Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

Достаю из бэклога культурные отсылки, религиозные дилеммы и мнение бывшего священника об одной из самых необычных игр этого года.

INDIKA привлекла мое внимание еще несколько лет назад. Вроде на одном из подкастов Ice-Pick Lodge о ней упомянули, как о необычном проекте. Но источник не так важен. Игра сходу приковала внимание своим визуальным сюрреализмом. Изо рта монашки выбегает человек под электронную музыку? Такой проект я не мог пропустить. И желание поиграть лишь усилилось после демоверсии.

Но мне, как всегда, был интересен культурный бэкграунд. И вот если визуальные образы и сюжетные ходы, я могу проанализировать самостоятельно, то о вопросах веры и религиозных моментах я хотел проконсультироваться со знающим человеком. Поэтому блог разделён на две части:

  • Культурный код, в котором расскажу о вещах, которые могли быть первоисточниками игровых образов.
  • Разговор с бывшим священником, в котором я задал вопросы о религии и вере, пояснение к которым я хотел услышать после прохождения игры.

Всем приятного чтения!

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

Культурный код

Дизайн

Дизайн локаций и персонажей — один из основных рассказчиков игры. Многие помещения в ней содержат законченные истории, контекст которых спрятан в окружении. Но меня привлекает даже не восхитительная степень проработки, а выдающийся визуальный стиль INDIKA. О многих вещах, касающихся дизайна игры: почему животные такие большие и как устроено окружение рассказал Дмитрий Бурдуков в замечательном видео. Я же хочу сконцентрироваться на образах, которые могли лечь в основу дизайна и посмотреть, придуманы ли образы церквей из головы, при чем тут «царь» и какие святыни наполняют игру. Давайте разбираться.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

Стоит начать с того, что перед нами альтернативная Российская Империя 19 века. А что это значит? Что машины и механизмы полным ходом проникают в повседневную человеческую жизнь. И то, что прогресс неизбежно сталкивается с религией. Эту идею вполне можно отследить в окружении игры. Декорации — либо гротескные храмы, либо монструозные правовые механизмы. И тут логичнее было бы описать игру, как «стимпанк в славянском сеттинге», все-таки большинство механизмов работает именно на пару. Но Odd Mater придумали собственное название — «Царь-панк».

Приписка «царь» прочно ассоциируется с двумя достопримечательностями Московского Кремля — Царь-колокол и Царь-пушка. Памятники русского колоколитейного и оружейного искусства получили свое название из-за своих впечатляющих габаритов. И колокол и пушка являются самыми большими представителями своих видов на планете. Что иронично, в результате производственных ошибок оба не функционируют.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

В INDIKA гигантизм не спонтанное дизайнерское решение, а выверенный прием с законченным посылом. Огромный скот, банки с икрой размером с колодец, исполинские церкви-крепости и конечно колокола — можно подумать, что именно из-за общих размеров сеттинг получил приписку «царь». Но я нахожу тут некий парадокс. Согласно объяснению геймдиректора Дмитрия Светлова — предметы сделаны огромными, чтобы показать их значимость в жизни обычных людей. Важен рыбный промысел? — держи окуня размером с кита и так далее. Соответственно, чем необходимее и значимее объект в жизни обычного сословия, тем больше он «царский»? Но это так, мысли в текст. Мне же маленьковость главной героини на фоне циклопических творений напомнила франшизу Little Nightmares.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

Давайте посмотрим на храмы и церкви. Есть ли среди них реально существующие постройки? И да и нет. Правда кроется в нюансах. Вот например, собор из самого начала игры. В нем можно увидеть элементы Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Можайске и Успенского собора Московского Кремля. А звонница напоминает отреставрированную часть Богородичного Успенского мужского монастыря.

Похожи они друг на друга из-за того, что в них прослеживаются признаки древнерусского крестово-купольного храма. И если говорить о Успенском соборе, то его внешний вид послужил образцом городских и монастырских кафедральных соборов: высокий белокаменный свод, узкие щелевидные окна, а также внутренней убранство со столпами круглой и кресчатой формы. Так что можно предположить, что его дизайн стал вдохновителем и для построек в игре.

Помимо белокаменных церквей, в INDIKA можно встретить и примеры деревянного зодчества. Они также представляют из себя собирательный образ и найти что-то однозначное в них не получится

Куда интереснее дела обстоят с убранством церквей. Опять же можно сказать, что они эклектичны и состоят из компиляции разных образов, но среди них более четко угадываются первоисточники. Так, например, иконостас собора Иоанна Домаскина, в который держит путь Индика, отчетливо напоминает мне иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Увидев его хоть раз, вы вряд ли не узнаете его в будущем.

Но есть в игре и вполне точные изображения святынь. Параскева Пятница (придержите это имя в голове) встречается нам несколько раз за игру: в образе статуэтки и в виде иконы. Образ для православия необычный. Ведь это персонификация пятницы как дня недели, в которую были перенесены некоторые признаки и функции главного женского персонажа славянской мифологии — Мокоши. Но такая трактовка, естественно порицается.

У русских святая считалась также целительницей человеческих недугов, в особенности дьявольского наваждения, что актуально для главной героини игры. И в то время, как на иконах она изображалась как аскетичного вида женщина в красном платке (мафории), народное воображение наделяло её дьявольскими чертами: высоким ростом, распущенными длинными волосами, длинными грудями и так далее. И хотя Индика под такое описание не попадает, столкновение духовного и дьявольского для игры как никак актуально.

В INDIKA присутствуют и другие реальные иконы. Но рассказать о них что-то интересное не получится. Да у каждой из них есть своя история. Например, эту икону мне удалось найти исключительно на каком-то сайте аукционе, как и мощевик. Но как-то связать их с событиями игры у меня не вышло. Так что лучше давайте поговорим о нарративе.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

Нарратив

Сами разработчики заявляли, что сюжет их произведения навеян творчеством Достоевского и Булгакова. И действительно в INDIKA можно найти что-то общее от двух писателей.От Булгакова в игру явно пришли ирония и сатира. Его произведения часто содержат остроумные и ироничные замечания, которые позволяют ему высмеивать недостатки общества и политические реалии своего времени. Он умел сочетать юмор с глубокой критикой, создавая уникальный стиль, который отличал его от других писателей.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

Михаил Афанасьевич часто использовал фантастические элементы в своих произведениях. Он создал мир, в котором реальность и фантазия переплетены, а границы между ними размыты.

И хоть INDIKA не углубляется в критику политики, в ней с избытком присутствует как высмеивание человеческих пороков, так и юмор. Когда я во время демки услышал историю про зэка, который картины говном рисует — ржал как не в себя.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

С другой стороны, игра наполнена психологизмом и всепоглощающей хтонью (спасибо заснеженным российским просторам). В этом моменте она очень резонирует с творчеством Михаила Федоровича Достоевского. Ведь психологизм — важнейшая особенность его произведений. А еще он определил свой творческий метод как фантастический реализм, так как, по его мнению, нет ничего более фантастического, чем душа человека, переживающая конфликт с внешним миром.

Зачастую герои произведений Достоевского — маргиналы, спившиеся люди, оказавшиеся на самом низу социального лифта. А кого изображает INDIKA? — Пьяниц, продажных врачей, насильников и неприятных монахинь.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

Но как заметил Александр Бурсов в своем обзоре: у игры гораздо большего с прозой Владимира Сорокина. Сорокин — весьма концептуальный и сатирический автор, который раз за разом изображает мир ретро-будущего, наполненный болью гротескного ужаса.

Больше всего с INDIKA резонирует повесть «Метель». Герои обоих произведений находятся в длительном путешествии через заснеженные пустоши альтернативной России. Оба произведения смешивают будущее и прошлое: в игре — паровые механизмы, а в книге — в избах может стоять голографическое радио с тремя обязательными каналами. Россию Сорокина также населяют животные ненормальных размеров: есть лошадки маленькие, величиной с куропатку, а есть и огромные — с трехэтажный дом. Все из-за генной модернизации. Эти инновации сочетаются с нарочитой архаикой: ямщиками, санями, лучиной, купцами и так далее. Вот только о религии в «Метели» практически ни слова.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

А если рассуждать напрямую о сюжетных тропах и главном конфликте, то окажется, что все это где-то уже было. Но какова вероятность, что вы смотрели\читали все эти книги и фильмы? Ну, достаточно низкая. Так что сюжет игры работает и он хороший. Не подумайте, что я его ругаю.

Просто монаха, одержимого бесом во времена Имперской России можно увидеть в отечественном фильме «Монах и бес». По началу даже можно словить вайбы схожие с игрой: монастырь, одержимый, сюрреалистические чудеса и сюжет, который похож на мрачную сказку. Но потом фильм уходит вообще в другую стезю.

И опять аномально большие рыбы (хоть и не такие исполинские). Монах и бес, 2016
И опять аномально большие рыбы (хоть и не такие исполинские). Монах и бес, 2016

История о монашке, которую против воли отдали в монастырь, и вынужденная бороться за свою свободу — троп достаточно избитый и не раз обыгранный в кинематографе. Можно вспомнить «Монахиню», в котором главная героиня оказывается истинной христианкой, но отказывается слепо служить религиозным канонам и тем более прислуживать отдельным представителям церковной иерархии. Ну или одноименный ремейк 2013 года, в котором продвигаются похожие идеи.

У Индики есть травма, связанная с первой любовью и смертью возлюбленного, на которую потом накладывается еще и изнасилование. Похожую сюжетную канву с монашкой, которая сошла с ума можно увидеть в «Виридиане».

Если хочется похожего визуального опыта, чтобы везде был упадок, грязь, нищета, но еще все-таки были религиозные мотивы, то гляньте «Туринскую лошадь» или «Сатанинское танго» от Бела Тарра. Сеттинг там немного отличается, но вайбы уныния исключительны.

И не в коем случае не стоит забывать об «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского — о пике душевных переживаний и испытания веры в отечественном да и в мировом кинематографе.

Андрей Рублев, 1966 
Андрей Рублев, 1966 

Мне же каждая секция с Ильей — каторжником, с которым путешествует Индика, напоминала фильм «Купе номер 6». В фильме студентка также путешествовала по зимней России в компании с грубым шахтером Лехой, в исполнении Юры Борисова, который лишь на первый взгляд кажется маргиналом.

Но давайте переходить к самой интересной части блога.

Разговор со священником

С самого анонса INDIKA мне было интересно, как на игру отреагируют люди, связанные с религией. Например, священник. Шокировала ли она его отдельными моментами или оставила равнодушным? Все-таки у нас проект, затрагивающий важную тему религии. Да и образ монашки, общающейся с Бесом, мог вызвать у набожного человека вопросы.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

При прохождении у меня лишь накопились вопросы, которые я хотел бы задать знающему человеку. И вот не без хороших людей мне удалось выйти на Сергея Бойко — бывшего священнослужителя. Сергей служил священником в храме святой Великомученицы Параскевы, села Малиновка, Аркадакского района, Саратовской области с 2008 по 2016 гг. Он согласился ответить на интересующие меня вопросы и дать трактовки неоднозначным моментам игры. За что ему большое спасибо! Ниже — транскрибация нашего разговора.

🗨 Я: Есть ли у священнослужителей какое-то особенное отношение к играм? Могут ли они в отрыве от службы выбрать такой вид досуга? И если да, то есть ли какие-нибудь ограничения?

🗨 Сергей: Да, священники играют в разные игры: как в активные спортивные, так и в компьютерные. Ограничения выставляются исключительно совестью самого играющего. Естественно, ограничения все в рамках заповедей должны быть. Но мы все люди грешные, и священники точно такие же люди и не с небес спускаются, так что никто этот процесс контролировать не может.

Я очень-очень редко играю в компьютерные игры, практически не играю. Можно сказать, что за последние лет десять я не прошел ни одной игры и даже не включал ни одну. Будучи священником, я прошел две части Dead Space. Но это была единственная игра, которую я от начала до конца прошел. Она прям очень сильно меня затянула своим страхом, драматизмом. Но после нее я больше ни одной игры не проходил. Всегда считал, что играть в компьютерные игры — это как-то время впустую тратится. И учитывая свою часть азартную, я очень сильно увлекаюсь тем, что мне нравится, и могу действительно много времени тратить, например, на компьютерные игры. И я для себя определил, что в компьютерные игры я не играю.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

🗨 Я: Основной стиль INDIKA — это гротеск. Храмы в игре искажены: одни из них ненормально большие и больше походившие на неприступные крепости, вторые неестественной формы. Но при этом ко внутреннему убранству и религиозным моментам разработчики подходят крайне достоверно и с уважением: один из соборов с массивным иконостасом напоминает Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. Индика с пиететом зажигает свечи в красном уголке и на могилках. В ее действиях прослеживается любовь к Богу. В моменты, когда ее мысли терзает Бес, она молится, чтобы заглушить его внимание. Но одновременно с этим мы можем найти самовар со святой вечерю, что является пошлостью.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

Насколько проект с таким содержанием является оскорбительным для верующего человека? И можно ли ему в такое играть?

🗨 Сергей: Относительно того, что может оскорбить чувства верующих: на самом деле это может быть все что угодно. И так как нет четких правил относительно того, что оскорбляет чувства верующих, а что не оскорбляет чувства верующих, оно определяется исключительно жалобами тех людей, так скажем «условно верующих», которых это якобы задело. Вот, например, буквально смотрел новости и там подали в суд на человека, который сделал фотографию свою с друзьями в стиле картины Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». И сейчас его обвиняют в том, что это фото оскорбляет чувства верующих, и, в общем, он привлекается по данной статье.

Мое мнение: ничего оскорбительного здесь нету. Мы же имеем художественную литературу, фильмы с изображениями церковных утварей, храмов, архитектуры и так далее. И не всегда это бывают прям какие-то очень положительные моменты. Но это все имеется в кинематографе и так далее. Поэтому тут исключительно только сами люди, которые будут писать жалобы или не будут писать жалобы. Я не знаю, какие-нибудь подковерные или конкуренты могут написать жалобу, что это якобы кого-то оскорбляет. Это вот мои такие мысли относительно оскорбления.

🗨 Я: Главный артефакт игры — загадочный кудец, который может исполнить любое желание. Что конкретно это такое — игра не говорит. Похоже на сосуд, в котором могли бы храниться мощи святого, но это не он. Главное, что хранится кудец в церкви. Два главных героя очень надеются на то, что кудец исполнит их желание: Индика избавится от Беса в голове, а у Ильи прирастет рука.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

Могла бы церковь признать существование такого артефакта наравне с чудотворными иконами, мощами святых и другими артефактами?

🗨 Сергей: Да, действительно, церковь признает святынями совершенно разнообразные вещи. Вплоть до того, что мотыжка, которой работал Серафим Саровский, она тоже в числе других артефактов лежит, например, там, по-моему, в Серафимо-Дивеевском монастыре, котелок, которым он готовил, сухари сушил. И до сих пор в этом котелке сухари сушат, раздают их верующим, как некую святыню. И поэтому на самом деле церковь признает совершенно разные вещи, которые так или иначе связаны с какой-то святыней. Например, или святой человек употреблял в быту эти вещи, или пользовался ими каким-либо способом, либо там действительно когда-то лежали святыни, мощи, еще что-то, еще что-то. Церковь может такое делать, это нормальная, обыкновенная практика.

🗨 Я: На одной из служб Индика задумалась и нечаянно обронила кандило, за что была наказана. Если во время реальной службы произошли бы такое, несли бы священнослужители за это наказание или игра в данном случае сгущает краски?

🗨 Сергей: И когда за то, что подсвечник кто-то качнул, никто наказание не несет, если не было каких-то глобальных повреждений: там, может быть, подсвечник упал, там повредил икону, возле которой стоял этот подсвечник; или там случился пожар, или еще что-то да как бы, а глобально и в этом нет ничего страшного. Такое происходит постоянно, когда прихожане задевают подсвечники, и они там качаются ну, может, масло разольется из лампадки или свечка упадет. Вообще это ненаказуемо. А кадилом называют предмет богослужения, который священники, священнослужители носят на цепочке, и размахивая им, разносится дым ароматный по храму. Это называется кадило. Бывают еще стационарные кадила, они ставятся по храму, и там, как правило, это возле святых плащаницы или иконы, или мощей. И туда уголь кладется, на уголь кладется ладан, и тоже разносится дым, но его не носят. Но даже если такую вещь обронить, то тоже никакого наказания для священнослужителей или для того, кто обронил, не предусмотрено. Если это речь о монастыре, в монастыре может быть свой устав, и у них, если за это отдельно не прописано какое-то наказание, там, устное либо письменное, то, соответственно, ничего за это не будет.

🗨 Я: Илья — этапник, бежавший с поезда, говорит о том, что в чашке ему привиделся Бог. Совпадение или нет, но его гниющая рука в тот момент перестала отмирать. Можно ли это счесть за чудо господне или так не принято?

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

🗨 Сергей: Относительно вопроса про чудо исцеления через чашку. Эта отсылка идет к событию в Евангелии, описанному, когда исцеление происходило (не помню, в каком городе израильском) спускался ангел в воду. И когда при этом случалась рябь на воде, любой человек, одержимый какой-либо болезнью, кто первый спускался в эту воду, тот получал исцеление. И это происходило несколько раз в год, и поэтому вокруг этого водоема очень-очень много больных, сухих, хромых людей лежало. И Христос однажды подошел к этому водоему, увидел давно лежащего человека, который лежал возле этого водоема и никак не мог подойти, потому что он был парализованным. И Христос ему сказал: «сколько лет ты здесь лежишь», он сказал: «столько-то лет», «а чего же ты не подойдешь, не опустишься в воду?», «я не нашел человека, который бы помог мне опуститься первым в эту воду». И Христос ему тогда сказал: «встань и ходи, возьми постель свою и иди.» И это исцеление говорит о том, что иногда в нашей жизни очень много вокруг нас людей, но очень мало человека, так скажем, «человека» или человечности в этих людях. Или, скажем, очень мало «человека» в этих людях, в этой толпе, который мог бы сделать доброе дело. И вот в этом событии тоже у тебя описывается, что через человека пришло Илье исцеление, ему там кто-то доброе слово — чего-то сделал, сказал, поддержал, И он в этой чаше увидел рябь воды, выпил воду и исцелился. В целом, я думаю, что такое исцеление возможно через веру.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

На самом деле, интерпретировать человек может как угодно. На что заточен его взор, то и он и увидит. Если он хочет видеть исцеление и божественное присутствие в событии, то человек все под это и подстроит: его мозг, эмоции, ощущения. Поэтому это, опять же, на совести человека созерцающего. То есть: кто что видит. Человек, верующий в этом событии может увидеть провидение Божие, что Господь именно так обратился к этому каторжнику. А другой человек, который меньше склонен к такой интерпретации, он будет говорить, ну это просто совпадение, пришло время вылечиться и все. А дрожь в кружке с водой, это просто либо мелкое землетрясение, если кружка стояла на столе, либо там, я не знаю, это в руке у него тремор от похмелья, вот и пошла рябь и никакого Бога по сути там может и не быть.

Скриншот shkegulka
Скриншот shkegulka

🗨 Я: Под занавес игры Илью сдаёт священник, нарушая тайну исповеди. Насколько реальна подобная ситуация в жизни, и будет ли подобное порицаться другими духовниками?

🗨 Сергей: по поводу тайны исповеди, которую держит священник: она действительно непреложная и должна всегда соблюдаться священниками. И она порицается, действительно порицается другими священниками, если духовник нарушает её. Во времена, значит, Российской Империи было прописано правило для священников о том, что священник может нарушить тайну исповеди, если ему исповедуется преступник в намерении совершить убийство против императора и царской семьи. Это, по-моему, единственное такое предписание было в царские времена. Сейчас же есть, насколько я помню, настольная книга руководства священнослужителя, там есть указание о том, что священник может рассказать некую тайну, если в исповеди действительно какое-то событие, которое несет большой урон, вред или еще что-то, без указания имени. Что-то такое вот, знаешь, но я, по-моему, уже не помню точно, есть сейчас это предписание или нет. В целом, священники могут общаться между собой об исповеди другого человека, но не называя имен и исключительно в том контексте, что если нужно получить какую-то там консультацию, помощь относительно того или иного исповедованного какого-то греха. Как помочь человеку, например, как правильно воспринять ту или иную исповедь. То есть в таком контексте возможно общение между священниками относительно исповедей, но опять же без конкретики, без имен, без чего-либо, потому что, как правило, все друг друга знают.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

🗨 Я: В игре есть система кармы: когда мы молимся или находим реликвии святых, уровень нашей веры увеличивается. А когда героиня говорит с бесом — уменьшается. Есть ли у веры «счетчик кармы» или количество добрых и злых поступков в ней неизмеримы?

🗨Сергей: Балльной системы в вопросах веры, согласно христианской догматике, не существуют. Яркий пример — разбойник на кресте. Он всю жизнь разбойничал, убивал, грабил. Разбойник на кресте — это человек, который был повешен рядом с Иисусом Христом. Согласно евангельской истории, что на горе Голгофе был распят Иисус Христос и по правую, по левую сторону висели два разбойника. И один прославил Спасителя и покаялся, и сказал: «Господи, когда будешь в царстве своем, вспомни про меня». А другой наоборот говорил: «что такое говоришь, если он бог, пусть сойдет с креста и нас спасет вместе с собой». И Христос простил тому человеку, который покаялся, постился, просил все согрешения. И этот покаявшийся разбойник сейчас причислен к лику святых, и он считается первым человеком, который вошел в Рай. То есть первый человек, вошедший в рай — это разбойник, который убивал и насильничал. Вот поэтому балльной системы не существует в церкви.

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

Больше значение имеет последние мгновение жизни, так скажем, в каком ты намерении, состоянии подходишь к своему концу. А так как никто не знает своего конца, поэтому очень важно всегда сохранять чистоту мыслей дел и слова. И есть такое выражение: помни час последний и вовек не согрешишь [Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.].

🗨 Я: В кульминационном диалоге Бес говорит: «И Бог и бес — это ты». И что Бес уйдет из головы, как только она перестанет этого хотеть. После в концовке мы видим, что сначала в зеркале отражается Бес, а затем Индика. Как вы бы трактовали подобную концовку? Индика победила или Бес полностью ей овладел?

Что об INDIKA думает бывший священник? | Культурный код игры

🗨 Cергей: Индика победила или бес полностью ею овладел? Я думаю, она подошла только к черте, о том, где она начнет понимать истину в том, что действительно правда, ложь, справедливость, несправедливость, честность и бесчестье — это все только наши мысли, интерпретации. Истина где-то находится в том месте, где мы не имеем отвращения к неприятным вещам, не имеем влечения к приятным вещам, потому что природа и приятных и неприятных это одна — появиться, чтобы исчезнуть. Буддизм так учит, что у человека стремление избавиться от страданий. Но страдать человек будет до тех пор, пока он стремится избавиться от страданий. То есть это как раз отвращение к неприятным вещам. Но при этом и влечение к приятным вещам тоже человека погружает в пучину этих страданий, и он не будет иметь покоя. А покой находится где-то посередине между влечением и отвращением, когда наступает момент созерцания безоценочного и в покое, так скажем. И именно это состояние дает уравновешенность, и в целом человек принимает все, что в жизни происходит, как события, которые есть здесь сейчас. И при этом не имеет вот этих влечений и отвращений. Соответственно, не имеет страданий. Ну, как-то так. Интерпретировать? Ну, именно так вот я бы это интерпретировал. Что она подошла к некой истине, которая идет дальше. Ну, как-то так.

В очередной раз скажу, что я рад, что выходят такие игры как INDIKA, которые заставляют меня думать и интересоваться. Если у вас есть подобные проекты, то можете рекомендовать их в комментариях, а то у меня небольшой игровой кризис :)

На этом сей блог подошел к концу. Надеюсь, вы подчерпнули для себя интересных фактов, а разговор со священником был увлекательным не только для меня.

4141
33
33
22
23 комментария

Унылый игросодержащий продукт с примитивным геймплеем, скучным сюжетом и псевдоинтеллектуальными диалогами в исполнении бездарных актеров (Шифрин еще в Аншлаге был самым мерзко-переигрывающим среди остальных клоунов). И это игросодержащее безуспешно попытались выдать как нечто претенциозно-интеллектуальное под благоприятную инфопесточку для любителей искать скрытые смыслы синих занавесок.
Узбагойтесь уже, никакие инфовбросы продажи этой субстанции не взбодрят.

7
6
1
1

Что об INDIKA думает священникразговор с бывшим священником

12

который к тому же в игру не играл

6

Целых восемь лет стажа!

1

справедливо

1

И опять аномально большие рыбы (хоть и не такие исполинские). Монах и бес, 2016

Это сом. Они такие бывают частенько. Ничего аномального :)

7

Такой если проглотит, то че делать?

1