписывается в каноны серии, даже первой части. Однако выгодно отличает эту игру от прошлых частей серии это проработка. И это при том, что прошлые части и так были довольно хорошо проработаны. Но тут разработчикам помогло то, что спустя 13 лет со времен выхода второго эпизода, компьютеры нарастили ресурсов и разработчики этим воспользовались на полную. Такого красивого, детализированного и проработанного Сити-17 еще не было. И возможно уже не будет, ведь в основном сюжете этого города больше нет.

Помянем
Помянем

Атмосфера в игре густейшая, но что еще важнее художники не ограничились только лишь воплощением города сочетающего в себе архитектуру Восточной Европы и внеземные технологии Альянса. Каждая локация это маленькая история, будь то убежище вортигонта Гэри, или заброшенные технические помещения, или места пораженные флорой и фауной пограничного мира Зэн.

Я совершил ужасное преступление, и мне понравилось.
Я совершил ужасное преступление, и мне понравилось.

Каждая локация наполнена деталями, а главное фантазией. Особенно мне понравился заброшенный зоопарк, который даже обладает собственным дизайн кодом.

Понравились плакаты с животными<br />
Понравились плакаты с животными
Я совершил ужасное преступление, и мне понравилось.
Я совершил ужасное преступление, и мне понравилось.

Но локации не только выглядят, но еще и звучат великолепно. Звук сочнейший, однако радует он и другим аспектом. Звучит не только ближайшее окружение Аликс, но и то, что игрок увидеть не может, создавая ощущение, что за пределами игровой локации тоже кипит жизнь. Обычно подобным могут похвастаться игры в открытом мире, да и то не всегда. Игры же с коридорной структурой как правило сконцентрированы на окружении игрока и совсем не задаются вопросом, а что должно звучать вдалеке.

Помимо всего прочего улучшению подверглась и постановка. Анимации стали более подробными, более сложными и комплексными. Если охарактеризовать все в целом, можно сказать, что HL:Alyx проделала такой же путь как и вторая часть по сравнению с первой. Стала более подробной, более содержательной, более концентрированной.

Порадовал мир игры и интересными идеями. Когда под конец пространство начало "переворачиваться", я подумал "Ну, оно конечно интересно, но не ново...", однако и тут и игра смогла удивить

На этом моменте полномочия моего мозга были все... окончены<br />
На этом моменте полномочия моего мозга были все... окончены

Как это все великолепие играется? Как я уже сказал, автор мода старался повторить опыт HL2, вышло однако... не идеально. Мягко говоря... Например гравиперчатки не имеют ни анимаций, ни эффектов, предмет просто пригает к игроку при нажатии кнопки действие. Некоторые моменты происходят через затемнение экрана. По лестнице Аликс поднимается автоматически при нажатии кнопки действие. Нет анимации пополнения жизни через станции. Да в общем практически все реализовано без анимаций. Есть оружие, оно стреляет, перезаряжается, при наличии коллиматорного прицела можно целиться через него. Многие головоломки упрощены, в целом сделан по большей части необходимый минимум. Топорно, но работает, похоже на HL2, но это не комплимент, ведь в этом плане игра сильно устарела. С другой стороны, мод не душит сложными пространственными пазлами, которые хороши в VR, но были бы геморными с обычной мышкой. Однако стоит отметить, тех головоломок, что остались, вполне хватает для разнообразия геймплея.

Я совершил ужасное преступление, и мне понравилось.

Но это о том, что ожидать стоило. Помимо всего вышесказанного я столкнулся одним очень неприятным багом. На некоторых уровнях после смерти вместо загрузки последнего сохранения происходил вылет. Один из таких уровней пришелся на одну из финальных глав, где было очень много перестрелок. И я умирал. Умирал потому, что допустил ошибку в начале игры. Я решил компенсировать удобство клавомыши выбором высокой сложности. А на ней убивают. Аликс вообще не Гордон Фримен в костюме, она не держит урон. Комбайн с дробовиком, который подошел к Аликс слишком близко это почти гарантированная смерть или потеря большей части здоровья. Но что еще хуже в отличие от врагов, ее оружие словно стреляет пластмассовыми пулями. Враги упорно отказываются умирать требуя для упокоения порой столько патронов, сколько у меня просто не было.

Несколько промахов это повод загрузится на квиксейв. В эти моменты очень не хватало ближнего боя, не знаю есть ли возможность взять, что-нибудь и начать этим размахивать в шлеме, но в моде я возможности ближнего боя не нашел. И наверное это можно было бы назвать челленджем, но я назову это великой душкой. К концу игры задушился настолько, что смотрел в прохождении сколько еще осталось. Не повторяйте мою ошибку, не выбирайте высокую сложность. Или выбирайте, но знайте, что вас ждет. И если что, мне есть с чем сравнивать. Я всю серию прошел на высокой сложности, а Black Mesa на меньшей даже ни разу не запускал, все 4 раза я проходил на высокой и это все еще проще чем HL:Alyx.

Каждая более менее серьезная перестрелка в Alyx по сложности может потягаться с перестрелкой в Black Mesa на сложном уровне в конце главы "Сомнительная этика", кто знает, тот знает. Только там еще и проблем с патронами не было. Несмотря на то, что врагов меньше, темп игры ниже, но цена за любую оплошность настолько высока, что порой хватает и одной ошибки, чтобы окунуться в славные времена быстрого сохранения.

С другой стороны игра заставила пылесосить каждый сантиметр локаций, ведь ресурсы тут не лежат на блюде на видном месте(иногда конечно лежат), а зачастую попрятаны по ящикам и обильно завалены мусором. И надо отдать должное, подобный вид эксплорига подарил мне новый игровой опыт, даже несмотря на то, что предназначался он для другого типа управления. Неудобно ли мышкой разгребать завалы? Ну, ближе к середине я привык, открывал ящики и разгребал коробки довольно шустро. К концу игры этот процесс уже был доведен практически до автоматизма.

Патроны, аптечки видишь? А они есть.<br />
Патроны, аптечки видишь? А они есть.

Помимо необходимости заглядывать под каждый камень(иногда буквально), сложность также вынуждала активно использовать окружение. Красная бочка была не просто приятным бонусом, а буквально единственной возможностью растянуть боеприпасы на всю перестрелку. Вообщем это вообще не было легкой прогулкой на удобной клавомыши.

Теперь поговорим о неожиданном аспекте, впрочем частично этот момент я описал выше и некоторые уже могли узнать по описанию другую игровую серию, которая стала визитной карточкой своего жанра. Аспект неожиданный, но вполне логичный. Я буду описывать свой опыт игры на высоком уровне сложности. Из-за того, что эта игра - проект для VR, темп игры неизбежно не может соревноваться с таковым у номерных частей серии, разработчики пошли по другому пути. Итак медленный шутер от первого лица с дефицитом ресурсов, с живучими зомбями и не очень живучим главным героем. Да это же последние две части Resident Evil. Хотя гриб Итан, конечно поживее Аликс будет.

И действительно HL:Alyx немного их напоминает, особенно седьмую часть, только сделанная с большей фантазией и меньшим упором на шок-контент. В какой-то момент Аликс даже вынуждена прятаться от неубиваемого зомби, у которого впрочем больше общего с Щелкуном из The Last of Us. В Alyx даже инвентарь сильно ограничен и нельзя таскать с собой охапку гранат или аптечек, два слота для всего, плюс что-то одно можно взять в руки, ну или сложить в коробку и взять ее. Впрочем несмотря на некоторую схожесть, HL:Alyx все еще халфа в своем сердце. Это халфа, вот прямо та самая, в которую играл десять тысяч лет назад. Она узнается во всем. В структуре локаций, в дизайне мира и врагов, в геймплее, в сюжете в музыке и звуках. Игра изобилует отсылками на все части игры. Детали локации, диалоги между персонажами, похожие элементы уровней.

Отсылка не столько на BSOD старых версий Windows, сколько на первую часть, где возникающие на пути Гордона к антимасс-спектрометру поломки в т.ч. и BSOD'ы пророчили катастрофу в Черной Мезе.<br />
Отсылка не столько на BSOD старых версий Windows, сколько на первую часть, где возникающие на пути Гордона к антимасс-спектрометру поломки в т.ч. и BSOD'ы пророчили катастрофу в Черной Мезе.

Есть в этом и ложка дегтя (не для меня, но для человека не знакомого с серией). Хронологически игра вклинивается между первой частью(или ее фанатским ремейком Black Mesa - советую) и второй. Однако для понимания диалогов необходимо знание не только первой игры, но и второй с эпизодами. Концовка так и вовсе плотно связана с финалом второго эпизода, конец которого Half Life:Alyx спойлерит в самом начале, а потом и вовсе делает его... а впрочем, что она делает лучше узнайте сами. Скажу лишь свое мнение без спойлеров. Если бы Alyx вышла через год после выхода Episode Two это была бы худшая концовка ever, но спустя 13 лет, она наоборот освежает интригу и заставляет ждать продолжения. Остается только надеяться, что разработчики не просто так подогрели интригу и у них действительно есть какой-то план. (Судя по документалке, да, это изменение было не случайным и у разработчиков действительно есть план)

А что нового помимо современной графики или проработки игра привносит в серию? На самом деле немного. Мир стал более интерактивным, но ключевое тут "более", а не "стал". В остальном, это все еще одинокие брождения по заброшенным локациям с отстрелом всего, что движется и решением небольших головоломок. Однако теперь у Аликс есть то, что... вообще-то могло быть еще у Гордона Фримена с первой же части - рация. Она часто разбавляет тишину переговорами Аликс с Расселом и ее отцом Илаем. Навредил ли серии говорящий ГГ? Нисколько, что впрочем ожидаемо. Даже большее количество юмора никак не помешало игре, хотя надо признать юмор местами был слегка туповат.

Пожалуй слегка упрекнуть игру можно и за то, что герои порой слишком легкомысленно относятся к происходящему, даже когда это происходящее на самом деле ужасает. Половину мира разворотил портальный шторм? Внеземные захватчики уничтожили армию земли за семь часов? Альянс оккупировал Землю, установил в ней жестокую диктатуру, накрыл Землю полем подавляющим репродуктивные функции людей, а всех несогласных подвергает ужасным обработкам и превращает в гибрид человека и машины? Что же делать? Ну конечно же шутки шутить. Можно списать на защитную реакцию персонажей, которые пытаются не сойти с ума от всего этого, однако порой юмор и правда неуместен, а диалоги слишком наивны. Впрочем в каком-то смысле такой Аликс была и в Half-Life 2. В конце-концов за диалоги на ликеро-водочном заводе и за "Джефф, что с тобой? Ты в порядке? Ахахаха" я им все прощаю.

Я совершил ужасное преступление, и мне понравилось.

Итак, самый важный вопрос - можно ли в это играть? Да, вполне. В игре даже без VR геймплей довольно разнообразный. Небольшие загадки, взаимодействие с окружением, потрясающая проработка. Из минусов слабая реализация мода. Мало анимаций, много упущений. Есть баги. Проект вроде как будет развиваться, надеюсь автор доведет его до ума. Однако было бы хорошо, если бы до ума его довели сами Valve. Игра на самом деле не требует глобальной переработки, чтобы хорошо смотреться на клавомыши или геймпаде при этом такой режим мог бы стать рекламой VR режима, потому, что при прохождении желание узнать "а как это великолепие еще и в шлеме бы выглядело" возникало постоянно. Разумеется при наличии VR гарнитуры играть строго в ней, но и без нее получить удовольствие от игры еще как можно, даже большее, чем в некоторых других проектах. При появлении у меня такой гарнитуры HL:Alyx будет первой игрой запущенной на нем, в этом нет сомнений. Что до noVR от Valve, если третья часть когда-нибудь все-же выйдет, надеюсь перед этим они выкатят версию без VR, ведь влияние на сюжет серии игра может и оказывает оказывает только в конце, но зато делает это с размахом, буквально переворачивая все с ног на голову, а потому для продолжения эта игра обязательна к прохождению.

И в заключение я хочу сказать:

Как же я хочу Half-Life 3. После Alyx стал хотеть еще сильнее. По слухам, продолжением занимается та же команда и я в них всецело верю! И судя по документалке и слухам, разработка продолжения еще никогда не была настолько реальной. Воедино сложились сразу множество факторов:

Source 2 наконец полноценно доработан.

Команда выпустившая Аликс изменила концовку и заявила о готовности продолжить историю.

С релиза HL:Alyx прошло 4 года.

В последнее время все больше появляются слухов о проетке HLX, разработка которого стартовала незадолго до релиза Аликс, и ради которого делают различные физические возможности движка.

Конечно все это не является гарантией выхода продолжения. Я просто хочу отметить тот факт, что вероятность такого не просто есть, но и со времен отмены второго эпизода(факт которого они не только признали, но и назвали ошибкой) она как никогда высока.

1414
33
22
11
11
91 комментарий

В Аликс без виар это преступление

18
1

да, я так и написал. И мне понравилось.

3

автор лишил себя, возможно, самых сильных впечатлений. Это как вместо первого секса с красивой девушкой подрыгаться с манекеном, обернутым в плотный полиэтилен. Не осуждаю, но как-то даже жаль таких чудаков

11

согласен. он мог бы взять шлем на авито и продать по той же цене, если с деньгами все так плохо. вр дает невероятный буст погружению. играть в аликс на мониторе - верх расточительности

4

Ну примерно так и поступили с фанатами валв выпустив эту хуету АЛУХ.
Хорошая аналогия.

1

Сколько дисклеймеров не ставь, все равно тебе расскажут насколько ты не должен был получать удовольствие от игры без виара) недавно прошёлся по этим граблями с таким постом)

3
1

просто опыт от вр качественно отличается. другие просто сокрушаются и жалеют тебя

3