История российского геймдева 90-х на примере проекта "Петька и Василий Иванович"

История российского геймдева 90-х на примере проекта "Петька и Василий Иванович"

Петька и Василий Иванович - серия российских юмористических квестов про командира дивизии Чапаева и его помощника Петьку. Основа сюжета - анекдоты и конспирологические теории, поэтому на высокую интеллектуальность можно не рассчитывать.

Серия содержит 9 эпизодов, выпускалась с 1998 по 2009. В 2016-17 Бука перевыпустила первые три части с поддержкой новых ОС, мобилки и геймпада.

Концепцию и первые две части создала студия СКИФ, остальные - Сатурн (он же Сатурн Плюс). Сатурн, кстати, можно считать королем квестов в России: Новые Бременские, Недетские сказки, Двенадцать стульев, Агент: Особое Задание и многие другие были разработаны ими.

История российского геймдева 90-х на примере проекта "Петька и Василий Иванович"

Петька - вообще уникальное явление для 90х - чистый инди. Это сейчас есть конструкторы, готовые движки, огромное количество графических редакторов, позволяющих сделать игру в одно лицо - даже школьник справится. Тогда всего этого не было. На разработку игры требовались большие деньги, и еще большие - на раскрутку и реализацию.

Не было краудфандинга, не было стима и других платформ, где разработчик может получить денежку за игру, если она вышла удачной. В 90е игры отбивались только за счет продажи дисков. А кто жил в те голодные времена, помнит, что покупать официальные игры, кино, музыку и прочее медиа никто не собирался - рынком правили пираты. В электричках продавали кассеты, записанные из кинозала, на прилавках стоял паленый софт с ключами, диски передавали из рук в руки, обменивали в специальных пунктах, дублировали дома через RW-привод.

История российского геймдева 90-х на примере проекта "Петька и Василий Иванович"

Единственный способ найти какое-то финансирование - подвязаться к дистрибьютору. Самыми известными в те времена были Buka и Akella. Но российский геймдев находился в зачаточном состоянии, дистрибьюторы занимались преимущественно локализацией зарубежных игр, которые уже имели данные по продажам в Европе и Америке, предсказуемо окупались. Ну и тяга ко всему заграничному упрощала реализацию.

Тут появляется Олег Захаров со своим умилительно амбициозным желанием сделать квест лучше, чем Sierra. Опыта в геймдеве у него не было, за спиной только художественная школа и стопка посредственных (на мой взгляд) комиксов про Чапаева. Но в Захарова поверил Вячеслав Письменный, у которого на тот момент уже был вполне доходный бизнес: мультимедийный журнал SBG и электронные энциклопедии. Письменный дал Захарову денег, компьютеры, кабинет для работы - так возникла студия S.K.I.F. - но все это быстро схлопнулось, как часто бывало в 90е.

История российского геймдева 90-х на примере проекта "Петька и Василий Иванович"

Письменный и Захаров несут наработки Буке, та соглашается в них инвестировать. Но - на скотских условиях полной передачи прав на название, персонажей, диалоги, всю графику и все текстовые материалы. При этом денег дали впритык - СКИФ ничего на этом не заработал. Как, кстати, и Куваев на Масяне. А когда была закончена вторая часть Петьки, сшитая из остатков первой, проект просто забрали у создателей и передали более стабильному и проверенному Сатурну.

После этого Захаров и Письменный захотели сделать "лучшую игру в мире" на стыке Sims, GTA и Carmageddon. И Бука снова поверила, снова дала денег, но - мало, проект так и остался нереализованным.

История российского геймдева 90-х на примере проекта "Петька и Василий Иванович"

В итоге мечтатели разошлись. Захаров как-то совсем ушел от игр в инфоцыганство, занимается мануальной терапией и, прости господи, космоэнергетикой. Письменный в 2004 выпустил игру "Глаз Дракона", по собственной инициативе участвовал в разработке седьмой части Петьки, занимался неигровыми проектами, писал книгу, пробовал в мобильную разработку и еще много чего. Но оба до сих пор ностальгируют по временам Петьки, мечтают возродить проект, в который вложили столько сил и денег.

Вот такая грустная история. Хотя, почему грустная? Игру-то сделали, и играла в нее вся Россия.

Теперь пару слов о самой игре. Она может бесконечно нравиться создателям, но на мой вкус - редкостная дрянь. Вычурная, пестрая и безвкусная, как Маски-шоу. С убогим юмором и неуместным эротизмом. С абсурдными, примитивными загадками. Как и многие-многие продукты девяностых, не только в России.

История российского геймдева 90-х на примере проекта "Петька и Василий Иванович"

Но рождение Петьки - само по себе чудо, победа энтузиазма и амбициозности над финансовым кризисом. Имеет ли Петька право на существование в новом веке с новой моралью? Так он уже существует: перевыпуски 2016 года имеют положительные оценки на Стиме. Значит, игра до сих пор находит своего зрителя, нравится мне это или нет.

Спасибо, что дочитали.

2727
44
55 комментариев

Вычурная, пестрая и безвкусная, как Маски-шоу. С убогим юмором и неуместным эротизмом. С абсурдными, примитивными загадками. Как и многие-многие продукты девяностых, не только в России.

Так игра то не плохая, это просто продукт того времени. Под твою оценку можно смело подвести всю серию Leisure Suit Larry - классика point-and-click игр.

11

Положа руку на сердце, как игра - хуйня полная, выехала только на колорите и отсылках.

3
3
Автор

Можно, конечно, я об этом и говорю - время было такое)

2

Загадки, кстати, примитивными в первых Петьках не были. Как, впрочем, и логичными они были далеко не всегда. На некоторых местах без солюшена можно было застрять ровно так же, как и на сьерровских квестах, если вы не додумаетесь, скажем, набрать пчел из улья шприцом. А вот в поздних руссоквестах они стали реально одноклеточными: квест про поручика Ржевского можно было пройти за полтора часа потому как все предметы лежали буквально на том же экране, где в них возникала надобность и применялись без какой-то вычурной фантазии.

1

Сейчас вы таких игры не увидите 😎

8

Да и анимация подобная как в лету канула 🥲

3

Зато книг полно подобных

1