Всеобщая история пиратства в кино. Часть 3. 1980–2025
1980-е: стагнация и кризис
Основная масса картин 80-х безуспешно продолжала эксплуатировать классические нарративные структуры, другие отдельные ленты искали себя в нишевых жанрах, что по определению не предполагает хороших кассовых сборов и популярности у зрителей.
Поэтому не удивляйтесь, что довольно часто мы будем обсуждать довольно-таки странные, малоизвестные, а также весьма неудачные фильмы и сериалы. Но какова эпоха, такое у неё и кино.
***
Начать я хочу с весьма неопрятной ленты, в которую неожиданным образом попал Майкл Кейн, правда, ещё молодой, в самом что ни на есть соку. Название у фильма простое — «Остров» («The Island», 1980), — а повествует он о репортёре, который пытается вместе с сыном раскрыть тайну исчезновения кораблей в Бермудском треугольнике. Попав туда, они встретили банду одичалых пиратов, которые захватили их в плен. Бандиты явно не в курсе, что на дворе XX век, ещё их предки изолировались на островах и жили замкнутой общиной, что даже отдельно подчёркивается, ведь в фильме фигурирует проблема близкородственных связей.
Критики и зрители фильм не поняли — для чего и для кого это было снято? «Остров» действительно плох, ведь заметен маленький бюджет, проблемы с кастом, а Майкл Кейн всем своим видом показывает, что вляпался в навозную кучу, подписавшись на проект. Я упоминаю сие творение только по причине того, что подобного в последующие годы будет выходить если не много, то достаточно, так что с вашего позволения постараюсь не возвращаться к откровенному трэшу и обозначу тенденцию на этом примере.
В 1983 вышел фильм под названием «Пираты Пензенса» («The Pirates of Penzance») — музыкальная комедия, которая выглядит очень театрально, что не должно удивлять, ведь сюжет основан на комедийной оперной постановке 1879 года. Фильм своим задором и непринуждённостью отдаёт дань уважения классическому пиратскому кино, однако такой заход совершенно не окупился. Справедливо отметить, что наложилось ещё много факторов. Так, в этот же прокатный период фильм соперничал с хитами вроде «Рокки 3» и «Супермен 3». Более того, дельцы Universal, отвечавшие за дистрибуцию, пошли на смелый для того времени шаг — они выпустили фильм одновременно и в кинотеатрах, и на телевидении. Забавно, но к такому же ходу прибегнут во время эпидемии Ковида, а мы помним, сколько было возмущений по этому поводу среди некоторых режиссёров. Что уж говорить про 80-е, когда кинопрокат был единственным достойным «хлебом с маслом» для создателей фильмов. Сам фильм добил себя старомодностью — стилем он близок чуть-ли не 50-м годам, но никак не середине 80-х, хотя критики и оценили его относительно высоко.
В том же году пираты решили перекочевать с Испанского Мэна в космические просторы. Фильм «Космические охотники» («Space Raiders») явно вдохновлён «Звёздными войнами», хотя уступает им практически во всём. Перед нами не более, чем детский приключенческий фильмец с ужаснейшими спецэффектами. А если вспомнить «Космическую Одиссею», то... хотя лучше и не пытаться сравнивать. Сюжет такой же незамысловатый — нам рассказывают историю мальчика, который попадает в плен к космическим пиратам (кто бы мог подумать) и из этого на киноленту накручивается нарративная линия со всеми возможными клише и условностями.
Очень похожий, но ещё более странный и глупый фильм под названием «Ледяные пираты» («The Ice Pirates») вышел в 1984. Здесь снова решили скопипастить «Звёздные войны», получилось снова плохо. Между тем, иногда кажется, что фильм сознательно задуман в качестве ироничной сатиры на известную космооперу. Поэтому, если не знаете, на что тратить время, или вы хотите подурачиться, то можете обратить внимание на это приключенческое кино.
Для кого-то может оказаться новостью, но пираты фигурировали и у великого Хаяо Миядзаки. Анимационный фильм «Небесный замок Лапута» («天空の城ラピュタ») 1986 года был первым вышедшим из под крыла студии Гибли, а основан он частично на произведениях о Гулливере Джонатана Свифта. Мы уже успели посмотреть на разных пиратов — и морских, и космических, и старых, и современных, однако Миядзаки вводит ещё один типаж — воздушные пираты. В этом фильме, как обычно бывает у японского мэтра, фантастическое, точнее фэнтезийное, сливается с технологичностью стимпанка. Безусловный шедевр, его точно стоит посмотреть.
Бывают временные вещи, но что точно будет всегда — это возвращение к «Острову сокровищ». В 1986 году свет увидела свежая интерпретация, не побоюсь этого слова, великого романа. А как ещё назвать произведение, которое настолько часто цитируется и переосмысляется? Труд Стивенсона в известном смысле стал «Библией пиратской мифологии».
Но на этот раз перед нами не обычная экранизация. Во-первых — это сериал, а во-вторых — называется он «Возвращение на Остров сокровищ» («Return to Treasure Island»), что тут же нас должно отослать к фильмам 1954 года, о которых мы уже писали, точнее, к фильму «Возвращение Долговязого Джона Сильвера на Остров сокровищ», ведь сюжет нового сериала во многом следует схожей фабуле — события начинаются через 10 лет после оригинальной истории, Джон Сильвер не оставляет своих замыслов и решает вернуться на остров с целью добыть оставшееся золото. Но для этого ему придётся забрать карту, которая находится у Джима и его товарищей...
Ещё один фильм 1986 года, который нельзя обойти стороной, называется весьма просто — «Пираты» («Pirates»), а снял его не кто иной, как Роман Полански. Знаменитый режиссёр задумал вернуться в «Золотой век» и снял классический фильм о пиратах, который в меру комедийный, в меру приключенческий, в меру романтичный. Собралась фактурная группа актёров, съёмка тоже может порадовать ценителей. Фильм даже выдвинули на Оскар в номинации «лучший дизайн костюмов», но победить в ней не удалось.
В 1988 году появился фильм с необычной судьбой. Режиссёр Монте Хеллман привёз на Венецианский кинофестиваль «Игуану» («Iguana»). За эту картину он получил специальный приз кинокритиков «Bastone Bianco Award». Вроде бы это должно было помочь фильму начать качественную прокатную жизнь, но всё сложилось иначе. Продюсер настоял на сокращении фильма — некоторые важные моменты были вырезаны, из-за чего фильм потерял в содержательности и структуре. В любом случае, ни одна из версий до проката так и не добралась. По факту фильм стал достоянием публики только в 2001 году в формате VHS. А полная версия без обрезов и вовсе увидела свет только в 2014 в формате Blu-ray.
Если говорить о рецепции фильма, то всё достаточно приятно — фильм похвалили некоторые критики, а в 2022 году его включил в свой список величайших фильмов всех времён кинокритик Ник Ньюман в опросе для журнала Sight & Sound. В итоговый топ фильм, правда, не попал. Моё же мнение отличается — выглядит фильм очень странным со всех точек зрения, даже порой отталкивает. Всё-таки, это артхаус в чистом виде.
Фильм повествует о парне с обезображенным лицом, из-за чего он и получил прозвище «Игуана». Служит он на корабле гарпунёром, но его постоянно наказывают и в конце концов уродец сбегает на остров, где начинает жизнь местного «королька» — он берёт в рабство нескольких моряков, а также наложницу, которую периодически насилует. Всё сводится в конце концов к интересной, но отвратительной развязке.
Ну и конечно нельзя не сказать пару слов о советском анимационном сериале «Остров сокровищ» 1988 года. Я не буду писать о тех технических трюках, что использовали создатели данного произведения, но хочу порассуждать о феномене, что оно породило. Год-два назад сериал стал вдруг популярным интернет-мемом — всё закрутилось вокруг доктора Ливси и его эксцентричного образа. После этого общественность вдруг резко вспомнила картину и дала ей культовый статус и т.д. и т.п.
Но всё же в момент выхода сериал остался не особо замеченным, за рубежом так подавно, хотя была попытка выпустить его в США, и для этого многое изменили — убрали вставки с живыми сценами, песни перевели, сделали дубляж. Но это скорее исключение. В общем же «Остров сокровищ» не стал сенсацией. Слава пришла к нему спустя много лет. Вероятно, это справедливо, но на мой взгляд мультик получился просто хорошим, но не таким уж выдающимся. Здесь сыграл тот случай, когда мемность породила фанатскую любовь и чересчур завышенный позитивный ажиотаж.
1990-е: клиническая смерть
90-е оказались тёмной эпохой не только для СНГ, но и для фильмов о пиратах. В этот период можно выделить две основные категории выходивших лент — нишевые проекты в жанре подросткового или артхаусного кино и сокрушительные кассовые провалы.
***
Характерным примером детского приключенческого фильма в пиратском сеттинге стал «Потерпевшие кораблекрушение» («Shipwrecked») 1990 года. Нам рассказывают историю мальчика, живущего в середине XIX века. Для того чтобы помочь отцу-инвалиду выплатить большой долг, он поступает на морскую службу юнгой. Однажды на его корабль под прикрытием попадает пират, с которым по всем канонам мальчику предстоит сразиться, прямо или косвенно. Конфликт же между ними строится на спрятанных сокровищах, что также не должно нас удивлять. В общем, это типичный подростковый фильм с великим множеством клише и мифов, преследующих пиратскую тематику много лет.
Если вам было мало, то в 1990 году выпустили ещё одну (Да сколько можно уже?!) экранизацию «Острова сокровищ». Чем может вас удивить новый фильм? Ну, например, актёром, который сыграл роль Джима Хокинса — это не кто иной как наш любимый и неподражаемый Кристиан Бейл. Да, в самом начале своей карьеры будущий Бэтмен и Американский психопат пробовал себя в довольно нишевых телевизионных проектах вроде обозначенного. Чего-то большего о фильме сказать нельзя — здесь нет ни технических, ни сюжетных, ни прочих концептуальных новшеств. Единственное, что может быть интересно — оценить актёрскую игру юного Бейла.
В 1991 году вышел ещё один фильм, предназначенный для «лиц младше 16 лет». «Капитан Крюк» («Hook») стал вольным продолжением классической истории о Питере Пене в современном мире, где Питер (сыгранный Робином Уильямсом) вырос и забыл своё волшебное прошлое. Но Нетландия так просто не отпускает новоиспечённого скучного клерка и по совместительству плохого отца. А Капитан Крюк спустя много лет даёт о себе знать — похищает детей Пэна, чтобы заманить его в ловушку и сразиться вновь.
Вообще, фильм очень интересно пытается осмыслить темы взросления, потерянного детства, веры в волшебство. С другой стороны, также изменили и историю капитана Крюка, что из архетипического злодея превратился в неоднозначного персонажа, который вдруг осознал, что постарел. Он хочет уйти со сцены, хочет закончить свою бессмысленную борьбу с местными ошалелыми детишками, поэтому пытается перевоспитать сына Питера Пэна и отдать ему своё наследие в руки и уйти на покой...
Экранизаций истории Питера Пэна вышло довольно много, о некоторых я написал в предыдущих частях, но больше возвращаться к этому не буду, поскольку нам этот персонаж не так уж и близок. Тем более, недавно на ДТФе уже вышел отличный лонг от Ивана Якшина, советую ознакомиться с ним, если вам вдруг стало интересно узнать больше о киноистории мальчика в зелёной шапочке.
С 1991 по 1993 год на телевидении выходил любопытный анимационный сериал «Пираты Тёмной воды» («The Pirates of Dark Water»). Сюжет повествует нам о принце Рене, что живёт в фантастическом королевстве и ищет сокровища, которые помогли бы ему спасти родину от мистической тёмной воды, заполняющей пространство мира. Противостоит ему пират по имени Блот, ибо он сам не прочь захватить сокровища и управлять тёмной водой.
И технически, и содержательно мультсериал достоен внимания. Хотя, как и многие предыдущие проекты, он обращается к детской аудитории, его с выгодной стороны отличает стилистическая уместность — рисованная анимация часто лучше подходит для детских сюжетов, нежели игровое кино с ряжеными взрослыми. Это не абсолютное правило, но в случае с пиратами нередко работает. Таким образом, я вам намекаю, что данный сериал несколько лучше многих описанных раннее, хотя, конечно, и он страдает своими проблемами.
1995 год стал кульминацией. С выходом многострадального «Острова головорезов» («Cutthroat Island») эпоха классического пиратского кино закончилась навсегда. Почему так случилось? Дело в том, что указанный фильм задумывался как хит, как фильм о пиратах «нового поколения», что снова возродит интерес зрителя к сеттингу. Однако фильм провалился в прокате с оглушительным треском — при бюджете примерно в 100 миллионов долларов он собрал всего лишь 16 (!!!) миллионов. Я думаю, давать комментарии здесь излишне.
Более того, он получил разгромную критику прессы: ругали за всё подряд, в конце концов многие заключили — фильм безжалостно устарел. В попытке возродить старые элементы пиратского кино, создатели не заметили, что сделали лишь нелепую пародию. В итоге режиссёр ленты даже был номинирован на «Золотую малину», но, справедливости ради, уступил сей «почётный» приз Полу Верховену, режиссёру фильма «Шоугёлз».
Вот так бесславно и закончилась эпоха «swashbuckler-ов», хотя, глядя на фильм сейчас, я бы не назвал его таким уж плохим. Да, он неказистый, но уверенный середняк. Если бы не раздутый бюджет и более осмысленный подход к интерпретации классики, то вытащить пиратов из киномогилы смогли бы уже в 90-е годы.
Между тем, во второй половине 90-х успело выйти несколько примечательных проектов, которые стоит упомянуть. В первую очередь, нельзя не назвать такой же высокобюджетный фильм как и «Остров головорезов» под названием «Водный мир» («Waterworld») 1995 года. Лента о мире постапокалипсиса, где всю земную гладь заняли океаны. Земля и её продукты стали самым ценным ресурсом. Сюжет же строится вокруг поиска мифического места, где земля ещё не ушла под воду, а тайну о его расположении несёт на себе маленькая девочка, за которой охотится местная вариация пиратов на моторных катерах — всё, как мы любим.
Фильм получил прохладный приём критиков и зрителей, по крайней мере, зарубежных. У нас его почему-то оценили довольно высоко. Бюджет в 175 миллионов едва отбился — удалось собрать 264 миллиона — не такой кошмар, как у предыдущего фильма, но и успехом не назовёшь.
Упомяну также японский анимационный сериал 1998 года под названием «Дораэмон: Приключения Нобиты в южных морях» («Doraemon: Nobita's Great Adventure in the South Seas»), который можно считать предтечей «Ван Писа» для малышей. Крайне привлекательное аниме с точки зрения своей незамысловатости и намеренной наивности, поэтому он будет идеален для детей дошкольного или раннего школьного возраста. Для взрослых он, пожалуй, слишком уж наивный.
Напоследок стоит вспомнить серию телевизионных фильмов о капитане Хорнблауэре, которые выходили с 1998 по 2003. В сущности, фильм касается пиратской тематики хоть и непосредственно, но всё-таки изредка, большая же часть внимания уделена похождениям офицера на службе «на законных основаниях». Зрители и критики тепло восприняли проект, можно назвать его одним из немногих по-настоящему удачных в этом десятилетии.
2000-е: возродившийся феникс
XXI век без преувеличения можно назвать эпохой франшиз, коммерческих блокбастеров, кросскультурного развлекательного кино. Продюсеры очень быстро потянули лапы практически ко всему, что имело хоть какой-нибудь потенциал для большой прибыли — супергерои, боевики, фантастика, фэнтези и т.д. Конечно, пираты не обошли стороной сладкий поезд хайпа и внесли свою посильную лепту в развитие обозначенных тенденций.
***
Первый звоночек прозвучал в Японии, ещё в 1999 году свет увидела аниме-адаптация манги «Ван Пис» («One Piece»). Очень быстро сериал стал популярным в Японии, а затем и во всём мире. Наряду с «Наруто» и «Жемчугом Дракона» он составил великий канон сёнэнов, настоящую гордость японской анимации. Сериал продолжается до сих пор, а ещё успело выйти множество полнометражных фильмов. Итого больше ста томов манги и тысячи серий аниме. Мангака предполагает, что завершит своё творение примерно в 2025 году, аниме же по правилам немного опоздает, так что ближайшие несколько лет история Луффи ещё будет радовать поклонников.
Поэтому по мере моего повествования нужно иметь ввиду, что на фоне всегда будет существовать аниме про пиратов и поддерживать определённый уровень популярности данной тематики.
В 2002 году пристрелку начал Дисней, выпустив интерпретацию романа Стивенсона под названием «Планета сокровищ» («Treasure Planet»). Сюжет адаптировали под весьма интересный сеттинг, где старомодные по своему внешнему облику корабли вдруг стали космическими, а место островов и континентов заняли планеты и галактики. Своего рода получилось стимпанковское прочтение всеми любимой истории. Однако фильм ждал провал — при бюджете в 140 миллионов долларов он собрал всего лишь 110.
В то же время отзывы зрителей и критиков оказались в целом положительными. Сошлись на том, что это приятный семейный приключенческий мультик. Похвастаться он может и весьма недурной работой над образами ключевых персонажей — Джима Хокинса и Джона Сильвера. Да и вообще, все персонажи картины вышли весьма удачными и подходящими этому фильму.
Провал «Планеты сокровищ» не остановил Дисней, они почувствовали, что ответ на их главный вопрос — а живы ли пираты для зрителей — окажется положительным. В 2003 году, наконец, свет увидел фильм «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной Жемчужины» («Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl»). Сказать, что это была бомба — ничего не сказать. Фильм очень быстро начал собирать превосходную кассу, в конце концов добравшись до отметки в 650 миллионов долларов.
Зрителям фильм очень понравился, сейчас он имеет культовый статус и титул эталонного приключенческого кино. Объяснять феномен фильма нет смысла, вам и без меня понятно, откуда растут ноги у такого успеха. Имя этого успеха — Джонни Депп. Его образ капитана Джека Воробья уже вошёл в историю, да даже сейчас многие ждут возвращения постаревшего актёра в новом фильме франшизы.
Однако я не могу не обратить вашего внимания на весьма любопытную деталь. Если раскладывать фильм на составные элементы, то окажется, что он не был таким уж новаторским в контексте уже существующего багажа пиратского кино. Вспомните, ведь многое из того, что фигурирует в «Проклятии Чёрной Жемчужины», мы уже видели в кинематографе XX века — романтический сюжет, который включает похищение девушки и её спасение, противостояние харизматичному, но злобному пирату, фехтовальные сцены, морские сражения в близкой перестрелке с дальнейшим абордажем. Даже пиратов-скелетов мы уже частично видели в «Корабле-призраке», разве что проклятое золото практически нигде не встречалось (хотя здесь я могу ошибаться). А концовка просто классическая классика — влюблённые на фоне моря целуются и обнимаются — и будут они жить долго и счастливо...
В итоге первый фильм новой франшизы не был глубоким переосмыслением, а скорее доработкой классики до приличного, современного вида. То есть, авторы проделали ту работу, что должны были проделать авторы «Острова головорезов», а новые технологии этому только способствовали.
Самая главная новинка — капитан Джек Воробей. Хотя и тут нужно заметить, что привлечение харизматичного актёра было обычным делом для пиратского кино. Просто здесь сам Джонни постарался свой образ сделать максимально ярким и уникальным, довести харизму до безумного предела. Честь и хвала ему, ведь в таких вещах и проявляются качества настоящего профессионала.
В том же году вышел ещё один фильм о моряках под названием «Хозяин морей: На краю земли» («Master and Commander: The Far Side of the World»). По моему скромному мнению — это настоящий технический шедевр, который сильно недооценили. Бюджет в 150 миллионов окупился плохо, собрали всего лишь 211, тем не менее фильм оценили в среде критиков и какую-никакую славу он обрёл, его также выдвинули на Оскар в восьми номинациях, где он получил две награды в категориях «лучшая операторская работа» и «лучший звуковой монтаж», а на Золотом Глобусе фильм и вовсе получил приз в номинации «лучшая драма».
В сравнении с лёгким фильмом Диснея «Хозяин морей» нагружен множеством деталей, довольно тяжёлым сюжетом, в котором нет места даже для романтической линии, что меня лично обескураживает (но радует). Поэтому если вы любитель кино для «настоящих мужиков» и почему-то до сих пор не посмотрели данную ленту — бегом исправляйтесь.
Мало кто помнит, но одновременно с «Пиратами Карибского моря» в прокате находился мультфильм «Синдбад: Легенда семи морей» («Sinbad: Legend of the Seven Seas») производства студии DreamWorks. В отличие от «старшего брата» ему не удалось собрать хорошую кассу — при бюджете в 60 миллионов собрали лишь 80, что сродни провалу. Назвать шедевром мульт тоже нельзя — это просто хорошее приключение на вечер с приятной анимацией, но простой и незамысловатой историей. В общем говоря, у фильма нет какой-то изюминки, характера, поэтому я не буду заострять на нём большое внимание.
В 2006 году американцы и британцы выпустили два очень похожих телевизионных сериала о Чёрной Бороде — «Чёрная Борода» («Blackbeard») и «Чёрная Борода: Ужас морей» («Blackbeard: Terror at Sea»). Оба проекта отличаются тем, что пытаются заигрывать с документалистикой. Но если у американцев всё-таки получилось более художественное произведение, то британское BBC акцентировано создавало документальный проект.
Сравнивая эти сериалы, я бы отдал предпочтение BBC, так как у них, как мне кажется, получился наиболее убедительный образ знаменитого пирата, пожалуй, самый лучший из воплощённых на экране. В этом сериале он ощущается по-настоящему поехавшим, жестоким, внушающим страх, но одновременно и уважение главарём пиратов. В американском сериале всё же неправильно подобрали актёра — уж больно у него доброе лицо, ещё и пухленькое, что как-то не вяжется с тем, какую суровую жизнь вели моряки.
Всё в том же 2006 году вышел сиквел «Пиратов Карибского моря» с подзаголовком «Сундук мертвеца» («Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest»). И на этот раз я с уверенностью могу сказать, что авторы решили кардинально переосмыслить пиратский канон.
Большой упор в фильме сделали на фэнтези, на реализацию самых интересных морских мифов и суеверий — здесь появляется потрясающий Дейви Джонс и кракен, а вместо шаблонного сундука с золотом нам дают сундук... с живым сердцем. Чем вам не разрыв шаблонов?
Сюжет также стал гораздо дальше от намеченных ещё в первом фильме шаблонных линий. Персонажи стали неоднозначными — чего только стоит трансформация Элизабет из «дамы в беде» в «femme fatale». Уилл же, пытаясь сохранить своё достоинство, не заметил, как превратился в полноценного пирата. Единственной константой в этом балагане остаётся только Джек, который всегда ведёт себя эгоистично, но в самый ответственный момент показывает, какой же он «добряк».
«Сундук мертвеца» — моя любимая часть трилогии, поскольку здесь удачно совместили приключение с нотками комедии, триллера, драмы и даже хоррора. Получился очаровательный коктейль, взболтанный, но ещё не смешанный.
А вот где всё-таки смешали, так это в третьей части под названием «На краю света» («Pirates of the Caribbean: At World's End»). Гор Вербински решил закончить своё творение на самой высокой ноте и превратил фильм о пиратах в полноценную супергероику — вероятно, в Дисней это заразительно.
При этом третья часть всё равно удачно завершает историю, закрепив успех пиратской франшизы. Жаль, что в дальнейшем это сыграет злую шутку, в первую очередь со зрителями и фанатами.
2010-е и 2020-е: со сцены обратно в гроб
Воскрешение пиратов в кино в нулевые было блистательным и ошеломительным. Но всё хорошее когда-нибудь кончается. К сожалению, десятые не смогли закрепить успех — основные франшизы растеряли свою привлекательность, а новые им на место не пришли, поэтому в настоящее время наблюдается значительный вакуум и неизвестно, получится ли его восполнить.
***
В 2011 году вышел «самый высокобюджетный фильм в истории» — «Пираты Карибского моря: На Странных Берегах» («Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides»). Уже эту картину и зрители, и критики изрядно поругали. Действительно, после такой масштабной третьей части эта казалась нелогичным перезапуском, при том гораздо более скучным. Хотя лично я не считаю «Странные берега» провальными — да, фильм не предлагал чего-то нового, но он не успел скатиться в откровенный фарс, всё-таки Джонни ещё убеждал, а его дуэт с Пенелопой Круз вышел привлекательным.
Но я понимаю, почему многим не зашло. Причина, как мне кажется, кроется в том же, что достало людей в 70-е годы XX века — обращение к приключенческой мелодраме с элементами комедии. Авторы не смогли предложить чего-то нового и зашли аж на третий круг. В итоге получился блеклый повтор первой части «Пиратов», которая в общем-то и сама не была в этом плане оригинальной. Но если в начале нулевых люди успели отдохнуть от пиратских мелодрам, а новые технологии добавили свежести картинке, то ничего из этого в четвёртой части уже не сработало. И хотя фильм собрал свой миллиард долларов, в погоне за быстрой прибылью продюсеры растеряли долгоиграющий кредит доверия.
В 2012 году пиратская тема неожиданно возникла в рамках франшизы «Ледниковый период». Фильм с подзаголовком «Континентальный дрейф» («Ice Age: Continental Drift») стал четвёртым в череде фильмов о мамонте Мэнни и его друзьях. Однако его ждала та же участь, что и «Странные берега» — прохладный приём зрителей и критиков при отличных сборах.
Говорить о ленте можно примерно в тех же эпитетах, ведь люди почувствовали, что некогда успешная франшиза выдохлась, а пиратский фарс, что разыграли в «Континентальном дрейфе», как будто только подтвердил кризис идентичности. Ведь если вспомнить первую часть, где общий нарратив шёл в грамотно выдержанной стилистике, то чем дальше, тем больше абсурдных и неподходящих элементов добавляли в новые фильмы. Таким образом, уже в пятом фильме всё окончательно превратилось в карнавал бреда и лени сценаристов.
2012 год также преподнёс нам ещё один «подарок» — а именно очередную экранизацию «Острова сокровищ». А вы думали, что всё, кина не будет?
Интерпретация получилась интересная, чего только стоит решение сделать Джона Сильвера лысым бородатым мужиком. Стилистику тоже обновили — заметно отошли от канонов XX века и стали ближе к тому визуалу, что предлагали «Пираты Карибского моря» — именно в таких вещах часто наблюдается влияние выдающихся произведений искусства.
В плане сценария при этом решили не слишком далеко уходить от оригинала, с некоторыми изменениями общая фабула сохранилась, но обрела несколько более удобные черты для восприятия современным зрителем. В целом, если интересно, то можете ознакомиться.
Ну и наконец, моя личная боль. То, как я был оскорблён и унижен выходом «Пиратов Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» («Pirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales»), не описать словами.
Скажу честно — я очень ждал продолжение «Пиратов». Первый тизер-трейлер под трек «Ain't no Grave» заставил по моей коже ползать мурашки. Мне показалось, что после неубедительной четвёртой части авторы опомнятся и возродят франшизу. Как же я ошибался...
Дерьмо, что я увидел, трудно оценивать. Практически все элементы фильма сделаны ужасно — все персонажи прошли мимо «кассы с хорошей проработкой», а сценарий по ощущениям писался как конспект по фанфикам. Не спас фильм даже Джонни Депп, который просто постарел и выглядел перезревшим фруктом — образ капитана Джека Воробья, судя по всему, исчерпался.
Моё личное мнение не сильно отличается от мнения многих зрителей и критиков. Все увидели, что у авторов кончились идеи, а может быть у них просто не было таланта, мы не знаем. Однако судебное разбирательство Деппа с бывшей женой наложилось на провал картины и франшизу похоронили, а вместе с ней и всё пиратское кино...
Последним проектом, который может быть хоть как-то интересен — это документальный сериал от Netflix «Затерянное королевство пиратов» (The Lost Pirate Kingdom») 2021 года, в котором рассказывают историю пиратского квазигосударства Нассау (вспомните Assassin's Creed Black Flag).
Выступления различных экспертов перемешивается с неплохими художественными сценами, иллюстрирующими то, как теоретически могло всё выглядеть. Не стоит надеяться выучить историю пиратства по этому сериалу, но всё же что-то полезное из него можно извлечь.
2025: что ждёт пиратов киноэкранов в будущем?
И вот, я наконец выплатил свой долг перед кармой и закончил повествование об истории пиратского кино. За всю эпоху кинематографа вышло огромное множество картин разного масштаба и качества. Пираты в кино переживали свои золотые времена и кризисы, но как некая абстрактная тематика или, если угодно, сеттинг пираты будут всегда существовать в общественном дискурсе, регулярно будут появляться фильмы, сериалы, видеоигры и книги.
Но что ждёт пиратов в кино? По моим ощущениям, в ближайшее время какого-то качественного сдвига не будет. Несмотря на подготовку шестой части «Пиратов Карибского моря», куда хотят вернуть и Деппа, а также планы Диснея снять новую экранизацию «Острова сокровищ», чего-то более свежего, более впечатляющего, что могло бы заставить нас вновь переосмыслить свой взгляд на пиратов, на горизонте не предвидится, увы. В Дисней я уже давно потерял веру, а другие студии или независимые авторы не торопятся оставить свой след. Поэтому живём дальше с угасающей надеждой...
Бонус с клубничкой: фильмы о пиратах для взрослых
На десерт хочу кратко упомянуть обратную сторону кинематографа. А именно порнофильмы.
Например, можно вспомнить итальянский фильм «I predatori delle Antille» 1999 года. И хотя это не порно, а всего лишь лёгкая эротика даже без постельных сцен, вы можете просто полюбоваться красивыми женскими формами.
«Революция» произошла в 2005 году, когда выпустили полнометражный порнофильм «Пираты» («Pirates»), в котором снялись многие порнозвёзды того времени.
Успех картины породил идею сиквела, который вышел уже 2008 с подзаголовком «Месть Стагнетти» («Pirates II: Stagnetti's Revenge»). Туда даже залетела Сашка Грей. Так что, «флаг» вам в руки, как говорится...
А сериал Чёрные Паруса почему не попал в лонг?))
https://www.kinopoisk.ru/series/714095/?utm_referrer=www.google.com
Забыл как-то про него, хотя он был в лонглисте. Ну и прошу простить за лень, к концу написания хотелось уже поскорее завершить эту эпопею, многие проекты я опустил и сосредоточился на самых заметных
думала, что про другое "пиратство". но так тоже интересно)
Об этом лучше спросить админов рутрекера, они явно больше меня знают
Про Капитана Блада (по повестям Саббатини) можно снять ебейший фильм или сериал
Кино вышло бы даже лучше книги
Не понимаю, почему Синдбада считают провальной картиной. Отличная анимация, прекрасная музыка и колоритный злодей. Что людям еще надо?