Как зима и холод меняют наши любимые игры

В виртуальных мирах тоже бывает холодно.

Как зима и холод меняют наши любимые игры

Зимняя погода, снег и холод — не только символ приближающихся новогодних праздников, но и отличный источник вдохновения разработчиков, придумывающих игровые механики. Где-то снег служит лишь декорацией, обозначающей «нордический» характер местности, а где-то полностью меняет геймплей. В преддверии зимних праздников вспоминаем, как вьюга, стужа и снежные сугробы влияют на наши любимые игры.

Дизайн

Как зима и холод меняют наши любимые игры

В первую очередь, зима — это часть антуража и атмосферы. Тяжело себе представить The Elder Scrolls V: Skyrim без белоснежных пиков и морозных вьюг; нельзя говорить о Нортренде из Warcraft 3, не вспоминая его дремучие, облезлые леса и мрачное небо, в котором, кажется, никогда не светит солнце. Зима стала неотъемлемой частью Mafia 2 (или, по крайней мере, её первой половины), Fahrenheit, Syberia, Max Payne и серии Metro.

Metro
Metro

К тому же, белоснежное окружение — это хитрый способ левелдизайнеров не заморачиваться со сложным декором. Не нужно анимировать деревья или траву — все листья опали от холода, а растительность спрятана под сугробами. Возможно, поэтому зачастую DLC и расширения к играм предпочитают делать в снежных локациях: вспомните недавнее дополнение для Titan Quest, Lord of Destruction для Diablo 2 и «Воинов Севера» для King’s Bounty.

В серии Silent Hill мир вокруг героя периодически меняется. Чаще всего метаморфозы символизируются сменой декораций на ржавые железные конструкции и человеческую плоть. А вот в Silent Hill: Shattered Memories, переосмыслении первой части франшизы, переход в потусторонний мир обозначен заморозками — реальность вокруг героя начинает покрываться льдом.

Silent Hill: Shattered Memories

Зима задаёт нужный настрой играм про исследование и мистику — безлюдные снежные пустоши и пробирающий до костей холод составляют немалую часть атмосферы таких игр, как Kholat и «Анабиоз: сон разума». Морозный плен и леденящее душу одиночество в этих хоррорах по-настоящему пугают, создают атмосферу неопределённости.

Kholat
Kholat

Хотя в большинстве вышеописанных примеров речь больше про антураж и сеттинг — геймплейно стужа не меняет в них почти ничего.

Усложнённое перемещение

Очевидная игровая механика — непроходимые сугробы. Коварный снег мешает двигать ногами и затрудняет перемещение персонажа, превращая зимние локации в кошмар для путешественников.

Зачастую зима влияет на перемещение в тактических играх: в серии Heroes of Might and Magic герои тратят больше очков перемещения на переход по снежной почве, в Battle Brothers юниты расходуют больше выносливости на преодоление сугробов.

Heroes of Might and Magic III
Heroes of Might and Magic III

В Into the Breach вода на зимних уровнях покрыта льдом, который позволяет юнитам не проваливаться — пока шальной взрыв или тяжёлый удар робота-переростка не сломают замёрзшую корку. В Company of Heroes 2 лёд работает примерно также — его можно разбить под ногами врагов, чтобы те провалились под воду.

Как зима и холод меняют наши любимые игры

Впрочем, зима влияет на перемещение не только в стратегиях: например, в Assassin’s Creed 3 у персонажа меняется анимация перемещения, когда тот пытается ходить по колено в сугробах. А в недавно появившейся зимней карте для PUBG по следам на снегу можно вычислить маршрут противника.

Assassin’s Creed 3

Ещё один интересный пример — Batman: Arkham City. В замороженном музее Тёмному Рыцарю приходится использовать льдины в качестве плота, чтобы не попасться в пасть акулы, которую местные бандиты выпустили в огромный бассейн. А если супергерой будет слишком активно бегать по льду — тот может треснуть и обречь Бэтмена на верную смерть.

Batman: Arkham City
Batman: Arkham City

К тому же, лёд зачастую встречается в аркадных играх: где-то это разрушаемая платформа, выдерживающая ограниченное количество прыжков, где-то — скользкая поверхность.

А вот в старой Ice Climber он выступает в роли барьера — чтобы подняться в конец уровня, приходилось разбивать корку молотком.

Ice Climber

Иногда холод служит сюжетным ограничением: так, из-за страшного мороза главный герой The Bard's Tale 2005 года не может пройти через горную долину. Чтобы преодолеть вьюгу, он пользуется волшебным обогревающим зельем подозрительного купца — что и втягивает его в очередные проблемы.

The Bard's Tale
The Bard's Tale

Снижение видимости

Лютая метель, сбивающая с ног ветром и хлопьями снега, и оглушающий вой вьюги. В таких условиях не то что двигаться — дышать тяжело. Как, собственно, и видеть: в такую погоду сложно разглядеть что-либо на большом расстоянии — ведь кругом снег и лёд.

В некоторых играх, например в Call of Duty: Modern Warfare 2, метель ограничивает дальность видимости. Правда, для игрока это скорее плюс: враги не видят персонажа из-за погоды, зато тот не испытывает никаких проблем — помогает особое снаряжение, отмечающее сердцебиение врагов.

Call of Duty: Modern Warfare 2

Холод и голод

Зима — отличный сеттинг для игры в жанре survival. Суровая среда, требующая максимальных усилий для выживания — как раз про эту пору. Поэтому зачастую разработчики делают симуляторы борьбы за жизнь именно в зимнем антураже.

This War of Mine
This War of Mine

В The Long Dark приходится греться у костров и топить снег в котелке ради получения питьевой воды. В RimWorld — строить отопительные системы и заготавливать еду на весь сезон холодов, так как овощи при такой погоде просто не растут (если, конечно, не выращивать их на гидропоновой ферме).

Frostpunk полностью построена на идее жестокой зимы: по сюжету игры, в Великобритании случился новый ледниковый период, и люди всеми силами пытаются его пережить. В ход идут особые машины, детский труд, суровая политика и махинации с религией.

Frostpunk
Frostpunk

В The Legend of Zelda: Breath of the Wild зима и вовсе не щадит игрока: без тёплой одежды главный герой будет мёрзнуть, дрожать от холода и терять здоровье — пока не умрёт. Приходится утепляться, пить зелья и есть согревающую еду.

The Legend of Zelda: Breath of the Wild
The Legend of Zelda: Breath of the Wild

Заморозка

В ролевых проектах и играх с RPG-элементами холод выступает модификатором для оружия и способностей: заклинания и ледяные пули замораживают врагов, замедляя или превращая их в глыбы льда.

Ледяная Королева Жанна, League of Legends
Ледяная Королева Жанна, League of Legends

В Borderlands: Pre-Sequel дебютировал ледяной урон в дуэте с лучевым оружием, а в Divinity: Original Sin магия холода является чуть ли не самой полезной: можно и врага заморозить, и превратить пол под ногами противников в лёд, на котором без нужных навыков и снаряжения неуклюжие монстры будут поскальзываться только так. И вы, кстати, тоже.

Ледяная магия встречается практически во всех RPG: Warcraft, Gothic, TES, Sacred — в общем, везде, где есть волшебники. А в аркадной Magicka морозное колдовство можно объединять с другими стихиями. Или заморозить воду под ногами, чтобы перейти бурную реку.

Magicka
Magicka

Интересным образом к заморозке подошли разработчики Rocket Knight: на ледяном уровне реактивный ранец главного героя перестаёт накапливать энергию из-за низкой температуры окружающей среды. Поэтому движок приходится «прогревать», останавливаясь около жаровен.

Таким образом геймдизайнеры сбавляют общий темп, вынуждая игрока сосредоточиться на акробатике и навыках фехтования — ведь, скорее всего, до этого момента он просто летал по уровню, как угорелый, и побеждал врагов реактивными рывками.

Rocket Knight
Rocket Knight

Похожая геймдизайнерская идея есть всё в том же «Анабиозе» — локации и попадающиеся на пути механизмы скованы льдом. Если игрок включал двигатели или другие устройства, выделяющие тепло, окружение оттаивало, а персонаж мог двигаться дальше по сюжету.

«Анабиоз: Сон разума»
«Анабиоз: Сон разума»

В играх Blizzard, например World of Warcraft, Heartstone и Heroes of the Storm, маги холода владеют заклинанием «ледяная глыба». Чародеи замораживают самих себя, становясь неуязвимыми на короткое время. Правда, двигаться и что-либо делать, находясь в холодном плену, нельзя. Похожая способность есть у Мэй из Overwatch — она помогает переживать особо тяжёлые стычки.

World of Warcraft
World of Warcraft

Другие правила

Бывает, что холода полностью меняют законы и правила игры. Так, в классическом платформере Duck Tales, а именно на уровнях в Гималаях, Скрудж застревает в снегу, если прыгнет на землю с большой высоты. А вездесущие сосульки так и норовят упасть ему на голову.

Duck Tales Remastered
Duck Tales Remastered

В экономической стратегии Northgard всё ещё интереснее. Игровой процесс поделён на сезоны — тёплая пора года и зима. В летние деньки жители почти не тратят древесину, потребляют нормальное количество еды и наслаждаются жизнью.

Но как только наступают холода, всё становится сложнее: запасы дров уходят на растопку и обогрев, еда заканчивается быстрее (ведь в холода её почти негде брать), да и жители деревни не очень радуются испортившейся погоде. Поэтому в тёплую пору необходимо заготавливать ресурсы, чтобы пережить зиму. Особенно, если скандинавские метеорологи предсказывают суровую метель — во время серьёзной непогоды штрафы на ресурсы гораздо выше.

Northgard

Зимние каникулы

Но зимние механики могут не только осложнять геймплей, но и делать его веселее. Как в Minecraft, например: там из снежных блоков можно строить не только иглу и замки, но ещё и оживающих снеговиков, которые будут охранять территорию от захватчиков — стоит только водрузить на них тыкву вместо головы. А можно просто налепить снежков и кидаться ими во врагов и друзей: урона они не наносят, но зато это весело!

Как зима и холод меняют наши любимые игры

К слову, снежки есть во всё том же PUBG — ими можно покидаться на этапе ожидания на зимней карте. Эту же механику Treyarch добавила в «королевскую битву» Black Ops 4 в зимнем апдейте. А ещё игре в снежки посвящён очень трогательный эпизод в The Witcher 3: дуэль с Цири — та ещё забава.

«Ведьмак 3: Дикая охота»
«Ведьмак 3: Дикая охота»

Зима — по-своему уникальная пора года. И, подобно любой другой вещи в реальном мире, она не могла не найти своего отражения в компьютерных играх. А какую «прохладную» особенность из игр можете вспомнить вы? Делитесь в комментариях.

165165
120 комментариев

Комментарий недоступен

210
Ответить

Блин, опередил))

7
Ответить

Как Хидео КодЗИМА меняет игры

Ответить

Мне было в кайф бегать в The Division, в режиме Выживание, когда у самого за окном было -30 градусом.

15
Ответить

Едва ли не лучшее что было в игре, концентрированные эмоции. Жаль юбики не умеют свои идеи до ума доводить вовремя.

Ответить

Скриншот из Героев3

4
Ответить

Комментарий недоступен

31
Ответить