Как создавалась Манчкин, история компании Steve Jackson Games

Время прочтения 5-7 минут

Игра была создана в 2001 году 2 людьми: Стивом Джексоном, которого очень важно не путать с британским Стивом Джексоном и художником Джоном Коваликом, который в своё время прославился в США благодаря серии комиксов Dork Tower, однако для русскоязычного комьюнити это мало о чем говори.

Обложка комикса Dork Tower, выпуск Night of the Dinner Table 
Обложка комикса Dork Tower, выпуск Night of the Dinner Table 

Стив Джексон почти с самого своего становления взрослым человеком начал заниматься созданием игр. После того, как он выпустился из университета, то устроился фрилансером в корпорацию Metagaming Concepts, в ней и были выпущены первые игры Джексона. В Metagaming Стив проработал 4 года и в 1980 году создал собственную компанию, которую незамысловато назвал Steve Jackson Games.

Логотип Steve Jackson Games
Логотип Steve Jackson Games

В действительности история развития и становления Стива Джексона очень тесно переплетена с D&D. Когда игра только вышла, Стив с друзьями начали в неё играть и ему не нравится буквально всё: кидать дайсы с разными гранями, пошаговая боевая система, а также отсутствие возможности создать нормальную тактику ведения боя. Так что в ответ он решил создать нечто получше. Стив даже вступил в Общество творческого анахронизма (Society for Creative Anachronism), которое занимается исторической реконструкцией средневековых европейских культур и их истории до 17 века, чтобы лучше разобраться в реальных боевых системах. Таким образом в свет вышла игра Melee, которую Стив создал, пока работал в Metagaming Concepts. Игра переводится как «ближний бой» и, собственно, она представляла из себя ближние бои на арене.

Упаковка игры Melee 1977 года выпуска
Упаковка игры Melee 1977 года выпуска
Упаковка игры Melee 2019 года выпуска
Упаковка игры Melee 2019 года выпуска

Стив Джексон решил не останавливаться и продолжил развивать игру. Его целью было создать крупную, полноценную игру, которая действительно могла бы посоревноваться с D&D. Проект должен был выйти под названием The Fantasy Trip. Но мечтам Стива не суждено было сбыться. Компания Metagaming не особо была заинтересована в выпуске крупной настолки и разбила его игру на несколько разных, что очень не понравилось Джексону, в результате чего он ушёл из компании и организовал свою.

Metagaming Concepts в итоге не выдержала проверку временем и обанкротилась, так что в 2019 году Стив вернул себе авторские права на игру Melee и the Fantasy Trip. Возможно, мир ещё увидит D&D заменитель. На самом деле игра уже продаётся и даже имеет делюкс издание, но это всё ещё разрозненные 4 игры, собранные вместе и полноценную конкуренцию D&D или Pathfinder составить точно не может, для этого её ещё необходимо дорабатывать и перерабатывать.

Упаковка нового издания The Fantasy Trip
Упаковка нового издания The Fantasy Trip

В 1986 году Steve Jackson Games выпускают GURPS — расшифровывается как общая универсальная система настольных ролевых игр. Как следует из названия — это универсальная система, которая подойдет для любой ролевой настольной игры. Компания Стива не была новатором в данном направлении, это пытались сделать и до них, однако это было первой коммерчески успешной попыткой создать такую систему. Одной из инноваций было то, что игроку даётся самостоятельно распределить очки характеристик персонажа и не надо было кидать для этого дайсы.

Первое издание GURPS
Первое издание GURPS

И, как бы иронично не было, но всё же самую большую прибыль и всемирную популярность компании Стива принесла игра-пародия на так нелюбимую Джексоном D&D.

Разумеется, речь про игру «Манчкин». Для начала разберемся с термином. Что же вообще означает слово «манчкин» — это игрок, который всеми правдами и неправдами пытается выиграть. Ради этого он готов нарушать правила, искать в них лазейки и «гасить» других игроков. В зависимости от типа игры, это может включать в себя такие цели, как: «стать самым главным/сильным/богатым», «убить всех монстров/врагов/просто всех», «выиграть/выполнить все квесты». И именно это из себя представляет игра. У вас есть расовые и классовые особенности и шмотки, которые специально заточены на то, чтобы нагадить вашим соперникам.

Изначально в английском языке термин Munchkin был позаимствован из книги «Волшебник страны Оз», однако причина, по которой так стали называть игрока-читтера, затеряна в истории.

В действительности правила в игре очень простые, главное — это внимательно читать все условия, которые написаны на картах. Игра рассчитана на компанию от 3 человек, а суть игры в том, чтобы как можно быстрее достигнуть 10 уровня или 20, если у вас есть специальное дополнение. Это можно делать, сражаясь с монстрами, применяя специальные карты или продавая своё снаряжение.

Игра создана максимально сатирично. Буквально всё в ней высмеивает D&D, а девиз игры: «Мочи монстров, хапай сокровища, подставляй друзей!» Система правил позволяет бустить монстров, подкидывать новых и воровать шмотки.

Упаковка игры Манчкин, локализованная на русский язык
Упаковка игры Манчкин, локализованная на русский язык

Надо признать, что сейчас игра, скорее, поставлена на конвейер и автор всеми силами пытается выжать деньги, выпуская игру в разных вселенных и сеттингах, но в этом же есть и главная шутка. Стив Джексон истинный манчкин и просто старается залутать все деньги мира.

В 2001 году игра была удостоена американской премии Origins Awards в номинации «Лучшая карточная игра».

66
7 комментариев

Манчкин одна из моих любимых настолок

1

Перед или после Монополии?

2

поиграл в зомби манчкина нихуя не понял в чём смысл и дропнул

У нас в клубе ввели правило запрета трёх М : Мафия Монополия Манчкин. И как счастливый обладатель всех допов и парочки видов мне некуда принести свою пятикилограмовую коробку карточек.

однако причина, по которой так стали называть игрока-читтера, затеряна в историиНе терялась, вроде. Страдали этим в первую очередь дети, которые хотели всё, сразу и побольше. А их, в свою очередь, называли манчкинами за то, что напоминали соответствующую расу из книги: мелкие, смешные и порой надоедливые.