Популярное
Свежее
Моя лента
Сообщения
Рейтинг
Пополнить Steam
Низкая комиссия
Темы
Игры
Офтоп
Гайды
Ночной музпостинг
Вопросы
Музыка
Творчество
Кино и сериалы
Скидки
Путешествия
Показать все
DTF
О проекте
Правила
Реклама
Приложения
Олег Чимде
Офтоп
22.12.2016

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Рекомендации дает креативный директор харьковской студии Plarium Максим Ерёменко.

Максим посвятил пять лет игровым текстам и сценаристике, поработав на позиции как обычного «текстовика», так и руководителя команды игрового копирайтинга из семи человек.

На кого стоит ориентироваться в процессе написания текстов, о чем стоит всегда помнить и как совершенствовать своё мастерство? Передаём слово автору.

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Немного о нашем рынке или Первая линия сигнальных флажков

На сегодняшний день игровая индустрия СНГ в основном представлена мобильными и социальными f2p, работа сценариста в которых несколько отличается от работы сценариста в Naughty Dog. Тем не менее, писательство — достаточно универсальный навык, поэтому рекомендации из этой статьи можно применять даже при разработке «своего “Ведьмака”».

Немного о нарративных дизайнерах или Вторая линия сигнальных флажков

Несомненно, нарративный дизайн — это реально существующее направление работы. Но очень далёкое от того, чем придется заниматься копирайтеру или сценаристу в реалиях нашего рынка.

В то время как нарративный дизайн главным средством выражения сюжета ставит переживание через взаимодействие с механиками и миром игры, в мобильных играх главным средством повествования по-прежнему остаётся текст. И речь идет не только о бездушных «деньговыжималках»: на одну Monument Valley приходится с десяток таких игр, как Lifeline и Sword & Sworcery.

При этом качество текстов во многих отечественных инди и нарративно-ориентированных играх часто страдает, и из-за этого весь остальной геймплей тоже разваливается.

Мой основной опыт в игровой сценаристике связан с созданием лора, персонажей, игровых описаний и новостных текстов для f2p-стратегий и RPG. Поэтому давайте сойдёмся на том, что я ничего не понимаю в нарративном дизайне, но могу немного рассказать о том, как писать игровые тексты лучше.

Поехали.

Определите цель

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Запомните: один текст — одна цель. Одна тема. Не тратьте внимание читателя на второстепенную информацию, отвлеченные размышления и лишние красивости. Держите эту цель в уме, когда пишете текст.

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Определите аудиторию

Про создание контента с учетом «персонажей» (personas) в маркетинге и разработке софта известно давно.

После того, как вы получите 2–3 персонажа, основанных на типичных игроках вашего проекта, вы сможете смотреть на свои тексты их глазами и вносить соответствующие правки. Это же, кстати, относится к интерфейсу и игровым механикам.

Великолепие и уродство современной игровой индустрии именно в том, что мы собираем огромный массив данных о своих пользователях, поэтому персонажа можно составить очень точно.

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Лучше всего брать конкретных людей с их реальными привычками, вкусами, интересами — так будет меньше шансов для субъективной авторской оценки. Сделайте документ с фотографиями и основной информацией об этих людях и всегда держите эти профили под рукой. Ещё очень классно создавать у себя в голове таких же персонажей из числа руководителей, утверждающих ваши тексты для продакшена. Таким образом вы можете сокращать количество правок и со временем наработаете правильные категории мышления, которые позволят делать работу более качественно.

Если такой циничный подход к творчеству ранит ваше сердце, то можете вспомнить об Идеальном Читателе, которого описывал Кинг. Кроме мамы и дамы сердца, одним из ваших Идеальных Читателей всегда должен быть игрок, а другими — стейкхолдеры проекта.

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Выяснилось, что большинство пользователей игры «ВКонтакте» не знают фразу «Твоя принцесса в другом замке!». Из-за этого комьюнити-менеджерам пришлось выгребать очередные авгиевы конюшни в комментариях. Несмотря на то, что написавшему это копирайтеру (то есть мне) очень понравилась шутка, пришлось заменить её на более понятный для целевой аудитории вариант.

Помните о сеттинге

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Где происходит действие? В рамках какого мира? Какие характерные фразы, слова или образы способны сразу перенести человека «туда»?

Вы должны «чувствовать тему». Для этого в вашем распоряжении бесчисленное количество сайтов, фильмов и книг — составьте список и займитесь самообразованием.

Помимо этого, вам на помощь может прийти теория социальных фреймов, которую разработали Бейтсон и Гофман. Грубо говоря, фрейм – это набор фиксированных элементов, которые определяют «рамки» ситуации: что можно и что нельзя делать, как можно и как нельзя разговаривать.

Для примера возьмём сеттинг средневекового фэнтези и главного героя — капитана королевской стражи. Попадая в разные фреймы, он будет использовать совершенно разный набор слов, поведенческих реакций, эмоций и интонаций.

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Представьте, что наш герой отправился в трактир, чтобы напиться и пофлиртовать с хорошенькой дочкой хозяина. Какие слова и фразы он будет использовать? Как он будет себя вести?

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Внезапно на замок напали. Капитан оказывается в гуще сражения, где ему необходимо отдавать точные приказы и воодушевлять людей. Чего он уже не сможет говорить и делать? Что, наоборот, добавится?

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Поощрённый за доблесть вниманием монарха, наш герой попадает на приём к королю. Это великая честь и большой стресс. Как его речь в тронном зале будет отличаться от того, что он говорил в трактире и на поле боя?

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Из-за того, что бедолага изо всех сил пытался сдержать свою солдафонскую сущность, святые отцы заподозрили неладное и вызвали капитана на допрос с пристрастием. Как он запоёт теперь?

Определите фрейм своего сеттинга, характерную лексику и старайтесь не выходить за эти рамки. Учтите, что сама игра также состоит из разных фреймов: художественные тексты более уместны в местах, отведенных для лора, но новость о том, что у вас накрылись сервера вместе с накопленным прогрессом игроков, должна быть написана совершенно иначе.

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Сокращайте тексты

Многие ищут волшебный способ научиться писать лучше. Вот он: сокращайте все ваши тексты на 15%, а лучше – на 25%.

На что это влияет:

— вы учитесь формулировать мысль гораздо точнее;

— вам приходится подбирать синонимы — постоянно — поэтому ваш словарный запас растёт;

— ваши тексты становятся короче, а значит — легче для восприятия (и для UI);

— вы тренируете внутреннего редактора и учитесь смотреть на свою работу придирчиво и критично;

— вы постепенно оттачиваете то, что потом можно будет назвать «свой стиль».

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

В MS Word есть функция «Статистика» («число слов» в нижнем левом углу), в Google Docs она вызывается по нажатию Сtrl + Shift + C. Там вы можете увидеть число знаков без пробелов. Ваша задача — сократить его минимум на 15%. Поскольку вы гуманитарий, используйте калькулятор для вычислений и каждый раз не отступайтесь, пока не достигните заветной цифры. Этот простой приём из всё того же Кинга в долгосрочной перспективе даёт очень хороший эффект.

К тому же, на «мобайле» и «сошиале» количество знаков для каждого текста всегда очень сильно ограничено. Чем короче вы пишете на русском, тем, как правило, меньше текст будет на других языках, например на немецком.

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Добавляйте информативные детали

Старайтесь выделить характерную интересную деталь, через которую вы раскроете событие, новость или характер.

В качестве примера можно вспомнить подзатасканное For sale, baby shoes, never worn и целое направление, которое породила эта миниатюра.

То, что ограничения платформы и хороший вкус заставляют писать лаконично, ещё не значит, что при этом нельзя писать интересно. В 1994 году создатели Final Fantasy III (VI) смогли сделать одну из самых крутых сюжетных игр в истории при помощи примитивной графики и коротких текстов, так что у вас с этим тоже не должно возникнуть проблем.

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Избегайте прилагательных, наречий и метафор

Вокруг инфостиля сломано уже немало копий, и сам по себе «Главред» не сделает из вас крутого копирайтера. Зато при помощи этого ресурса вы поймёте, насколько часто используете бессодержательные превосходные степени, оценки и клише. Попробуйте заменить оценки — историями, а клише — оригинальными образами.

Конечно, всегда есть исключения — например, Макс Пэйн говорит на языке клише и метафор из дешевых нуарных детективов.

Тем не менее, перегруженные тексты читаются плохо — поэтому улучшайте стилистику.

Улучшайте стилистику

Есть три основных принципа, которых вам нужно придерживаться:

● Уничтожайте «канцелярит». Он удивительно плотно вошел в нашу письменную и устную речь. Особенно часто встречается в функциональных игровых описаниях — зданиях, айтемах, тултипах и даже новостях.

● Заменяйте отглагольное существительное на глагол. Не «В игру были добавлены обновления», а «Игра обновлена».

● Заменяйте пассивный залог на активный. Не «Монстр был убит героем», а «Герой убил монстра». Везде. Всегда.

Работайте с версткой

Если вы смотрите на роман Эдгара По — видите страшные сплошные кирпичи текста. Если вы смотрите на роман Терри Пратчетта — видите легкий, разбавленный диалогами текст.

Реакция на текст зачастую определяется визуально и подсознательно, прежде чем пользователь начал его читать.

Поэтому разряжайте тексты и работайте с версткой.

Используйте юмор

При ограниченных средствах выражения, юмор — отличный инструмент для того, чтобы сделать ваш текст интереснее, а историю — богаче. Но помните о фреймах: шутите умеренно, в тему и не в ущерб основной цели текста.

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты

Редактируйте

Обязательно оставляйте время для редактирования текста. Лучше всего дать ему отлежаться хотя бы день. Если у вас нет филологического образования — наймите редактора в штат или удалённо. Пусть он делает из вас человека. Localization QA — это реальная профессия, и она нужна не только для иностранных языков.

Регулярно упражняйтесь

Есть очень много упражнений для копирайтеров, которые я, в силу их объёма, не могу привести в рамках этой статьи.

Зато я могу посоветовать прекрасную книгу Роя Кларка «50 приемов письма» — это хорошая отправная точка для ваших штудий.

Список дополнительной литературы

В завершении я приведу список литературы, которая может быть полезна пишущим людям. Список этот не нов и субъективен, но это те книги, которые помогли освоить профессию лично мне и моим коллегам.

Альтернативная концовка

Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты
#опыт #long