Как попытка навязать зрителям социальную повестку портит «Доктора Кто»

Интересных концепций нет, зато есть социальный комментарий почти в каждой серии.

В начале октября, когда вышел первый эпизод 11 сезона «Доктора Кто», я возлагал большие надежды на Криса Чибнелла, нового шоураннера, сменившего на этом посту Стивена Моффата. Писал о химии между спутниками Доктора, которых теперь аж трое, утверждал, что упор на дайвёрсити в этом сериале смотрится крайне уместно.

Так вот: я ошибался.

Как попытка навязать зрителям социальную повестку портит «Доктора Кто»

Первый эпизод, конечно, вызывал смутные опасения, что в сериале может что-то пойти не так, но чётких предпосылок всё-таки не было. То была серия-знакомство, и плоский неинтересный злодей там выглядел уместно — не отвлекал от главных героев, которых теперь много. Второй эпизод тоже во многом экспозиционный — нужно было познакомить новых зрителей («мягкий» перезапуск всё-таки) с концепцией межзвёздных перелётов и Тардис.

Но начиная с третьей серии авторы шоу начали по-полной отрабатывать социальную повестку, причём не умными метафорами, а прямо и в лоб — прямо как в перезапущенных «Сабрине» и «Зачарованных».

Как попытка навязать зрителям социальную повестку портит «Доктора Кто»

Химия между героями пропала, интересных концепций так и не появилось — а ведь в этом суть «Доктора Кто», за это сериал и любят. Даже научная фантастика отошла на второй план: её место заняли социальные темы вроде ущемления меньшинств и Трампа. Последнее особенно странно, учитывая, что сериал британский.

Подаются эти темы в лоб. Нужно показать ущемление темнокожих — отправляем героев в Америку 55-го, спасать движение за гражданские права, прямо в автобус с сегрегацией. Хочется поддеть Трампа и поднять проблему оружия — показываем тупоголового агрессивного политика-бизнесмена, который полагается исключительно на свою пушку.

Но правда в том, что «Доктору Кто» не нужна социальная повестка. Равноправие, вера в человечество и неприятие оружия — всё это и без того в ДНК сериала. Он просто не нуждается в агрессивном навязывании ценностей современного общества.

Как попытка навязать зрителям социальную повестку портит «Доктора Кто»

Но даже столь агрессивные социальные месседжи можно было бы принять, если бы Чибнелл проявил бы хотя бы немного креатива. Но, к сожалению, пока что 11 сезон «Доктора Кто» — это творческий тупик и импотенция.

Как попытка навязать зрителям социальную повестку портит «Доктора Кто»

Первый эпизод перезапуска сериала 2005-го, которым управлял Рассел Т. Дэвис, тоже звёзд с неба не хватал. Он был посвящён ожившим манекенам в Лондоне, которых контролировало инопланетное существо, чей мир Доктор однажды не смог спасти.

Однако уже во втором эпизоде Доктор показывает своей спутнице Розе гибель Земли, знакомит с кучей разных инопланетян, включая загадочное Лицо Бо и последнего человека с Земли — натянутый на рамку говорящий кусок кожи. Все эти удивительные существа собираются на смотровой площадке, чтобы увидеть крах родного мира человечества.

Как попытка навязать зрителям социальную повестку портит «Доктора Кто»

Затем был эпизод, посвящённый расе, которая пострадала в Войне Времени между народом Доктора и знаменитыми далеками — её представителей герои встречают вместе с Чарльзом Диккенсом. А потом на Лондон падает корабль пришельцев с планеты Раксакорикофаллапаториус, из-за чего чуть не начинается Третья мировая война. Кстати, их можно было уничтожить, плеснув в лицо маринованных огурцов.

Затем Доктор встречает последнего из рода далеков, который внезапно обретает человечность. Потом герои попадают на спутник Земли, одурманивающий людей — он транслирует 600 каналов новостей, а человечество останавливается в развитии. Всем заправляет Главный редактор — гигантский мерзкий слизень.

Да, несомненно, это очень крутая аллюзия на телевидение и зависимость человечества от информации
Да, несомненно, это очень крутая аллюзия на телевидение и зависимость человечества от информации

Я даже молчу о серии «Пустой ребёнок» Стивена Моффта, которая по праву считается культовой, и дальнейшие несколько сезонов, где роль Доктора исполняет Дэвид Теннант. Как насчёт мира, который застрял в автомобильной пробке длинною в жизнь? Существ, принимающих облик статуй, которые двигаются только когда на них не смотришь? Даже самые никчёмные, казалось бы, эпизоды при Т. Дэвисе несли в себе какие-то необычные креативные концепции.

Скорее всего, вы слышали про вашта нерада. Если нет — обязательно посмотрите серию «Тишина в библиотеке»
Скорее всего, вы слышали про вашта нерада. Если нет — обязательно посмотрите серию «Тишина в библиотеке»

Теперь давайте посмотрим, как в 2010-м перезапускал «Доктора Кто» Стивен Моффат, до этого написавший лучшие серии для Т. Дэвиса. Первым делом он обозначил сквозную линию сериала — показал, что новая спутница Доктора ещё в детстве видела разрыв между мирами, а затем без предупреждения сворачивает время в клубок и тизерит главное зло сезона — Тишину. Расу, которая тайно управляет человечеством: они ходят среди нас, мы их постоянно видим, но отвернувшись тут же забываем.

Моффат сразу же даёт понять: «Доктор Кто» под его началом превратится в этакий кинокомикс с лихо закрученным сюжетом и нарастающей с каждой серией эпичностью.

Тишина
Тишина

Однако это не значит, что в «Докторе Кто» при Моффате не хватает интересных концепций. Действие второй серии происходит на гигантском корабле «Британия», куда в будущем переехала вся Англия. Корабль движется благодаря гигантскому космическому киту, а само общество погрязло в диктатуре — всех несогласных с режимом этому киту и скармливают.

Затем Моффат возвращает в сюжет Ривер Сонг (она впервые появилась в «Тишине в библиотеке») — женщину, которая «живёт наоборот». Доктор движется по истории от прошлого к будущему, а она — от будущего к прошлому.

Коронная фраза Ривер, знающей будущее Доктора: «Спойлеры!»
Коронная фраза Ривер, знающей будущее Доктора: «Спойлеры!»

Однако со временем Стивен Моффат «исписывается» и будто бы теряет творческую жилку, благодаря которой рождались все те удивительные концепции в прошлом.

Он вводит в сюжет Клару Освальд, новую спутницу Доктора, на которую жаловались фанаты все последние годы. Раз за разом умирая, она возвращалась вновь — потом выяснялось вдруг, что «Невозможная девчонка» существует в неисчислимых количествах копий и помогает Доктору с самого начала, с самой первой его версии.

Однако несмотря на кучу сложностей в сюжете и закручивающеся в баранку время, Моффат также не забывал о концепциях. Однажды Доктор даже много лет умирал и возрождался, пытаясь пробить суперпрочную стену кулаками.

Как попытка навязать зрителям социальную повестку портит «Доктора Кто»

А теперь давайте взглянем, как перепускает «Доктора Кто» Крис Чибнелл.

Первый эпизод. На Землю прилетает охотник, которому нужно схватить определённого, но ничем не примечательного человека. Убитым он выдирает зубы и вставляет себе в лицо. Концепция мало чем отличается от фильмов из серии «Хищник», разве что трофеи другие.

Второй эпизод. Доктор со спутниками случайно ввязывается в гонку, в которой остаются лишь два человека — им нужно добежать до некоего важного объекта, которым оказывается Тардис. Дело происходит на заброшенной планете, оказавшейся во власти разумной ткани. Такое уже было, ну да ладно — хоть что-то.

Третий эпизод. Герои переносятся в 55-й год, в Америку. Они должны помешать некоему космическому расисту, лишённому какой-либо внятной мотивации, предотвратить бойкот темнокожего населения США.

Как попытка навязать зрителям социальную повестку портит «Доктора Кто»

Четвёртый эпизод. В одном из отелей, построенных бизнесменом, что рвётся в президенты США на место Трампа, вдруг появляются гигантские пауки. Всё дело в том, что отель построен на свалке отходов, куда, в том числе, сбросили мутаген. Бизнесмен выступает против Трампа, но в конечном счёте становится ясно, что сам он ничуть не лучше. Всю серию он печётся о своём пистолете, а в конце стреляет в и так умирающего от нехватки воздуха паука со словами: «Именно это сейчас нужно миру, именно это приведёт меня в Белый дом».

Пятый эпизод. Пока что единственный сюжет, который хоть немного похож на научную фантастику. Доктор и спутники оказываются на медицинском космическом корабле, на который также проникает птинг — существо, пожирающее и переваривающее всё подряд. Обычная аллюзия на «Чужого», только глупая и с милым зверьком вместо страшного монстра. Ну или как «Лило и Стич».

Стоит отметить также, что в серии присутствует рожающий мужик. Он не хочет этого ребёнка, однако главные герои убеждают его, что он может быть хорошим отцом и должен хотя бы попытаться. С основной историей этот сюжет никак не связан: выброси — ничего не изменится.

Как попытка навязать зрителям социальную повестку портит «Доктора Кто»

Шестой эпизод. Герои переносятся в Британскую Индию 1947 года, аккурат в момент насильственного разделения страны на независимые Пакистан и Индийский союз. За этим событием наблюдают некие инопланетяне, которые приходят за душами тех, кто умер в одиночестве. Сюжет повествует о свадьбе двух молодых людей, оказавшихся по разные стороны баррикад.

В конечном счёте, девушка (будущая бабушка спутницы Доктора) переезжает в Англию, заводит семью и ведёт там спокойную размеренную жизнь. очевидная аллюзия к проблеме миграции.

Как попытка навязать зрителям социальную повестку портит «Доктора Кто»

11 сезон «Доктора Кто» прекрасно снят и сложен. Особенно хочется отметить шестую серию — это очень красивая, цельная и трогательная история любви, что потерпела крах из-за убийственной политики. Настоящая трагедия, блистательно написанная и отснятая (автор, кстати говоря, не Крис Чибнелл). Но в этом эпизоде нет ничего, за что любят «Доктора Кто» — равно как и в третьей серии. А в остальных концепции совсем уж примитивны.

Отрабатывая социальную повестку (включая американскую) «Би-би-си» вместе с Крисом Чибнеллом растеряли всё, чем «Доктор Кто» ценен. Я много критиковал работу Стивена Моффата, который превратил сериал в пафосную супергероику, но лучше уж так, чем совсем никак.

Как попытка навязать зрителям социальную повестку портит «Доктора Кто»

Чтобы понять, в чём проблема 11 сезона, достаточно просто посмотреть пару-тройку случайных эпизодов, отснятых при Расселле Т. Дэвисе, и сравнить с тем, что есть сейчас. Никаких тебе безумных концепций, никакого развития богатейшего лора, накопленного за все годы существования франшизы.

Впереди осталось не так много серий, и одна из них посвящена охоте на ведьм — голову даю на отсечение, что в ней авторы поднимут тему гендерного неравенства. Я считаю, что массовая культура может и должна учить людей, делать их лучше. Но правда в том, что «Доктор Кто» всегда с этим отлично справлялся, без всякой социальной повестки, подающейся примитивно и в лоб.

Доктор — чертовски мощный образ. Герой, который не приемлет агрессию в любом виде, ярый противник оружия и какого-либо неравенства. Он всегда верил в человечество и всегда приходил ему на помощь. Настоящий образец для подражания. Никакие остро-социальные темы ему не нужны, — он самим своим существованием учит людей быть лучше.

Но, к сожалению, авторы 11 сезона этого, судя по всему, не понимают и вместо интересных героев и концепций делают то же, что и многие сейчас. Пихают зрителю социальную повестку прямо в глотку и даже не пытаются хоть чем-то заинтересовать.

303303
194 комментария

Я бы поставил 10 плюсов, если бы мог.

Этот напор говна начал убивать сериал ещё в прошлом сезоне, когда весь сюжет завязали вокруг лесбушности Билл и всячески навязывали эту самую лесбушность как необходимый факт. Несмотря на то, что последняя серия нового сезона очень хороша с точки зрения истории как таковой и красивой мотивации пришельцев - это не умаляет того факта, что новый Доктор вообще не о том, ради чего его приходят смотреть. И от этого нещадно горит. Зачем задвигать СЖВ-диверсити-остросоциалочку в сериал, который изначально должен быть об авантюрных приключениях и научной фантастике?
Я пришёл за битвами с великим злом, но вместо этого получаю охуительную историю про черную бабу в автобусе.
Я пришёл за химией между Доктором и спутниками, но вместо этого получил беременного мужика, который считает смешными отношения М-Ж.
Я пришёл за внутренними терзаниями и эмоциями Доктора в исполнении Уиттакер, а вместо этого получаю тыканье лесбятиной в каждой серии (вот диалог из четвёртой серии про "жену племянницы" - вот нахуя он был вообще? абсолютно мусорный кусок информации, который никак серии не пригодился).
Я пришёл за Доктором, а получил шмат диверсити-говна о чёрных и лесбухах. Где далеки, где киберлюди, приключения, где вся эта космическая драма с лихо закрученным сюжетом?

А нет этого всего. Закончилось. А я так надеялся, что бугурт из-за Билл приведёт сериал в чувство и выведет в нормальное русло. Но нет, не сложилось. Стало только хуже.

95

Четвёртая серия вообще шик: Там тупой белый мужик(ну супер карикатурный аутист), сильные умные женщины, упоминание однополых отношений(сказали прямо и сделали намёки) и мой личный триггер - огромные пауки, которые вопреки физике умают лазать по стенам.

9

По поводу Билл: я тоже крайне скептично относился в ней после анонсы. И то, что она была лесби меня немного смущало, но... Она оказалась весьма клевой. Во-первых, ее лусбушность не ставилась на первый план. Она влюбилась в девушку в первой серии и ушла с ней в последней, это даже было мило. Во-вторых, она задавала весьма правильные и простые вопросы. Как Доктор положил коврик под ТАРДИС? Где в ней туалет? И прочее. К чему я. Билл оказалась весьма толковой спутницей.

11

Хорошо, что ты Торчвуд не смотрел, а ещё позабыл "замечательного" Джека Харкнесса!

1

просто мофат ушел бро и они тут же все просрали

5

Зачем задвигать СЖВ-диверсити-остросоциалочку в сериал, который изначально должен быть об авантюрных приключениях и научной фантастике?

Затем, что если задвинуть ее в какой-то отдельный новый сериал, этому и посвященный, смотреть его будут полтора человека. Поэтому надо брать вещи именно легендарные. Ну, а потом рассказывать, что мы эти легенды, конечно, уважаем и все такое, но раньше вот это и это было сделано не так, любили вы все эти годы несколько не то, что нужно, но не беда, сейчас мы все исправим!

5

То Вы еще сериал "Класс" из вселенной Доктора Кто вспомните. Там тему геев тебе прямо в лицо совали. Буквально: почти наступает конец света, некоторые главные герои могут вот-вот погибнуть, но сейчас срочно должны прямо на экране потрахаться два подростка-гея. Потому что геи это важно, даже важнее конца света... ГЕИ-ГЕИ-ГЕИ-ГЕИ-ГЕИ-ГЕИ... Не удивительно, почему сериал, при вполне неплохой идее, закрыли после первого сезона. Они этим гомосексуализмом просто вызвали отвращение у многих, слишком уж очевидно его пихали в лицо зрителю. У шоураннеров кризис. Но, насколько все плохо, нужно следить по следующему сезону, когда будет видно, учтет ли нынешний шоураннер ошибки, допущенные в своем первом сезоне.
З.Ы. там просто нужно менять сценаристов.

3